Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт

Алексей Михайлович Лаптев- художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Жил в Москве. Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924-1929/1930). С 1925 работал художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничал с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 – Москва. Член Союза Художников. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т. ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм. Сотрудничал в журнале "Весёлые картинки" с момента его основания. Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010 году.
Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А. М. Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А. М. Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит». Кроме того, Ю. Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок». Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А. М. Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л. Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л. Кудрявцева).

Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Был текст Николаенко Людмилы Михайловны.

Зазвенел в траве жучок,
А кузнечик взял смычок,
Сколько музыки кругом!
Цили-вили-дили-бом!

Шли лягушки
По опушке,
Шли да шли —
И отличный
Земляничный
Куст нашли.

Хорошо в лесу
Утром пить росу,
Наклонить цветок
И отпить глоток.

Дунул ветер-ветерок,
Раскачал в траве цветок.
Шорох-ворох пробежал —
И зайчат перепугал.
Вот они ушастые,
Пугливые, глазастые.

Эти четверо утят
На жука напасть хотят.
Жук идёт — рога вперёд,
Кто же первый нападет?

Пускай на мне пушок —
Уже я петушок.
И, может, это не змея,
Но победитель — я!

Над галчонком вертолёт,
А галчонок ждёт,
Что ему в открытый рот
Мошка попадёт.

Сорочата из-за шишки
Передрались, как мальчишки;
Но уже через минутку
Обратилась ссора в шутку.

Сидит рыбак,
Грустит рыбак:
Ему совсем не нужен рак,
Ему бы рыбку на обед,
А рыбки нет.

Подосиновый грибок
Нам — и зонтик и домок.

Я хороший скакунок,
У меня две пары ног,
Я скачу — куда хочу,
Будто, птица я лечу.

Это — кони
Маленького роста.
А зовут их просто
Пони.

Мёд душистый липовый.
А пчёлы лезут в рот.
Любишь мёд — не всхлипывай,
Ужалят — заживёт!

Мы серые козлята,
У нас растут рога.
Мы два родные брата,
А не два врага.

Утята делят свой обед —
У них ножей и вилок нет.

Алексей Лаптев «В пути» (1972)

Лаптев Алексей Михайлович (1905, Москва - 1965, Москва) — график, скульптор.

Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.

Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.

С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.

Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.

Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».

В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).

Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).

Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).

С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).

Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.

Яснов М. Д. «С добрым утром!» ,
В книге «Раз-два-три…» был .

ЛАПТЕВ Алексей Михайлович (1905-1965). Художник-график и книжный иллюстратор, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Его творчество представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее и других музеях.

А.М. Лаптев родился и жил в Москве. Вот как вспоминал он о своих первых художественных экспериментах:

«Когда это началось? Память сохраняет едва заметные следы. Листочки писчей бумаги, нарезанные мамой помельче для экономии. Я рисую лошадок, их живая очередь движется быстро. Словно целые табуны скачут передо мной. Рисовать мне нравится. Этому научила меня мама. Сколько мне лет? По-видимому, года три. После смерти отца из Москвы мы переехали на родину отца к его родным в деревню. Я, помню, выбежал там на лужайку с незатейливой, но очень пахучей травкой, и удивительная картина предстала моим глазам. Зацепив верёвками амбар, мужики тянули его, другие подкладывали брёвна перед ним. Получались катки, по которым амбар медленно двигался. Дружные их усилия объединял напев протяжной хоровой песни “Дубинушка”. Эти детские воспоминания с ранних лет несут образы звуков, красок, запахов и форм навечно любимых.

Мама всю себя посвятила нам. Домашние игры для моей старшей сестры и младшего брата стали лучшим препровождением времени. А я был увлечён рисованием. Однажды мама приобрела книгу “Русские сказки” Афанасьева. Эта книга оставалась в нашей семье источником неуёмного детского творчества. Сестра прочитывала вслух эти замечательные произведения русского народа, и затем мы с ней безудержно рисовали иллюстрации к прочитанному. Когда теперь, спустя много лет, я бываю на выставках детских рисунков, то невольно вспоминаю своё раннее детство и те слишком скромные возможности, какими мы располагали с сестрой. Мы рисовали только графитными карандашами на маленьких, часто линованных листках, вернее, клочках бумаги. Красок и хорошей рисовальной бумаги мама приобрести не могла. Но сказочные образы жили вместе с нами. Мы просиживали допоздна при свете керосиновой лампы со стеклянным зелёным абажуром и серию за серией рисовали иллюстрации к сказкам.

Не только мир сказок привлекал моё воображение. По вечерам я бесконечно рисовал увиденное днём во дворе или летом в деревне. Нам выписывали журнал “Светлячок”. Там всё казалось занятным, интересным. Но более всего меня привлекали иллюстрации, особенно Алексея Никаноровича Комарова. Его рисунки пером были проникнуты таким тёплым чувством симпатии к различным зверушкам, юмором и задором. Это был особый изобразительный мир, где сказочные персонажи любимых с раннего детства зверей и зверушек действовали и жили, смеялись, прыгали, бегали, разговаривали между собой.

