Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Значение образа насти в повести котлован. Образ котлована в повести и смысл названия повести А.П. Платонова «Котлован. правильным «Медвежья услуга»

Верный со «слезинкой замученного ребенка в основании мировой гармонии»

Задание№241 А.Ахматова принадлежала к литературному течению

Верный акмеизм

Задание№242 А. Ахматова – это псевдоним. Фамилия поэтессы

Верный А. Горенко

Задание№243 А. Ахматова видит предназначение поэта

Задание№244 Лирическая героиня А. Ахматовой

Верный женщина, погруженные в чувства, интимные переживания персональной судьбы

Задание№245 М.А. Шолохов родился

Верный на хуторе Кружилино

Задание№246 Главная тема сборника «Донские рассказы» М.А. Шолохова

Верныйгражданская война на Дону

Задание№247 Сборник «Донские рассказы» открывается рассказом

Верный Родинка

Задание№248 В «Тихом Доне» свой изобразительно- эпический центр

Верный семья Мелеховых

Задание№249 Центральная проблема «Тихого Дона»

Верный судьба казачества в революции

Задание№250 Центральный герой «Тихого Дона»

Верный Григорий Мелехов

Задание№251 В «Тихом Доне» М.А. Шолохов следует традициям

Верный Л. Толстого

Задание№252 Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» появилась в

Верный 1956г

Задание№253 Произведение, посвященное теме ВОВ

Верный «Василий Теркин» А. Твардовского

Задание№254 Произведение, затронувшее тему предательства, трусости в годы ВОВ

Верный «Живи и помни»

Задание№255 Большое распространение в годы войны получают

Верный патриотические стихотворения-песни

Задание№256 Важную роль в литературе периода ВОВ сыграла

Верный публицистика

Задание№257 На третий день войны газета «известия» печатает стихотворение

Верный В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Задание№258 Популярной песнью в годы войны была

Верный «Землянка» А. Сурикова

Задание№259 Огромной популярностью на фронте и в тылу пользовалось стихотворение К. Симонова

Верный «Жди меня»

Задание№260 Перу М. Алигер принадлежит



Верный поэма «Зоя»

Задание№261 Лучшие пьесы военного времени публиковались на страницах газеты

Верный «Правда»

Задание№262 Заметным явлением в драматургии военных лет были пьесы

Верный «Русские люди» К. Симонова.

Задание№263 О борьбе советского народа с фашистскими захватчиками рассказывается в социально – психологической пьесе…

Верный Л. Леонова «Нашествие»

Задание№264 «Фронт» А. корнейчука…

Верный сатирика – героическая пьеса

Верный А. Твардовский

Задание№266Для главного героя поэмы «Василий Теркин» характерно следующая черта

Верный любовь к Родине

Задание№267 Поэма-путешествие А. Твардовского

Верный «За далью – даль»

Задание№268 Послевоенные стихи твардовского собраны в книге

Верный «Из лирикеи этих лет»

Задание№269 Отметьте основную идею «севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого

Верный Прославление патриотизма простых солдат

Задание№270 Назовите имя русского писателя, который был одновременно кинорежиссёром и киноактером

Верный В.Шукшин

Задание№271 Андрей Соколов является героем произведения

Верный «Судьба человека» М. Шолохова

Задание№272 Энциклопедией солдатской элегии считают произведение периода ВОВ

Верный «Василий Тёркин» Твардовского



Верный Васильев

Задание№274 Героиня укрыла бежавшего после пребывания в госпитале мужа в произведении Распутина

Верный «Живи и помни»

Задание№275 Тема памяти раскрыта в поэме Твардовского

Верный «По праву памяти»

Задание№276 Идея о единстве фронта и тыла прозвучала в повести

Верный В. Овечкина «С фронтовым приветом»

Задание№277 Назовите «возвращенное произведение»

Верный «Архипелаг Гулаг»

Задание№278 Назовите годы жизни Ю. Домбровского

Верный 1909-1978

Задание№279 Тема суда и следствия, осуждение и казни составляет пафос романа Домбровского

Верный «Факультет ненужных вещей»

Задание№280 Творческой удачей Рыбакова является создание повести

Верный «Неизвестный солдат»

Задание№281 Анатолий Рыбаков

Верный дитя Арбата

Задание№282 В. Шаламов впервые был арестован в

Верный 1929г

Задание№283 Автобиографическая повесть В. Шаламова…

Верный «Четвёртая Вологда»

Задание№284 Главная победа В. Шаламова

Верный бесстрашие мысли

Задание№285 Произведение, поднявшее на своих страницах экологическую проблему

Верный «Прощание с матерой»

Задание № 286 Поэта в творчестве, которого нашло яркое воплощение художественное двоемирие…

Верный О. Сулейменов

Задание № 287 Защита окружающей природы мощно звучала в

Верный 70-80г 20в

Задание № 288 Против «преобразования» природы поднял свой голос

Верный В. Астафьев

Задание № 289 В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» показано

Верный страдание людей

Задание № 290 ОБ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ КАТАСТРОФИЧНОСТИ МИРА ПРОНИЗАН РОМАН Ч. АЙТМАТОВА…

Верный «Плаха»

