Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Шуберт. Вокальное творчество (песни). Франц Шуберт. Песни и танцы Музыкальные образы песен ф шуберта

Создавал на протяжении всей жизни. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен. Конечно, все они далеко не равноценны. Не раз Шуберт, бесконечно деликатный, писал музыку на мало вдохновлявшие его тексты, которые принадлежали собратьям по искусству или были рекомендованы друзьями и просто знакомыми. Это отнюдь не значит, что он относился небрежно к отбору стихотворных текстов. Шуберт необычайно чутко воспринимал красоту во всех ее проявлениях, будь то природа или искусство; о том, как воспламеняли его творческий дух образы настоящей высокой поэзии, существует немало свидетельств современников.

В поэтических текстах Шуберт искал отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого. Особенно он обращал внимание на музыкальность стиха. Поэт Грильпарцер говорил, что стихи друга Шуберта Майрхофера, «всегда похожи на текст к музыке», а Вильгельм Мюллер, на чьи слова написаны шубертовские песенные циклы, сам предназначал свои стихи для пения.

В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне. Самое совершенное, что создал Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт. - В. Г. ) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен».

Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки, при котором они как бы меняются ролями: слово «поет», а мелодия «говорит». Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века. Он получает дальнейшее развитие в вокальной лирике Шумана, затем Брамса, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки, заново трансформируясь в творчестве Шопена. Шуберт в своих вокальных произведениях не стремится следовать за каждым словом, не ищет полного совпадения, адекватности слова и звука. Тем не менее его мелодии способны реагировать на разные повороты текста, оттеняя его нюансы.

Несмотря на «привилегии», которыми наделена вокальная партия, роль аккомпанемента чрезвычайно значительна. Фортепианную партию Шуберт трактует как могучий фактор художественной характеристики, как элемент, обладающий своим «секретом» выразительности, без которого невозможно существование художественного целого.

(Шуберта не раз упрекали за, якобы, непреодолимые трудности аккомпанемента. На современном уровне пианизма такие упреки кажутся необоснованными, хотя сопровождение «Лесного царя » и сейчас требует виртуозного владения фортепианной техникой. Шуберт считался прежде всего с требованиями, выдвигаемыми конкретной художественной задачей, хотя не исключал иногда возможности и более облегченного варианта. Ко многому обязывали скромные исполнительские возможности любителей музыки, которым преимущественно адресовался тогда композитор песенно-романсного жанра. Часто издатели с целью большего распространения и доступности поручали перекладывать фортепианный аккомпанемент для гитары. Да и самому Шуберту принадлежат некоторые вокальные произведения с сопровождением этого инструмента, широко бытующего в кругу любителей.)

Шуберту всегда было присуще тонкое чувство формы, порождаемой характером, движением музыкально-поэтического образа. Он часто пользуется песенной куплетной формой, но в каждом конкретном случае нередко вводит изменения, иногда существенные, иногда еле уловимые, что делает замкнутую, «стоячую» форму эластичной и подвижной. Наряду с разнообразно претворенной, часто варьированной куплетностью, у Шуберта есть и песни-монологи, песни-сцены, где цельность формы достигается сквозным драматическим развитием. Но даже и в сложно разработанных формах для Шуберта типична симметричность, пластичность, завершенность.

Найденные Шубертом новые принципы вокальной мелодики, фортепианной партии, песенных жанров и форм легли в основу дальнейшего развития, стимулировали всю дальнейшую эволюцию вокальной лирики.

Первый сборник из шестнадцати песен, который в 1816 году друзья Шуберта предполагали послать поэту, содержал уже такие совершенные произведения, как «Гретхен за прялкой », «Полевая розочка », «Лесной царь », «Жалоба пастуха». Немало прекрасных песен на стихи Гете не вошли в эту первую тетрадь. Безыскусственность народной песни и изысканную простоту, пластичность и емкость художественных образов гётевской поэзии бесконечно умножает красота шубертовской музыки. Тем не менее каждая из созданных Шубертом песен обладает собственной концепцией. Музыкальные образы, вдохновленные поэзией Гёте, живут уже своей самостоятельной жизнью, независимо от их первоисточника.

