Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Теракт в театре на дубровке. Сколько было террористов и сколько погибло заложников

Семь лет назад, 23 октября 2002 года, чеченские террористы во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке.

Это едва ли не единственный факт в трагической истории «Норд-Оста», который не вызывает сомнений. Как ни парадоксально, но даже сейчас, спустя семь лет, мы многого не знаем о тех черных октябрьских днях. Например, неизвестно точно, сколько было террористов. Чаще всего озвучивалась цифра в сорок человек (19 женщин и 21 мужчина). Очевидцы говорят о пятидесяти четырех («Когда в очередной раз по радио говорили о том, сколько чеченцев захватили театральный центр, Бараев проходил мимо нас и говорил: «20, 30, 40...» Они даже не могут узнать, сколько нас пришло в театр! Пятьдесят четыре человека нас здесь, пятьдесят четыре!», - вспоминала заложница Светлана Губарева). Разница, согласитесь, существенная - если было обнаружено 40 трупов террористов, а их было 54, значит, 14 куда-то подевались? Но куда?

Более того, неизвестно точное число заложников. «Более восьмисот», «около девятисот», «более девятисот», «почти тысяча». Сотней больше, сотней меньше...

Наконец, до сих пор остается открытым вопрос о числе жертв. Официально жертвами теракта считаются сто тридцать человек. Каждый год во время траурных мероприятий на Дубровке в небо запускают сто тридцать белых шариков (так было и в этом году).

Но согласно данным общественной организации «Норд-Ост», созданной бывшими заложниками, в результате теракта погибло 174 человека. Чем вызвано такое серьезное расхождение? И почему за семь лет общественным организациям и власти до сих пор не удалось найти общий язык и выяснить, сколько жизней на самом деле унес «Норд-Ост»?

Необходимые инструменты для этого существуют - можно было бы, например, подключить к делу Следственный комитет при прокуратуре. Но вялотекущее расследование, возбужденное по статье «Терроризм», было приостановлено еще в мае 2007 года «в связи с необходимостью поиска лиц, причастных к совершению теракта». К этому моменту оно уже давно превратилось в рутинную бюрократическую процедуру, где нет ни подозреваемых, ни обвиняемых (все мертвы?). Ответ же на главный вопрос - кто организовал теракт на Дубровке? - получен не был. Возможно, потому, что вопрос этот официально не задавался.

Ситуация парадоксальная.

Когда 11 сентября 2001 г. террористы уничтожили Манхэттенский центр международной торговли и предприняли менее удачную атаку на Пентагон, США обвинили во всем «Аль-Каиду», Бен Ладена и Саддама Хусейна. Саддама, как известно, повесили, Бен Ладен уже восемь лет скрывается в сырых и темных пещерах Торабора, «Аль-Каиду», правда, пока что прихлопнуть не получается, но это оттого, что государство в принципе мало что может сделать с сетевыми организациями. Во всяком случае, враги были названы (хотя Хусейн явно попал под горячую руку) и показательно наказаны.

Теракт на Дубровке оказался как бы бесхозным. По официальной версии, спецназ уничтожил всех террористов, находившихся в здании, так что спрашивать вроде бы уже и не с кого. Труп главаря чеченских боевиков Мовсара Бараева продемонстрировали по телевизору - с бутылкой «Хеннеси» в руке и рваной раной в паху.

Между тем очевидно, что такая сложная операция, как захват Театрального центра, не могла быть проведена силами сорока (или даже пятидесяти четырех) террористов. Как минимум должен был существовать внешний центр, планирующий и координирующий их действия, а также структуры, занимающиеся техническим обеспечением. «Вооружение - на высшем уровне. Автоматы АК с откидными прикладами. Ножи иностранного производства. У всех фонарики. Пистолеты. Качественная обувь. На каждом - персонально сшитый и «обжитой» костюм. Исключительный набор амуниции, все подогнано от и до», - сообщала на следующий день после освобождения заложников газета «Спецназ России». Театральный центр захватила не банда заросших бородами ваххабитов, а маленькое, но хорошо обученное и отлично экипированное армейское подразделение.

Сам Бараев признавался в интервью НТВ, что приказ захватить заложников в Москве он получил от Шамиля Басаева. Тот же «Спецназ России» опубликовал запись телефонного разговора Бараева с Зелимханом Яндарбиевым, который явно был в курсе готовящейся операции и намеревался направить в Театральный центр «людей из телекомпании» (в этот момент Яндарбиев проживал в арабском эмирате Катар как личный гость эмира). Называлось Бараевым и имя Аслана Масхадова («Шамиль выполнял указания Аслана»).

Аслан Масхадов то ли застрелился, то ли был застрелен при штурме дома, в подвале которого он скрывался от федеральных войск 8 марта 2005 года.

