Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Былина святогор богатырь вступление. Славянские былины о святогоре добавить свою цену в базу комментарий. Исполинские силы Святогора

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Цели : продолжить знакомство с былиной и былинными героями; подвести учащихся к пониманию: былина о Святогоре и Илье - промежуточное явление между мифом и эпосом; развивать навык выразительного чтения; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Выразительное чтение текста былины, с. 53-57 учебника.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа . Актуализация знаний.

О каких отличительных чертах былины мы говорили на предыдущем уроке? (Былинный зачин, повторы, гиперболы, эпитеты, напевность, отсутствие рифмы, подробность повествования .)

Мы продолжим работу по содержанию былины «Илья Муромец и Святогор».

2. Беседа по содержанию.

1) Обратите внимание на первые пять строчек этого отрывка (с. 49-50). Можно ли то же самое сказать короче? Почему же былина этого не делает? (Древние жанры: сказка, былина - очень часто используют повторы. Благодаря повторам сюжет былины легче запоминается и рассказчиком, и слушателями .)

2) Как певец (а былины пелись!) относится к каждой подробности жизни? (Певец никуда не торопится, никаких подробностей не избегает, текста не сокращает .)

3) Как называет своего коня рассерженный Святогор? (Он называет коня«волчья сыть, травяной мешок» .)

4) Что это за художественный приём? Нам поможет в этом разобраться консультант Кентавр Хирон в разделе «Музей» на с. 155. (Это метафора. Смысл метафоры - уязвить, унизить коня .)

5) Как характеризует Илью то, что он отказался от поединка со Святогором? Как можно назвать такую черту характера? (Это не трусость. Желание Ильи побрататься со Святогором является, скорее, проявлением его ума и уважения к выдающимся богатырским качествам Святогора. )

6) Почему земля не может носить Святогора? (Святогор - подземного происхождения,ондолжен в конце концов вернуться обратно под землю. )

7) Присмотритесь внимательно к его имени: из каких частей оно состоит? (Святогор - это святая (волшебная, чудесная) гора .)

8) Какого древнегреческого героя напоминает Святогор? (Святогор напоминает исполина Атланта .)

9) Почему Илья отказывается от волшебной силы, которой его хочет одарить на прощание Святогор? (Умный Илья понимает, что ему, с его человеческими возможностями, не выдержать этой чудесной смертоносной силы, которой хочет его одарить Святогор. )

10) В каком жанре устного народного творчества вам уже встречались уменьшительно-ласкательные формы? (В сказках .)

11) А былине они зачем? (Ответ на этот вопрос даёт в разделе «Совет консультантов» консультант Кот Учёный, с. 155 .)

IV. Итог урока.

Какова же главная идея былины?

Домашнее задание.

Рассмотреть в «Картинной галерее» картины В. Васнецова «Три богатыря» и М. Врубеля «Богатырь» - зал 2. Какой же из богатырей - Илья или Святогор - мифологический герой, а какой - эпический?

Былина "Святогор и Микула Селянинович" - известное произведение древнерусского эпоса. Она рассказывает о знаменитом богатыре-великане.

Богатырь Святогор

Былины про Святогора относятся к восточнославянской мифологии. Это один из наиболее древних циклов русского былинного эпоса. Он находится за пределами популярных новгородских и киевских циклов. При этом пересекается с ними в некоторых былинах, посвященных встречам Святогора с Ильей Муромцем.

Согласно распространенному сюжету эпоса, Святогор был очень тяжел. Настолько, что его не выносила земля. Сам он при этом не мог уже преодолеть земной тяги и уходил ногами в землю. Согласно другому преданию, Илья Муромец вместе со Святогором по очереди примеряют гроб, сделанный из камня. Его они внезапно встречают на своем пути. В этой былине Святогор - богатырь, которому гроб пришелся как раз впору.

Однако, оказавшись в гробу, он выясняет, что не может из него выбраться, даже крышка не поднимается. Перед самой смертью Святогор успевает передать часть своей силы Илье Муромцу через дыхание. Так самый известный былинный защитник земли русской становится еще сильнее.

Описание Святогора

Как правило, в былинах Святогор описывается как огромный великан, недюжей силы. Его рост выше деревьев в лесу. В саму святую Русь он наведывается только изредка. В основном предпочитает жить на высоких Святых горах практически в полном одиночестве.

Когда он все-таки выходит из своего жилища, об этом становится известно всей округе. Земля под ним колыхается, деревья раскачиваются, а реки попросту выходят из своих берегов.

Святогор - это олицетворение древнейшего русского богатыря, дохристианского героя славянского эпоса, который является олицетворением могущества русского народа и его божественного предназначения.