Песни на стихи Гёте показывают, с какой чуткостью проникал Шуберт в сокровенный смысл поэтических образов, как разнообразны и индивидуальны его музыкальные приемы и средства воплощения. Уже в раннем творчестве наряду с балладой, драматической песней или просто куплетной песенкой встречаются произведения, представляющие новую разновидность вокальной лирики. Имеются в виду песни арфиста на стихи Гете из «Вильгельма Мейстера» - «Кто со слезами хлеб не ел», «Кто одиноким хочет быть». Скорбная мудрость, вложенная в уста бродячего музыканта, насытила образы шубертовских песен значительностью философской лирики. Шуберт выступает здесь как провозвестник нового музыкального жанра - элегии.

Особое место в вокальной лирике Шуберта принадлежит песенным циклам.

Его предшественником в этом новом виде вокальной музыки был Бетховен . В 1816 году появились песни Бетховена «К далекой возлюбленной». Желание показать разные моменты душевных переживаний одного человека подсказало форму песенного цикла, в котором несколько законченных песен объединяет общность замысла.

Развитие и утверждение циклических форм - явление симптоматичное для романтического искусства с его тягой к самовысказыванию, автобиографичности. В литературе и поэзии конца XVIII и особенно первой трети XIX века появляются лирические повести, имеющие характер дневниковых записей, большие стихотворные циклы. В романтической музыке возникают песенные циклы; их расцвет связан с творчеством Шуберта и Шумана.

Стихотворные циклы Вильгельма Мюллера для Шуберта, Генриха Гейне для Шумана были и творческим стимулом и поэтической основой. Из поэзии заимствуются самые принципы формообразования романтического цикла - наличие и развитие сюжетной линии. Этапы развертывания сюжета раскрываются в последовательно сменяющихся песнях, передающих мысли одного героя. Повествуя обычно от первого лица, автор вносит в такие произведения значительный элемент автобиографичности. Так же, как и в литературе, циклы приобретают характер исповеди, дневника, «романа в песнях».

Два цикла песен Шуберта - «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » - новая страница в истории вокальных жанров.

Между ними есть непосредственная и тесная связи. Стихотворный текст принадлежит одному поэту - Вильгельму Мюллеру. В обоих случаях «действует» одно лицо - скиталец, странник; он ищет в жизнн счастья и любви, но постоянное непонимание, человеческая разобщенность обрекают его на горе и одиночество. В «Прекрасной мельничихе» герой произведения - юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» - это уже надломленный, разочарованный человек, у которого все в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Первый цикл развертывается на фоне весенней природы, второй - сурового зимнего пейзажа. Молодость с ее надеждами, иллюзиями отождествляется с цветущей весной, душевная опустошенность, холод одиночества - со скованной снегами зимней природой.

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединой песней ». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля - «Голубиная почта».

Песни на слова Генриха Гейне - вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

Тематика и музыкальные образы, композиционные принципы, средства выразительности, известные по лучшим песням «Зимнего пути», кристаллизуются в песнях на слова Гейне. Это уже свободно построенные драматические вокальные миниатюры, сквозное развитие которых сосредоточено на углубленной передаче психологического состояния.

Каждая из шести гейновских песен - несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник » - одно из последних вокальных сочинений Шуберта - обобщает его искания в области новых вокальных жанров.

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.

Тема урока: « Образы песен зарубежных композиторов. Ф. Шуберт»

Проблемный вопрос: В чем современность музыки Ф. Шуберта?

Цель урока:

познакомиться с песенным творчеством австрийского композитора-романтика Ф. Шуберта в записи великих певцов разных стран мира, сумевшими передать в своем исполнении всю новизну и прелесть жанра песни Ф. Шуберта.

Музыкальный и видео материал:

Ф. Шуберт «Форель».

Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

«Санта Лючия» Ф. Шуберт. Р. Лоретти.

«Аве Мария» Ф. Шуберт. А. Каллас.

«Серенада». Ф. Шуберт. И. Архипова.

Изобразительный материал: «Рыбаки» А. Гийомена.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Письменная работа по карточкам

III . Введение в тему урока.