Но первым из них - еще 13 февраля 2004 года - был уничтожен Зелимхан Яндарбиев. Он был взорван в своей машине в столице Катара Дохе. Вскоре после этого полиция эмирата арестовала двух российских граждан - Белашкова и Богачева. Их обвинили в убийстве Яндарбиева и приговорили к пожизненному заключению. Однако спустя десять месяцев оба сотрудника ГРУ были переданы российской стороне «для отбывания наказания на родине». Не потому ли, что эмиру Катара принцу Тамиму бен Хамаду бен Халифа Ат-Тани были предъявлены некие документы, доказывающие, что нити запутанного на Дубровке клубка тянутся в его родной эмират?

На эти вопросы ответов нет. И, возможно, никогда не будет.

И, к сожалению, понятно, почему.

При Ельцине тактика захвата большого количества заложников приносила чеченским боевикам одну победу за другой. Буденновск, Кизляр... Таким образом, Басаев фактически выиграл первую чеченскую войну (подписанные в августе 1996 года Хасавюртовские соглашения были, конечно, капитуляцией России). Государство, запуганное «международным сообществом» и доморощенными правозащитниками, боялось применять силу. Когда Черномырдин срывающимся голосом кричал в телефон «Шамиль Басаев, ты меня слышишь?», становилось ясно, что с этим государством можно делать в принципе что угодно.

Отдавая приказ о захвате большого общественного здания в Москве (центр на Дубровке был не единственным «кандидатом» на эту роль, рассматривался также Дворец молодежи на Фрунзенской), Басаев и Масхадов были уверены в том, что оправдавшая себя тактика вновь принесет свои плоды. Но оказалось, что за семь лет, прошедших после Кизляра, государство изменилось до неузнаваемости. Оно не собиралось больше прощать ударов, подобных «Норд-Осту».

И что самое главное - оно не собиралось больше вести переговоров с террористами.

Поэтому был пущен усыпляющий газ и быстро и хладнокровно расстреляны боевики группы Бараева. Поэтому возмездие настигло Яндарбиева, Басаева и Масхадова.

И этому можно было бы только радоваться.

Если бы не пропасть, разделяющая интересы государства и интересы его граждан.

С точки зрения государства, операция по уничтожению террористов была проведена блестяще. Даже если принять цифру потерь, называемую бывшими заложниками, 174 человека - это 19 процентов от 900. По международным стандартам антитеррористических организаций, операция по освобождению заложников считается успешной, если погибает менее 25 процентов захваченных террористами мирных граждан.

С точки зрения граждан (самих заложников, их родственников и близких) это недопустимо много.

Особенно с учетом того, что практически все эти потери - не боевые. Во время подготовки штурма больше всего боялись взрывов устройств, расставленных по всему залу (они были размещены так, что ни один сектор зрительного зала не избежал бы поражения; более того, взрывы зарядов вдоль стен и подрыв газового баллона, установленного в центре зала, должны были привести к полному обрушению здания и, как следствие, гибели людей под обломками). Но благодаря профессионализму спецназовцев «Альфы» и «Вымпела» ни один заряд в зале террористам взорвать так и не удалось. Заложники погибли не от взрывов и не от пуль террористов, а в результате отравления газом. Тем самым газом, который должен был их спасти.

Что это был за газ - неизвестно до сих пор.

Считается, что именно из-за излишней секретности погибли многие из заложников - врачи скорой помощи просто не знали, что им колоть. Кололи налоксон - кому-то он помогал, кому-то нет. Если газ был производным фентанила, как предполагает большинство экспертов, налоксон должен был помочь. А если это было какое-то иное вещество?

Конечно, применение спецсредства может быть государственной тайной. Но молчание государства в данном случае очень характерно.

Прекрасно, что государство не прощает террористов, находит и карает их, где бы они ни находились. Это говорит о его силе и решимости.

Пусть даже оно делает это тайно и без лишнего пропагандистского шума, как это делают США, объявившие «всемирный крестовый поход против терроризма».

Государство выполнило свои функции - уничтожило террористов, спасло большую часть заложников. Чего вам еще от него надо?

Самую малость.

Один из рассказов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде носит название «Квант милосердия». Вот этого кванта милосердия - крохотной доли понимания и сочувствия - от государства в том виде, в котором оно существует у нас сейчас, не дождаться не только заложникам «Норд-Оста». Его не дождаться никому. (Кроме, может быть, избранного круга олигархов, у которых большие проблемы с возвращением кредитов).

На это можно возразить, что не дело государства - заниматься утешением своих граждан. Пусть церковь этим занимается. Или общественные организации.

Но это неправда.

Государство может и обязано поддерживать своих граждан, попавших в беду. Иначе когда в беду попадет оно, граждане предоставят государство его собственной судьбе.

