Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Живопись, музыка, архитектура Европы в XIX — начале XX века

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2017
Русская живопись конца XIX и начала XX века.
Обзор. Часть 1
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно­
историческим содержанием. Это было время, когда, по определению В. И. Ленина,
начиналась «буря», «движение самих масс», - новый, пролетарский этап русского
освободительного движения, ознаменованный тремя революциями, последняя из
которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в
истории России и в истории всего человечества. Но путь, приведший к Октябрьской
революции, был смутным путем.
Конец XIX и первые годы XX века явились, с одной стороны, временем жестокой
политической реакции, подавления всякой свободной мысли; с другой стороны, это
время начала организованной борьбы рабочего класса, распространения марксизма в
России, время, когда Ленин закладывал основы марксистской революционной рабочей
партии.
Именно в эти годы начался новый общественный подъем, который шел под знаком
подготовки первой русской революции.
Близился первый натиск народной бури. Центр мирового революционного движения
переместился в Россию.
Усиление освободительного движения отразилось на всех областях общественной
жизни. Дальнейшее развитие получила и русская демократическая культура,
вдохновленная благородными освободительными и патриотическими идеями. Новых
блестящих успехов достигли наука, литература, искусство.
В 1890­х годах продолжали работать крупнейшие мастера, начавшие свой путь в
предшествующий период, - Репин, Суриков, Шишкин, Васнецов, Антокольский и
другие.
Передовые художники, верные своему народу, тесно связанные с его жизнью, они не
остались в стороне от общего подъема. Новые прогрессивные общественные идеалы
нашли живейший отклик в их творчестве и позволили им обогатить сокровищницу
русской культуры новыми замечательными произведениями.
Продолжая лучшие демократические традиции национальной школы искусства, эти
выдающиеся мастера развивали их дальше в соответствии с новыми требованиями
времени. Они чутко воспринимали и средствами своего искусства отражали вновь
возникавшие общественные проблемы, связанные с пробуждением народных сил,
выдвигали новые темы и образы, вносили в свои произведения новое содержание.

Так, уже в девяностые годы наше искусство обогащается рядом произведений,
отмеченных принципиально новыми чертами. Это полотна монументального,
героического стиля, в которых с огромной мощью воплощены типические образы
народных героев и выражены национальные патриотические идеи - гордость землею
русскою и русским народом, его славным прошлым и его великой исторической ролью.
Таковы «Богатыри» (1881 - 1898) В. Васнецова и «Запорожцы» (1878-1891) Репина,
«Покорение Сибири» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) Сурикова;
картины эти проникнуты убеждением художников в том, что историю творят не
отдельные личности, а народная масса, что именно народ является героем и
совершителем исторических подвигов. О народном подвиге рассказывает и В. В.
Верещагин в большой серии исторических полотен на тему Отечественной войны 1812
года (1889-1900), где Наполеону и его армии противопоставлен русский народ,
поднявшийся на борьбу за свою национальную независимость. Одна из картин серии,
называющаяся «Не замай, дай подойти...» (1895), изображает засаду крестьян­партизан,
тех простых и безвестных патриотов, чьими руками был нанесен смертельный удар
иноземным захватчикам.
Все эти произведения объединены одним чувством, одной идеей, которая лежит в их
основе, - идеей прославления родины, народа. Многоликая народная масса предстает
в них уже не угнетенной и забитой: это сама народная стихия, которая поднялась на
великие дела и, полная богатырской мощи и нравственной силы, вершит судьбы своей
родины.
К названным картинам примыкают монументальные, создающие величественный образ
русской природы сибирские и уральские пейзажи А. Васнецова и некоторые поздние
работы И. Шишкина («Корабельная роща», 1898), статуя «Ермак» М. Антокольского
(1891) и другие.
Понятно, что только в стране, где назревала народная революция, где, свидетельствуя о
пробуждении народных масс к борьбе, кипело «великое народное море,
взволновавшееся до самых глубин» - тема народа могла быть так поставлена в
искусстве и получить такое решение. Чутко улавливая эти дальние раскаты
приближающейся революционной бури, передовые русские художники испытывали все
большую уверенность в силе народа и черпали в этой уверенности свой общественный
оптимизм, который придал совершенно новую окраску их творческому мироощущению.
Демократы по своим убеждениям, тесно связанные с народом, зоркие наблюдатели
жизни, эти мастера русского искусства глубоко ощущали биение пульса
современности, и если сами они порой и не сознавали связи между содержанием их
произведений и этой современностью, она все же получала отражение и в полотнах на
историческую тему, и даже - в известном смысле - в пейзажах. То было
предчувствие каких­то больших перемен, то самое ожидание великой грозы, которое
выразил А. П. Чехов словами одного из своих персонажей: «Пришло время,
надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже

близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду,
гнилую скуку...»
Более прямое и непосредственное отражение новый этап социальной борьбы нашел в
творчестве другой группы художников, которые обратились к сценам из жизни
пролетариата и беднейшего крестьянства; это их кисти принадлежат первые картины
классовых боев в городе и деревне на подступах к первой русской революции, это они
отразили в своих произведениях и события 1905 года.
Продолжая передвижническую традицию, художники из так называемого младшего
поколения передвижников - С. Коровин, С. Иванов, А. Архипов, Н. Касаткин и другие
- правдиво освещали жизнь русской деревни в пору, предшествовавшую революции
1905 года. Глубокое знание народной жизни, душевное сострадание к бедствиям и
лишениям деревенской бедноты помогли им создать произведения, преисполненные
большой: жизненной правды и острого социального звучания.
Так, в картине С. Коровина «На миру» (1893) впервые в нашей живописи показан
острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке
крестьянин­бедняк, бывший крепостной, разоренный реформами, тщетно пытается
добиться справедливого решения дела в свою пользу; помещик, которому никто не
смеет перечить, издевательски хохочет над ним...
С. Иванов свои первые картины посвятил крестьянам­переселенцам. С суровой
правдивостью рисует он страшную судьбу бедняков, которых голод сгоняет с их
нищенских наделов и заставляет скитаться по стране в поисках куска хлеба. Отчаянное
положение переселенцев, смерть переселенцев в степи, арестанты в остроге, беглые
каторжники - таковы сюжеты его картин. Но вскоре С. Иванов начинает видеть и
другое - начало революционного брожения, все шире охватывающего народные низы.
Художник изображает агитатора­народника,
тайно раздающего крестьянам
нелегальную литературу; зарисовывает студенческие волнения в Московском
университете. Ему же принадлежат первые в русской живописи изображения
крестьянского бунта («Бунт в деревне», 1889) и классовой борьбы пролетариата:
«Бегство директора с фабрики во время стачки» (конец 1880­х гг.) и «Забастовка»
(1903). Естественно, что С. Иванов впоследствии оказался среди тех художников,
которые в памятные дни 1905 года запечатлели события первой русской революции.
В традициях передвижников­бытописателей работал и А. Е. Архипов - превосходный
живописец, виртуозно владевший манерой широкого, сочного, колоритного письма.
Архипов в своих картинах из жизни беднейшего крестьянства трактовал эту тему с
большой проникновенностью и теплотой («На Волге», 1888-1889; «По реке Оке»,
1889; «Лед прошел»,
1894-1895). Безрадостная доля трудящихся женщин - таково содержание картины
«Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895-1896). Картину Архипова «Прачки»
(конец 1890­х гг.), раз увидев, трудно забыть, с такой впечатляющей силой обрисованы