Примечательно, что отец былинного Святогора был "темным", то есть слепым человеком. А это явный признак того, что он принадлежал к существам потустороннего мира.

Исполинские силы Святогора

В кратком содержании былины про Святогора часто встречается сюжет, в котором он чувствует в себе исполинские силы. Чтобы это доказать, хвалится, что способен перевернуть небо и землю, если бы было два кольца: одно в небе, а второе в земле. Об этом прослышал другой известный по имени Микула Селянинович. Он тогда бросил на землю суму, в которой заключалась вся "земная тягость".

В былине "Святогор и Микула Селянинович", краткое содержание которой приведено в этой статье, наш герой предпринимает безуспешные попытки хоть как-то сдвинуть эту суму, не слезая с коня, но терпит неудачу. Тогда он спешивается и пытается поднять суму двумя руками. Но вместо того, чтобы поднять ее над головой, сам погрязает в землю практически по колени, ведь одолеть земную тягу он никак не может. Так он и оканчивает свою жизнь, не сумев подтвердить на деле слова о своей силе и могуществе.

Есть и другой вариант того, как развивается былина "Святогор и Микула Селянинович". Полностью прочитав ее, можно узнать другое окончание этой истории. В ней Святогор остается в живых, а Микула, сжалившись над ним, открывает секрет своей неподъемной сумы.

Былины с Ильей Муромцем

В былинах про Святогора, содержание которых приведено в этой статье, часто встречается, пожалуй, самый знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец.

Хорошо известен сюжет, в котором Илья Муромец находит настоящую богатырскую постель практически в чистом поле, под дубом. Длиной она 10 саженей, а шириной еще 6. Уставший герой русского эпоса засыпает на ней на целых три дня.

В этой былине Святогор и Илья Муромец встречаются на третий день, когда Илью будит конь. С северной стороны слышится шум, который и встревожил животное. Именно конь советует богатырю спрятаться за дубом.

Появление Святогора

В этот момент и появляется Святогор. Он сидит на коне, а в руках держит хрустальный ларец. В нем его красавица-жена. Святогор сам ложится отдохнуть на богатырское ложе. Пока он спит, его жена замечает Илью Муромца. Она соблазняет его на любовь и сажает его в карман мужа-великана, чтобы незаметно тот продолжил с ними свой путь.

В этой былине Святогор и Илья отправляются в дальнейшее путешествие, причем один из них не подозревает о существовании другого. Со Святогором начинает разговаривать его конь, который жалуется, что ему очень тяжело, ведь до сих пор он вез только одного богатыря с женой, а теперь богатырей двое. Так удается раскрыть коварный план жены Святогора.

Богатырь-великан достаточно быстро находит Илью у себя в кармане. Внимательно и подробно расспрашивает, как тот туда попал. Узнав о неверности своей супруги, Святогор, ничуть не сожалея, убивает ее. С Ильей он вступает в братство. Вместе они продолжают путь.

Камень на распутье

Возле Северной горы богатыри встречают знаменитый камень на распутье, который позже неоднократно встречался в других богатырских былинах. На нем написано, что в гробу в результате окажется только тот, кому суждено там лежать.

Богатыри начинают примерять каменный гроб. Для Ильи он оказывается велик, а вот Святогор помещается как раз. Как только Святогор в него ложится, за ним тут же захлопывается крышка. Поднять ее он уже не в состоянии, выйти не может и заканчивает свою жизнь в этом гробу. Передав часть своей могучей силы, а также свой меч Илье Муромцу, он просит Илью разрубить ненавистный гроб. Но все тщетно. С каждым ударом гроб только покрывается мощным железным обручем.

Свадьба Святогора

Еще один популярный сюжет былины Святогора - это его женитьба. В этой былине Святогор и Микула общаются о том, как узнать будущее, свою предстоящую судьбу.

Микула дает богатырю дельный совет - отправиться к Северным горам. Их еще называют Сиверскими. Там, по его словам, живет вещий кузнец, который может дать ответы на все эти вопросы.

Святогор приходит к кузнецу, который ему предсказывает, что вскоре его ждет женитьба. Невеста его будет из далекого приморского царства. Святогор отправляется туда и отыскивает больную Пленку Поморскую, как и предсказывал кузнец, она лежит на гноище (так в Древней Руси называли навоз). Святогор кладет около нее бьет ее в грудь мечом и уезжает.

От всего происходящего девушка просыпается и приходит в себя. На гноище она пролежала 30 лет, поэтому пробуждение ей дается с трудом. За это время все ее тело покрыла уродливая кора. Но как только она сходит, оказывается, что под ней скрывалась писаная красавица. До самого Святогора доходят слухи о красоте прекрасной незнакомки. Он немедленно снова приезжает в это заморское царство и берет ее в жены.

