Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Флоровский женский монастырь. В свято-флоровском вознесенском монастыре. Список использованной литературы

50.463333 , 30.513333 50°27′48″ с. ш. 30°30′48″ в. д.  /  50.463333° с. ш. 30.513333° в. д. (G) (O) Конфессия Украинская православная церковь (Московского патриархата) Тип своекоштный Основатель неизвестен Дата основания начало XVI века Свято-Вознесенский Флоровский на Викискладе

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир ) - женский монастырь на Подоле в Киеве , основанный, вероятно, в начале XVI века .

История монастыря

Игумения Парфёния , в миру Аполинария Александровна Адабаш, происходившая из знатного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в русской армии и за заслуги от императрицы Елизаветы Петровны получил значительные земли в Новоросийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кирилу и Мефодию и "Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния".

Архитектура монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался на протяжении двух столетий, тут можно увидеть здания, относящиеся к разным эпохам и разным стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях.

Страшный пожар 1811 года уничтожил весь Старый Подол, от деревянных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, сильно пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался архитектор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду , дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Литература

  • Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря. - Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Ссылки

Примечания

Этот монастырь, возможно, не самый заметный и известный в Киеве, но он чуть ли не самый показательный в плане гармоничного функционирования православного монастыря в пределах большого города. Почему православного? Потому что, например во Львове, есть множество монастырей, которые гармонично вливаются в городскую панораму, но это католические монастыри. А вот монастыри православные всегда тянут на себя больше внимания, и функционируют по принципу города в городе. Вроде Киево-Печерскаяой Лавры, или Софии Киевской, или Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове. Таких примеров множество. Я не говорю что это плохо, просто обращаю внимание на гармоничность городской среды и хочу отметить, что в этой гармоничности монастыри должны быть заметными и незаметными одновременно. (Незаметные православные монастыри тоже есть, например в Одессе, но это перегиб в другую сторону, когда они просто сливаются с городской средой).

Свято-Вознесенський Флорівський монастир

Монастир на початку 20 століття (видно грушеподібні бані Вознесенського собору)

Вознесенський собор (ліворуч) із шоломоподібними банями (фото кликабельне)

На Подоле немало храмов. Немало и монастырей (бывших и действующих сейчас). Вознесенский Флоровский монастырь один из старейших, крупнейших и наиболее интересных. Он является неотъемлемой частью пейзажа Подола, хотя одновременно это один из самых компактных и самых уютных больших монастырских комплексов в Украине (это когда не одна церковь и не один корпус келий удачно расположены на ограниченном пространстве). Здесь есть и большой собор, и большая колокольня, и три вспомогательных церкви и большие келейные корпуса. И функционирует все это на ограниченном пространстве оживленной деловой части города, с постоянными автомобильными пробками и сотнями (или тысячами) типичных офисных работников.

Когда в Киеве основали монастырь в честь святых Флора и Лавра - неизвестно. В соответствии с некоторыми историческими документами он существовал уже в 1441 году. Затем пал и был восстановлен киевским протопопом Иаковом Гулькевичем, который получил земли обители в пожизненную собственность от польского короля Сигизмунда II в 1566 году. Монастырь тогда уже был женским. В 1632 году внук Гулькевича отказался от прав на монастырские земли, и передал их в подчинение игуменьи Агафьи Гуменицкой. С тех пор обитель существовала как отдельный монастырь, подчиненный Киевской митрополии и Вселенскому (Константинопольскому) патриархату. Но после присоединения Киева к Московии, митрополию почти силой переподчинили патриархату Московскому. Далее о подчинении говорить не будем...

Церква Казанської Богоматері

Трапезна церква

Воскресенська церква

Сначала все здания монастыря (который был очень бедным) были деревянными, поэтому очень страдали от частых пожаров. Лишь в конце 17 века в обители появилась первая каменная постройка - дом настоятельницы.

Расцвет начался в 1711 году, после закрытия Петром I Вознесенского женского монастыря (старейшего женского монастыря Киева), и перевода насельниц в Флоровскую обитель. На месте Вознесенского монастыря впоследствии построили городской арсенал.

