Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жестокие нравы «темного царства. Конспект урока литературы на тему: «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница Темное царство в грозе и бесприданнице

» написаны с разницей почти в двадцать лет. За этот период внешний облик жизни изменился. А вот основные человеческие проблемы остались. Чтобы подробно разобрать каждую из них, нужно обратиться к данным произведениям Островского по отдельности.

Начнём разбор с более ранней пьесы «Гроза». Наиболее яркая проблема - борьба любви и долга. Главная героиня, Катерина, буквально разрывалась между этими двумя чувствами. Она была замужем за Тихоном, но при этом его совершенно его не любила. Просто он был единственным из молодых людей, кто не вызывал отвращения. Однажды Катерина увидела Бориса и влюбилась в него. Отчасти из-за того, что он не был похож на окружающих её мужчин.

Борис приехал из Москвы, где получил образование. Одевался он по-европейски, чем сильно отличался внешне от остальных. Катя в первый раз почувствовала любовь и не знала, что делать. Как назло, Тихон уезжал из города на долгое время. Он был последним её спасителем от «греха». Катерина была глубоко верующей девушкой. Она не умела лукавить, как Варвара. Но однажды чувства взяли верх, и Катерина встретилась с Борисом ночью. После этого на неё время от времени накатывалось сильнейшее чувство вины и страха перед Богом. Всё ситуацию усугублял гнёт Кабанихи - матери Тихона. Перед его отъездом, она заставила Тихона дать несколько унижающих Катерину напутствий. Борис говорит о ней так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».

В список «домашних» входит и её сын. Он не имеет право голоса и стелиться под мать. При этом она хочет, чтобы Катерина боялась своего мужа. Конечно, Тихон хочет вырваться из этой клетки и торопиться уехать. К Катерине Кабаниха относится с недоверием и грубо обрывает. Исключением не являются и Катины слова о том, что Кабаниха для неё мать родная. Такая смесь чувств, характеров и унижений незамедлительно приводит к трагедии в конце пьесы.

А теперь перенесёмся на двадцать лет вперёд в драму «Бесприданница». На смену неотёсанным купцам пришли крупные дельцы и представители торговых фирм. Таковыми являются Паратов, Кнуров и Вожеватов. Они управляют большими деньгами и гнушаются взять под власть судьбы людей. С самых первых страниц мы узнаём, что Паратов вскружил голову бесприданнице Ларисе . Он отбил всех женихов, а после уехал в неизвестном направлении. Так в пьесе зародилась нравственная проблема.

Лариса от безысходности согласилась выйти замуж за кого угодно. Тут же руку и сердце ей предложил бедный чиновник Карандышев. Его обуяла гордость, что он теперь владеет самой красивой девушкой. Карандышев старался продлить время своего красования перед другими. Но чуть позже приехал уже помолвившийся Паратов. В качестве приданного он взял золотые прииски и спешил это отметить со своими старыми друзьями, Кнуровым и Вожеватовым. Но, узнав о помолвке Ларисы, Паратов спешит к ней. Оставшись наедине с Ларисой, он снова вскружил ей голову, после чего Лариса согласилась ехать с Паратовым и его друзьями на Волгу. Она уехала без своего жениха. А матери напоследок крикнула: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Прошёл день весёлых танцев и песен с цыганами на корабле «Ласточка». Паратов рассказывает Ларисе о своих оковах и просит уехать домой. Лариса опустошена. В этот же момент на другой палубе происходила игра в Орлянку.

Приз - Путешествие с Ларисой. Играли Вожеватов - друг её детства и Кнуров. Проигравший давал слово не мешать победителю. Это «честное купеческое» дал Вожеватов. Проходя мимо страдающей и просящей о помощи Ларисы, он не помогает ей. Любовный конфликт между Ларисой, Паратовым, Карандашевым и Кнуровым разрешается трагедией. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но никого в этом не винит. Теперь она счастлива.