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет… В. Семернин

2. Звучит «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

Санта Лючия (итал. Santa Lucia) - популярная народная неаполитанская песня. Была опубликована Теодоро Коттрау (1827-1879) в 1849 году. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия недалеко от восточного побережья, примерно в 200 км находится городок Санта Лючия (Santa Lucia) с одноименным озером (ЮАР) Спасшийся после кораблекрушения португальский моряк Мануэл Перестелу добрался до озера и назвал его этим красивым именем. Сейчас территория вокруг Санта Лючии является одновременно парком и центром развлечений. глубиной – не более полтора метра и длиной восемьдесят пять километров - находится под охраной ЮНЕСКО и включает в себя пять различных экосистем. В озере в естественной среде живут более тысячи бегемотов, и несколько тысяч крокодилов. Берега озера – сплошные заповедные субтропические леса с множеством диких животных и птиц.
В Санта Лючии рассказывают про поверие: Адам и Ева, как всем нам известно, согрешили в раю, после этого они пришли к Богу с повинной, и он их изгнал из рая на землю. Потом образовалось человечество, ну, дальше Вы знаете. Но сам Бог очень пожалел об этом, он скучал по людям и готов был их принять назад, и только его гордость не дала этого сделать. И тогда он сказал так: «Я создам рай на земле и назову его Санта Лючия. Как бы ни согрешили люди в этом райском месте, им все будет прощено. А все хорошее будет трижды благословимо!»
Тут действительно райское место!

Было время, когда в нашей стране почти изо всех открытых окон слышны были «O sole mio», «Джамайка» и другие известные песни в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти . Он начал петь чуть ли не с самого рождения, что для Италии не так уж и необычно. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса. Ребенка же ждало другое будущее, и его голос был не просто красивым и сильным. Он был уникальным. Поэтому уже в шесть лет мальчик стал солистом церковного хора, а в восемь – пел в хоре Римского оперного театра.

Предлагаю вам мысленно перенестись в Италию. Что вы знаете об этой стране? Чем она прославилась? (Исторические памятники, композиторы, певцы, появление оперы.)

IV . Работа по теме урока.

1. Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

В 17 веке особой популярностью пользуется такой жанр как песня.

Что такое песня?

2. Сообщение темы урока

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. Песня как жанр занимает ведущее место в его творчестве. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен, что сказалось на распространении этого жанра в Европе. Его песни - это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов. Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов. Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях.

И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

3. уберта о его песнях.

«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу».

4. Слушание

Фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении М. Каллас;

Фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой

5. Слушание песни «Форель».

6. Вопросы к учащимся:

Какой образ запечатлён в песне «Форель»? (Легкий, веселый, беззаботный , игривый.)

Какую картину помогает нарисовать сопровождение? (Плескание воды, движение воды, движение рыбки.)

7. Восприятие картины А. Гийомена «Рыбаки».

Французский живописец-импрессионист Арман Гийомен по специальности был торговым агентом и с 1860 работал в железнодорожной компании "Париж-Орлеан". Однако любовь к живописи привела его в Академию Сюиса в Париже. Там он встретился с К. Писсарро и П. Сезанном, благодаря которым научился работать на пленэре. Художник любил писать на Атлантическом побережье Франции, Лазурном берегу. В отличие от многих импрессионистов Гийомен работал широкими кистями, использовал интенсивные, яркие цвета, которыми покрывал большие плоскости. Он работал преимущественно в жанре пейзажа. Представленная картина экспонировалась впервые в 1886 и относится к зрелым работам художника, когда он, очарованный пленэрной живописью, создал лучшие свои произведения. Другие известные произведения: "Сена". 1867-1868выставлялись в Эрмитаже Санкт-Петербурга; "Пейзаж с руинами". 1897 в ГМИИ им. в г. Москва…

8. Беседа на выявление особенности воплощения музыкального и художественного образа.

Сравните эту песню с картиной «Рыбаки» А. Гийомена. Есть в них что-либо сходное? (содержание….)

Что можно сказать об их выразительности? (красочные, в мажорном ладу…)

Какое чувство и настроение выражены в картине, а какое - в песне? (В картине выражено напряжение, ожидание, предвкушение чего-то …; в песне - радость, кокетливость, игривость, счастье…)

4. Слушание «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберта

Каким изменениям подвергся музыкальный образ песни? (меняется настроение, характер…)

V . Итог урока.

