Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Явление христа народу интересные факты о создании. История картины. "явление христа народу" а.иванов. Анализ картины «Явление Христа народу»


В 1837 году Иванов приступил к созданию картины "Явление Христа народу", но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений. За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя.

Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу. Написанное в Италии произведение "Явление Христа народу" было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности.


Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Первоначальный эскиз картины

Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29-31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

Краткая биография художника
Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.
Тема картины
В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан . В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого. Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном
Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине ». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.
Пейзаж
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.
Описание картины
На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то - со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова - Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.
Фигура Иоанна Крестителя
Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос - Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест - символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.
Фигура Христа
Фигура Христа Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.
Анализ картины «Явление Христа народу»
Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции - целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.
Судьба картины


В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.
Интересные факты

  • Данная картина - отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.
  • Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.
  • Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.
  • Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.
  • Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
  • Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.

1836 - не позднее 1855. Малый вариант картины, одновременно служивший А.А. Иванову эскизом. Холст, масло. 172 х 247 см
______
Картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» - центральное произведение в творчестве Александра Иванова. Двадцать лет трудясь в Италии над воплощением своего грандиозного замысла, художник выполнил большую подготовительную работу. В собрании Русского музея находятся более 80-ти натурных этюдов, два эскиза и так называемый малый вариант картины с фигурами в треть человеческого роста Неудовлетворенный размером этого холста, Иванов остановил работу и в 1837 году, используя его как эскиз, приступил к написанию большой картины, ныне хранящейся в собрании Третьяковской галереи.
Задумав создать монументальное полотно на ключевую для всего человечества тему, Иванов выбирает сюжет «всемирный». В письме из Рима своему отцу он пишет: «… Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии - на Евангелии Иоанна!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия - увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу!...». В первом появлении Иисуса Христа перед людьми художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку это евангельское событие открывало путь к духовному преображению человечества, означало наступление нового мира.
Явление Христа в картине Иванова подобно видению. Его одинокая фигура, отнесенная на дальний план, слита воедино с холмами и долинами древней земли, с цепью гор, окутанных голубой дымкой. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии природного мира.
Важную роль играет и образ Иоанна Кристителя. Глашатай новой истины, он указует людям, представленным в сложный момент выбора веры, на приближающегося к ним Сына Божьего.
Контрастом пророку Иоанну художник изобразил противников Христа - «окаменелых сердцем фарисеев», медленной поступью идущих из глубины холста как образ старого мира.
Основное же внимание Иванов сосредоточил на изображении народа, в котором появление Мессии вызывает своеобразный духовный переворот, выраженный целой гаммой чувств - от радостной надежды и пророческой уверенности до фарисейского скепсиса.
Александр Иванов начинал работу над картиной с мыслью о том, что в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате большая картина, как и ее малый вариант, осталась незаконченной.

Александр Иванов. Явление Христа народу

Перед вами оригинал знаменитой картины Александра Иванова и зеркальная копия. Не кажется ли вам, что должно произойти что-то ужасное?


Явление Христа народу. Зеркальный вариант

Несколько слов о картине. Взят тот момент евангельского повествования, когда пророк Иоанн, совершая обряд крещения жителей Иудеи, видит Христа, идущего к нему. И возглашает народу: "…вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира". И все обращают взоры к идущему, все, каждый на свой лад потрясены и взволнованы: ведь иудейские пророки за много веков предрекали приход Мессии-Спасителя.
Наступила минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались; надежда на избавление от зла и грядущее царство гармонии вспыхнула с новой силой. В толпе, собравшейся на берегу Иордана, Иванов изобразил разных людей: здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на появление искупителя, и те, что продолжают сомневаться;здесь будущие ученики Христа — апостолы и его будущие гонители.
Фигура Иоанна-Крестителя или Предтечи с крестом в руках — самая крупная в картине. Слева от него — ученики, будущие апостолы. Еще левее — старик и мальчик, уже принявшие крещение.
В ногах у Иоанна — обнаженный седой старик и его раб в серо-голубой одежде. Над ним — два юноши: в темно-синем плаще и обнаженный (смотрящие). Рядом с ними — две другие обнаженные фигуры, отец и сын. С холма спускаются странники, замыкают шествие два римских всадника. В толпе странников выделяются две фигуры: мужчина с длинными волосами в красноватом плаще и левый из двух всадников. Оба они обернулись и смотрят на Христа.

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине — это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине — это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это — опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы — Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа ("дрожащие"). Центр — юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.



От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины — мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены, и потому зрительно уменьшены.





Отметим, что треугольник пустыни, по которой идет Христос, своими границами выделяет фигуры Иоанна, юноши в плаще, обнаженного рыжеволосого юноши (он ведет глаз к Гоголю в плаще такого же цвета), самого Гоголя и всадника на лошади того же цвета. На этом настаивает художник.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом, крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.
Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.
По порядку восприятия, который задан композицией.
1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше.