Вознесенский монастырь считался самым элитным женским монастырем Киева. Большинство монахинь здесь происходило из княжеских и шляхетских родов. Как отмечал известный французский инженер Боплан (долгое служивший польской короне) монашки (увиденные инженером на прогулках) имеют чрезвычайно красивые лица.

Дзвіниця

Монастирські корпуси (станнє фото кликабельне)

В 1683 году, после назначения игуменьей Вознесенского монастыря Марии-Магдалины Мазепы (Мокиевской) - матери будущего гетмана, начался расцвет обители. Она стала главным центром литургического шитья, расширялась и расстраивалась. Но император Петр закрыл «мазепинский» монастырь. Каменные храмы и здания обители впоследствии были разобраны, ну а монахинь перебросили в Флоровский монастырь.

Флоровскому монастыря перешли и многочисленные имения Вознесенского. С одного из беднейших он стал одним из самых богатых. С 1732 года он стал называться Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Произошло это после окончания строительства Свято-Вознесенского собора - главного храма обители.

Собор возвели в стиле украинского барокко. Интересно, что позднее в церковных кругах этот стиль назвали «архаистической формой, которая соответствует народной строительной традиции». Несколько раз он реставрировался после пожаров. Так в 1811 году пожар уничтожил в храме почти все росписи. Реставрационными работами руководил главный архитектор Киева Андрей Меленский. По его инициативе были восстановлены первоначальные грушевидные, характерные для украинского барокко, купола собора. А вот советские «реставраторы» после разрушения куполов в 1941-43 годах (в период оккупации) не восстановили их форму, поставив на барабаны непонятные шлемовидные завершения. Собор тогда несколько потерял в красоте. Но все равно, это и сейчас один из самых величественных храмов Подола. Особенно впечатляет интерьер здания (который мне сфотографировать не разрешили - не благословляется).

В 1759 году первую каменную постройку монастыря (дом игуменьи) превратили в трапезную церковь (ныне церковь Тихвинской Богоматери). Чуть раньше (в 1740-м) была возведена трехъярусная колокольня, причем два верхних яруса были деревянными.

К концу 18 века большинство зданий Флоровского монастыря оставались деревянными, поэтому страшный пожар 1811 года их уничтожил. Как уничтожил он и верхние ярусы колокольни. Под руководством Меленского была проведена капитальная перестройка монастыря. Построили новые корпуса келий. Двумя каменными ярусами в стиле ампир завершили колокольню (колокольня имела высокий шпиль, искаженный советскими реставраторами). В том же стиле в 1824 году возвели Воскресенскую церковь-ротонду (ныне считается одним из лучших ампирных зданий Киева).

В 1840-44 годах была построена церковь Казанской Богоматери. Автором проекта считается Павел Спарро. Церковь является смесью классицизма и историзма (классицистическое здание дополнено элементами русско-византийской архитектуры).

В 1929 году монастырь закрыли. Троицкую церковь, которая стояла на монастырском кладбище разрушили, а остальные здания раздали разным учреждениям. Так в церкви Казанской Богоматери расположили цех протезного завода, в Вознесенском соборе и Воскресенской церкви - мастерские «Укрпроектреставрации», в келейных корпусах - житлокооператив... Ну и т.д.

Во время немецкой оккупации монастырь снова открыли, в будущем он уже не закрывался (официально), хотя большинство зданий вернули монахиням лишь в 90-е годы прошлого века.

Сейчас обитель можно сказать процветает, даже несмотря на продолжение восстановительных работ во многих зданиях. Это значительный туристический объект, входящий в большинство экскурсионных программ Подола. Советуем посетить этот уголок уюта среди шумного города. Не пожалеете.