им образы женщин­работниц, измученных непосильным трудом в трущобах
капиталистического города. Явственно звучит здесь голос протеста художника­
демократа.
Особое место в русском искусстве занимает творчество Н. А. Касаткина.
В своих произведениях этот художник охватил целую полосу в жизни русского
рабочего класса, вплоть до первых его боев против самодержавия в декабре 1905 года.
Для того чтобы глубоко ознакомиться с жизнью рабочих, Касаткин в течение семи лет
ездил на донецкие шахты, собирал здесь этюдный материал, накапливал впечатления.
Это дало ему возможность полно и разносторонне, с большой художественной силой
отобразить жизнь и труд шахтеров. Но не только темы каторжного труда углекопов, не
только бедственное положение тяжко эксплуатируемого трудового люда составляют
содержание картин Касаткина. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на
некоторые этюды горняков, например, на знаменитую «Шахтерку» (1894) или на
«Шахтера­вагонетчика» (1894); написанные суровыми красками рабочие, в их жалких
рубищах, покрытых угольной пылью, для художника прежде всего - люди, люди
волевые, полные силы духа, несломленного человеческого достоинства. Центральная
картина этой серии «Углекопы. Смена» (1895) отражает возрастающую мощь
российского пролетариата; прямая угроза поработителям видна в горящем взгляде
главного героя картины - чернобородого великана­забойщика. В картине «Тяжело»
(1892) выведен молодой рабочий, посвятивший себя революционной борьбе за право
своего класса; этому произведению сам художник первоначально дал название
«Буревестник». Недаром, когда заводчик С. Морозов приобрел эту картину Касаткина
для своей коллекции, другой капиталист упрекал его в поддержке такого рода
искусства: «Что вы делаете? Подсекаете сук, на котором сидите». Такая оценка
наглядно показывает, какое революционизирующее влияние имели подобные
произведения.
Для Касаткина вполне закономерным было обращение во время первой русской
революции к темам вооруженной борьбы рабочего класса.
Рядом с этими мастерами, хотя и несколько особняком от них, работал крупнейший из
русских реалистов начала XX века - В. А. Серов. Подобно И. Е. Репину, учеником и
продолжателем которого он являлся, Серов вошел в историю русского искусства как
художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытавший свои
силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения
принадлежат области портрета.
Целая эпоха заключена в созданной им портретной галерее его современников.
Ранние произведения Серова восьмидесятых годов - «Девочка с персиками» (1887) и
«Девушка, освещенная солнцем» (1888) - напоены солнечным, светлым восприятием
мира, это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости
жизни. С годами искусство художника становится все более суровым и строгим, жизнь

раскрывается перед ним в ее противоречиях, в социальных контрастах. Но хотя правда
нередко оказывается горькой - Серов не изменяет ей никогда. Непоколебимая
правдивость убежденного реалиста, неумолимая верность глаза и руки не покидают
Серова и тогда,
когда ему приходится портретировать представителей
господствующих классов (а по их заказам художнику пришлось работать немало); им
всем он дает в своих портретах самые беспощадные характеристики. Художник М. В.
Нестеров так говорил об отношениях Серова и его заказчиков: «Он издевался над ними
кистью. Не постигаю, как они этого сами не замечали! Удивляюсь, как они принимали
от него эти портреты!»
Серов раскрывает наглую самоуверенность и грубость промышленников и банкиров,
пустоту и бездушие наряженных в меха и бриллианты дам высшего света, внутреннее
ничтожество сановной аристократии... Своими портретами, разоблачающими истинную
сущность всех этих Морозовых, Гиршманов, князей Голицыных и Юсуповых, художник
выносил суровый приговор старому, уходящему миру. Всем этим «сильным мира сего»
он противопоставлял образы простых людей из народа («Баба с лошадью») и образы
прогрессивных деятелей русской культуры - тех, чьими именами и сегодня гордится
наша страна: Станиславский, Ермолова, Репин, Чехов, Шаляпин - вот люди, на
стороне которых громадное уважение и искренняя любовь художника. Уже накануне
самой революции, в 1904 году, Серов создал сильный, романтически приподнятый
портрет Максима Горького; художник выразил этим свою горячую симпатию к тому
новому миру, представителем которого был великий Буревестник революции.
Говоря о новом этапе развития русского искусства, необходимо отметить, что развитие
и углубление реализма в нем шло не только путем расширения тематики и обращения к
новым явлениям действительности, но также и по пути расширения и обогащения
художественных средств отражения этой действительности. Об этом свидетельствуют
монументальные формы и мощное письмо картин Репина и Сурикова, особая острота
характеристики человека в портретах Серова, пронизанная светом и воздухом
живописная ткань поздних пейзажей Левитана. О том же свидетельствует и творчество
мастеров более скромного масштаба - плеяды выступивших в это время пейзажистов,
продолжателей славной традиции русского пейзажа второй половины XIX века. Эти
художники - С. Виноградов, С. Жуковский, А. Рылов, К. Юон, И. Грабарь, Л.
Туржанский, В. Бялыницкий­Бируля и другие - стремились выражать свежесть и
трепетность непосредственного ощущения природы, те тонкие оттенки настроения,
которые она пробуждает в человеке. Свои поэтические чувства - то энергичные,
бодрые, мажорные, то задумчиво­лирические - они передают характерной широкой,
обобщенной, сочной живописной манерой, не противоречащей выражению во всей
полноте творческой индивидуальности художника.
Здесь же, конечно, не может быть обойден молчанием и Константин Коровин:
прекрасный живописец и тончайший колорист, пейзажист, портретист и мастер
театрально­декорационного искусства, он оставил неизгладимый след в развитии