Задание № 291 Роман «Плаха» - это

Верный призыв

Задание № 292 В. Астафьев 10 лет жизни посвятил созданию

Верный «Последнего поклона»

Задание № 293 Назовите поэта – Барда 60-80 годов 20 века

Верный Ю. В.Высоцкий

Задание № 294 Поэт, в творчестве которого звучат античные и библейские мотивы

Верный И. Бродский

Задание № 295 Первый сборник стихов Е. А. Евтушенко

Верный «Разведчики грядущего»

Задание № 296 Р. ГАМЗАТОВ ВЫПУСТИЛ ПЕРВУЮ КНИГУ СТИХОВ…

Верный «Пламенная любовь и жгучая ненависть»

Задание № 297 Цель изучения «Истории казахской литературы»

Верный понимание литературного процесса в Казахстане

Задание № 298 Программа «История казахской литературы» предполагает

Верный использование воспитательного потенциала произведений казахских авторов

Задание № 299 Первую попытку воссоздать этническую историю образования казахского народа предпринял

Верный Ш. Кудайбердиев

Верный 15 века

Задание № 300 Казахский эпос появился задолго до

Верный 15 века

Задание № 301 Проблемы казахской государственности ставятся на протяжении

Верный 19-20 веков

Задание № 302 Особенностью государственности казахов было единство

Верный Трёх жузов

Задание № 303 Древнетюркская мифология

Верный Совокупность мифологических систем народов, говорящих на тюркских языках

Задание № 304 Предание в народнопоэтическом творчестве

Верный Сказания, содержащие сведения о реальных лицах и событиях прошлого

Задание № 305По народной легенде Коркут создал

Верный Кобыз

Задание № 306 Коркут – философ, которого занимают

Верный Вечные вопросы жизни

Задание № 307 Легенду об Александре Македонском использовал

Верный Абай

Задание № 308 Писатели и поэты казахской литературы использовали в своем творчестве мифы и предания для

Верный Решения общественно – нравственных проблем

Задание № 309 Киргизы (казахи) были убеждены, что на жизнь людей влияют

Верный Звёзды

Задание№310 Люди после смерти превращались в аруахи, если

Верный Не сеяли зла

Задание№311 Коран – религиозный, литературный, исторический памятник древних

Верный Арабов

Задание№312 Из корана можно использовать

Верный Морально – нравственные ценности

Задание№313 Казахская обрядово – бытовая поэзия –это

Верный Лирические песни, связанные с теми или иными обрядами, обычаями, традициями народа

Задание№314 Той – бастар - песня

Верный Начинающая, открывающая свадьбу

Задание№315 Шешендик – создер – это

Верный Афоризмы и крылатые слова

Задание№316 Терме – это

Верный Назидательные речитативы

Задание№317 Сказка – это

Верный Народный устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях

Задание№318 Темой волшебных сказок является

Верный Преодоление героем многочисленных препятствий с помощью чудесных средств

Задание№319 Эпос- это

Верный Народное повествование о событиях далёкого прошлого, о богатырях, героях

Задание№320 В основе героического эпоса

Верный Поединок с врагом, бой

Задание№321 В социально- бытовом эпосе говорится о

Верный Мирной жизни казахского народа, его повседневном быте

Задание№322 А. С. Пушкин, будучи в Уральске, записал сюжет эпоса «Козы Корпеш и Баян- Сулу» в

Верный 1833 год

Задание№323 Главной темой айтыса было прославление

Верный Акынами своих народов и племён

Задание№324 Классическим образцом айтыса в казахстане является айтыс между

Верный Биржан и Сарой

Задание№325 В Туркестане 10-12века использовался

Верный Тюркский язык

Задание№326 Куркут в мифологии казахов

Верный Святой человек

Задание№327 10-12века является временем расцвета Тюркской культуры её

Верный «Золотым веком»

Задание№328 Аль-Фараби принадлежит трактат

Верный «О происхождении наук»

Задание№329 Годы жизни Ахмеда Яссави

Верный 1103-1166

Верный «Диван – и – Хитмет»

Верный Тюркском языке

Верный Полезность и труда

Верный Золотой Орды

Верный Шалкииз – жырау

Верный Кадырали Жалаири

Верный «Сборник летописей»

Верный Акынской поэзии

Верный Кара – олен

Задание№331 «Благодатное знание» - поэма Ю. Баласагуни – первое произведение, написанное на

Верный Тюркском языке

Задание№332 Большое место в «Благодатном знании» занимают размышления о

Верный Полезность и труда

Задание№333 Махмуд Кашгари считался одним из выдающихся

Верный Среднеазиатских филологов 11века

Задание№334 Накопленный опыт и наблюдение М. Кашгари обобщали в научном труде

Верный «Словарь тюркских наречий»

Задание№335 Талгау толгау– это

Верный Стихотворения – размышления

Задание№336 Асан – Кайгы был предворным придворным поэтом у Улук – Мухаммеда хана

Верный Золотой Орды

Задание№337 Тематика толгау Казтуган – жырау

Верный Воспевание красоты родного края

Задание№338 Уроженец Западного Казахстана

Верный Шалкииз – жырау

Задание№339 Средневековый казахский учёный и известный бий 16-17 веков

Задание№340 К. Жалаири написал в 1602 году

Верный «Сборник летописей»

Задание№341 Шал – Акын- представитель

Верный Акынской поэзии

Задание№342 Шал – Акын предпочитал привычную ему форму

Верный Кара – олен

Задание№365 Ш. Кудайбердиев перевёл на казахский язык произведения

Верный А. С. Пушкина

Задание№366 В поэме «Калкаман – Мамыр», «Енлик - кебек» Ш. Кудайбердиев затрагивает тему о

Верный Судьбе молодых людей, любви и дружбе

Задание№367 Основоположник казахского языкознания и литературоведения

Верный А. Байтурсынов

Задание№368 А. Байтурсынов создал первый

Верный Казахский букварь

Задание№369 М. Дулатовым написан сборник стихов

Верный «Проснись, казах!»