Рисовать запоем я стал очень рано. Рисунки лет трёх уже были довольно умелыми. С натуры я рисовал, помню, когда мне было лет семь. Рисование по воображению (куда входили и иллюстрации) и натурное рисование шли рядом.

Несказанно радовался, когда что-либо получалось. Я любил свои рисунки и играл в них, как в игрушки. На своей кровати я раскладывал свои произведения и подолгу рассматривал их. Индейцы скакали за кем-то в погоню, казаки с шашками наголо летели на конях, гремели выстрелы, переживания сопровождались эмоциональными восклицаниями – шла игра.

Рисунки накапливались, они уходили в архив к маме (она тщательно всё собирала). Любопытно, что я почти никогда не делал перерисовок с картинок. Это было мне как-то неинтересно. По-видимому, меня очень занимал сам процесс рождения образа ниоткуда. Мама не всегда могла купить нам краски, ввиду вечных материальных затруднений. Возможно, именно это обстоятельство заложило во мне очень раннюю привычку именно рисовать и любовь к штриху, к линии. Когда несколько позднее я всё-таки получил краски, то даже не знал, что с ними делать. Думается, что у ребёнка с ранних лет должны быть в его арсенале и карандаши, и краски, чтобы гармонически развивалось его стремление к передаче видимого и воображаемого, а также к цветности живой природы.

Сейчас я задаю себе вопрос: что побуждало меня и побуждает детей вообще рисовать безостановочно и с таким рвением? По-видимому, сам процесс воплощения на бумаге своих представлений и наблюдений. Жизнь интересовала не только чем-то особенно броским и запоминающимся. На одном из ранних рисунков изображено старое ведро, брошенное на лужайке. Увидев его, я с интересом сел и рисовал. Только теперь я понимаю, что могло быть толчком для этого. Ведро — единственный предмет на широкой ровной луговине - подчёркивал пространство простора лужайки. На протяжении всей своей жизни я постоянно убеждался, что даже самый невзрачный объект может быть интересным для изображения. Фактически не осознавая того, я тогда сам себе выбрал путь: уметь рисовать всё ».

С 1925 года А.М. Лаптев работал художником-иллюстратором в журналах, потом в области книжной графики, сотрудничал с разными издательствами Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и др. С 1956 года - художник журнала «Весёлые картинки».

А.М. Лаптев одним из первых проиллюстрировал стихи А.Л. Барто («Про войну», 1930), а также придумал графические образы того самого носовского Незнайки и его друзей, которые известны во всём мире.

Он не только иллюстрировал детские книги, но и писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, создавал автолитографии на историко-революционную тему, сочинял стихи для детей, делал из глины, дерева и бумаги игрушки, продолжающие художественную традицию народного творчества, работал в скульптуре малых форм. В годы Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками и создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943).

Также А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Поднятую целину» М.А. Шолохова и др.

В послевоенные годы Алексей Михайлович выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, его зарисовки опубликованы в книге «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А.М. Лаптева». В качестве автора и художника Алексей Михайлович создал книги для детей: «Патефон», «Забавные малыши», «Веселые картинки», «Как я рисовал в зоопарке», «Футы-нуты», «Забавные картинки», «Лесные диковины», «Малыши», «Раз, два, три…» и др., подготовил учебные пособия «Как рисовать лошадь» и «Рисунок пером».

Работы А.М. Лаптева экспонировались на персональных выставках в Москве (1940, 1949). Он принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом: в США, Индии, странах Европы. В 1966 году в Москве была организована мемориальная выставка произведений А.М. Лаптева.

Творческому пути художника посвящена книга «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; 1951), а в 1972 году вышли его воспоминания «В пути… Записки художника».

Алексей Михайлович Лаптев— художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.


Жил в Москве. Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924—1929/1930). С 1925 работал художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничал с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 - Москва. Член Союза Художников. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т. ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм. Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010 году.

Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А. М. Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А. М. Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит». В той же самой рецензии, строчку из которой мы только что процитировали, Ю. Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок». Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А. М. Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л. Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л. Кудрявцева).

Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Н. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки

Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А. Лаптева. М. Советский художник, 1949

Гоголь Н. Мертвые души

Раз, два, три

А. Чехов. Рассказы

И. Крылов. Басни

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей

Разные книги...