Понравилась ли вам музыка Ф. Шуберта?

Что способствовало распространению песенного жанра в Европе? (уберта.)

Какое место в творчестве Ф. Шуберта занимает песня? (Ведущее, главное.)

Что отличает песни Ф. Шуберта? (Это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов.)

В чем современность музыки Ф. Шуберта? (современный человек способен любоваться природой, окружающей жизнью, переживать чувство прекрасного)

Какую роль в вашей жизни она может сыграть? (Может открыть нам красоту мира и чувств)

Что больше всего запомнилось? Что заинтересовало? (музыка Ф. Шуберта, бельканто)

VII . Д/З

Задание

Мини-проект «Песенное творчество Ф. Шуберта».

Список использованной литературы :

Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы (, «Просвещение», 2013)

Творческая тетрадь «Музыка», 6 класс (, «Просвещение», 2012)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия для 6 класса (,)

2. http://www. /track/robertino-loretti/mp3/santa-lucia/ - «Санта Лючия» Робертино Лоретти

3. http:///search/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81%20ave%20maria – Мария Каллас, «Ave Maria» Ф. Шуберта

4. http:///search/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0 – «Серенада» Ф. Шуберта, И. Архипова

Источники заимствования картинок:

1. http:///p/w1280h1024/28/fea2/d1e345d7fc0d8fd6c5a842b326bd13cf. jpg

–портрет Ф. Шуберта

2. http://i1.2photo. ru/k/b/384032.jpg - фон слайда

3. http://sr. gallerix. ru/1284574174/G/1112689204/ - картина «Рыбаки» А. Гийомена

4. http://www. wallpapersdb. org/wallpapers/world/village_1920x1440.jpg - фон слайда

5. http:///zemlya-i-nedvijimost/zemlya-i-nedvijimost-v-mire/37-nedvizhimost-v-italii. html –Колизей

6. http://img. mota. ru/upload/wallpapers/2011/10/05/10/05/27885/mota_ru_1100515-crop. jpg - Италия

7. http://www. /source/images/articles/406.jpg - Италия

8. http://planetaa. org/images/Kultyra/11610000.jpg - Италия

9. http://everytour. ro/poze/oferte/opera_scala8591.jpg - Миланский театр

10. http://www. /article/the-opening-of-the-bolshoi-theater/5.jpg?5245997148256952516 – Большой театр

Дополнительный материал:

1.http://www. /watch? v=ZG2chV_cNxI – видео «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 6 классе

«Драматический образ в музыке Франца Шуберта»

учитель музыки: Вакуленко Г.А.

Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Кто изображён на этом портрете?

(Франц Шуберт)

Правильно, это знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт.

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Именно песни наиболее ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку.

- Чем же отличаются песни Шуберта, что в них было необычно для его современников?

(Это живые сценки с определённым сюжетом, в которых большую роль играет музыкальное сопровождение).

Шуберт был замечательным мелодистом. Его песни многие люди узнают по нескольким звукам. Попробуйте узнать знакомые песни этого композитора.

(Узнают и называют знакомые песни Ф. Шуберта: «Форель», « Ave Maria », «Баркарола», «Серенада», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»)

- Какие образы во всех этих песнях? (лирические)

Сегодня мы познакомимся с очень необычным произведением. Откройте файл с названием кроссворд. Если вы разгадаете этот кроссворд, узнаете название нового произведения Шуберта.

(Дети открывают файл с кроссвордом и вносят в него ответы. Красным цветом выделяются буквы, которые показывают название «Лесной царь»)

Вопросы для кроссворда:

1.Какой певец пропагандировал творчество Шуберта? (песни исполнял певец Михаэль Фогль)

2.Кем был отец Шуберта? (школьный учитель)

3.Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? (песни)

4.Где Шуберт получил музыкальное образование? (В церковно-певческой школе, конвикте)

5.Какого композитора Шуберт боготворил? (Людвиг ванн Бетховен)

6.Каким по характеру человеком был Франц Шуберт? (скромный)

7.Как называется несколько песен, объединённых общей темой? (вокальный цикл)

8. Какой старинный жанр был, как бы заново открыт, в творчестве композиторов-романтиков. (баллада)

9.Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиады)

10.Песня, которой открывается вокальный цикл «Прекрасна мельничиха»? («В путь»)

(Дети разгадывают кроссворд и читают называние нового произведения Ф.Шуберта).