Верный «Несчастная Жамал»

Задание№371 Творчество с. донентаева созвучно с социальной сатирой

Верный М.Е. Салтыкова – Щедрина

Задание№372 Первый сборник стихов С. Донентаева называется

Верный «Житейские мелочи»

Задание№373 М. Жумабаев испытывал духовное родство с

Верный А. Блоком

Задание№374 Главная мысль стихотворения М. Жумабаева «Гони коня, Сарсенбай» созвучка созвучна теме стихотворения

Верный С. Есенина

Задание№375 В казахской литературе ж. аймаутов известен как автор романов

Верный «Картхожа» «Акбилек»

Задание№376 Критической статьёй ж. аймаутова о творчестве м. жумабаева является

Верный «О поэтическом творчестве Магжана»

Задание№377 Ж. Аймаутов является сотрудником газеты

Верный «Казак тiлi»

Задание№378 Ж. Аймаутова реабилитировали в…

Верный 1988 году

Задание№379 Сакен Сейфулин является основоположником казахской

Верный Советской литературы

Задание№380 Революционная пьеса, написанная С. Сейфулиным

Верный «Красные соколы»

Задание№381 Особой популярностью у Б. Майлина пользовались

Верный Пьесы

Задание№382 Сильное влияние на Б. Майлина произвели произведения

Верный А. П. Чехова

Задание№383 Первый сборник лирических стихов И. Жансугурова вышел под названием

Верный «Знакомство»

Задание№384 И. Жансыгуров много сделал для пропаганды

Верный Русской классики среди казахских читателей

Задание№385 В годы Великой Отечественной Ввойны прозвучал голос великого

Верный Жамбыла

Задание № 386 Вершины импровизаторского Ж. Жабаева искусства достиг в …Вершины импровизаторского искусства Ж.Жабаев достиг в …

Верный Айтысах

Задание № 387 В основе романа Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» лежит

Верный Братское единство народов в деле защиты Родины

Задание № 388 Героиню романа «Улпан её имя» Г.Мусрепова называет казахской

Верный Моной Лизой

Задание № 389 М. Ауэзов – создатель первого казахского

Верный Романа – эпопеи

Задание № 390 Первым крупным произведениям произведением М. Ауэзова являлась пьеса

Верный «Епнлик-Кебек»

Задание № 391 Центральный герой романа – эпопееэпопеи «Путь Абая» - это образ

Верный Абая

Задание № 392 Центральная тема романа – эпопееэпопеи «Путь Абая»

Верный Путь казахского народа из тьмы средневековья

Задание № 393 Верный

С. Муканова

Задание № 394 Наибольшим достижением С. Муканова является роман

Верный «Ботагоз»

Задание № 395 Историзм в искусстве и в литературе предполагает…

Верный Художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи

Задание № 396 На историческую тему в казахской литературе в 20 веке писали

Верный И. Есенберлин, А. Кекильбаев, А. ЖНурпеисов

Задание № 397 Темы экологии и нравственности современного обществеобщества в казахской прозе затрагивается писателем …

Верный А. Нурпиеисовым, Р. Сейсенбаевым, Д. Досжаном

Задание № 398 Тема гибели Аральского моря отражена в романе «Последний долг»

Верный А. Нурпиеисова

Задание № 399 Современные казахские поэты отражают

Верный Традиционные темы

Верный О. Сулейменова

Задание № 400 Гражданственность, патриотический пафос, активное отношение к миру – характерные черты поэзии…

Верный О. Сулейменова

Задание № 401 Русский язык в Республике Казахстан признан

Верный Официальным

Задание № 402 Определите стиль текста: Ни шагу назад! Пусть трус или малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, гибнет без славы, ему нет и не будитбудет места на нашей земле

Верный Разговорный Публицистический

Задание № 403 Укажите слово, в котором пропущена буква о

Верный Крыж…вник

Задание № 404 Укажите слово с буквой Е после Ц

Верный Приверженц…в

Задание № 405 Укажите слово, в котором пишется О

Кумач…вый Верный

Задание № 406 Орфоэпия изучает

Верный Нормы современного литературного произношения.

Задание № 407 Укажите слово с ударением на первом слоге.

Верный Форзац Свитер

Задание № 408 Раздел языкознания, который изучает правила правописания слов.