Полностью

Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Художник родился в Москве. В три года он остался без отца. А его мама всю жизнь посвятила детям: Алеше, его старшей сестре Тане и младшему брату Коле. Жили они бедно.Средств на хорошую бумагу и краски в семье не было, поэтому приходилось обходиться графитными карандашами и маленькими тетрадными листочками. Но мама читала детям книги и играла с ними в разные игры. И она же научила детей рисовать. Алеша предпочитал рисовать по воображению (например, иллюстрации к сказкам), приблизительно с семи лет он стал рисовать с натуры. А вот перерисовывать чужие картинки ему было не интересно. Мама Алексея работала на незначительной должности в издательстве Суворина. В порядке исключения его приняли бесплатно в одну из лучших гимназий города - гимназию Страхова. Учеба давалась мальчику нелегко. Зато его стихией были уроки рисования. Чтобы получить чью-то подсказку Алексей пошел к художнику А. Е. Архипову. Ему не понравилось как он рисует. Хорошо, что мама уговорила его пойти к Василию Михайловичу Васнецову. От него он услышал совсем другое мнение: «Я вижу в вас явное дарование…». Учась в старших классах, Алексей параллельно занимался рисованием и живописью в студии Федора Ивановича Рерберга. Это позволило ему поступить на текстильный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественные мастерские). А через год он перешел на графический факультет. Алексей Михайлович много работал. В это время он начал сотрудничать с журналами (например «Пионер», в котором читателей развлекал своими приключениями созданный Лаптевым персонаж - пионер Кузька); различными издательствами; выполнял портреты, пейзажи, натюрморты; участвовал в выставках; ездил в творческие командировки. Когда началась Великая Отечественная война стал работать в Московской организации Союза Советских художников: рисовал листовки, плакаты, литографии для «Окон ТАСС». В 1942 году в составе творческой бригады попал на Калининский фронт, позже побывал на Юго-Западном фронте. За цикл фронтовых рисунков в 1944 году художник был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств. После войны Алексей Михайлович выступал одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, работал над деревянными игрушками, увлекся скульптурами из корней, работал над циклами рисунков. Цикл рисунков «Колхозная серия» (1947 г.) был приобретен Третьяковской галереей и долгое время находился в ее постоянной экспозиции.

После этой удачи художнику предложили проиллюстрировать роман Шолохова «Поднятая целина». А потом были замечательные иллюстрации к произведениям Гоголя «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», к басням Крылова, к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, множество картинок для журнала «Веселые картинки», было несколько детских книжек, в которых автор выступал в роли не только художника, но и автора. Была книга «В пути…Записки художника», учебные пособия по рисунку «Как нарисовать лошадь», «Рисунок пером»; …и, конечно, образ Незнайки. Про Незнайку знают все. Все дети, а также взрослые полюбили этого художника за то, что он вместе с писателем Николаем Носовым подарил им Незнайку. Алексей Лаптев первым нарисовал портрет этого озорного малыша, который оказался очень удачным. Существенную роль в завоевании Незнайкой любви у маленьких читателей сыграл удачный выбор иллюстраторов. Первые две части трилогии были проиллюстрированы Алексеем Лаптевым, третью часть, после смерти А. Лаптева, - иллюстрировал Генрих Вальк. Ранние издания книг для своего времени были оформлены богато - имели суперобложки и цветные вклейки (последующие издания оформлялись скромнее). Последней работой стали иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Одна из книг А. Лаптева была переиздана в 2013 г. В 2015 году Издательство «Эксмо» в серии «Ретро-классика» представило книгу «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями А. М. Лаптева. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также частных коллекциях в России и за рубежом.

Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки: Повести, изданные пасичником Рудым Паньком / Н. В. Гоголь; [Худож. А. Лаптев; Вступ. ст. и коммент. И. Виноградова; Отв. ред. А. Н. Печерская].- М.: Детская литература, 2003.- 298, с.: ил., портр.- (Школьная библиотека)

Гоголь Н. В. Избранные сочинения: в 2 т. / Н. В. Гоголь.- М.: Художественная литература, Б.г.- (Библиотека классики. Русская литература) Т. 2. / [худож. Ю. Коровин, Д. Дубинский, А. Лаптев].- 1978.- 475, с. л.: ил.:180,00

Гоголь Н. В. Мёртвые души: анализ текста: основное содержание: сочинения /[авт.-сост. Л. Д. Страхова]; [обл. И. Г. Сальниковой; на обл. использ. ил. худож. А. М. Лаптева; худож. А. А. Агин; отв. ред. Т. Д. Дажина].- 5-е изд., стер.-М.: Дрофа, 2003.- 93, с. ил.- (Школьная программа: сер. осн. в 1997 г.)

Крылов И. А. Басни : [для младшего школьного возраста] / И. А. Крылов; худож. Алексей Лаптев.-Москва: Детская литература, 2013.- 31, с.: ил., портр.- (Книга за книгой)

: роман-сказка/ Н. Носов; [худож. А. Лаптев].- М.: Детская литература, 1989.- 157, с. : ил..-- (Библиотечная серия)

Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей; Незнайка в Солнечном городе / Н. Н. Носов; [худож. А. Лаптев].- М.: Оникс, 2000.- 494, с.- (Золотая библиотека)

Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей : сказка / Н. Носов; рис. А. Лаптева.-Москва: Эксмо, 2015, [т. е. 2014].- 188, c.: цв. ил.

Яснов М. Д. С добрым утром! : [стихи: для чтения взрослыми детям] / М. Д. Яснов; ил. А. Лаптев.- [Москва: Речь, cop. 2012].- 16, с.: цв. ил.