Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жизненные пути пьера безухова и андрей болконского. Конспект урока "духовные искания андрея болконского и пьера безухова" Духовные поиски андрея и пьера

«Война и мир» Л.Н.Толстого – героическая эпопея, рассказывающая о всенародном подвиге в войне 1812 года. Исторические судьбы русского народа, прежде всего дворянства и крестьянства, составляют главное содержание произведения. Одновременно автор повествует о жизненных путях отдельных героев , что определяет жанровую специфику «Войны и мира» как романа .

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный, противоречивый путь духовных исканий .

Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье . Смысл жизни , по Толстому, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога.

Однако обретение смысла жизни, по убеждению Толстого, немыслимо без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.

Далеко не все герои Толстого оказываются способными к духовным исканиям . Этим качеством обладают личности незаурядные , стремящиеся к нравственному совершенствованию .

Способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого.

Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивый путь этих исканий : от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.

С Андреем Болконским мы впервые встречаемся в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер . Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет своему другу, почему идет на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья .

О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе . Он хочет стать таким, как Наполеон , обрести свой «Тулон».

Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг , возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными . Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном . Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей Болконский сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога , от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо.



Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открылиновый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя », для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя.

Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове , их последующий разговор на пароме . Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же пока не находит места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался . Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном.

Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом . Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом , исходившим от Наташи.

По дороге домой князя Андрея охватывает весеннее чувство радости при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность деятельности, счастья и любви.

Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского . Поначалу эта деятельность увлекает героя.

Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского , а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами .

Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса . В таком состоянии герой встречает 1812 год.



Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами .

Не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни , который открывается ему в единении с народом . Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя.

Смертельное ранение вновь коренным образом меняет судьбу князя Андрея. По воле Провидения он снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью Андрей Болконский чувствует отчужденность от всего земного и радостную легкость бытия. Ему открывается вера в Бога – начало вечной любви и вечной жизни.

Сын Андрея Болконского, Николенька , изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы.

С Пьером мы также впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Из эмоциональных высказываний Пьера мы узнаем, что он защитник идей Просвещения . В Наполеоне он видит великого человека, выдающегося государственного деятеля, обуздавшего крайности французской революции. Слова Пьера шокируют посетителей салона.

Одновременно Пьер ведет разгульную жизнь в холостой компании Анатоля Курагина и Долохова.

Затем в жизни Пьера наступает перемена . После смерти отца он становится богатым наследником, его «женят» на Элен Курагиной. Жена Пьера оказывается пустой и развратной женщиной. После дуэли с Долоховым иразрыва с женой Пьер оказывается в состоянии душевного кризиса.

По дороге из Москвы в Петербург на станции Торжок Пьер встречает масона Осипа Алексеевича Баздеева. Выясняется, что Пьер не верит в Бога . Баздеев пытается пробудить в Пьере веру.

Вскоре Пьер вступает в масонскую ложу . Затем он едет в свои имения в Киевской губернии, пытается освободить крестьян. И хотя Пьера обманывают и положение крестьян остается прежним, важно само стремление героя делать добрые дела. Смысл жизни вновь открывается Пьеру.

По дороге домой Пьер заезжает к князю Андрею в Богучарово. Происходит знаменитый разговор Андрея и Пьера на пароме . Искренняя вера Пьера в Бога , его стремление делать добро производят неизгладимое впечатление на Андрея Болконского.

Однако Пьер вскоре охладел к масонству , видя в нем продолжение светской жизни с ее фальшью, лицемерием, корыстными интересами. Пьер порывает с петербургскими масонами . Он вновь ведет рассеянное существование , вновь не удовлетворен жизнью.

Участие в судьбе Наташи после попытки похищения ее Анатолем и разрыва ее с князем Андреем пробуждает нравственные силы Пьера. Пьер влюбляется в Наташу и одновременно сознает, что их совместное счастье невозможно.

В состоянии душевного смятения Пьер наблюдает комету – предвестницу великих потрясений в жизни страны и в судьбе самого героя.

Начало войны 1812 года пробуждает Пьера к жизни . Как и большинство русских людей, его охватывает патриотический порыв . Пьер принимает деятельное участие в формировании ополчения. Затем он сам устремляется к месту решающих событий.

Накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает всеобщий духовный подъем . В действиях солдат и ополченцев, в словах Андрея Болконского о завтрашнем дне Пьер ощущает «скрытую теплоту патриотизма». Во время сражения Пьер оказывается на батарее Раевского , наблюдает подвиг солдат-артиллеристов, ощущает себя причастным великому событию, чувствует духовную связь с народом . После сражения, на постоялом дворе в Можайске, Пьер сознает, что он хочет быть «таким, как они», хочет быть простым солдатом. Таким образом, Бородинское сражение становится одним из кульминационных моментов в духовных исканиях Пьера.

Ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле отразились в сне Пьера , который он видит в Можайске . Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

По возвращении Пьера в Москву им овладевает идея, что именно ему предначертано убить Наполеона . Пьер остается в захваченном французами городе. Убить Наполеона герою не удается, однако он совершает благородные поступки: на пожаре спасает ребенка , защищает от надругательств французов женщину .

Пьер попадает в плен . От расстрела его спасает встреча с маршалом Даву . Пьер и Даву обменялись взглядами, по-человечески поняли друг друга, и Пьер был спасен от гибели.

В плену Пьер встречает Платона Каратаева . Благодаря Каратаеву Пьер приобщается к духовной жизни народа , ощущает свое единение с другими людьми. Однако в отличие от Каратаева Пьер не утрачивает собственной индивидуальности . Он обретает гармонию личного и общего.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон героя – о чудесном глобусе . В этом сне он приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог . Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях.

Образ глобуса , явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.

В конце романа мы узнаем, что Пьер обрел не только смысл жизни, но и земное счастье . Любовь Пьера и Наташи увенчалась счастливой семейной жизнью.

В эпилоге Пьер предстает перед нами как член тайного общества . Он возмущается реакцией и аракчеевщиной. В полемике с Николаем Ростовым Пьер отстаивает гражданские идеалы . Отныне жизненный принцип Пьера – «деятельная добродетель».

Всне ,который видит в конце романа Николенька Болконский , образ Пьера сливается в детском представлении с образом покойного отца ребенка. Пьер выступает в этом сне как борец за справедливость , носитель высоких нравственных идеалов.

Сделаем выводы. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят долгий и сложный путь духовных исканий .

Как мы видим, поиск смысла жизни для этих героев – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми, со своим народом . Одновременно это и преодоление индивидуализма , замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему.

Человек и природа

Человек и природа – важнейшая философская проблема романа «Война и мир». Природа в романе предстает как самостоятельный мир , живущий прекрасной жизнью.

Близость к природе является одним из главных критериев оценки личности у Толстого. Любимые герои Толстого, например Наташа Ростова, близки к природе. Другие, напротив, не чувствуют природы, не понимают ее красоты.

Картины природы сопровождают важнейшие батальные сцены в произведении Толстого.

Наконец, образы природы служат важным средством раскрытия внутреннего мира героев.

Единение человека с природой – существенная грань нравственного идеала Толстого. Писатель симпатизирует своим «естественным» персонажам. Например, Наташа Ростова изначально близка к природе. Особенно ярко это проявляется в эпизодах охоты в Отрадном . Рассказывая об охоте, Толстой замечает: «Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала – так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором». Наташа чувствует свою связь с природой и, поддаваясь общему настроению, дает волю эмоциям.

Напротив, во время посещения театра Наташа не понимает смысла того, что происходит на сцене. Наташа «не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку… все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально , что ей становилось то совестно за актеров, то смешно». Люди, сидящие вокруг нее, внушают ей страх и недоумение. Наташа не чувствует себя комфортно в этой фальшивой и лицемерной обстановке.

Неестественна , по мнению Толстого, жизнь петербургского света . Его представители бесконечно далеки от природы. Например, разговоры в салоне Анны Павловны Шерер напоминают однообразную работу прядильной мастерской .

Напротив, жизнь народа , по убеждению Толстого, всегда естественна . Об этом свидетельствуют яркие образы Платона Каратаева, Анисьи Федоровны, Данилы, других представителей народа. Простые люди, живущие в деревне, не отделяют себя от мира природы, живут в соответствии с ее законами.

Тема природы в романе тесно связана с темой войны 1812 года . Картины природы соседствуют с описанием батальных сцен , оттеняют и дополняют их, способствуют раскрытию внутреннего состояния человека на поле сражения.