Верный Орфография

Задание№409 Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются

ВерныйСоответствие между звуками и буквами

Задание№410 Укажите фразеологизм, имеющий значение «далеко»

Верный За тридевять земель

Задание№411 Укажите фразеологизм, сходный по значению с выражением «тютелька в тютельку»

Верный Комар носа не подточит

Задание№412 фразеология это -

Верный Учение о фразеологических единицах, т.е. об устойчивых сочетаниях слов

Задание№413 Укажите ряд омонимов

Верный Рубка леса, рубка радиста

Задание№414 Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения, называются:

Верный Омонимы;

Задание№415 Антонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи с противоположным значением

Задание№416 Синонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи, одинаковые или близкие по лексическому значению

Задание№417 Определите антоним к фразеологизму «души не чаять»:

Верный Как кошка с собакой

Задание№418 Определите ряд синонимов:

Верный Родина, отчизна, отечество

Задание№419 Укажите ряд иноязычных слов

Верный Витамин, акварель, маринист

Задание№420 Укажите исконно русское слово

Верный Подарок

Задание№421 Укажите предложение с иноязычным словом

Верный При каждом шаге фонтаны теплой воды били из-под ног.

Задание№422 Жаргонная и арготическая лексика используется…

Верный Для речевой характеристики представителей некоторых социальных групп.

Задание№423 Указать жаргонную лекс

Верный Лафа

Задание№424 Основа создания арготизмов

Верный Стремление скрыть свою речь от окружающих

Задание№425 Жаргонизмы создаются

Верный В социальных группах

Задание№426 Специальные слова, термины характерны…

Верный Научный стильНаучному стилю

Задание№427 Профессиональные слова это…..

Верный Слова, употребляемые в речи людей, объединенных в какой- либо профессии

Задание№428 Укажите, в каком случае следует обратиться к словарю синонимов.Укажите синонимы …

Верный Обещание – обет

Задание№429 Укажите слово не принадлежащее к лингвистике

Верный Метафора

Задание№430 Укажите слово не принадлежащее к науке математике

Верный Натрия хлор

Задание№431 Укажите словаслово не принадлежащиене принадлежащее к науке медицине

Верный Модернизм

Задание№432 Лексикография изучает….

Верный Правило составления словарей

Верный В.И.Даль

Задание№434 Отметьте неверное высказывание.

Верный Толковый словарь объясняет значение слов.

Задание№435 Во «Фразеологическом словаре» можно уточнить такие словосочетания как

Верный Белая ворона

Задание№436Этимологический словарь изучает

Верный Происхождение и историю слов

Задание№437 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Вывести в люди»

Верный Принимать участие в судьбе кого-то, помочь

достичь ему прочного или высокого положения в

обществе.

Задание№438 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Как свои пять пальцев»

Верный Знать что-либо хорошо.

Задание№439 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Медвежья услуга»

Верный О ситуации, когда хотели сделать добро, а

обернулось злом.

Задание№440 фразеологические сращения – это

Верный Семантический неделимый фразеологический оборот.

Задание№441 Фразеологическое сочетание –это

Верный Фразеологический оборот, в котором есть слова со свободным значением.

Задание№442 Укажите исконно-русский фразеологический оборот

Верный Устойчивое сочетание слов, которое возникло в русском языке из древнего языка источника.Око за око

Задание№443 Книжный фразеологический оборот это-…

Верный Устойчивые сочетания слов, исключительно употребляемые в письменной речи.

Задание№444 Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе в

Задание№445 Природа у Б.Пастернака наделяется свойствами

Верный Равноправного с поэтом субъектом

Задание№446 Наиболее важный способ словообразования

Верный Морфологический

Задание№447 Определите, как называется слово, образованное от другого слова

Верный Производное

Задание№448 Укажите морфемный состав слова

Верный Окончание, основа, корень, приставка, суффикс

Задание№449 Укажите способ образования слов – старейший, сильнейший:

Верный Суффиксальный

Задание№450 Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов

Суффикс Верный

Задание№451 Укажите слово, состоящее из корня.

Верный драже

Задание№452 Определите способ образования слова бездна

Верный приставочный

Задание№453 Определите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Верный узаконить

Задание№454 Найдите форму слова мечтатель

Верный мечтатели

Задание№455 Укажите слово, в котором пропущена буква «а»

Верный об…яние

Задание№456 Укажите, в каком наречии допущена ошибка

Верный невтерпежь

Задание№457 В каком слове приставка при – имеет значение неполноты действия

Верный Пр…горокПр…сесть

Задание№458Укажите, каким способом образовано слово премудрый

Верный Приставочный

Задание№459 Одно из утверждений неверно. Найдите его

Верный Основу слова составляют корень, приставка, окончание

Задание№460 Указать родственные слова

Верный Белый, белизна, побелеть

Задание№461Слова без окончаний в

Верный Окрепнув, медленно, по-дружески, думая

Задание№462 Часть слова без окончания

Верный Основа

Задание№463 Отметить слово с одной –н- в суффиксе прилагательного

Верный Серебря…ый

Задание№464 Отметить слово с Ы в корне после приставки

Верный Пред…стория

Задание№465 Указать слово с непроизводной основой

Верный Вода

Задание№466 Отметить слово, написание которого основано на морфологическом принципе

Верный Домашний

Задание№467 Это слово образовано при помощи суффикса

Верный Футболист

Задание№468Укажите слово с суффиксом –чик-:

Верный Летчик

Задание№469 Имя существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание И

Верный Дорога

Задание№470 Укажите слово, образованное по модели: корень- суффикс- суффикс- окончание

Верный Молчание

Задание№471 Укажите слово, образованное аналитическим способом

Верный Высокий – более высокий

Задание№472 Укажите, как называется совокупность однородных грамматических значений

Верный Грамматические категории

Задание№473 Укажите, как называются единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов

Верный Единичные

Задание№474 Определите, как называются формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ

Верный Супплетивизм

Задание№475 Определите род несклоняемых существительных: тюль, рояль, пароль

Верный Мужской

Задание№476 Укажите, что называется склонением

Верный Изменение по падежам и числам.