- Давайте проверим ваши ответы. (Проверяем)

- Как называется новое произведение?

(«Лесной царь»)

«Лесной царь» не просто песня, а песня-баллада. (открываю цифру 8, которую не отгадали дети). Именно этот старинный жанр был заново открыт композиторами романтиками. Тема нашего урока сегодня «Старинной песни мир ».

В основе вокальной баллады лежит литературная баллада.

Литературная баллада - это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера . Прочитайте на слайде особенности такого стихотворения.

Особенности литературной баллады:

    Драматический сюжет.

Литературную балладу «Лесной царь» создал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Кто может сказать, почему на слайде рядом с ним находится портрет Василия Андреевича Жуковского?

(Он сделал перевод)

Правильно, Гёте написал балладу на немецком языке, чтобы понять смысл и содержание, нужен перевод. Лучший перевод этой баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский.

Откройте учебники на странице 45. Здесь вы видите этот перевод. Ребята прочитают балладу «Лесной царь» по ролям и посмотрим, какой зрительный ряд к ней подобрала

- Назовите героев баллады Гёте?

(называют)

«Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, свои поступки, свои цели, порой враждебные, свои чувства.

Подберите слова, которые могут выразить чувства каждого героя баллады.

(Дети рассказывают, как надо правильно соотнести героя и его чувства. Затем на экране появляется правильный ответ)

На странице 44 мы прочитаем как появилась песня-баллада Франца Шуберта «Лесной царь» (читаем учебник).

Какое произведение получилось, когда соединились стихи и музыка? Это уже не стихотворение, а….

(песня-баллада)

Вокальная баллада – это сольная песня повествовательного характера с элементами фантастики.

В этой необычной песне сохранились все черты литературной баллады. А чем отличается музыка?

На странице 42 мы познакомимся с особенностями музыки в вокальной балладе? (Читаем с детьми текст учебника)

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

Давайте послушаем песню-балладу Ф.Шуберта «Лесной царь». Баллада, как правило, исполняется на языке оригинала – немецком.

(Слушание на немецком языке)

- Сколько певцов исполняли вокальную партию? (Один)

Всю вокальную мелодию исполнял один певец.

- Как же вы различали героев?

В этом произведении замечательны выразительность красота и разнообразие вокальной партии. Давайте проанализируем музыкальные партии героев как настоящие музыканты, по нотам. Откройте презентацию «Вокальные партии героев».

(При дальнейшем анализе интонаций героев дети смотрят ноты на слайдах, напевают партии героев, выполняют пластические движения и выбирают интонации на слайдах)

Каждый персонаж появляется со своими характерными интонациями. Лесной царь хочет заманить к себе мальчика.

- Послушайте, с каких интонаций каждый раз начинается его тема.

(наиграть и напеть с детьми 1 тему Лесного царя)

Вначале он пытается очаровать своего случайного гостя, усыпить его внимание. Что ещё напоминает вам эта равномерно покачивающаяся мелодия?

(Напеть с детьми фрагмент мелодии, используя пластическое интонирование, показать рукой интонации покачивания).

- Какие это интонации? Выберите на файле интонации героя. Что у вас получилось?

(Призывные, убаюкивающие)

Потом Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые танцами закружат мальчика. Что напоминает в этот момент мелодия?

(вальс)

На словах «играя, летая» - мелодия кружится вверх-вниз , как будто действительно взлетают и опускаются дочери Лесного царя.

- Какие интонации здесь у Лесного царя?

(льстивые, танцевальные)

В конце концов, Лесной царь перестаёт уговаривать мальчика, и тогда льстиво-ласковые интонации меняются на другие.

Напойте эти слова: «Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»

(Напеть с детьми слова: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Какие это интонации?

(Приказывающие, угрожающие.)