русской художественной культуры. «Живопись Коровина - писал К. Ф. Юон,-
образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались
все краски мира».
Кроме названных художников, еще целый ряд мастеров, работавших в различных
жанрах, вносил новую, свежую струю в развитие русского искусства этой поры: тонкий
и своеобразный исторический живописец А. П. Рябушкин; ученик И. Е. Репина,
жанрист и блестящий портретист Б. М. Кустодиев; пейзажист и анималист А. С.
Степанов; скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, И. Я. Гинцбург... Перечень
можно было бы продолжить.
... Грянул 1905 год.
Начало революционной бури воодушевило многих передовых художников. Следуя
чувству гражданского долга, они взялись за кисть и карандаш для того, чтобы
запечатлеть взволновавшие их события.
Пользуясь растерянностью и временным ослаблением царской цензуры, развернули
активную деятельность художники­графики. Один за другим возникали политические
журналы: «Пулемет», «Жало», «Жупел», «Зритель», «Адская почта» и другие. В них
видное место занимала обличительная графика, политическая карикатура. В острых,
доходчивых рисунках художники высмеивали самого царя и его министров, гневно
клеймили царских палачей - организаторов черносотенных погромов, душителей
революции. Атмосфера общественного подъема увлекла даже таких художников,
которые были раньше далеки от политики. В сатирических журналах работали В. А.
Серов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев и другие.
С большим воодушевлением обратились к революционной тематике и живописцы.
Старейший передвижник В. Маковский и молодой ученик Репина И. Бродский
запечатлели расстрел 9 января и похороны жертв Кровавого воскресенья.
Много и упорно работал в октябрьские и декабрьские дни 1905 года С. Иванов,
делавший зарисовки и эскизы во время митингов, на улицах и площадях восставшей
Москвы. В драматической, остро скомпонованной и лаконично написанной картине
«Расстрел» он изобразил расправу царских войск над безоружной толпой. Другая его
картина изображает приезд карательного отряда в деревню.
Рядом эскизов откликнулся на революционные события и Репин («Красные похороны»,
«У царской виселицы» и другие). Вера в светлое будущее народа не покидала
замечательного художника даже после поражения первой русской революции. «Я верю,
что еще Россия будет жить разумно и весело, когда сбросит с себя бюрократическое
иго, так долго злокачественным раком мертвящее самодеятельность способнейшего
народа» - писал Репин в одном из своих поздних писем.
Огромное впечатление произвели события 1905 года на В. А. Серова. Он зарисовал все
то, чему сам был очевидцем: расстрел солдатами шествия рабочих, похороны

Баумана... Впечатления эти он обобщил в картине, на которой изображен разгон
демонстрации отрядом казаков; болью и горькой иронией звучит название этой
картины: «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Возмущение Серова
преступными действиями царского правительства вылилось в ядовитейшую карикатуру
на царя Николая Кровавого. В знак протеста против расправы царских войск над
питерскими рабочими Серов демонстративно вышел из состава Академии художеств,
так как ее президентом был тот самый великий князь, который командовал расстрелом
9 января. Позже на приглашение писать портреты членов царской семьи Серов ответил:
«В этом доме я больше не работаю». Немало гражданского мужества требовали от
художника такие шаги!
К 1905 году относится большая серия картин и эскизов, начатая Н. А. Касаткиным. Им
была задумана своего рода художественная летопись революционных событий. О
содержании этих произведений, полных пафоса борьбы, выразительно говорят их
названия: «9 января», «Утро похорон Баумана». «Последний путь шпиона», «Призыв к
восстанию», «Восстание Москвы», «Атака завода работницами». Замечателен в этой
серии портретный этюд «Рабочий­боевик» - образ, овеянный романтикой
баррикадных боев.
Очень интересным художником этого времени был Лукиан Попов, в произведениях
которого также выведены образы революционеров. Особенно важна его картина «В
деревне»; здесь изображено крестьянское восстание, возглавленное молодым рабочим
(картина носила и другое, видимо, запрещенное цензурой название: «Вставай,
подымайся!»).
Образы, выведенные художниками в произведениях периода первой русской
революции, особенно в картинах Н. Касаткина («Рабочий­боевик») и Л. Попова
(«Вставай, подымайся!», «Социалист»), перекликаются с образами бессмертной
повести М. Горького «Мать».
Все это показывает, что под влиянием революционной бури 1905- 1907 годов
передовые русские художники создали немало произведений, явившихся новым ценным
вкладом в русское искусство.
Правда, многие из их работ так и остались эскизами, этюдами, беглыми зарисовками.
Перейти к разработке обобщающих завершенных картин художникам помешало
поражение революции и наступление реакции.
Подобно всем лучшим русским людям, мастера искусства тяжело восприняли разгром
революции. На неопределенный срок отодвинулись надежды на обновление общества,
на устранение старого несправедливого порядка и установление нового строя. Чувства
боли и разочарования наложили отпечаток и на их произведения. Такова, например,
последняя большая картина В.И.Сурикова «Степан Разин» (1907). Все характерно здесь
- и сама тема, взятая из истории крестьянских движений на Руси, и решение этой

