Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях. Александр Порфирьевич Бородин. Богатырская тема в творчестве композитора Презентация на тему а п бород

Cлайд 1

Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833-1887) русский композитор, ученый-химик презентация Биографии композиторов http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Cлайд 3

Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. Родился в Санкт-Петербурге. с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

Cлайд 4

В 50-е гг. 19 в. Александр Порфирьевич начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Cлайд 5

опера «Князь Игорь» Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена. Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита.

Cлайд 6

Вторая симфония Бородина Вершина русской мировой симфонической музыки – Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирик композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).

Cлайд 7

Смерть композитора На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53-х лет. Был похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Адамович Леонид ученик 7в класса АОУ школа №9 г. Долгопрудный (учитель Теплых Т.Н.)

Краткая биография композитора и информация о творчестве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил Адамович Леонид ученик 7 В класса АОУ школы №9 г.Долгопрудный Учитель музыки Теплых Т.Н.

Александр Порфирьевич Бородин Богатырская тема в творчестве композитора 1833-1887

Поэтическая душа Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: «Особенного внимания, по нашему мнению, заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу».

Содружество химиков Знал бы автор статьи, чем бредила сия «поэтическая душа». Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. В 1850 году Саша Бородин поступил в Медико-химическую академию. Учеба шла весьма успешно. Настало время, и, защитив докторскую диссертацию, молодой ученый вместе с товарищами отправился на три года в зарубежную командировку. Многие из них позднее составили гордость и славу русской науки: Д. Менделеев, А. Бутлеров, И. Сеченов, и другие. А тогда, в самом начале 1860-х годов, все они были еще молоды и делали первые шаги, каждый в своей области науки. Особенно теплые отношения связывали ученых-химиков. Почти сразу же по приезде в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В. Савичем, В. Олевинским, Д. Менделеевым. К сожалению, Савич и Олевинский рано умерли, не успев проявить себя. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь.

Молодой ученый К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепианных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой.

Вторая симфония Тогда же он создает Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.

Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее «Славянской героической», Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - «Богатырская». Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.

Опера « Князь Игорь» Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы «Князь Игорь». Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь», которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти.

Сцена из оперы « Князь Игорь»

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены - астма, из-за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Музыка вытесняет ученого… Тем не менее, в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина «В Средней Азии», несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества.

Русский богатырь… Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки.

Всемирная слава Все чаще звучат произведения Бородина - в России и за рубежом; все большую славу русской национальной музыке завоевывают они. И в Европе, и в далекой Америке исполнение бородинской музыки превращалось нередко в подлинный триумф.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. «Русской» намеревался назвать ее композитор. Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение и гордость за него. И все же ни опера «Князь Игорь», ни Третья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

А в 1859 году Александр Бородин был послан изучать химию в немецкий город Гейдельберг в лабораторию профессора Эмиля Эрленмейера. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у друзей и предавались своему любимому занятию - музыке.

В Германии Александр Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой и в 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, Екатерина Сергеевна имела на его творчество самое благотворное влияние.

Все свое время Александр Бородин делил между научным трудом, профессурой, музыкой и общественной деятельностью и всему этому он отдавался с одинаковым увлечением и любовью. В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин был назначен профессором по кафедре химии в медико-хирургической академии, а с 1863 года профессором кафедры химии Лесной академии. С 1864 года - он ординарный профессор. С 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

Плаксин Сергей

Презентация о жизни и творчестве А.П.Бородина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: Плаксин Сергей Руководитель: Васильева Елена Анатольевна МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области Презентация на тему: «Александр Порфирьевич Бородин»

Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887) "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Детство Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Мать Александра Бородина была любительницей музыки - играла на гитаре, пела русские песни и романсы

Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку « Helen ». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Юность

Медика - хирургическая академия (1850-1858) В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Занимался он с рвением и само отверженностью. Для музыки оставалось меньше времени, но при случае, слушал с приятелями романсы Алябьева, Варламова, Гурилева, Виольбоа и пытался сочинять романсы, похожие на них. Сочинял он и камерные ансамбли. Уже тогда Александр Бородин на всю жизнь проникся любовью к Глинке и очень любил его оперу «Жизнь за царя»

Медицина и химия В марте 1857 года молодой Александр был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность

Заграничная командировка С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей -в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных. Город Гейдельберг

Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой – молодой незамужней женщиной, приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции. Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат – ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии По возвращении в Россию Бородин поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. В 1868 году А. П. Бородин стал учредителем Русского химического общества. Автор более 40 работ по химии.

" Могучая кучка" - Балакиревский кружок Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок А. П. Бородин был активным членом Балакиревского кружка. В кружке состояли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов

Музыкальное творчество В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. 16 января 1869 года – первое исполнение «Первой симфонии» (под руководством Балакирёва) - признание как композитора 1876 год – исполнение II симфонии. Друзья назвали её «славянской героической», «львиной», « богатырской»

Камерная вокальная лирика Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов Александр написал 16 романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А.Толстого Гейне и некоторые – на собственные стихи.

Струнные квартеты Зимой 1979 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение – струнный квартет Бородина 26 января 1882 года прозвучал уже 2 квартет Бородина, в характере лирического раздумья. Особенно слушателям понравилась медленная 3 часть- «Ноктюрн»- жемчужина русской песенной лирики Струнный квартет имени Бородина

Главное музыкальное произведение 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков Действующие лица оперы Игорь Святославич, князь Северский (баритон) Ярославна, его жена во втором браке (сопрано) Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор) Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас) Кончак, половецкий хан (бас) Кончаковна, его дочь (контральто) Гзак, половецкий хан (без речей) Овлур, крещёный половчанин (тенор) Ерошка, гудошник (тенор) Скула, гудошник (бас) Половецкая девушка (сопрано) Няня Ярославны (сопрано) русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые

Признание за границей В конце 70-х и 80-е годы музык Бородина получает признание за границей. В 1877 году он познакомился с композитором Ференцом Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на фестивале в Баден Бадене. Успех был огромен. Исполнение музыки Бородина в Антверпене носило характер триумфа г.Баден-Баден г.Антверпен Ф.Лист

Смерть На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет

Музыкальные прозведения Оперы Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869-1887) Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены) Произведения для оркестра Симфония № 1 Es-dur (1867) Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876) Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым) Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) Камерно-инструментальные ансамбли струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll , 1854-55) струнное трио (Большое, G-dur , до 1862) фортепианное трио (D-dur , до 1862) струнный квинтет (f-moll , до 1862) струнный секстет (d-moll , 1860-61) фортепианный квинтет (c-moll , 1862) 2 струнных квартета (A-dur , 1879; D-dur , 1881) Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано В две руки Патетическое адажио (As-dur , 1849) Маленькая сюита (1885) Скерцо (As-dur , 1885) В три руки Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина В четыре руки Скерцо (E-dur , 1861) Тарантелла (D-dur , 1862) Произведения для голоса и фортепиано Разлюбила красна девица (50-е годы) Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы) Что ты рано, зоренька (50-е годы) Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) Спящая княжна (1867) Морская царевна (1868) Песня тёмного леса (1868) Фальшивая нота (1868) Море (1870) Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868) Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871) Арабская мелодия (1881) Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881) У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881) Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85) Чудный сад (Septain , 1885) Вокальный ансамбль мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Память В память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный квартет имени А. П. Бородина Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Спасибо за Внимание