Наиболее яркий пейзаж, связанный с темой войны, – панорама Бородинского поля . «Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения перед красотой зрелища», – пишет Толстой. Яркий свет, чистота утреннего воздуха, молнии отблесков солнечных лучей на воде и на штыках солдат, белая церковь, крыши изб Бородина – вот как писатель характеризует панораму сражения. Прекрасный пейзаж Бородинского поля подчеркивает мысль писателя о том, что день сражения – светлый и торжественный, это день великого подвига. В то же время пейзаж помогает Толстому утвердить мысль о противоестественности, античеловечности войны. Контраст между прекрасной природой и ужасающими картинами боя помогает писателю обличить произвол человека, затеявшего бессмысленную кровавую бойню.

Князь Андрей во время Бородинского сражения чувствует свое единство с природой . Толстой замечает, что князь в ожидании атаки срывал «цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях, и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху». Глядя на готовую взорваться гранату, герой с тоской думает о красоте окружающего его мира: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».

Величественное описание природы открывает повествование о Москве, оставленной жителями. Пейзаж становится лучезарным и торжественным. Вторжение врага не поставило Москву на колени.

Образы природы являются одним из важнейших средств психологического анализа у Толстого. Природа как будто чувствует состояние человека и реагирует на него.

Так, один из важнейших этапов духовных исканий Андрея Болконского – ранение на поле Аустерлица. Будучи тяжело ранен, Андрей лежит на поле битвы и видит над головой бескрайнее небо . Герой размышляет: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

На фоне этого прекрасного неба князь Андрей видит ничтожную и жалкую фигурку Наполеона. Наполеон, бывший совсем недавно героем в глазах князя Андрея, теперь предстал перед ним во всем ничтожестве своего мнимого величия. Природа пробуждает в князе философские размышления о бренности человеческого существования , о суетности мечтаний о славе.

По дороге в рязанские имения сына Андрей Болконский видит дуб , который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Рассматривая старый дуб, князь Андрей с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!»

В Отрадном Андрей Болконский невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней , проникся радостью жизни и оптимизмом, исходившими от Наташи. Этому разговору предшествует описание прекрасной весенней ночи . Толстой пишет: «Ночь была свежая и неподвижно-светлая». Выше всего была «почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе». В эту ночь Наташа чувствует единение с природой. Она не может уснуть и с восторгом говорит Соне: «Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, – и полетела бы». Андрей услышал этот разговор, и слова Наташи взволновали его. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», – пишет Толстой.

Возвращаясь домой, князь Андрей вновь встречается с дубом . Но теперь перед ним предстает совсем иная картина . Толстой пишет: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». На князя Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Герой вспоминает «все лучшие минуты» своей жизни, и в нем вновь пробуждается вера в возможность деятельности, счастья, любви. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», – решает Андрей. Картина весеннего пробуждения природы отражает возрождение души героя.

Другой герой Толстого, Пьер Безухов, в состоянии душевного смятения наблюдает комету символ грядущих в жизни страны и в судьбе самого героя.

Итак, мы видим, как важен в «Войне и мире» вопрос о связи человека с природой. Близость к природе является существенным критерием нравственной оценки личности в романе. С природой соотносится тема войны 1812 года: картины природы дополняют батальные сцены. Природа, кроме того, является важным средством раскрытия внутреннего мира героев.

Девятнадцатый век невероятно богат для истории русской литературы гениальными писателями и поэтами. Но, безусловно, этот век выделяется еще и тем, что именно тогда творил свои бессмертные произведения великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Не будет большой оригинальностью с моей стороны сказать, что это мой любимый писатель. Ведь его романы, рассказы и повести поразили и взрастили не одно поколение людей. Сильное впечатление во мне оставил роман-эпопея «Война и мир». Очень интересно то, что Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в нравственном спокойствии. Настоящей личности необходимы ссадины и ошибки, чтобы, наконец, найти свой жизненный путь. Особенно ярко эту идею Толстой раскрыл в образе князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Князь Андрей и Пьер проходят через тяжелые испытания, заблуждения, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на вопрос: что делать? Чему посвятить жизнь? «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…», - эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся к ним обоим.

Впервые Толстой знакомит читателя с Андреем Болконским, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но затем Толстой раскрывает тайные причины стремления героя на войну, скрытые глубоко внутри. Князь Андрей мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. Сам герой говорит об этом: «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением, и это не случайно. Ведь именно после этого сражения в душе героя начнут происходить серьезные изменения. Вот только что князь бежал куда-то, сражался… И вдруг его ранят. Он падает и видит над собой огромное небо: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это естественная жизнь природы и человека.