Государство спасло девятьсот человек от пуль и бомб террористов и погубило сто тридцать (или даже больше) из них из-за бюрократической тупости, чиновничьего равнодушия и перестраховок. Из-за того, что милиция вовремя не сняла оцепление с улицы Мельникова и машины скорой подъехали с опозданием. Из-за того, что врачи не знали, какой антидот давать пострадавшим. Из-за того, что в результате неразберихи на месте трагедии сорока пострадавшим (и впоследствии погибшим) вообще не была оказана медицинская помощь.

Можно было хотя бы извиниться.

И можно было бы возместить моральный ущерб жертвам воровства и мародерства, благо их не так много. Речь идет об исках двух бывших заложников, чьи вещи были похищены на стадии следствия. Это еще одна загадка «Норд-Оста», правда, не такая драматическая: деньги и ценности, найденные в зрительном зале, вносились в протокол места происшествия с подробным описанием, где и как их нашли. Личные вещи и деньги заложников помещали в пакеты, пакеты опечатывали, а печати скрепляли подписями понятых и следователей. Когда по завершении этой части расследования пакеты выдали владельцам, двое бывших заложников - Екатерина Долгая и Максим Михайлов - денег в своих пакетах не обнаружили.

Вряд ли государство обеднеет от того, что Долгая и Михайлов получат компенсацию за то, что их деньги куда-то исчезли из запечатанных следователями пакетов (кстати, следователей этих, по-хорошему, надо бы уволить из прокуратуры с волчьим билетом). А вот моральный ущерб, который получит само государство, когда отфутболенные в очередной раз отечественной юстицией истцы дойдут до Европейского суда, будет куда значительнее.

Однако государство (или те его представители, которые отвечают за решение подобных вопросов) считает, что пойти навстречу своим гражданам означает показать свою слабость.

И это, на мой взгляд, самая большая ошибка, которую может допустить государство.

К сожалению, после «Норд-Оста» был еще Беслан. И операция там была проведена гораздо менее профессионально, чем в Москве. И в Северной Осетии погибли сотни заложников.

И все та же странная боязнь государства пойти навстречу своим гражданам сделала трагедию в Беслане еще более непрозрачной для общества.

Помимо всего прочего, это дало возможность отечественным либералам всласть потоптаться на бесланской трагедии - горе и слезы сотен людей были использованы в грязных политических схемах, сделаны разменной монетой для игр оппозиции. Этого бы не случилось, если бы государство вновь не отгородилось от своих граждан непробиваемой стеной.

Государство, увы, оказалось не готово к общественному диалогу. Оно вообще оказалось ни к какому диалогу не готово - террористов молча перестреляло, заложников также молча (и довольно равнодушно) спасло.

Уроки «Норд-Оста» и Беслана были усвоены. На переговоры с мразью, не гнушающейся прятаться за спинами женщин и детей, больше никто не пойдет. Эта твердая позиция сделала тактику захвата заложников бессмысленной и бесперспективной, да к тому же еще и очень опасной для террористов. Не так трудно найти одного смертника, готового улететь в рай на набитой пластитом машине. Сорок таких смертников найти уже гораздо сложнее.

Бывшие заложники «Норд-Оста» вспоминают, что боевики Бараева постоянно повторяли фразу «свобода или рай!». Это был их девиз, под этим лозунгом они захватили Театральный центр на Дубровке, с этими словами, наверное, умирали.

Свободы в их понимании - а также в понимании Басаева, Яндарбиева и Масхадова - они не добились.

Почему-то мне кажется, что и с раем у них ничего не вышло.

23 октября 2002 года группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» и сотрудников московского Театрального центра на Дубровке. Всего в плену у террористов оказалось больше 900 человек, в том числе дети. Это был один из крупнейших терактов в истории России. Боевики удерживали людей в заложниках с 23 по 26 октября.

Почему именно «Норд-Ост»?

Боевикам было нужно компактное помещение, где одновременно собирается много людей. В качестве «вариантов» были еще Московский государственный театр эстрады и Московский дворец молодёжи. Выбор пал на Театральный центр на Дубровке, потому что там много мест в зрительном зале и сравнительно мало подсобных помещений.

Как боевикам удалось захватить в заложники столько людей?

Теракт готовили с начала 2002 года. В Москву из Чечни доставили взрывчатку и оружие. В террористической группе было около 40 человек, и половину составляли женщины-смертницы, пишет РИА Новости .

В 21.15 вооруженные люди в камуфляже ворвались в здание театра, где находились 916 человек. Террористы объявили людей заложниками и заминировали здание.

После трагедии журналистка «Интерфакса» Ольга Черняк, которая оказалась в заложниках, уже в больнице :

Мы сидели и смотрели спектакль. Было начало второго действия, по сюжету танцевали ребята в военной форме. И ни с того ни с сего спрыгнули на сцену какие-то люди в камуфляже. Поначалу мы подумали, что это часть сюжета.