Задание№477 Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа:

Верный Белье

Задание№478 Укажите ряд существительных с буквой Е в суффиксе

Верный Денеч…к, огонеч…к, венич…к

Задание№479 Укажите ряд существительных с буквой И в суффиксе

Верный Пугов…чка, имень…це, плать…це

Задание№480 Укажите существительное, употребляемое в единственном числе

Верный Родня

Задание№481 Укажите правильный вариант ответа: имя существительное

Верный Обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами

Задание№482 Укажите ряд существительных, имеющих форму множественного числа:

Верный Ворота, чернила

Задание№483 Имя существительное, употребляемое только во множественном числе

Верный Белила

Задание№484 Укажите правильный вариант написания окончания существительных:

Верный Писать в тетради, на экскурсии в музее, томиться в ожидании

Задание№485 Укажите неправильную форму употребления существительного с предлогом:

Верный Согласно решения

Задание№486 Выберите ряд существительных, имеющих форму только единственного числа

Верный Детство, темнота

Задание№487 В словосочетаниях приложением является имя существительное нарицательное

Верный Озеро Балхаш девочки-подростки

Задание№488 Выберите строку с существительными второго склонения:

Верный Полесье, звено

Задание№489 Указать существительное с окончанием Е в предложном падеже:

Верный На крыш…, в берлог…

Задание№490 Укажите прилагательное, у которой нет полной формы

Верный Рад

Задание№491 Прилагательные употребляются в прямом значении в словосочетании:

Верный Солнечный луч, волчий след

Задание№492 Определите, что характерно для относительных прилагательных

Верный Отсутствие грамматических и лексико– словообразных особенностей Отсутствие степени сравнения, краткой формы

Задание№493 Найдите верное определение: Имя прилагательное – это

Верный Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Ччей?

А. Платонов не принимал современный ему общественный строй, выражал свои взгляды на развитие советской России через художественное слово. Повесть «Котлован», законченная А. Платоновым в 1930 году, стала известна широкому читателю только в 1987 году. Здесь в иносказательной форме, с помощью символов рассказывается о строительстве котлована для Дома счастья. Строят дом Вощев, Чиклин, Прушевский, Сафронов, Козлов, Жачев. В котловане приживается маленькая сирота Настя.
Чтобы понять сущность образов главных героев, нужно обратить особое внимание на их имена. Имена персонажей Платонова привлекают своей необычностью и даже искусственностью. Но ими наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу, причём в повести отсутствие имени – тоже важная характеристика героя.
Интересно значение фамилии Вощев. Оно может ассоциироваться со словом «воск» (вощёный) и со словом «вообще» и с близким по звучанию наречием «вотще». Воск – природный и хозяйственный материал – не связан напрямую с психологическим миром персонажа. Но достаточно вспомнить, как Вощев собирает в мешок «всякую безвестность» мира для памяти, - и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо.
«Вообще» напоминает о главном деле жизни героя – поиске смысла отдельного и общего существования, попытке додуматься до «плана общей жизни». С «вотще» связана идея разочарования от безрезультатности такого поиска и обречённости героя. Фамилия Вощева уже с первой страницы повести определяет логику его духовного пути – от надежды обрести «всемирную истину» к осознанию (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеала и личного существования.
Традиционные русские фамилии – Козлов, Сафронов – уступают по своему смысловому объёму фамилии Вощев. Очевидно лишь сюжетное значение фамилии Медведев, который и есть медведь, нетипичный для реалистической литературы - медведь-молотобоец, обладающий классовым чутьём.
Значение слова «козёл» указывает на самого презренного человека. Козлов – вечно отстающий и самый жалкий землекоп, запас душевных и физических сил которого критически оценён Сафроновым: «Не переживёт он социализма». В системе персонажей повести Козлов и Медведев оказываются антиподами: один – презираемый «паразит», а другой – уважаемый пролетарий.
Партийного функционера Пашкина зовут Лев Ильич. Возникает ассоциация с именами известных политических деятелей Ленина и Троцкого. Лев Ильич – бюрократ. Его имя – не столько указание на какие-то личностные черты персонажа, сколько сатирический портрет партийного активиста, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте «Генеральной линии».
В противовес Пашкину его партийный коллега на селе – активист – вообще лишён имени. Активист – фигура деятельная, он инициатор и главный участник раскулачивания. Нарицательное имя пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком.
Котлован строит старое, дореволюционное поколение людей, которое чувствует себя уставшим и не находит места в доме будущего. Безногий калека Жачев, потерявший лучшее в душе на войне с империализмом, ждёт окончания постройки дома, чтобы уничтожить старый город, погрязнувший в буржуазных предрассудках, и тем самым исполнить свою историческую миссию.
Той же работой занимаются Сафронов и Козлов, выкорчёвывающие «пни капитализма». Инженер Прушевский, по проекту которого возводилось здание завтрашнего дня, не знает, для чего живёт и нужен ли он кому на свете. Приговоривший сам себя к смерти, он усилием воображения прозревает белый непорочный дворец будущего, где разместятся новые люди – дети человечества. Он не может примириться с ними и полюбить их отдельно от своего страдания.
Наибольшая смысловая нагрузка приходится на имя Насти, олицетворяющей будущее счастье и «истину всемирного происхождения». Буквальное значение имени – «воскресшая». Но значение имени девочки оказывается в трагическом противоречии с её судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумевшая однажды уйти от смерти, Настя погибает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти – сюжетный и смысловой итог повести. И её могила общепролетарского дома – мрачный символ утопического счастья.
Имена собственные, таким образом, выступают в повести как средство характеристики персонажей. Ключевая роль в смысловой структуре «Котлована» принадлежит именам Вощева и Насти: смерть «воскресшей» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье.