темы: грозный атаман изображен погруженным в тяжкую думу, словно в предчувствии
трагического конца своего дела.
Годы реакции тяжело отразились на судьбе русского искусства, значительно ослабили
нараставшие в нем прогрессивные тенденции, привели его к глубокому кризису. Одни
художники резко сократили свою творческую деятельность, другие отошли от
общественно­заостренной тематики к живописи малозначительной, безыдейной.
Наступление политической и идеологической реакции обусловило развитие в искусстве
различных упадочных, формалистических течений.
И в предыдущий период реалистическое направление отнюдь не легким путем, не без
суровой борьбы одерживало свои победы.
если учесть,
Сложность обстановки в русском искусстве второй половины XIX и начала XX века
только тогда становится понятной,
что реалистическому,
демократическому искусству приходилось вести непрерывную борьбу с враждебными
реализму течениями, которые пользовались сильной поддержкой господствующих
классов. В середине второй половины XIX века таким течением был академизм, против
которого выступали тогда художники­шестидесятники и передвижники. В конце века с
обострением общественно­политической обстановки в России более напряженной стала
и борьба в искусстве. В противовес передовому, реалистическому высокоидейному
искусству возникло искусство, стремившееся уйти от этой «беспокойной» жизни,
отвернуться от актуальных и значительных вопросов современности. Начиная с 1890­х
годов стали распространяться упадочные, так называемые декадентские течения, в
большой мере подражавшие реакционным зарубежным направлениям - символизму и
модернизму.
Влияние этих упадочных течений наложило свою печать на творчество даже многих
крупных деятелей искусства, каким, например, был один из самых ярких и
своеобразных русских художников предреволюционной поры, многогранный мастер
громадных, но далеко не в полной мере реализованных возможностей, М. А. Врубель.
Поражающие мощью фантазии, необычайной эмоциональной силой, неподражаемым
колоритом, образы Врубеля, часто обращавшегося к мотивам фольклора, народного
эпоса («Пан», «Царевна Волхова», «Богатырь», «Русалки») или литературы («Царевна­
Лебедь», «Пророк», «Демон»), стремившегося к решению средствами изобразительного
искусства глубоких общефилософских и моральных проблем, выявляют в то же время
трагическую противоречивость исканий художника, не сумевшего найти в окружающей
его действительности ответа на мучившие его вопросы.
В творчестве другого выдающегося мастера - К. Коровина - отрицательно сказалось
влияние импрессионизма, помешав ему создать произведения масштабные, большого
общественного звучания, которые позволили бы еще шире, глубже и всестороннее
раскрыться его блестящему дарованию.