Только после свадьбы Святогор обнаруживает, что на груди у его молодой жены есть шрам. Он узнает след от своего меча и понимает, что это именно та женщина, которая была ему предначертана предсказанием.

Предания про Святогора

В анализе древнерусского эпоса много внимания уделяется разбору преданий, посвященных Святогору. Их подробное изучение приводит исследователей к трем основополагающим выводам.

Во-первых, они выделяют мотив поднимания сумы. Этот сюжет весьма распространен не только в русских преданиях, но и у других народов в сказаниях о богатырях и великанах. Например, о Вольге, Анике, Самсоне, Колыване. Так, в югославской древней поэзии аналогом Святогора выступает королевич Марко. На Кавказе подобная ситуация приключается с Сосланом.

Сума соответствует в других легендах камню, например, в былинах о потоке. Это, в свою очередь, совпадает с историей из жизнеописания подвигов Александра Македонского. О том, как жители райской столицы дают ему в качестве дани по одному камешку. Однако выясняется, что этот камешек нельзя ни взвесить, ни каким-либо образом измерить.

В символическом толковании эта сума соответствует человеческой зависти. Похожее сказание встречается у древних скандинавских народов - в эпизод о споре Тора с великаном.

Неверная жена

Во-вторых, исследователи древнерусского эпоса подробно разбирают ситуацию с женитьбой Святогора и с его неверной женой. Параллельные мотивы они усматривают у персидских авторов в книге под названием "Тути-наме". Это известный сборник новелл юмористического, дидактического и даже эротического содержания, который был чрезвычайно популярен в Древней Индии.

Часто эпизоды со свадьбой и супружеской неверностью, схожие с историей Святогора, можно прочесть в буддийских сказках. Многие авторитетные исследователи склоняются к тому, что этот эпизод имеет восточное происхождение.

Сам эпизод женитьбы богатыря Святогора большинство литературоведов и историков относят к народным сказкам, которые опирались в то время на популярные средневековые повести.

Особенно это заметно, если разбирать эти сказания на детали. Так, поездка к колдуну-кузнецу на север напоминает эпизод из эпоса "Калевала". Супруга, долгое время лежащая на гноище, встречается и в старой русской повести, в которой главным героем является царевич Фиргис.

В данный момент удалось уже собрать множество параллелей, чтобы подробно исследовать личность Святогора, но все равно в ней остается множество неясного и непонятного. Например, однозначно отыскать абсолютный прототип силача Святогора так и не удалось. Существует только несколько гипотез. Например, им мог быть с которым Святогора сравнивает Вильгельм Волльнер.

Фольклорист Иван Жданов считает, что настоящим прототипом Святогора был библейский силач Самсон. Литературовед Алексей Веселовский выдвигает подобную версию.

А вот историк русской литературы Михаил Халанский отмечает сходство сюжетов про Святогора с русскими народными эпосами. Скорее всего, его имя является эпитетом, который происходит от названия мест, в которых он жил, - Святых гор.

Волшебная сила

Свое мнение по этому вопросу излагает и знаменитой исследователь русской сказки и фольклора Он считает, что Святогор олицетворяет первобытную силу, которую невозможно применить в обычной стандартной жизни.

Именно поэтому она обречена на провал и последующую гибель.

Выходец из Чернигова

Существует также версия, что былина про Святогора и Микулу Селяниновича, как и другие эпические сюжеты про этого богатыря, изначально сложились в Чернигове.

Дело в том, что в одной из былин Святогор фигурирует как богатырь, защищающий черниговского князя по имени Олег Святославович. На этом основании археолог Борис Рыбаков выдвигает версию, что былина изначально сложилась именно в окружении черниговского князя. А это значит, что она могла отражать значительно более ранние сказания, например, эпос начала X века.

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь».

Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Цели урока:

    Познакомить обучающихся с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого «Святогор – богатырь» и коми народной сказкой «Пера – богатырь».

    Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь обучающихся.

    Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

Задачи урока:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

    Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.

    Развивать умение выразительно читать текст.

    Развивать умение работать в паре и в группах.

Ход урока:

    Организационный момент .

    Актуализация знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

- Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

- Отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

- Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

Человек.

- Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

- Вспомним русских богатырей и их подвиги.

    Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

Кто я? (Илья Муромец)

Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

2. – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

Кто я? ( Добрыня Никитич )

Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

3. – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

Кто я?

Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

Ребята, назовите имена других русских богатырей.

Какими качествами обладали русские богатыри?

(были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

    Изучение нового материала.

