Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Славянские народности. Кто такие славяне

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты . Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи . С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды , то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич .

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

Славянские народы занимают на земле места больше, чем в истории. Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал: «Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира ».

Письменная история о славянах до нашей эры ничего не сообщает. Следы древних цивилизаций на Русском Севере – научный вопрос, не решенный историками. Страна утопия, описанная еще древнегреческим философом ученым Платоном Гиперборея — предположительно арктическая прародина нашей цивилизации.

Гиперборея, она же Даария или Арктида — древнее название Севера. Судя по летописям, легендам, мифам и преданиям, которые существовали у разных народов мира в древности, Гиперборея располагалась на севере сегодняшней России. Вполне возможно, что она затрагивала также Гренландию, Скандинавию или, как показано на средневековых картах, вообще раскинулась на островах вокруг Северного полюса. Населяли ту землю люди, имеющие генетическое родство с нами. О реальном существовании материка свидетельствует карта, скопированная величайшим картографом XVI века Г.Меркатором в одной из египетских пирамид в Гизе.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида. Картографические материалы такого рода до потопа могли быть получены только с использованием летательных средств, высокоразвитых технологий и при наличии мощного математического аппарата, необходимого для создания специфических проекций.

В календарях египтян, ассирийцев и майя катастрофа, погубившая Гиперборею, датируется 11542 годом до н. э. Изменение климата и Всемирный Потоп 112 тысяч лет тому назад заставили наших Предков покинуть свою прародину Даарию и мигрировать через единственный перешеек ныне Ледовитого океана (Уральские горы).

«…весь мир перевернулся, и звезды упали с неба. Это произошло оттого, что огромная планета упала на Землю… в тот момент «сердце Льва достигло первой минуты головы Рака». Великая арктическая цивилизация была уничтожена всепланетарной катастрофой.

В результате удара астероида 13659 лет назад Земля совершила «скачок во времени». Скачок повлиял не только на астрологические часы, которые стали показывать иное время, но и на общепланетарные энергетические часы, задающие животворящий ритм всему живому на Земле.

Прародина народов Белой расы родов затонула не полностью.

От огромной территории севера Евразийского плато, некогда являвшегося сушей, сегодня над водой видны только Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.

Астрономы и астрофизики, изучающие проблемы астероидной безопасности утверждают, что каждые сто лет Земля сталкивается с космическими телами размером менее ста метров. Более ста метров – каждые 5000 лет. Удары астероидов с поперечником в километр возможны раз в 300 тысяч лет. Раз в миллион лет не исключены столкновения с телами диаметром более пяти километров.

Сохранившиеся древние исторические хроники и проведенное исследование показывают, что в течение последних 16000 лет крупные астероиды, размеры которых превосходили десятки километров в поперечнике, поражали Землю дважды: 13659 лет назад и за 2500 лет до этого.

Если отсутствуют научные тексты, материальные памятники скрыты под арктическим льдом или не распознаны, на помощь приходит реконструкция языка. Племена, расселяясь, превращались в народы, и на их хромосомных наборах оставались метки. Такие метки остались на арийских словах, и их можно узнать в любом западноевропейском языке. Мутации слов совпадают с мутациями хромосом! Даария или Арктида, названная греками Гипербореей, является, прародиной всех арийских народов и представителей расового типа белых людей Европы и Азии.

Очевидны две ветви арийских народов. Примерно 10 тысяч лет до н.э. одна распространилась на восток, а другая двинулась с территории Русской равнины в Европу. ДНК-генеалогии показывает, что эти две ветви проросли из одного корня из глубины тысячелетий, от десяти до двадцати тысяч лет до нашей эры, он гораздо древнее, нежели тот, о котором пишут сегодняшние учёные, предполагая, что арии распространились с юга. Действительно, движение ариев на юге существовало, но оно было гораздо позже. Вначале было переселение людей с севера на юг и в центр материка, где и появились будущие европейцы, то есть представители белой расы. Еще до переселения на юг эти племена жили вместе на территориях, примыкающих к Южному Уралу.

О том, что на территории России в глубокой древности жили предшественники ариев и существовала развитая цивилизация, подтверждает обнаруженный на Урале в 1987 году один из древнейших городов, город — обсерватория, который существовал уже в начале 2-го тысячелетия до н. э... Назван по близлежащему селению Аркаимом. Аркаим (XVIII–XVI вв. до н. э.) — современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона. Расчеты показывают, что Аркаим старше египетских пирамид, его возраст не менее пяти тысяч лет, как и Стоунхендж.

По типу захоронений в Аркаиме можно утверждать, что в городе жили протоарии. Наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели точнейший лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности, древние города-храмы; они дали человечеству совершенные орудия труда и заложили животноводство.

На сегодняшний день арийцев можно выделить

  1. по языку — индо-иранская, дардская, нуристанская группы
  2. Y-хромосоме — носители некоторых субкладов R1a в Евразии
  3. 3) антропологически — прото-индоиранцы (арьи) являлись носителями кроманьоидного древне евразийского типа, который не представлен в современном населении.