Ряд художников, вступивших на путь отхода от демократических традиций,
группировался вокруг журнала «Мир искусства». Многие из них придерживались
эстетских взглядов на искусство. Отворачиваясь от живой действительности, они
черпали свои мотивы из далекого прошлого, обращаясь к эпизодам из придворного
быта XVIII века, изображаемого, однако же, часто не без иронической улыбки. То было
болезненно утонченное искусство, уводившее в узкий мирок дворцовых парков,
дворянских усадеб, арлекинов и маркиз, кринолинов и пудреных париков. Теоретики
этой группы утверждали, что цель искусства вовсе не в отражении жизни, не в
служении народу, что оно существует само по себе и должно быть «искусством для
искусства», предметом наслаждения для немногих избранных знатоков и ценителей,
жаждущих укрыться от «неприятной» действительности.
И хотя многим участникам «Мира искусства» удалось, преодолевая односторонность и
ущербность подобных взглядов, создать немало ценного в художественном отношении,
а ряд художников, в творчестве которых оказалась сильна здоровая реалистическая
основа, впоследствии вошел в советское искусство и плодотворно работал в нем (Е. Е.
Лансере, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова­Лебедева и другие), - все же объективно
деятельность «Мира искусства», особенно критико­публицистичеекая, противоречила
демократическим традициям русского искусства.
В начале XX века, со вступлением России в период империализма, кризис буржуазной
культуры и искусства непрерывно углублялся; однако в русской живописи имелись еще
силы, способные противостоять декадентскому поветрию. Серов, Суриков, Касаткин и
другие художники­реалисты прочно удерживали свои позиции в искусстве.
Передовые художники, писатели, общественные деятели энергично боролись против
распространения вредных упадочных теорий, против искусства декаданса и модерна.
В эти и последующие годы великий Ленин опубликовал гениальные труды, имеющие
основополагающее значение для развития марксистско­ленинской эстетики
(«Материализм и эмпириокритицизм», статья «Партийная организация и партийная
литература», статья о Л. Толстом и другие).
С рядом выдающихся работ выступил Г. В. Плеханов. В них он отстаивал неразрывную
связь искусства с общественной жизнью, ратовал за идейное, реалистическое искусство,
отвечающее интересам пролетарской борьбы. Большое значение имели статьи М.
Горького, направленные против декадентских явлений в литературе и искусстве. До
последних дней своей жизни выступал против упадочного искусства страстный
защитник реализма В. В. Стасов; названия его статей - «Нищие духом», «Подворье
прокаженных» - показывают, как резко и непримиримо клеймил он своих
противников.
Поражение первой русской революции изменило обстановку и соотношение сил на
фронте искусства.

Когда революция шла на подъем, передовые художники черпали в демократическом
подъеме общества силы, чтобы противостоять разлагающему влиянию буржуазно­
помещичьей «культуры». Но после подавления революции, в обстановке реакции, когда
значительная часть интеллигенции отвернулась от революции, многие художники
отошли от своих прежних идеалов. Художественная молодежь все больше поддавалась
активной пропаганде всевозможных зарубежных модных направлений, «теоретики»
которых всячески поносили русское классическое искусство (и в первую очередь
передвижников), восхваляли новейшую живопись буржуазного Запада и призывали
ориентироваться только на нее, отбрасывая наследие передового демократического
искусства.
Русское искусство наводнили различные формалистические течения. Художественная
жизнь 1910­х годов представляла собой пеструю картину борьбы многочисленных, то
возникавших, то распадавшихся, то более устойчивых, то эфемерных, но всегда
чрезвычайно напористых и крикливых художественных группировок. По сути дела
произведения всевозможных лучистое, футуристов, супрематистов и прочих так
называемых левых, чье «новаторство» принимало подчас самые дикие и нелепые
формы, не имели какой­либо художественной ценности и были, как небо от земли,
далеки от подлинного искусства.
Однако на протяжении десятилетия между первой русской революцией и октябрем
1917 года работали и такие художники, которые, не складывая своего оружия,
поддерживали традиции реализма.
Сохранились в эти годы хотя и сильно поредевшие кадры тех художников­реалистов,
которые и во время господства формализма продолжали развивать традиций
демократического русского искусства (Н. Касаткин, В. Бакшеев, А. Рылов, А.
Архипов, В. Мешков, С. Малютин, К. Юон, И. Бродский, Н. Андреев, С. Коненков и
другие). Все они продолжали успешно работать и после революции, став виднейшими
мастерами советского изобразительного искусства. Они явились как бы живым
связующим звеном между нашим дореволюционным реалистическим искусством и
советской живописью.
Товарищество передвижных выставок, правда, утратившее былое значение, все же
продолжало существовать и в это время, и даже в первые годы после Великой
Октябрьской революции. Интересно отметить, что предпоследняя, 47­я выставка
передвижников в 1922 году послужила базой для организации АХРР (Ассоциация
художников революционной России) - первого объединения советских художников­
реалистов. Показательно также, что первыми, кому Советское правительство
присвоило высокое звание Народного художника Республики, были три передвижника
- Касаткин, Архипов и Поленов.
Но советское искусство связано с русской реалистической школой XIX и начала XX
века не только этим. Их неразрывная связь определяется тем, что ранее советское
искусство наследует и развивает лучшие традиции русского классического искусства,

поднимает их на новую высоту. Без плодотворного критического освоения и развития
этих традиций советское искусство не могло бы столь успешно двигаться вперед,
правда во многом это движение было «по инерции». Беззаветная любовь к Родине и
родному народу, готовность отдать все силы борьбе за его светлое будущее, глубокая
идейность при высоком реалистическом художественном мастерстве, подлинная
народность и гуманизм - таковы важнейшие из этих прекрасных традиций, завещанных
нам русской национальной школой живописи.