После крушения прежних идеалов в жизни князя Андрея происходит еще несколько душевных потрясений – это рождение сына и смерть жены. Пережив горе и раскаяние, Болконский приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Андрея не могла довольствоваться только семейным кругом. Князь пытается сделать преобразования в деревне, облегчить труд крестьян. Встреча с Наташей Ростовой еще больше меняет Андрея. Он очарован и влюблен, ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Поэтому в дальнейшем князь сильно переживает разрыв с Наташей. И вот Болконский вновь отправляется на войну. Но это уже совсем другой человек, простой и близкий к народу. Мечты о личной славе не волнуют его. Князь Андрей умирает, не поправившись после ранения, но он умирает обновленным, переродившимся.

По иным жизненным дорогам шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». Впервые Толстой знакомит читателей со своим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Впервые показавшись в этом обществе, Безухов очень смело защищал идеи французской революции, восхищался Наполеоном. Князю Андрея, своему другу, Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «… Он всею душою желал произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», - говорит Толстой об устремлениях молодого Безухова. Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои огромные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.

Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он понимает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.

Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу. Безухову кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», - вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему. Разочарование героя неизбежно. Ведь и здесь со временем он видит карьеризм, ханжество, лицемерие. Пьер порывает с масонами.

Ярчайшим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Это светлое и благородное чувство озаряет героя, возвышает его над окружающими. Но в этот период он был связан узами брака с ненавистной Элен. Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. Для героя наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье и общественных идеалах. Тем не менее, внутри Пьера идет постоянная работа над собой.

Огромное значение для героя имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Одним из важнейших моментов в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. Сближением с этим человеком Пьер особенно дорожил. В плену Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Именно потому, что герой это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А это зло на каждом шагу бросается в глаза. Поэтому в эпилоге романа автор показывает Безухова, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.

Таковы жизненные пути двух лучших героев Толстого. Важно заметить, что они не были бы «лучшими», если бы не прошли и не продумали всего этого. Толстой наглядно показывает, что личность устанавливается в движении, в порывах. И не важно, сколько раз человек ошибался. Главное, - чтобы он никогда не останавливался на достигнутом и продолжал искать истинный смысл жизни.

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека... счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Вопрос 27. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

1. Способность к внутреннему изменению человека.

2. Проблема человеческого счастья в романе.

3. Духовные искания Андрея Болконского.

4. Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

5. Вера, надежда, любовь - вечные ценности.

1. Одним из важнейших свойств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек - часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.

2. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский и Пьер Безухов - натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

3. С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость. «Эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный, князь Андрей видит над собой высокое небо, и все, о чем он мечтал прежде, представляется ему «пустым», «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Болконский разочаровывается и в нем: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его...» Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, Андреи приходит к выводу, что жить для себя и близких - это единственное, что ему остается. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера заставляют князя Андрея увидеть мир по-новому, с новыми его красками, с пробуждающейся весной. К нему возвращается желание деятельности и славы.

Он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского. Но вскоре последовало разочарование, так как князь Андрей понял, что эта работа далека от насущных интересов народа.


Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой. Болконский весь отдается своему чувству. Разрыв с Наташей стал трагедией для него: «Как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором... не было ничего вечного и таинственного». Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбудило в нем желание бороться, быть вместе с народом. Он возвращается в армию и принимает участие в Бородинском сражении. Здесь он осознает себя частицей народа, и от него, как от многих солдат, зависит судьба России.

Путь совершенствования Андрея Болконского проходит через кровь, смерть и страдания людей на войне. Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят князя Андрея к пониманию истины о необходимости любви к ближнему, к всепрощению человеческих грехов, тем самым приближая его к духовному совершенству Князь Андрей знает, что ему осталось пройти последний путь, но он уже не боится смерти, так как сумел превозмочь душевные страдания, а физические его уже не страшат. Именно перед смертью он прощает Анатоля Курагина. Он ясно понимает всю глубину души Наташи, прощает ей все и говорит: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».

Война для Андрея послужила тем испытанием, которое необходимо для нравственного самоочищения человека на пути познания истины Божьей.

4. Подобно Андрею Болконскому, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно. Однако вскоре Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него. Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан декабристов.

5. У каждого из этих героев своя судьба, свой трудный путь к познанию смысла жизни. Но оба героя приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».