Одно только Насте, которую вспоминал Жачев, принадлежит далеко не последняя роль. Дите несмышленое, но уже при первой встрече с Сафроновым четко осознает свое историческое предназначение. Главным для нее и народа являются Ленин и Буденный. Когда их не было на свете, а были только буржуи, то и она не хотела рождаться, а появилась в мир только благодаря деятельности Ленина. То есть Настя - это детище, рожденное октябрьской революцией 1917 г., появившееся сразу же "с революционным умом". Как же так, может удивиться читатель, ведь у нее своя, настоящая мама. Есть, конечно, мама, но она "буржуйка", по мнению самой дочери, отживший класс. Отказ от прошлого означает потерю исторических связей, культурных традиций и замена их идейными родителями -Марксом и Лениным. У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего.

Разрушительное отношение к человеку со стороны властей касалось не только уходящего в историю буржуазного сословия, но и всего трудового народа, в том числе и детей. Образ девочки в повести весьма своеобразен: "Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка". Для художественной эстетики Платонова, как и ранее для Ф.М. Достоевского, ребенок - это высший человеческий критерий, на котором поверяется гуманизм отдельного человека и государства в целом.

Настя искренне удивляется гробам, припрятанным крестьянами: "А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!" Землекопы на этот наивный вопрос ничего не могли ответить вразумительного. Увидев среди мужиков одного голого, она сразу же недоумевающе задумывается, "одежду всегда отбирают, когда людей не жалко...". На все эти вопросы ответить правильно и без страха не каждый мог, даже из числа тех, кто догадывался о причинах. Ответ же, в сущности, простой. Новым властям совершенно безразлично в кого стрелять и кого морить голодом. Трудно сейчас назвать точные миллионы погибших в период коллективизации в голодные (неурожайные) годы. Причем погибали отнюдь не буржуи.

Вот Сафронов объясняет "будущему радостному предмету", как называет Настю Жачев, непримиримость классовых отношений, что коммунисты и поддерживающие их активисты, согласно решениям партийного пленума, обязаны ликвидировать зажиточных "не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!" Девочка после таких комментариев не только спрашивает "Вы с кем останетесь?", но и пытается сама домыслить сказанное: "Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало". Настя мыслит правильно, так и решали поступить с народом в правительственных кругах. Плоды учения Чиклина и Сафронова, как видим, не прошли бесследно. Посещая ежедневно детский сад, она растет вполне сознательной гражданкой нового общества. Такое мнение подтверждает твердый, не по-детски уверенный в своих убеждениях стиль письма к Чиклину: "Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов! Привет бедному колхозу, а кулакам нет". Так, "в буднях великих строек" нарождалось новое молодое поколение советских людей, готовое идти на любые решительные шаги во имя великой идеи. Андрею Платонову был чужд такой оптимизм, он не верил в справедливость власти, основанной на насилии и обмане. Последние грозные слова Жачева относятся именно к тем, кто обманывает народ, из-за которых умирают дети: "Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью". Однако так и не удаюсь пролетарию расправиться с этим "классовым изменником". Ох, живучи оказались Львы и Ильичи Пашкины! Бациллы их деятельности заразили, казалось бы, стойкого бригадного, как Чиклин. Как бы утешая погибших Козлова и Сафронова, он клянется продолжать их дело, быть таким же, как Сафронов: "Стану умнеть, начну выступать с точкой зрения, увижу всю твою тенденцию, ты вполне можешь не существовать".

Настя - символ будущего социализма - умирает от недостатка душевной доброты к ней и, как это ни странно, "от понимания мира". Пожалуй, второй факт будет более существенным, ибо внимания со стороны старших (после смерти матери) она получает в достаточном количестве. Вспомним, ведь она умирает, хотя в последнюю ночь ее согревали своим теплом Елисей и Чиклин. Они хорошо понимали значимость ее жизни, прекрасно осознавали "настолько окружающий мир должен быть нежен и тих, чтоб она была жива".