В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно-историческим содержанием. Это было время, когда, по определению В. И. Ленина, начиналась «буря», «движение самих масс», - новый, пролетарский этап русского освободительного движения, ознаменованный тремя революциями, последняя из которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в истории России и в истории всего человечества. Но путь, приведший к Октябрьской революции, был смутным путем.
Конец XIX и первые годы XX века явились, с одной стороны, временем жестокой политической реакции, подавления всякой свободной мысли; с другой стороны, это время начала организованной борьбы рабочего класса, распространения марксизма в России, время, когда Ленин закладывал основы марксистской революционной рабочей партии.
Именно в эти годы начался новый общественный подъем, который шел под знаком подготовки первой русской революции.
Близился первый натиск народной бури. Центр мирового революционного движения переместился в Россию.
Усиление освободительного движения отразилось на всех областях общественной жизни. Дальнейшее развитие получила и русская демократическая культура, вдохновленная благородными освободительными и патриотическими идеями. Новых блестящих успехов достигли наука, литература, искусство.
В 1890-х годах продолжали работать крупнейшие мастера, начавшие свой путь в предшествующий период, - Репин, Суриков, Шишкин, Васнецов, Антокольский и другие.
Передовые художники, верные своему народу, тесно связанные с его жизнью, они не остались в стороне от общего подъема. Новые прогрессивные общественные идеалы нашли живейший отклик в их творчестве и позволили им обогатить сокровищницу русской культуры новыми замечательными произведениями.
Продолжая лучшие демократические традиции национальной школы искусства, эти выдающиеся мастера развивали их дальше в соответствии с новыми требованиями времени. Они чутко воспринимали и средствами своего искусства отражали вновь возникавшие общественные проблемы, связанные с пробуждением народных сил, выдвигали новые темы и образы, вносили в свои произведения новое содержание.
Так, уже в девяностые годы наше искусство обогащается рядом произведений, отмеченных принципиально новыми чертами. Это полотна монументального, героического стиля, в которых с огромной мощью воплощены типические образы народных героев и выражены национальные патриотические идеи - гордость землею русскою и русским народом, его славным прошлым и его великой исторической ролью. Таковы «Богатыри» (1881 - 1898) В. Васнецова и «Запорожцы» (1878-1891) Репина, «Покорение Сибири» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) Сурикова; картины эти проникнуты убеждением художников в том, что историю творят не отдельные личности, а народная масса, что именно народ является героем и совершителем исторических подвигов. О народном подвиге рассказывает и В. В. Верещагин в большой серии исторических полотен на тему Отечественной войны 1812 года (1889-1900), где Наполеону и его армии противопоставлен русский народ, поднявшийся на борьбу за свою национальную независимость. Одна из картин серии, называющаяся «Не замай, дай подойти...» (1895), изображает засаду крестьян-партизан, тех простых и безвестных патриотов, чьими руками был нанесен смертельный удар иноземным захватчикам.
Все эти произведения объединены одним чувством, одной идеей, которая лежит в их основе, - идеей прославления родины, народа. Многоликая народная масса предстает в них уже не угнетенной и забитой: это сама народная стихия, которая поднялась на великие дела и, полная богатырской мощи и нравственной силы, вершит судьбы своей родины.
К названным картинам примыкают монументальные, создающие величественный образ русской природы сибирские и уральские пейзажи А. Васнецова и некоторые поздние работы И. Шишкина («Корабельная роща», 1898), статуя «Ермак» М. Антокольского (1891) и другие.
Понятно, что только в стране, где назревала народная революция, где, свидетельствуя о пробуждении народных масс к борьбе, кипело «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин»,- тема народа могла быть так поставлена в искусстве и получить такое решение. Чутко улавливая эти дальние раскаты приближающейся революционной бури, передовые русские художники испытывали все большую уверенность в силе народа и черпали в этой уверенности свой общественный оптимизм, который придал совершенно новую окраску их творческому мироощущению. Демократы по своим убеждениям, тесно связанные с народом, зоркие наблюдатели жизни, эти мастера русского искусства глубоко ощущали биение пульса современности, и если сами они порой и не сознавали связи между содержанием их произведений и этой современностью, она все же получала отражение и в полотнах на историческую тему, и даже - в известном смысле - в пейзажах. То было предчувствие каких-то больших перемен, то самое ожидание великой грозы, которое выразил А. П. Чехов словами одного из своих персонажей: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку...»
Более прямое и непосредственное отражение новый этап социальной борьбы нашел в творчестве другой группы художников, которые обратились к сценам из жизни пролетариата и беднейшего крестьянства; это их кисти принадлежат первые картины классовых боев в городе и деревне на подступах к первой русской революции, это они отразили в своих произведениях и события 1905 года.
Продолжая передвижническую традицию, художники из так называемого младшего поколения передвижников - С. Коровин, С. Иванов, А. Архипов, Н. Касаткин и другие - правдиво освещали жизнь русской деревни в пору, предшествовавшую революции 1905 года. Глубокое знание народной жизни, душевное сострадание к бедствиям и лишениям деревенской бедноты помогли им создать произведения, преисполненные большой: жизненной правды и острого социального звучания.
Так, в картине С. Коровина «На миру» (1893) впервые в нашей живописи показан острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке крестьянин-бедняк, бывший крепостной, разоренный реформами, тщетно пытается добиться справедливого решения дела в свою пользу; помещик, которому никто не смеет перечить, издевательски хохочет над ним...
С. Иванов свои первые картины посвятил крестьянам-переселенцам. С суровой правдивостью рисует он страшную судьбу бедняков, которых голод сгоняет с их нищенских наделов и заставляет скитаться по стране в поисках куска хлеба. Отчаянное положение переселенцев, смерть переселенцев в степи, арестанты в остроге, беглые каторжники - таковы сюжеты его картин. Но вскоре С. Иванов начинает видеть и другое - начало революционного брожения, все шире охватывающего народные низы. Художник изображает агитатора-народника, тайно раздающего крестьянам нелегальную литературу; зарисовывает студенческие волнения в Московском университете. Ему же принадлежат первые в русской живописи изображения крестьянского бунта («Бунт в деревне», 1889) и классовой борьбы пролетариата: «Бегство директора с фабрики во время стачки» (конец 1880-х гг.) и «Забастовка» (1903). Естественно, что С. Иванов впоследствии оказался среди тех художников, которые в памятные дни 1905 года запечатлели события первой русской революции.
В традициях передвижников-бытописателей работал и А. Е. Архипов - превосходный живописец, виртуозно владевший манерой широкого, сочного, колоритного письма. Архипов в своих картинах из жизни беднейшего крестьянства трактовал эту тему с большой проникновенностью и теплотой («На Волге», 1888-1889; «По реке Оке», 1889; «Лед прошел»,
1894-1895). Безрадостная доля трудящихся женщин - таково содержание картины «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895-1896). Картину Архипова «Прачки» (конец 1890-х гг.), раз увидев, трудно забыть, с такой впечатляющей силой обрисованы им образы женщин-работниц, измученных непосильным трудом в трущобах капиталистического города. Явственно звучит здесь голос протеста художника-демократа.