    Ребята, кто был первым русским богатырем?

(Святогор)

Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

    Знакомство с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Л. Н. Толстой пересказал народную былину о Святогоре.

Что такое былина, ребята?

( Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

Ребята, интересно ли было слушать былину?

Все ли слова вам были понятны?

В тексте произведения есть устаревшие слова.

Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

Прочитайте зачин былины.

Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

Найдите и прочитайте развязку былины.

Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

Какие преувеличения использует автор?

Итак, мы познакомились с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

    Физминутка

Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

    Знакомство с коми народной сказкой «Пера-богатырь».

Мы с вами живем на Земле Коми.

Каких богатырей Коми земли вы знаете?

На прошлом уроке мы прочитали народную сказку «Пера-богатырь». Творчеству какого народа принадлежит сказка?

Прочитайте зачин сказки.

Кто главный герой сказки?

Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

Прочитайте выразительно.

Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

Работа в парах.

В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

Есть ли в сказке преувеличения?

Прочитайте концовку сказки.

VI . Закрепление.

Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

- Поработаем в группах.

1группа: дать характеристику былине Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

2 группа: дать характеристику сказке «Пера-богатырь».

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

    Где жил Пера-богатырь?

    Основное занятие Перы.

    Какой подвиг совершил?

    Кого победил Пера-богатырь?

    Какими качествами обладал Пера-богатырь?

Подведение итогов работы в группах.

Ребята, спасибо за работу на уроке.

Святогор нам представляется огромным существом, мощь которого сравнима с горой. Это действительно великан, сын Матери - Сырой Земли, которая его породила и не вынесла.

Однако он сам оказывается не всемогущим и не может совладать с «тягой земной», которая заключена в тяжёлой суме: при попытке её поднять он уходит ногами в землю.

В другой былине он, едучи с Ильёй Муромцем, натыкается на каменный гроб; богатыри начинают его примерять, и гроб приходится впору Святогору. Он не может поднять его крышку и умирает, перед кончиной вдохнув в Илью часть своей силы.

Древнейший богатырь

Святогора трудно назвать героем, поскольку он не совершает никаких подвигов; но при этом и зла от него не исходит. Громадный воин и богатырь, обладающий недюжинной силой, Святогор не может её куда-либо применить. Скитается он по земле, меряется силами с другими богатырями и природными явлениями, но так и остаётся один. Нет у него ни родных, ни друзей, ни даже врагов.

В одной былине о его чувствах сказано: «Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени». Поэтому Святогор - фигура весьма трагическая. Причина такого образа Святогора отчасти кроется в его древности: это один из самых старых персонажей русских былин, едва только «оторвавшийся» от природных стихий. Возможно, он, как и Мать - Сыра Земля, восходит к некоему праиндоевропейскому архетипу. Однако нельзя сказать, что судьба не посылает Святогору ничего доброго.

Так, в одной из былин он женится на настоящей красавице. Вещий кузнец предсказал ему, что он женится на девушке, 30 лет живущей на гноище (навозе) и обросшей уродливой корой. Святогор едет туда, находит на гноище эту девушку - Плёнку Поморскую, рубит её в грудь мечом, оставляет 500 рублей и уезжает. Но от удара Плёнка просыпается, выздоравливает и превращается в красавицу. Святогор случайно услышал о её красоте, нашёл её и взял в жёны; после этого он обнаружил шрам на её груди и понял, кто она такая.

В былинах Святогора окружают такие персонажи, как:

  • Илья Муромец, с которым он впоследствии сдружился
  • Микула Селянинович, которому Святогор хвастливо рассказывает о своей огромной силе
  • Плёнка - мифическая красавица, временно обретшая уродливую сущность.

Святогор - герой фантастический и символический

Показателен сюжет, в котором Святогор едет на коне и держит на плечах ларец, в котором сидит его прекрасная жена. Он натыкается на огромную постель. Принадлежит она Илье Муромцу , но тот заранее спрятался, услышав стук копыт. Святогор уснул на постели, жена заметила Илью и изменила Святогору, а затем спрятала его в карман мужа.

Святогор проснулся и поскакал дальше, но его конь выдал расположение Ильи. Святогор в гневе убил неверную жену, а с Ильёй Муромцем побратался. Сюжет этот нелогичен и неправдоподобен, но он призван продемонстрировать величину и силу Святогора, по сравнению с которым другие богатыри настолько маленькие, что могут залезть к нему в карман.

Былина о кончине Святогора имеет символический смысл: древние персонажи умирают, а на смену им приходят новые, более молодые (Илья Муромец), олицетворяющие новое русское государство, но внутри которых имеется всё тот же дух старого богатыря.