Поиск современных «арийцев» наталкивается на ряд подобных затруднений — невозможно свести эти 3 пункта к одному значению.

В России интерес к поискам Гипербореи был издавна, начиная с Екатерины II и ее посланцев на север. С помощью Ломоносова она организовала две экспедиции. 4 мая 1764 года императрица подписала секретный указ.

ВЧК и лично Дзержинский тоже проявляли интерес к поиску Гипербореи. Интересовал всех секрет Абсолютного оружия, по силе схожего с ядерным. Экспедиция ХХ века

под руководством Александра Барченко искала именно его. На территориях русского Севера побывала даже гитлеровская экспедиция, состоявшая из членов организации «Аненербе».

Доктор философских наук Валерий Демин, отстаивая концепцию полярной прародины человечества, приводит разносторонние аргументы в пользу теории, согласно которой на Севере в далеком прошлом существовала высокоразвитая гиперборейская цивилизация: в нее-то и уходят корни славянской культуры.

Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе.

С середины II тыс. до н.э. на больших пространствах от Альп до Днепра славянская или понятная славянам речь преобладает. Но на этой территории продолжают находиться и другие племена, причем одни из них покидают эти территории, другие появляются из несмежных областей. Несколько волн с юга, а затем кельтское нашествие побуждали славян и родственные им племена уходить на север и северо-восток. По-видимому, это часто сопровождалось определенным снижением уровня культуры, тормозило развитие. Так балтославяне и выделившиеся славянские племена оказались выключенными из культурно-исторической общности, которая формировалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилизации и культур пришлых варварских племен.

В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Этногенез славян развивался поэтапно: протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность, которая впоследствии распалась на несколько групп:

  • романскую — от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване;
  • германскую - немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы; иранскую — таджики, афганцы, осетины;
  • балтийскую — латыши, литовцы;
  • греческую – греки;
  • славянскую — русские, украинцы, белорусы.

Предположение о существовании прародины славян, балтов, кельтов, германцев довольно спорно. Краниологические материалы не противоречат гипотезе о том, что прародина праславян находилась в междуречье Вислы и Дуная, Западной Двины и Днестра. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Для изучения этногенеза многое могла бы дать антропология. Славяне в течение I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры сжигали умерших, поэтому в распоряжении исследователей такого материала нет. А генетические и другие исследования — дело будущего. Взятые в отдельности различные сведения о славянах в древнейший период — и данные истории, и данные археологии, и данные топонимики, и данные языковых контактов — не могут обеспечить достоверных оснований для определения прародины славян.

Гипотетический этногенез протонародов около 1000 г. до н. э. (праславяне выделены жёлтым цветом)

Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские этносы. Возникали и менялись контактные зоны. Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н.э., происходило по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо-восток по Восточно-Европейской равнине. Письменные источники не помогли ученым определить границы распространения славян. На помощь пришли археологи. Но при изучении возможных археологических культур было невозможно выделить именно славянскую. Культуры налагались друг на друга, что говорило об их параллельном существовании, постоянном перемещении, войнах и сотрудничестве, смешении.

Индоевропейская языковая общность сложилась у населения, отдельные группы которого находились в прямом общении между собой. Такое общение возможно было только на сравнительно ограниченной и компактной территории. Существовали довольно обширные зоны, в границах которых складывались родственные языки. Во многих районах жили чересполосно разноязычные племена, и такое положение могло сохраняться тоже целые столетия. Их языки сближались, но сложение относительно единого языка могло осуществиться только в условиях государства. Миграции племен представлялись естественной причиной распада общности. Так некогда ближайшие «родственники» – германцы стали для славян немцами, дословно «немыми», «говорящими на непонятном языке». Миграционная волна, выбрасывала тот или иной народ, тесня, уничтожая, ассимилируя другие народы. Что же касается предков современных славян и предков современных балтийских народов (литовцев и латышей), то они составляли единую народность на протяжении полутора тысяч лет. В этот период в составе славянства возрастали северо-восточные (главным образом балтские) компоненты, которые привносили и изменения в антропологический облик, и в определенные элементы культуры.

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос. Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться. Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

Индоевропейская языковая семья — одна из крупнейших. Язык славян сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка и начал складываться в середине I тысячелетия. К этому времени у группы племен уже сформировались. собственно славянские диалектные черты, достаточно отличавшие их от балтов, сформировалось то языковое образование, которое принято называть праславянским. Расселение славян на обширных пространствах Европы, их взаимодействие и метисация (смешанная родословная) с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов. Славянские языки распадаются на ряд диалектов.

Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов относятся к I — III вв. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Соседями их были германцы-ингевоны, которые, возможно, и дали им такое название. Такие латинские авторы, как Плиний Старший и Тацит так же выделяют их как особую этническую общность с названием «венеды». Спустя полвека Тацит, отмечая этническое отличие германского, славянского и сарматского миров, отводил венедам обширную территорию между Балтийским побережьем и Прикарпатьем.