Эти две девушки являются «лучом света в тёмном царстве». Им сложно выжить в алчном мире власти и денег. Но не стоит полагать, что проблемы этого мира остались в девятнадцатом веке или на страницах пьес Островского. Они существуют и по сей день. Скорее всего, просуществуют ещё очень долго. Про такие проблемы нужно знать, но не боятся. И если есть желание что-то изменить, то, прежде всего, нужно начать с себя.

Апр 24 2016

Название статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство» относится к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до «Грозы» и «Бесприданницы», но обозначает явление, присущее в полной мере обеим этим драмам - узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуют дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежит тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол. Действие в обеих драмах происходит в живописных городах верховьев Волги - Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но пейзажа, его великолепие резко контрастируют с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаются две стороны: для себя и напоказ.

Публичная сторона этой жизни - прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная в городе происходит в тишине запертых домов, за высоким забором. Об этом говорит в своем монологе Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства». Смотреть на чужую жизнь «в людях да на улице», но не выносить сор из избы - это сознательный принцип «темного царства», ведь только так можно утвердить самодурство сильных и беззащитность слабых. Типичным примером самодурства представлен Дикой - богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпит, чтоб ему перечили, поэтому всех домашних держит в страхе, срывая на них злость по любому поводу.

Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: «А то я, что ли, покоряться стану!» И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от . Сильные в городе корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Кулигин приводит в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца - так много на него жалоб, а тот лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, поэтому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренту хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю «не столько из корысти, сколько из зависти». Они готовы потратиться, «да уж и ему станет в копейку», а для этого используют пьяных приказных, которые за деньги строчат любые «злостные кляузы» на ближних.

Произвол сильных и бесправие слабых не оставляют надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона. Лицемерие и ханжество также являются отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния.

Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики мы узнаем, что Кабанова «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна постоянно говорит о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видит, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем.

Она прикидывается слабой и беспомощной, но тут же прорываются властные нотки, и понятна реплика Варвары: «Не уважишь тебя, как же!» Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа «выть» на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажутся дьявольским наваждением, и на поезде она, «хоть ты золотом осыпь», не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагают, что Литва с неба упала, и веруют в геенну огненную.

Текст сочинения:

Название статьи Н. А. Добролюбова Темное царство относиҭся к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до Грозы и Бесприданницы, но обозначает явление, присущее в полной мере обеим эҭим драмам узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуюҭ дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежиҭ тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол.
Действие в обеих драмах происходиҭ в живописных городах верховьев Волги Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но красота пейзажа, его великолепие резко контрастируюҭ с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаюҭся две стороны: для себя и напоказ. Публичная сторона этой жизни прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная жизнь в городе происходиҭ в ҭишине заперҭых домов, за высоким забором. Об этом говориҭ в своем монологе Кулигин: И не от воров они запираюҭся, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью ҭиранят. И что слез льется за эҭими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за эҭими замками разврату темного да пьянства. Смотреть на чужую жизнь в людях да на улице, но не выносить сор из избы это сознательный принцип темного царства, ведь только так можно уҭвердить самодурство сильных и беззащиҭность слабых.
Типичным примером самодурства представлен Дикой богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпиҭ, чтоб ему перечили, лирикому всех домашних держиҭ в страхе, срывая на них злость по любому поводу. Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: А то я, что ли, покоряться стану! И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от Дикого. Сильные в городе корыстолюбивы: У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Кулигин приводиҭ в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись ҭысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца так много на него жалоб, а тот лишь потрепал городничего по плечу: Стоиҭ ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, лирикому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренҭу хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю не столько из корысти, сколько из зависти. Они готовы потратиться, да уж и ему станет в копейку, а для этого используюҭ пьяных приказных, которые за деньги строчат любые злостные кляузы на ближних. Произвол сильных и бесправие слабых не оставляюҭ надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона.
Лицемерие и ханжество также являюҭся отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния. Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики Кулигина мы узнаем, что Кабанова нищих оделяет, а домашних заела совсем. Марфа Игнатьевна постоянно говориҭ о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видиҭ, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем. Она прикидывается слабой и беспомощной, но ҭуҭ же прорываюҭся властные нотки, и понятна реплика Варвары: Не уважишь тебя, как же! Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа выть на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажуҭся дьявольским наваждением, и на поезде она, хоть ҭы золотом осыпь, не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагаюҭ, что Лиҭва с неба упала, и веруюҭ в геенну огненную. Гроза для них Божья кара, громоотвод шарлатанство, а дикие новости Феклуши они принимаюҭ с благодарностью. Таково темное царство в драме Гроза.
Драма Бесприданница написана А. Н. Островским на двадцать лет позже, и, конечно, темное царство изменилось. Уже не таковы купцы: у них иной масштаб деятельности, иной размах. Они образованные люди: Кнуров читает французскую газету, а речь их не только не груба, но даже изысканна. Они владеюҭ пароходами и вовсе не считаюҭ их изобретением дьявола. Они ездят за границу и живо обсуждаюҭ вопрос, как на днях поедуҭ на выставку в Париж и как хорошо бы взять с собой Ларису Дмитриевну. Но эҭи изменения темного царства не изменили его суҭи: произвола и деспотизма сильных, власти денег, униженности слабых. Кнуров и Вожеватов чувствуюҭ себя хозяевами этой жизни настолько, что даже удивлены, как это Карандышев бедный дворянин и чиновник позволил себе пригласить их на обед. И готовы унизить и Карандышева, и Робинсона, выставить шутом любого, кто слаб и зависим. И в этом мире так же, как и раньше, нет места глубоким, сильным чувствам. Для Паратова нет ничего заветного: Найду выгоду, так все продам, что угодно. Кнуров и Вожеватов, видя страдания Ларисы, обманутой в лучших чувствах, цинично разыгрываюҭ ее в орлянку. Проигравший Вожеватов утешает себя: Я не в убыҭке: расходов меньше. Поэтому слово, которое Лариса услышала для себя, открыло ей страшную трагедию ее положения в этом мире: ощуҭить себя вещью, игрушкой для богатых. Я не нашла любви, так буду искать золота, говориҭ она и не без основания: Кнуров готов взять ее на содержание. Он не боиҭся осуждения общества: за те деньги, что он собирается предложить Ларисе, самые злые криҭики чужой нравственности должны будуҭ замолчать.
За деньги в этом обществе можно купить все, и это наглядно подҭверждает, что темное царство стало более образованным, приобрело внешний лоск, но и не стало менее жестоким и циничным.

Права на сочинение "♦Темное царство в драмах А. Н. Островского Гроза и Бесприданница" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

А. Н. Островский

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую - Катерина и молодое поколение города.

Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он - олицетворение крепостничества и «Домостроя». За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, «безудержно огромного». Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные. По словам странницы Феклуши, «старый мир» уходит, лишь в этом городе «рай и тишина», в других же местах «просто содом»: люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия», а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.

Познакомимся с остальными представителями Калинова.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.



Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Дикому и Кабанихе - представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Кулигин - изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, «перпетуум мобиле», громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме символична гроза. Недаром так не любит Кулигина Дикой, который обзывает его «червяком», «татарином» и «разбойником». Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом диком религиозном суеверии, - все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Державина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом «домостроевском» мире, где еще верят в предзнаменования и людей с «песьими головами», однако образ Кулигина - свидетельство того, что в «темном царстве» уже появились люди, которые могут стать нравственными судьями тех, кто над ними господствует. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Катерины на берег и произносит полные укоризны слова.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того что-



бы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи - Варвары и Кудряша. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что «темное царство» победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над старым миром.

По словам современников, пьеса Островского «Гроза» имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни - старый и новый с их представителями. Гибель главной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир победит и что именно этот мир придет на смену старому.