Живопись в России 19 века богата и интересна.

19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.

На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.

Художник из “медвежьей России”

Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. - 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.

О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото

Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.

Живописец народного быта

Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.

Венецианов. картина На пашне. Весна фото

Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. - 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.

“Римский затворник”

Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. - 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин - библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.

А.Иванов картина Явление Христа народу фото

В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.

Как люди на свете живут…

Певец бытового жанра - так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. - 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин - буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.

П.Федотов картина Сватовство майора фото

И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.

Время перемен

Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.

Бунтари

9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал (8 июня 1837 г. - 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.

Иван Крамской картина Христос в пустыни фото

Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым - разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.

Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.

Новая эпоха русской живописи

Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника (5 августа 1844 г. - 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” - это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. - 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.

Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото

Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах а создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.

Летописцы

Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. - 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.

Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото

Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!

В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото

(24 января 1848 г. - 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца - мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.

В.Васнецов картина Витязь на распутье фото

(15 мая 1848 г. - 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.

Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.

Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был . Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

Классицизм

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности. Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения - стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений. Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля - обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Романтизм

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его - возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты, написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

Реализм

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого народа, основные черты их произведений - критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров , которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. На их картинах - образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы - это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.


Жан-Франсуа Милле

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых, у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России. Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

Стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.