Текст и фото Романа Маленкова

Здравствуйте!
Объединила в один пост Владимирский собор и Флоровский монастырь, так как фотографий не очень много, но все же хочется, чтобы вы прониклись очарованием этих мест и захотели лично побывать там:

Идея построить в Киеве кафедральный собор в честь Святого Владимира возникла в начале 1850-х годов. Тогда в городе сооружали памятник князю на Владимирской горке. Николай I одобрил эту идею. В сентябре 1852 г. был создан комитет из представителей Киево-Печерской лавры, который начал собирать средства на строительство, выбирать месторасположение собора и заниматься подготовкой проекта (Храм выдающихся творений).
Пока собирали деньги, готовился проект, время шло, и церемония закладки собора состоялась только 15 июля 1862 года в день празднования памяти князя Владимира.

Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами ():

История постройки собора очень длинная. Мы бы назвали это долгостроем. То нехватало денег, то архитектор оказывался чрезвычайно занят, и строительство переходило к другому специалисту. А в 1866 году, когда собор был практически построен, вдруг дали трещину стены, своды разошлись, и появилась угроза обвала. Естественно стройку опять заморозили. Архитектор Беретти (в чьих руках в то время находилось строительство собора) испытал после этого такой стресс, что карьера его рухнула, а сам он умер в психиатрической больнице.
А в недостроенном соборе на протяжении девяти лет работы вообще не велись. За это время начали портиться леса и кладка. В дело вмешался царь — во время посещения Киева в 1875 году Александр ІІ, увидев заброшенное сооружение, выразил пожелание достроить собор. Сооружение храма перешло в руки государства. В 1882 году храм наконец-то был построен. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось (Храм выдающихся творений).
Самое прекрасное в соборе - это внутренняя отделка. К росписям были привлечены известные живописцы: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и другие. Некоторые орнаменты исполнил Михаил Врубель.

Васнецов заключил договор о работе в соборе на два года. На деле, только на создание алтарного образа Богоматери ушло два года, а весь собор потребовал от Васнецова 11 лет непрерывной работы (Собор святого князя Владимира в Киеве).
Величественнейший образ, созданный художником, — запрестольное изображение Богоматери с маленьким Христом, воздевшим руки, благословляя мир. Позу, в которой изображен Сын Божий, художнику подсказал его собственный сын. Когда однажды утром ранней весной жена Васнецова вынесла их сына во двор, ребенок всплеснул ручками, увидев небо и птиц. Художник воспринял это как знак свыше (Храм выдающихся творений):

Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора — лучшего в мире. Недра Каррары, гористой местности в итальянской провинции Тоскана, породили материал для шедевров Микеланджело и уникальных по своему значению флорентийских соборов. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол храма. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции (Собор святого князя Владимира в Киеве):

Освящение собора состоялось 20 августа 1896 года только через 34 года после начала строительства. Итак, величественный Храм-памятник рождался по инициативе Николая I, строился в царствования Александра II и Александра III, закончен и освящен был при Николае II (Собор святого князя Владимира в Киеве).

К счастью собору удалось выстоять в советское время, хотя и не раз были попытки его разрушить.
После прихода советской власти, в 1929 году Владимирский собор "отдал на индустриализацию" все свои колокола (1 100 пудов). А в 1941 немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его, как ни парадоксально, для нас (Мой Киев).

В настоящее время Владимирский собор является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Во время посещения собора увидела венчающуся пару:

А это один из священников собора:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве является не только историческим памятником, но и действующим женским монастырем. По данным официального сайта Киевской епархии Украинской Православной Церкви в настоящее время во Флоровском монастыре, под руководством игумении Антонии (Филькиной), подвизается 230 сестер, среди них 1 игуменья на покое (Овручского монастыря), 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини, 42 послушницы и остальные трудницы:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом. Обитель была достаточно бедной. Но в 1711 г. в монастыре произошла коренная реорганизация. По воле Императора Петра I ко Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. (ОтдыхИнфо).
Дело в том, что настоятельницей Вознесенского монастыря долгое время была легендарная Мария Магдалина - мать гетмана Ивана Мазепы, Марина Мазелина-Калединская.
Вознесенский монастырь считался элитарным — сюда шли княжны, шляхтянки, девушки из семей казацкой старшины. При монастыре существовала школа; ее воспитанницы получали весьма неплохое для XVII в. образование, а вдобавок овладевали уникальным золотошвейным искусством. После Полтавской битвы этот монастырь был упразднен, а всех монахинь перевели во Флоровский. Они принесли с собой свои богатые вклады, свое искусство золотого шитья. Обитель стала настоящей наследницей всего имущества Вознесенского монастыря и обрела новое, двойное название — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. И началось мощное каменное строительство
(Туристический ликбез).
Одна из первых построенных каменных церквей - Вознесенский собор (1722-1732):