Тем не менее Настя умерла, а вместе с ней исчезла, по замыслу автора, и вера в светлое будущее. Нет, нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства. Когда Вощев приходит в бригаду землекопов, он вместо здорового счастья довольных от физической работы людей замечает на лицах спящих только смертельную усталость и тоску. Их скучные физиономии не выражали никакого подобия мысли. Идея общественной пользы поработила всецело личные чувства. Вместе с тем Платонов не упрощает проблему. Забитые и обезличенные люди, превращенные в массу, имеют свое сокровенное. Так, Чиклин и Прушинский вспоминают свою любовь, согревающую их души теплом; Вощев пытается осмыслить свое назначение в жизни; Жачев - добиться справедливости; Козлов - пролезть в руководящие кадры. Все же в стране, где есть один главный человек, нет места другим лицам. Происходит процесс обезличивания. Вот почему Чиклин отвечает: "Какое я тебе лицо? Я никто". Так же характеризует себя и юная Настя: "Я никто". Зато девочка прекрасно знает вождя мирового пролетариата. Вспомним: так же пессимистично, смертью ребенка, заканчивается и роман "Чевенгур". В подобном неверии в победу социалистического хозяйствования скрывается определенная позиция автора. Платонов в своих выводах далек от безумного оптимизма Пашкина, любившего повторять в трудные минуты: "... все равно счастье наступит исторически". Нет, такого счастья может не быть, ведь за него надо бороться, приближать его трудовой деятельностью, нужны, наконец, объективные условия для его осуществления. Таких условий писатель, исходя из своего жизненного опыта, не видел.

На котлован вернулись вместе с Елисеем, а медведь остался в колхозе. Настя наказала беречь его, Медведева Мишку, собралась навестить его. Опять, случайно или нет, Настю понес не Чиклин – Елисей; а Чиклин потащил неходячего Жачева.
Когда у занесенного снегом котлована готовили место для костра, Настя опять потребовала от Чиклина:
«Неси мне мамины кости, я хочу их!»

Но тот снова проигнорировал требование:
«Чиклин сел против девочки и все время жег костер для света и тепла, а Жачева услал искать у кого-нибудь молоко… Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации».

Вероятно, все напуганы и озабочены. Чиклин, взрослый, вроде бы лучше Насти знает, что ей надо – обогреть да накормить. Но она не бредит, а говорит о совершенно другом – тоже о теле, но не о преходящем, которое ест и греется, а о его вечном символе, костях. Ей нужна мама, потому что ее привязанности обрываются, а внутренние объекты нестабильны – как и у всех, кто работает на котловане. Можно сказать, что у Насти нет внутренней опоры, и ей требуется именно надежный скелет – а не частичные объекты (уже давно потерянный живот Чиклина или обрубок-Жачев с выпадающими зубами).
«- Чиклин, отчего я всегда ум чувствую и никак его не забуду?»
Чиклин не знал; а Настя была в сильнейшей тревоге: если она утратит сознание во сне, то оно может не восстановиться. Бодрствуя, как прежде делал Вощев, она защищает себя от настоящей смерти, а не только от ужаса уничтожения. Чиклин обманывает ее – уверяет, что город работает ночью, потому что о ней заботится. Настя не верит:
«- А я лежу вся больная… Чиклин, положи мне мамины кости, ч их обниму и начну спать. Мне так скучно стало сейчас!
- Спи, может, ум забудешь».

«Скучно» значит очень многое. Сейчас это может быть ужас и горе. А Чиклин не совсем понимает ее. Он говорит на ее языке, но предлагает как помощь именно то, чего она всего больше боится и хочет. Она, наверное, поняла, что костей матери он ей не принесет никогда. Да и сам матерью быть не сможет – он уже давно и не раз оставлял ее, а она перестала ему доверять: иначе требовала бы его живот, а не мамины кости.
Раз это не помогло, то больная девочка сделала еще одну попытку – на мгновение превратилась в собственную мать, живую и молодую:
«Ослабевшая Настя вдруг приподнялась и поцеловала склонившегося Чиклина в усы – как и ее мать, она умела первая, не предупреждая, целовать людей».

Но, кажется, и это не помогло, она достигла иного эффекта:
«Чиклин замер от повторившегося счастья своей жизни и молча дышал над телом ребенка, пока вновь не почувствовал озабоченности к этому маленькому, горячему туловищу».

Воспомининие не вызвало никакого преображения, как случилось с Прушевским. Чиклин занялся собою, своими переживаниями, и ему понадобилось время вернуться; девочка – видимо, по сравнению с прекрасным воспоминанием – стала для него не Настей, а снова детским туловищем. Платонов не объясняет, почему Чиклин опять оставил Настю (не сексуальное ли влечение или разочарование тому виной?), приспособил Елисея греть ее и отправил Жачева за молоком.
Наутро Настя умерла, несмотря на тепло, сливки и пирожные.

Чиклин подмел барак, накопивший за время запустения множество сора.
«Положив веник на место, Чиклину захотелось рыть землю; он взломал замок с забытого чулана, где хранился запасной инвентарь, и, вытащив оттуда лопату, не спеша отправился на котлован. Он начал рыть грунт, но почва уже смерзлась, и Чиклину пришлось сечь землю на глыбы и выворачивать ее прочь целыми мертвыми кусками. Глубже пошло мягче и теплее; Чиклин вонзался туда секущими ударами железной лопаты и скоро скрылся в тишину недр почти во весь свой рост, но и там не мог утомиться и стал громить грунт вбок, разверзая земную тесноту вширь. Попав в самородную каменную плиту, лопата согнулась от мощности удара, тогда Чиклин зашвырнул ее вместе с рукояткой на дневную поверхность и прислонился головой к обнаженной глине.
В этих действиях он хотел забыть сейчас свой ум, а ум его неподвижно думал, что Настя умерла».