2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше.

3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше.

4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед, к людям. Пока мы переходим в порядке, заданном художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.
По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа — 24 метра; от юноши в плаще — 10 метров; от Гоголя — 2 метра; от всадника — 0 метров. Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа — 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником. Не значит ли это, что они далеки от Мессии?
Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них.

Примечания

1. Весы — это симметричная композиция из трех элементов. Два элемента слева и справа от центрального должны быть в меру подобны по форме, цвету, размеру и т.д. Поэтому они изобразительно связаны, глаз зрителя переходит от одного такого элемента к другому, сравнивает, исследует их. Периферийные элементы выделяют центр. Центр задает симметрию.
2. Что значит "зрительно уменьшенная фигура"? Ведь юноша в синем плаще не становится меньше оттого, что накинутый на плечи плащ не достает до земли. Мы прекрасно понимаем, что он такого же роста, как и другие фигуры на переднем плане.
Но в этом случае зрительное, композиционное восприятие побеждает логическое. Композиция вообще не знает названий объектов, изображенных на картине. Для нее это — только геометрические фигуры и цветовые пятна. Поэтому глаз сравнивает не истинные размеры юноши и Мессии, а только величину синих пятен.
Чтобы доказать это, можно предложить следующую иллюстрацию.

Человечки одинаковы, но левый кажется более близким.

И самое любопытное. Большой человечек с черной головой опять-таки воспринимается дальше в пространстве, чем меньшего размера черный.

Александр Лапин

Картине «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее посвящен отдельный зал. Ее автор художник Александр Иванов родился 28 июля (16 июля по новому стилю). Рассматривать полотно, над которым живописец работал почти половину своей жизни, можно часами. Картина переполнена тайнами и зашифрованными символами. На ней художник изобразил и себя, и своего хорошего друга писателя Николая Гоголя, а если присмотреться, то за ветвями деревьев можно разглядеть женский крестный ход.

Мы выбрали 10 факто о картине «Явление Христа народу», которые нужно знать.

1 . Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. Работал над масштабным полотном художник в Италии, куда уехал для усовершенствования мастерства на средства Общества поощрения художников.

2. Для картины Иванов сделал более 600 эскизов с натуры. Художник задумал изобразить на лицах «весь ход обращения человека ко Христу». Для этого Иванов много времени проводил в церквах, наблюдая за прихожанами. В Италии он искал натурщиков, напоминающих древних иудеев. Иванову было важно, чтобы люди получились «живыми». Если присмотреться к купающимся возле реки Иордан, действительно, ни одна эмоция, ни одно выражение лица не повторяются.

3. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

4. Из-за скрупулезности, с которой Иванов подходил к созданию картины, сроки выполнения работы затягивались (предполагалось, что он поедет в Италию на четыре года). Художника даже обвиняли в лени. Однако Иванов на критиков не обращал внимания, и даже, несмотря на свое ухудшавшееся зрение и проблемы с финансами, живописец не стал ускорять работу в ущерб качеству.

Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1857

5. Центром композиции, к которому притягивается взгляд зрителя, является Иоан Креститель. Он указывает на Спасителя

6. Фигуру Христа делит линия горизонта. Возможно, художник хотел показать, что Спаситель находится одновременно и на земле и на небе. Еще одна любопытная деталь: Христа как бы отделяют от всех остальных крест и копье в руках одного из легионеров. Эти предметы являются символами предстоящей казни.

7. На картине Иванов изобразил своего друга писателя Николая Гоголя. Он находится ближе всех ко Христу, а его терракотовая накидка перекликается по цвету с одеянием Спасителя. Правда, сходство с писателем более заметно на отдельном этюде. Вероятно, таким близким расположением автора «Мертвых душ» ко Христу, художник хотел показать духовность Гоголя. Кстати, писатель приезжал к Иванову в Италию. Он отмечал, что художника спрятался от людей и не выходит из мастерской, проводя все время в работе.

8. На картине можно найти и портрет самого Иванова. Художник изобразил себя в виде странника в синей накидке в тени Иоанна Крестителя

9. Закончил работу над полотном Иванов в 1957 году. Картина получилась огромная – 5,5 на 7,5 метров. О масштабной работе художника уже были наслышаны, но купить картину никто не мог, потому что она была сделана по заказу Академии художеств. Коллекционер Павел Третьяков купил эскизы к картине. После смерти Иванова «Явление Христа народу» купил император Александр II и подарил ее Румянцевскому музею. В Третьяковку картина попала в 1925 году.

10. «Явление Христа народу» стала картиной всей жизни Александра Иванова. После выставки картины и подготовительных этюдов к ней в Петербурге художник заболел холерой. Иванов скончался спустя шесть недель после открытия выставки в июле 1858 года в возрасте 51 года. Организм художника был ослаблен сложной работой, плохим питанием и тяжелым переездом из Италии. Мечта художника поехать в путешествие на восток так и не успела осуществиться.