Возводятся трапезная, кельи, хозяйственные постройки, разбивается сад, украшается кладбище.

И тут — новый удар: ужасный пожар 1811 г., о котором современники вспоминают с содроганием. Подол тогда занялся как будто весь сразу. Знаменитый киевский историк Н. Закревский вспоминает: «Почти три дня горело». Утверждают, что на подольских улицах от жара взрывались кирпичи и обломки их долетали до Киево-Печерской лавры; а обрывки горелой бумаги находили под Васильковым, в 36 верстах от Киева. Около 40 монахинь погибли в соборной церкви — задохнулись в дыму. Все деревянные строения монастыря сгорели дотла; от каменных уцелели только нижние ярусы, верха сгорели. Монахини остались на пепелище (Туристический ликбез). Так что здания монастыря, кроме восстановленного Вознесенского храма выполнены в XIX веке.
Колокольня над Святыми вратами (1732-1821):

Храм св. Николая Мирликийского (до 1857 г. — свв. Флора и Лавра; первый ярус — XVII в., второй — 1818 г.):

Воскресенская церковь-ротонда, увенчанная зеленым полусферическим куполом, спроектирована первым главным архитектором Киева А.И.Меленским:

А церковь Казанской Богоматери — это уже работа епархиального архитектора П. Спарро, и возведена она в 1884 г. В советское время ее у монастыря отобрали, разрушили купол и устроили в храме фабричный цех. Сейчас церковь, как и некоторые другие строения, возвращена монастырю и фактически полностью возрождается монастырский ансамбль (Туристический ликбез):

На территории монастыря очень спокойно, красиво и уютно:

Замечательная ограда цветника:

Есть и места, которые пока еще не приведены в соответсвующий вид. Проход туда закрыт, но одним глазком посмотреть можно:

На стене Никольской трапезной церкви - недавно отреставрированная монументальная живописная композиция «Моление Серафима Саровского». Казалось бы, почему она появилась здесь? Дело в том, что около 1760 г. во Флоровском монастыре приняла иночество, а потом и схиму подвижница Александра Мельгунова. Здесь, на святых горах киевских, было ей видение о том, что с ее благословения будет основан в России четвертый удел Пречистой на земле. И место этого удела указала ей Матерь Божия — сельцо Дивеево. Туда отправился, по велению и благословению матушки Александры, обратившийся к ней за напутствием отрок Прохор — будущий великий подвижник XIX в. Серафим Саровский. И отсюда, из Флоровского монастыря, начинает отсчет своей истории прославленная Серафимо-Дивеевская обитель (Туристический ликбез):

В разное время насельниками монастыря были многие исторически известные в России и Украине люди.
Так, с 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 г. г. Погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И. А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И. А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810 г.) и стала первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения.
Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская (ОтдыхИнфо).

Так что если окажетесь в Киеве, очень советую посетить этот монастырь.

Первые письменные сведения о существовании монастыря во имя святых Флора и Лавра на Подоле датируются 16 веком. Столетием позже, в 1710 году, по велению Петра I женский Вознесенский монастырь , стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской Лавры, был закрыт, поскольку занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости . Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре на Подоле; ему передали все недвижимые имения закрытой обители, которых было получено особенно много при игуменьи Марии Магдалине - матери украинского гетмана Ивана Мазепы.