В начале повести трудовые действия были описаны подробно, но не настолько, не в таком порядке – по сравнению с этим описания чувств предельно кратки, хаотичны, двусмысленны или абсурдны. Может быть, чтобы усыпить свой неподвижно думающий ум (а так и бывает в начале горя, мысли не текут), он мыслит лопатой о грунте. Кажется, он зарывает себя, копает могилу себе.
Неподвижность мыслей могла бы свидетельствовать и о том, что у Чиклина нет ресурсов справиться с горем, что оно так и останется в нем, чужеродное. Но нет – когда он вернулся в барак, то поступил так, как если бы на смену шоку пришло отрицание:
«В бараке он, чтобы не верить уму, подошел к Насте и попробовал ее голову; потом он прислонил свою руку ко лбу Елисея, проверяя его жизнь по теплу.
- Отчего ж она холодная, а ты горячий? спросил Чиклин и не слышал ответа, потому что его ум теперь сам забылся».

В сказках очень часто бывает так, что жители одного мира приходят в другой и наводят там связи – но контакт не может считаться завершенным, пока новые друзья или родственники не сделают ответного визита. Теперь на котловане такое же запустение, как и в покинутом ими колхозе, такое же безвольное молчание: утомленный Елисей спит, а Чиклин и Жачев просто сидят. Гость, Вощев, опоздал. Жачев ругается – бросил, мол, колхоз – но Вощеву с его новым знанием уже не надо верить в необходимость постоянного контроля, и он попросту не обратил внимания на угрозы инвалида.
Но Вощев опоздал, и это угрожает его чувству обретенной истины:
«Он привез в подарок Насте мешок специально отобранного утиля в виде редких, непродающихся игрушек, каждая из которых есть вечная память о забытом человеке. Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась, и Вощев прикоснулся к ней, видя ее открытый смолкший рот и ее равнодушное, усталое тело. Вощеа стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Вощев теряет связь общезначимой и жизни ребенка, которая оказалась случайной. Истина не защищает и не гарантирует всемогущества и безопасность, даже всеобщей любви и заботы не дарит, если он рассчитывал именно на это – и все это, вместе взятое, и называл истиной. Живая Настя значила для него мало – с помощью его подарка она опять стала бы человеком ветхого мира, мстителем или носителем проекций, которые он через вещи нагрузил бы на нее. Она стала бы для него не девочкой и женщиной, а Вечным Дитятей, атеистическим вариантом божества, ради которого и в котором истина оживает. Он готовился использовать ее как контейнер для очень конфликтных содержаний – чтобы она соединила в себе прошедшее и грядущее.
Но она оказалась просто девочкой, сиротой – и умерла. Как бы Чиклин ни любил ее, но он ее бросал без размышлений, а ее важнейшие потребности не понимал, игнорировал. Все трое не позаботились даже о трупе, не привели его в благопристойный вид. Самый горюющий, Чиклин, был занят выплескиванием собственных переживаний в грунт и, казалось, готовил могилу себе; но эта яма пока не была могилой.
Сам Вощев оказался похож на Чиклина – далеко не сразу понял, что Настя мертва.
«Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и замучилась с течением времени. Вощев поднял Настю на руки, поцеловал ее в распавшиеся губы и с жадностью счастья прижал к себе, найдя больше того, чем искал».

Что он обрел? Готовность к самопожертвованию и принятие смерти, своей и чужой, если это не выродится у него в дешевую сентиментальность – он ведь и от истины ждал, что она заменит ему добрую мать. Почтение к тем, кто жил, и определенную иерархию – ради ребенка можно обойтись и без всемогущей истины. Теперь Вощев, как любой душевно здоровый человек, может извлечь для себя пользу из работы горя. Жаль, что Настю впервые по-настоящему обняли и поцеловали, что она стала чьим-то счастьем уже после смерти. Правда, чрезмерная экзальтация этого счастья не вызывает доверяя, а Вощев обращается с трупом в стиле Чиклина, как с «остаточно живым» и поэтому удобным партнером, который ему своими чувствами не мешает. Мертвые делаются важнее живых – они уже не мимолетны, не случайны, уже состоялись, они вызывают сильные чувства – такие, какие у зрелых людей вызывают живые.
Хороший объект – это умерший объект.

Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча-стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб-щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы-зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож-ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на-дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин-женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина-ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при-общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет-ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!».

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну-лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя-вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол-няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс-ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер-вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес-сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте-ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос-тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч-ки. В жизни землекопа остался один труд. Материал с сайта

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре-стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре-стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв-ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов-лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст-ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • андрей платонов анализ котлован
  • платонов котлован образы животных
  • система образов в повести котлован платонова
  • образы природы в повести платонова котлован
  • котлован мандельштамп краткое содержание