Венеды населяли Европу уже в 3 тысячелетии до нашей эры.

Венеды с V века занимали часть территории современной Германии между Эльбой и Одером. В VII веке венеды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам. Набеги на Германию продолжались до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. Поход против вендов в1147году сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки венедов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

В IVвеке древние славяне окончательно обособляются и появляются на исторической арене как отдельный этнос. Причем под двумя именами. Это — «словене» и второе название – «анты». В VI в. писавший по-латыни историк Иордан в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», сообщает достоверные сведения о славянах: "Начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину». Эти группировки говорили на одном и том же языке. В начале VII века название «анты» перестает употребляться. Видимо, потому, что в ходе миграционных движений распался некий племенной союз, который назывался таким именем. В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины», в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты».

Славяне окончательно выделились в качестве самостоятельного народа не раньше 4 века н.э. когда «Великое переселение народов», «разорвало» балто-славянскую общность. Под своим названием «славяне» появились в летописях в VI веке. С VI в. сведения о славянах появляются во многих источниках, что бесспорно свидетельствует о значительной силе их к этому времени, о выходе славян на историческую арену в Восточной и Юго-Восточной Европе, об их столкновениях и союзах с византийцами, германцами и другими народами, населявшими в ту пору Восточную и Центральную Европу. К этому времени они занимали обширные территории, их язык сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка. Лингвистическая наука определила границы происхождения славян от XVIII в.до н.э. до VI в. н.э. Первые известия о славянском племенном мире появляются уже в преддверии Великого переселения народов.

СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

Древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо земледельческих … Художественная энциклопедия

Словене Словарь русских синонимов. славяне сущ., кол во синонимов: 1 словене (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

СЛАВЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и… … Толковый словарь Ожегова

Славяне - (Slavs), группа народов Вост. Европы, известные в Древн. Риме как сарматы или скифы. Полагают, что слово С. происходит от slowo (хорошо говорящий; тот же корень имеет слово словенец). После распада гуннского гос ва в 5 в. С. мигрировали на 3 … Всемирная история

Славяне - СЛАВЯНЕ, группа родственных народов общей численностью 293500 тыс. чел. Основные регионы расселения: страны Восточной Европы (около 290500 тыс. чел.). Говорят на славянских языках. Религиозная принадлежность верующих: православные, католики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Славяне, их взаимные отношения и связи Т. 1-3 , . Славяне, их взаимные отношения и связи / Соч. Иосифа Первольфа, орд. проф. Варшав. ун-та. Т. 1-3A 183/690 U 62/317 U 390/30 U 238/562:Варшава: тип. Варшав. учеб. окр., 1893: Воспроизведено в…
  • Славяне в европейской истории и цивилизации , Франтишек Дворник. Предлагаемое издание является первой монографической публикацией на русском языке одного из крупнейших в XX столетии византинистов и славистов Франтишека Дворника (1893- 1975). Книга `Славяне…

Славянские народы

представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально-психологические особенности представителей славянских народов, проживавших издревле на территории России.

, (см.) и белорусы (см.) -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть-их населения.

Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 процента составляет городское население, 26 процентов - сельское. На Украине - 67 и 33 процента, в Беларуси - 65 и 35 процентов соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и многих других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким как пьянство, наркомания, разврат, воровство, и т. д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

Высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

Достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

Уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

Общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

Достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

В экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "славянские народы" в других словарях:

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Народы мира - Ниже приводится список народов, упорядоченных на основе языковой генетической классификации. Содержание 1 Список семей народов 2 Палеоевропейские на … Википедия

    Славянские языки - СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. С. яз. принадлежат к индо европейской системе языков (см. Индо европейские языки). Они делятся на три группы: западную, южную и восточную. К западной группе принадлежат языки чешский, словацкий, польский с кашубским, лужицкие и… … Литературная энциклопедия

    Романские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские … Википедия

    Европейские народы - Европейские государства … Википедия

    Финно-угорские народы - народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

    Иранские народы - Иранцы … Википедия

    Балканские народы под властью Турции - Положение балканских народов во второй половине XVII и в XVIII в. Упадок Османской империи, разложение военно ленной системы, ослабление власти султанского правительства все это тяжело отражалось на жизни находившихся под турецкой властью… … Всемирная история. Энциклопедия

    Италийские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканские … Википедия

    Индоевропейские народы - Схема миграций индоевропейцев в 4000 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев (самарская и среднестоговская культуры). Оранжевая область соответствует… … Википедия

Книги

  • Ноомахия. Войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль , Дугин Александр Гельевич. Славянские народы начиная с V-VI вв. по Р. Х. играли решающую роль в пространстве Восточной Европы. В настоящем томе "Ноомахии" рассматривается славянский горизонт Восточной Европы, который…

традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.

Славянские народы сегодня