Женщина, насилие.

Как террористы обращались с заложниками?

Заложников унижали. В оркестровой яме был обустроен открытый «общественный туалет». Спали люди в креслах, в зале постоянно горел яркий свет, еды и воды не хватало.

Поздно ночью после захвата Театрального центра террористы отпустили 15 детей. Двух человек, которые вошли в здание утром, боевики расстреляли.

Переговоры вели общественные деятели, врачи, журналисты, политики. В ходе этих переговоров террористы отпустили несколько десятков заложников.

Чего хотели террористы?

24 октября на телеканале «Аль-Джазира» показали обращение главы боевиков Мовсара Бараева: в нем террористы объявили себя смертниками и потребовали вывести российские войска из Чечни.

Как освободили людей?

Боевики вели себя агрессивно, переговоры ни к чему не привели. Несколько человек в здании Центра погибли от рук боевиков.

26 октября спецслужбы пошли на штурм. Они применили нервно-паралитический газ: была вероятность, что после начала штурма боевики могли взорвать имеющиеся устройства, и тогда погибли бы и штурмующие, и заложники.

«Штурм был необходим. Все только и ждали этого. И на это надеялись. Мы провели три ужасные ночи и два дня. Мы догадались, что будет штурм, когда газ пошел, и мы очень этому обрадовались. Дальше я ничего не помню, потому что сознание ко мне пришло только в реанимации…» — рассказала Ольга Черняк.

Главу боевиков и большую часть террористов уничтожили, заложников освободили. По официальным данным, трагедия унесла жизни 130 заложников.

«Медуза » пишет, что по разным сведениям погибли от 130 до 174 человек, причем 119 — в больницах после освобождения.

Спустя 4 года и 7 месяцев после трагедии в Театральном центре на Дубровке прокуратура Москвы приостановила следствие по делу о захвате заложников «в связи с неустановлением местонахождения обвиняемого». Якобы в розыске находятся некие Дерихан Вахаев и Хасан Закаев. Практика показывает: это означает одно - забудьте, больше никто ни в чем разбираться не будет.

Основные подозреваемые уничтожены. Главный, по версии прокуратуры, обвиняемый - Шамиль Басаев - тоже по техническим причинам никому ничего не расскажет, а ведь именно ему посвящена львиная доля беллетристики, которая выдается за расследование. Остальная часть - экскурс в историю чеченского конфликта. Осужден, по весьма спорным основаниям, только один человек - Заурбек Талхигов, который по просьбе спецслужб и в их присутствии беседовал с террористами. За это и посадили.

Без малого пять лет шла имитация следствия. Прокуратура не только не ответила ни на один вопрос по существу, но и всячески мешала сделать это остальным: родственникам погибших и пострадавших, журналистам, среди которых была и наша Анна Политковская. Именно ее требовали боевики на переговоры, и она много раз ходила в захваченный Театральный центр. А потом - занималась журналистским расследованием.

Кто такой Ханпаш Теркибаев

26 октября 2002 года официальные лица штаба по освобождению заложников каждый час уточняли в эфире цифры погибших. С террористами официальные лица определились сразу: «Все террористы уничтожены». (Зачем - это другой вопрос, мы к нему еще вернемся.) Число убитых боевиков назвали позднее - цифрой 40. Позднее появилась информация о том, что один из группы террористов, захвативших Театральный центр на Дубровке, жив. Анна Политковская нашла этого человека. И не где-то в горах Чечни, а в самом центре Москвы, на Ленинском проспекте, в гостинице «Спутник» (на название отеля попрошу обратить внимание).

Молодой человек лет тридцати, Ханпаш Теркибаев, признался Анне в апреле 2003 года, то есть спустя полгода после трагедии на Дубровке, в том, что действительно находился в группе террористов в «Норд-Осте». Более того, из интервью Анны с Теркибаевым, опубликованного в «Новой», следовало, что он играл в группе террористов какую-то важную роль. Как писала Анна, «засланного казачка», «провокатора». На кого работал Теркибаев, фотографировавшийся с высокопоставленными чиновниками, обладавший многочисленными документами прикрытия, которые невозможно было получить, минуя спецслужбы, как смог уйти из Театрального центра, кто его внедрил в группу террористов?