С тех пор существует , который прославили монахини своими благими деяниями. Так, в 19 веке на территории обители находилось училище для девочек из бедных семей, богадельня, больница. Монастырь был закрыт в 1929 году, вновь возрожден в 1941 году; сегодня в нем более двухсот сестер и много послушниц; здесь проходят ежедневные богослужения.

Обитательницами Флоровского монастыря были в свое время известные личности. С 1758 года до самой кончины здесь вела жизнь, посвященную Господу, княгиня Наталия Долгорукова, дочь сподвижника Петра I Б.Шереметева. Став супругой опального князя И.А. Долгорукова, она не испугалась нелегкой доли и отправилась за мужем в ссылку. После казни горячо любимого князя, она приняла постриг во Флоровском монастыре под именем Нектарии, по преданию, бросив свое обручальное кольцо в Днепр. Страдания, перенесенные Наталией, ее великое смирение, были описаны ею в мемуарах под названием «Своеручные записки».

Одной из наиболее почитаемых обитательниц Флоровского монастыря была также инокиня Елена , в миру Екатерина Бехтеева (1756-1834). Она не была канонизирована, однако при жизни была горячо любима и почитаема старицами и мирянами за добрые дела и умение утешить в скорби, а также за то, что «умела прощать». Могила инокини Елены - на территории монастыря, за Вознесенским собором.

Во все времена монахини Флоровского монастыря славились редкостным умением вышивать золотыми нитками лики святых. Об этих дивных работах, украшавших храмы обители, знали люди отовсюду и приходили не только к молитве, но и полюбоваться вышитыми золотом образами.

Среди святынь Флоровского монастыря выделяют: список с чудотворного образа Руденской иконы Божьей Матери, две иконы Богородицы - Тихвинская и "Скоропослушница", образ "Призри на смирение" - список со знаменитой чудотворной иконы Свято-Введенского монастыря на Печерске.

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются: колокольня со Святыми вратами, Вознесенский собор, церковь Воскресения Христова, Николаевский трапезный храм. На этапе возрождения - церковь Казанской Иконы Божьей Матери, в здании которой в советские времена находилась швейная фабрика.

Монастырь располагается у подножия Флоровской горы , где хоронили усопших инокинь. К ней ведет подъем от Вознесенского храма.

На всей территории монастыря - великолепный сад с розарием , фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» в сочетании с древними храмами. Увидеть все это, а также узнать о жизни обитательниц Флоровского монастыря в Киеве, Вы сможете, побывав на .

Легенда о Святом Касияне и Святом Николае.

На стене главного храма Флоровского монастыря - Вознесенского собора - изображения святых Касияна и Николая. Согласно легенде, Святой Касиян , который управляет всеми ветрами и держит их под двенадцатью замками, пожаловался Богу на Святого Николая, которого люди любили и уважали больше, чем его. Тогда Бог велел ангелам позвать к нему Святого Николая.

Сколько не искали ангелы - нет на небе Николая, все по земле ходит, людям помогает. То корабли от бури спасает, то от пожара людей оберегает, то из плена невольницкого выручает. Когда Бог все-таки дождался Николая, тот предстал пред Господом в простой свите, в грязи, подвязанный веревкой, так как он помогал человеку телегу из болота вытащить. «Вот видишь, Касиян» - промолвил Бог, - «поступай так же, как Николай, и тебя люди так же почитать будут».

Недаром день Святого Николая отмечается четырежды в год, в знак благодарности за его деяния, а Святого Касияна - только раз в четыре года, 29 февраля.

Фото Флоровского монастыря в Киеве

Храм Воскресения Христова

Изображение Серафима Саровского

Колокольня над Святыми вратами обители

Монахини заботятся о животных

Маленький рай на земле

Изображение святого Касияна на стене Вознесенского собора

Рядом с ним - святой Николай

Киево-Флоровская женская обитель упоминается в документах начиная с 15 в. Настоятельницей женского монастыря некоторое время была мать гетмана Ивана Мазепы. Во Флоровсом монастыре находится трапезная церковь во имя святых Флора и Лавра. В советское время на территории монастыря находилось промышленное предприятие. Сейчас монастырь восстановлен в прежнем виде. На территории обители сохранился действующий источник святой воды.