Из скольких эпизодов состоит партия Лесного царя? (из трёх)

Как меняются его интонации?

(сначала убаюкивает, заманивает, затем угрожает)

Каждый раз прибавляются новые черты, нарастает драматическая напряжённость.

- Как звучат слова мальчика?

(Слушают и поют тему ребёнка).


- Какие это интонации?

(жалобные, молящие)

Он болен. И хотя сам он об этом не говорит, интонации его фраз всегда об этом напоминают. Эти интонации буквально пронизывают текст, когда рассказ идёт от имени ребёнка. Посмотрите сколько их. (Интонации жалобы выделяются на экране цветными кружочками)

Анализ интонационного богатства этой баллады может быть поистине бесконечным – ведь здесь практически нет повторений.

Является ли построение баллады куплетным?

(Нет, построение свободное)

Почему Шуберт не воспользовался приёмом повторения, как это бывает в обычных песнях, когда с одной и той же мелодией звучат слова одного, потом второго, затем третьего куплета?

(Мелодия подходит только к данному герою)

Каждое четверостишье звучит со своей особенной, только для него подходящей мелодией. Такое построение называется свободным.

- На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение?

(на фортепиано)

На этом слайде вы видите нотный текст баллады. Обратите внимание на партию фортепиано. Там буквально «черно» от нотных знаков. Теснясь на нотной строчке, они образуют насыщенный, но очень чёткий ритмический узор, который остаётся неизменным до самого конца. (наиграть)

- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

(В воображении с первых тактов встаёт образ скачущего всадника)

Инструментальное сопровождение полноправное «действующее лицо», помогающее воссоздать и бешеную скачку коня, и завывание ветра. Движение это останавливается только в конце песни на слова рассказчика «ездок доскакал, в руках его мёртвый младенец лежал».

Сделать с детьми вывод и обобщение.

- Какой характер имеет баллада в целом?

(взволнованный, тревожный)

- Какая картина нарисована в стихах и в музыке? Какой образ создал композитор?

Единый драматически-взволнованный образ)

В стихах и в музыке нарисована большая драматическая сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже, если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматически-взволнованный образ.

Давайте отдохнём. Представьте, что мы в лесу, но не страшном, а красивом и добром. (Выполняют движения под плавную музыку ).

Рапевка. «Музыкальное эхо». (Учить чисто интонировать терцию вниз с сопровождением и без него).

(наиграть мелодию песни» Огромное небо» муз. О.Фельцмана)

Правильно, это песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Рождественского «Огромное небо». Давайте её споём.

(Пение песни «Огромное небо» О. Фельцмана)

- Можно ли назвать эту песню балладой? Найдите в ней черты, характерные жанру баллады?

Особенности вокальной баллады:

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

(драматическое содержание, рассказывает о подвиге простых русских людей, есть контрастные образы: мирный город и катастрофа в небе, нагнетание драматизма к концу песни.)

- Что исчезло из современной баллады?

(Нет фантастических героев, нет свободного развития музыки, простая куплетная форма).

В наши днибаллада в поэзии и в музыке имеет уже новые черты.

Современная баллада – это трагическая поэма о подвиге русских людей, проникнутая духом патриотизма.

Давайте составим исполнительский план песни так, чтобы ярче было усиление драматической напряжённости. К темповому и динамическому развитию музыки добавим хоровое.Будем менять состав исполнителей.Если начнёт песню в первом куплете солист, как можно исполнить дальше?

(Дети предлагают свой план исполнения. Исполнение детьми песни, обсуждение получилось или нет создать яркую динамическую напряжённость в исполнении).

С каким жанром мы сегодня познакомились? (вокальная баллада)

Ребята вы все получили оценки. Сегодня они такие. Следующий раз вы постараетесь и получите оценки ещё лучше. (Открываю файл с названием рефлексия)

Давайте ответим на один любой вопрос. Начинает , затем он назовёт того, кто будет отвечать следующим.

    Сегодня я узнал...

    Было интересно...

    Было трудно...

    Я приобрел...

    Меня удивило...

    Урок дал мне для жизни...

    Мне захотелось...

Ребята, сегодня мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. До следующего урока. Не забудьте поставить в свою клеточку оценку.