После той публикации Анна Политковская убедила официальное следствие допросить Теркибаева. Не допросили. Сказали, что искали в гостинице «Космос» (?!), но не нашли. А ведь он не скрывался: общался с высшими чиновниками президентской администрации, ездил руководителем чеченской парламентской (ичкерийской) делегации в Страсбург вместе с Рогозиным, на тот момент председателем Комитета по международным делам Госдумы РФ. Участник теракта на Дубровке, Теркибаев под своей фамилией по законным документам после трагедии в «Норд-Осте» объездил полсвета: Дубаи, Турция, Иордания, Страсбург…

И только следствию этот важный свидетель и участник захвата заложников на Дубровке был недоступен. А скорее: не нужен. Как не нужны были и другие свидетели: например, журналисты «Новой», которые неоднократно ходили в захваченный Театральный центр или разговаривали с террористами по телефону, офицеры спецслужб, проводившие «зачистку» зала уже после группы «Альфа». Судя по всему, лишние свидетели не нужны были вообще…

Еще полгода после той Аниной публикации Теркибаев куролесил по белу свету, по России и по Чечне… А в октябре 2003 года погиб в странной автокатастрофе.
Впрочем, почему в странной? С ним произошло то, что должно было произойти с любым агентом спецслужб, который слишком много знал и нарушил закон «омерты». Его использовали как одноразовый шприц. «Агент не должен был заговорить - и он не заговорил», - писала Анна по этому поводу в публикации «Программа защиты от свидетелей» («Новая газета» № 96 от 22.12.2003). И еще в той своей публикации Анна отметила: «Время, когда случилась автокатастрофа, тоже знаменательно: ровно накануне того, как Теркибаев мог все-таки открыть рот, им заинтересовалось ЦРУ». (В Театральном центре среди заложников погиб гражданин США, и спецслужбы этой страны проводят свое расследование по поводу гибели своих граждан.)

Свидетельства Ахъяда Байсарова

С Ахъядом Байсаровым я был знаком с апреля 1998 года. Он выступил тогда посредником при торговле 13-летним тяжелобольным ребенком Андрюшей Латыповым, находившимся в заложниках в Чечне. Байсаров Ахъяд (не путать с Мовлади Байсаровым, агентом ФСБ, убитым кадыровцами в центре Москвы 4 ноября прошлого года) требовал за ребенка 500 тысяч долларов США. Андрюшу нам тогда удалось вытащить у бандитов без денег, а Ахъяд Байсаров вскоре получил срок за похищение предпринимателя из Армении. Срок оказался небольшим. И накануне «Норд-Оста» Байсаров проживал свободно в Москве.

К чему нам этот персонаж? К тому, что есть свидетели: накануне захвата заложников на Дубровке Ахъяд Байсаров предупредил руководство ФСБ России о готовящемся теракте. Реакции не последовало. Не потому ли, что среди террористов уже был свой человек - Теркибаев - и кто-то готовил дырки под ордена, надеясь на то, что все под контролем? Впрочем, ордена и Звезды Героев получили все равно.

А что касается Ахъяда Байсарова, бандита, получившего минимальный срок за одно из своих тяжких преступлений и не получивший его за торговлю ребенком-заложником, то он тоже исчез, как и Теркибаев. О его судьбе ничего не знают даже его бывшие хозяева - некогда высокопоставленные чеченские силовики, имеющие тесные контакты со спецслужбами России.

Апти Баталов. Звонок из Лондона

Субботний вечер 7 октября 2006 года - один из самых ужасных дней для сотрудников «Новой». Убита Политковская. В редакции работают сотрудники прокуратуры и оперативники, телефон разрывается. Поздним вечером - звонок из Лондона. Звонит Апти Баталов, бывший в 1994-1996 годах полевым командиром, затем в течение нескольких месяцев 97-го - начальник ДГБ (департамент госбезопасности) Ичкерии, а со второй половины 1997 до сентября 1999 года - глава аппарата президента Республики Ичкерия Аслана Масхадова.

«Я хочу сделать заявление, - говорит Апти, - несколько лет назад я в Лондоне встретился с Анной и передал ей материал о том, как готовился теракт в Москве в октябре 2002 года. А примерно месяц назад ей должны были передать кассету с видеоматериалами о том, кто и как готовил захват заложников в Театральном центре. Расследуя дело Политковской, вы должны обратить на это внимание».

Через некоторое время после этого звонка Баталов переслал нам текст тех материалов, которые, как он заявил, передал летом 2003 года Политковской.

Баталов свидетельствует, что его приятель и боевой товарищ еще по первой чеченской кампании Лема Дагалаев был завербован при содействии Ханпаша Теркибаева полковником ФСБ России Аркадием (Игорем?) Дранецом*. Дагалаев засвидетельствовал свои показания в марте 2002 года на видеокассету (в присутствии Баталова), где рассказал о планируемом при активном участии Теркибаева и его (Дагалаева) походе на Москву с целью захвата одного из правительственных учреждений. И продемонстрировал выданные ФСБ спецпропуска. Через несколько дней после той видеозаписи Дагалаев погибает в автокатастрофе.

Баталова допрашивали о его контактах с Дагалаевым в ФСБ Наурского района Чечни. 23 марта Апти Баталов сбежал в Англию, предварительно спрятав видеокассету с записью свидетельства Дагалаева. И именно эту кассету, как заявляет Баталов, он и хотел переслать Политковской. Насколько нам известно, кассету Анна не получила.

---
* Полковник Дранец - не выдуманная, а реальная фигура. Офицер, долго занимавшийся Чечней. Именно он упоминается в открытом письме, написанном якобы бывшими членами банды агента ФСБ Мовлади Байсарова, убитого осенью прошлого года в Москве, как человек, поддерживавший с ними контакт в Москве.

Шестнадцать лет назад террористы захватили Театральный центр на Дубровке в Москве. В результате нападения погибли 130 человек, десять из которых были детьми. Кроме этого, жертвой трагедии 16-летней давности стал писатель Александр Карпов, девять игравших в оркестре музыкантов, а также актёры Кристина Курбатова и Арсений Куриленко .

Теракт на Дубровке - террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке, находившемся в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» («1 ГПЗ»). В результате штурма здания бойцами спецназа были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников (по утверждению общественной организации «Норд-Ост», 174 человека).

Источник: obozrevatel.com

План крупномасштабного теракта в Москве был разработан летом 2002 года в штабе лидера чеченских бандформирований - «президента Ичкерии» Аслана Масхадова. Он включал не только захват нескольких сотен заложников в здании во время культурного мероприятия, но и подрыв начиненных взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления мирных граждан. Командиром диверсионно-террористической группы был назначен полевой командир Мовсар Бараев.


Источник: obozrevatel.com

В захвате заложников в Москве предполагалось участие около 50 боевиков, половину из которых должны были составлять женщины-смертницы. Оружие в столицу террористы доставили в багажниках легковых автомобилей. Для камуфляжа использовались яблоки. Кроме того, в начале октября 2002 года из Ингушетии в Москву на грузовом автомобиле с арбузами были доставлены три взрывных устройства большой мощности. Сами боевики добирались до столицы разными путями. Большая часть террористов прибыла на автобусе Хасавюрт - Москва за несколько дней до захвата театра. Некоторые смертницы прилетели в Москву на самолете из Ингушетии, а Бараев 14 октября прибыл на Казанский вокзал на поезде в сопровождении еще двух боевиков.


Источник: yaplakal.com

Изначально в качестве места возможного теракта рассматривались Московский дворец молодежи, Театральный центр на Дубровке и Московский государственный театр эстрады. Основной целью было выбрано второе здание, поскольку оно находилось вдалеке от центра города, имело большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. В 2001 году для нужд создателей мюзикла «Норд-Ост» по роману Вениамина Каверина «Два капитана» оно было переоборудовано и переименовано.


Источник: obozrevatel.com

23 октября 2002 года в 21.15 в здание Театрального центра на Дубровке ворвались вооруженные люди в камуфляже, прибывшие на трех микроавтобусах. Основная часть группы направилась в концертный зал, где в это время шел мюзикл «Норд-Ост» и находились более 800 зрителей. Другие боевики стали проверять остальные помещения театрального центра, сгоняя в основной зал находившихся там людей. Всего в заложники были захвачены 912 человек (по некоторым источникам, 916). Среди них оказались иностранные граждане.


Источник: obozrevatel.com

Боевики уложили бомбы вдоль стен зрительного зала на расстоянии пяти метров друг от друга, а в центре него и на балконе разместили металлические баллоны, рядом с которыми постоянно дежурили смертницы. Внутри каждого баллона был 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд. Внутренняя полость между снарядом и стенкой баллона была заполнена поражающими элементами. Женщины-террористки расположились в шахматном порядке у противоположных стен. Они закрывали зал по секторам в 30 градусов. Начинка пояса «шахида» — два килограмма пластичного взрывчатого вещества (plastic explosives) и еще килограмм металлических шариков. Запланированные взрывы должны были идти навстречу друг другу, уничтожая все живое. Для этого был сделан центральный пульт управления.

Некоторым заложникам разрешили позвонить родным, сообщить о захвате и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по десять человек.


Источник: obozrevatel.com

К десяти часам вечера к Театральному центру на Дубровке были стянуты усиленные наряды милиции, бойцы из отряда спецназа, военнослужащие внутренних войск, бронетехника.

Сразу после захвата части актеров и служащим театрального центра, находившимся в служебных помещениях, удалось бежать из здания через окна и запасные выходы. Поздно ночью террористы отпустили 17 человек без каких-либо условий.

24 октября в 5.30 утра в здание Театрального центра беспрепятственно вошла молодая женщина (позднее выяснилось, что это была Ольга Романова, продавец находящегося по соседству парфюмерного магазина), а в 8.15 - подполковник Константин Васильев. Они были расстреляны боевиками.


Источник: yaplakal.com

Первая попытка установить контакт с террористами была предпринята 24 октября: в 00.15 в здание центра прошел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Главарь, Мовсар Бараев, потребовал встречи с властями. После этого к нему до раннего утра 26 октября ходили некоторые российские политики (Иосиф Кобзон, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада), врачи (Красного креста, Леонид Рошаль, Анвар Эль-Саид), журналисты (Анна Политковская, Сергей Говорухин, Марк Франкетти, съемочная группа канала НТВ), глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, певица Алла Пугачева. В ходе этих переговоров террористы отпустили более двух десятков заложников.

С помощью технических средств было зафиксировано множество телефонных контактов террористов с их сообщниками в Чечне, Турции и ряде арабских стран.

24 октября в 19 часов катарский телеканал «Аль-Джазира» показал обращение главы боевиков Мовсара Бараева, записанное за несколько дней до захвата Театрального центра: террористы объявляли себя смертниками и требовали вывода российских войск с территории Чечни.


Источник: yaplakal.com

25 октября в 15 часов в Кремле президент РФ Владимир Путин провел совещание с главами МВД и ФСБ. По итогам встречи директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников.

Боевики вели себя крайне агрессивно. Они заявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников.

Захват здания разрабатывался оперативным штабом с первых минут. Перед штурмом спецподразделения отрабатывали свои действия в аналогичном здании. Чтобы избежать несанкционированного взрыва и массовых жертв, было принято решение применить нервно-паралитический газ.

В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания, где располагались технические помещения. Опасаясь снайперов, террористы туда не спускались. Из подсобок были проделаны небольшие отверстия в стенах и перегородках. С их помощью удалось получить доступ к вентиляции, а также установить видеоаппаратуру.

26 октября в 5.30 у здания театрального центра раздались три взрыва и несколько автоматных очередей. Около 6.00 спецназ начал штурм. В 6.30 официальный представитель ФСБ сообщил, что театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены.

В 7.25 помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявил, что операция по освобождению заложников завершена. Все террористы уничтожены, заложники освобождены. Около 8.00 заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщил, что освобождено более 750 заложников, погибли 67 человек. В больницы с разными степенями отравления попали шесть с половиной сотен заложников, часть из них врачам не удалось спасти.


23 октября 2002 года террористы захватили ДК "Московский подшипник", где в тот момент давали мюзикл "Норд-Ост". В заложниках оказалось 912 человек. Среди них около 100 детей.

Здание ДК было заминировано. Людей удерживали несколько суток. На месте были экстренные службы, правоохранители, власти. Приехали и знаменитости. Кто-то пытался поговорить с террористами, чтобы выпустили хотя бы женщин и детей. Кто-то пытался передать хотя бы воду. Кто-то уже после штурма искал коллег в больницах и моргах.

Иосиф Кобзон - вёл переговоры с террористами, спас детей

Иосиф Кобзон не раз в интервью вспоминал о произошедшем. Даже спустя годы после теракта он до мелочей помнил какие-то вещи. Когда по ТВ прошло сообщение о захвате заложников, он уже собирался спать.

Дело же было ночью. И вот вдруг по телевидению экстренное сообщение. Как это так? В центре Москвы - театр, спектакль, женщины, дети... И террористы захватывают этих зрителей... Я моментально вскочил. Я не спрашивал разрешения и совета у своей любимой жены. Как сейчас помню, почему-то побрился, как обычно, оделся. И бросился туда... - вспоминал он спустя 10 лет после теракта в интервью КП.

Террористы сразу пустили Иосифа Кобзона в здание.

Я вошёл - стою. Бандиты - все в масках. Один сидит в кресле... Я им говорю: "Ребята, что ж вы так меня испугались, что ж вы на меня автоматы наставили? Я же пришёл к вам без оружия"... И распахнул пальто и пиджак. Абу-Бакар говорит: "Опустите автоматы". Они опустили, - вспоминал Кобзон.

Именно он вывел из здания трёх девочек, их мать и иностранного гражданина, англичанина. Как убеждал террористов? Говорил, что настоящие чеченцы с женщинами не воюют, говорил, что те люди, которые пришли с детьми на спектакль - они не воюют, это мирные люди.

Я думал, что она бросится ко мне, к детям с рыданиями... Ни фига! Опухшая, бледная, глаза красные - она бросилась к Абу-Бакару (террористу): "Немедленно отпустите женщину, которая рядом со мной сидела, она беременная!" Я говорю: "Женщина..." И так руку к ней протягиваю, а она мне: "Подождите!" И я смотрю, Абу-Бакар нервничает, и понимаю, что он сейчас должен будет принять какие-то меры и заберёт у меня детей. Говорю: "Женщина, отпустят вашу соседку". Хватаю её за руку и к детям увожу, - рассказывал Кобзон.

Леонид Рошаль - дважды заходил к террористам, спасал людей прямо в здании театра

Эту беременную женщину вывел из захваченного террористами здания тогда главный педиатр России Леонид Рошаль. Он зашёл в театр вместе с доктором Анваром эль-Саидом.

Он вышел из здания, однако через несколько часов вернулся, собрав запас необходимых медикаментов. Он оказывал помощь прямо в захваченном здании. Рошалю удалось вывести из зала восемь детей. Кроме того, он же передал воду заложникам.

Алексей Россошанский - вырвался из захваченного террористами здания

В мюзикле "Норд-Ост" Россошанский играл Вальку Жукова. Он вырвался из здания в первые минуты после захвата.

Когда стало понятно, что происходит что-то не укладывающееся в голове, в воздухе прозвучало: "Ребята, надо уходить из здания". Связывали костюмы и бежали, - рассказывал он в комментарии РИА "Новости".

Ещё две заложницы вышли в туалет и выпрыгнули из окна третьего этажа. Одна из них повредила ноги.

Ирина Хакамада - вступила в переговоры с террористами

Ирина Хакамада заявила, что главной целью переговорщиков было тянуть время. Самое главное было - чтобы террористы не убивали заложников.

В тот день, когда меня позвали на переговоры, просили помочь, я была в шоковом состоянии от того, что произошло. И, конечно, меня пугала цифра заложников, я понимала, что это уже не просто мелкий террористический акт, это какая-то сумасшедшая политическая акция, которая может повлечь огромное количество жертв, и когда я решила туда идти, то у меня вообще все мысли о себе вылетели, - рассказывала она в комментарии РИА "Новости".

Нужно было тянуть время. И облегчить участь заложников.

Я договорилась о том, чтобы запустили еду, воду и врача, - вспоминает она.

По словам Хакамады, переговорщиков вызывали по списку. Заходили она, Анна Политковская, Иосиф Кобзон.

Александр Цекало - искал людей в больницах и моргах

Я помню этот день. С утра я был на работе, я тогда был генеральным продюсером канала СТС. Я поехал домой, переоделся, сел в машину и поехал в ресторан. У меня там была встреча с друзьями. Во время ужина мне позвонил Константин Эрнст и сказал, что "твой мюзикл захвачен". А он не знал, что я там не работаю, - вспомнил Цекало.

Александр отправился на место. Тогда вокруг театра уже было оцепление, а штаб находился в госпитале для ветеранов. Кто-то оставался ночевать на месте. Цекало рассказывал в интервью "ВДудь", что оставался там две ночи, а перед третьей всех стали выгонять.

Я понял, что будет штурм. Меня выгнали за черту. Всех гражданских во время штурма выгнали. Я пытался потом залезть. Приехал домой, включил телевизор и увидел, что начался штурм, - вспоминал Цекало.

К тому моменту, когда он приехал на место, штурм уже закончился. По воспоминаниям Цекало, оцепления к тому моменту не было. Выносили людей.

Я помогал выносить людей, - вспоминал Цекало.

Многие не могли найти близких. Цекало был в составе группы, которая ездила в больницы и морги, искала близких, знакомых. Среди них были несовершеннолетние актёры Арсений К. и Ксения К. Погибло четверо музыкантов.

Неделя ушла на то, чтобы людей найти. Просто найти. Потому что, я думаю, больницы отдавали умерших людей в морги. Я думаю, все боялись быть причастными к чему-то неправильному в этот посттравматический период. Был момент, когда мне позвонили из больницы и спросили: "Этот человек из вашей труппы?" Я говорю: "Да, а кто это?" Повесили трубку. Поехали в больницу - оказалось, что нет в живых уже этого человека.

Цекало ездил по моргам и искал людей. Некоторые морги были оснащены компьютерами, можно было посмотреть лица жертв на них.

Я выпивал, да. Не работало, - признался Цекало. При воспоминаниях о произошедшем, по словам продюсера, у него до сих пор начинается кашель.

Екатерина Гусева - три дня находилась под окнами театра

трюк на воздушных качелях", который должна была исполнять Гусева. Она каждый день тренировалась в цирке.

В результате в какой-то момент сильно заболели пальцы. Тогда Гусева решила на один день взять выходной.

Мне позвонил Серёжа Ткачёв, режиссёр, с которым я работала, с одним вопросом: "Катя, ты где?!" Я ответила, что дома, и он положил трубку. А потом я уже не помню ничего. Как вышла в свитере с мужем, так три дня у здания с ним и провела, - рассказала она в эфире программы "В гостях у Дмитрия Гордона".

Гусева вспоминала, как Иосиф Кобзон вывел из здания детей.

Родители, чьи дети там были, три дня простояли под окнами здания. Всё это очень страшно, больно. Я не хотела бы углубляться, - сказала актриса.