04070, г. Киев, ул. Флоровская, 6/8, тел. 416-01-81.

Проезд: метро до ст. "Контрактова площадь.

Престольные праздники. Вознесенский собор с южным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечаются как престольные праздники дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая, а также Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.

Святыни. В Вознесенском соборе: местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.
В алтаре - ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских.
Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.
На территории монастыря находится могила местнопочитаемой подвижницы благочестия инокини Елены (Бахтеевой, †1834).

Настоятельница - игумения Антония (Филькина).

Богослужение ежедневное. Монастырь не переходит на "летнее время". Богослужение: вечернее - 16.30 (летом - 17.30), Литургия - 7.00 (летом - 8.00). В воскресные и праздничные дни - 2 Литургии: 7.00 и 9.30 (соответственно, летом в 8.00 и 10.30).

При монастыре существует служба "Православный паломник", осуществляющая паломничество ко святыням Востока. Тел. 416-54-62.

Документально известен с 1566 г. как освященный во имя свв. Флора и Лавра. В 1712 г. в число здешних насельниц вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, что стояла напротив Св. врат Киево-Печерской Лавры. Флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине Мазепиной - матери гетмана Украины Ивана Мазепы. В XVIII-XIX вв. во Флоровской обители жили выдающиеся в русской истории подвижницы благочестия. С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714-1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в "Своеручных записках" (изданы в 1810г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Ок. 1760г. В монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова. Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская. Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 гг., погребена в обители) - духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум.1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию.

К числу флоровских подвижниц относится и инокиня Елена (Бахтеева; +1834 г.).

В 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1941 г. возрожден. В обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961-1992 гг. великой киевской святыни - иконы Божией Матери "Призри на смирение", прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота (см. статью о Киево-Введенском монастыре).

В центральной части монастыря на одной оси расположены (с северо-востока на юго-запад): колокольня над Св. вратами (вход с ул. Притиско-Никольской; возведена в несколько этапов в 1732-1821 гг.; классицизм), Вознесенский храм (1722-1732 гг.; трехглавый, сочетает черты крестовокупольной церкви с характерным для деревянного украинского зодчества расположением куполов по одной продольной оси) с правым приделом во имя Казанской иконы Божией Матери (в прошлом - во имя Собора пресвятой Богородицы) и церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 г. - свв. Флора и Лавра; старейшее из сохранившихся зданий обители, прямоугольное в плане, с единственной главой на выступающей вблизи юго-западного угла апсиде; первый ярус- XVII в., второй- 1818 г.). Западнее Николаевского храма - одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова (1824 г., классицизм; после возрождения монастыря престол внутри не восстанавливался). У северо-восточной стены, под застекленным балдахином - могила инокини Елены (Бахтеевой). Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.

От Воскресенского храма устроен подъем на Замковую гору. Имея со всех сторон крутые склоны, она отделена от соседних высот широкими ярами и в свое время была весьма удобна для строительства крепости. Есть основания предполагать, что именно на этой горе был основан Киев. В XIV в. она снова становится городским детинцем - здесь появляется литовский деревянный замок. В сер. XVII в. гора получила второе название - Киселевка - по имени жившего в замке главы польской администрации города А. Киселя. Тогда же замок был сожжен и гора опустела. Со временем она отошла во владение монастыря и стала называться еще и Флоровской. В 1854-1857 гг. здесь возвели каменную церковь Св. Троицы (сохранились только фундаменты) и основали при ней монашеское кладбище (с XIX в. до 1960 г. на горе действовало и гражданское).

В юго-восточной части обители восстанавливается перестроенный в советское время под фабрику одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери (1841-1844 гг.).

Паломнические поездки к Киево-Флоровскому Вознесенскому женскому монастырю

  • Поездка из Дмитрова в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь
  • Поездка из Москвы в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь