Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Семейные обычаи и обряды жителей кубани. Народы Краснодарского края: русские, армяне, украинцы, татары

Тема: Обычаи народов Кубани

Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры, обычаях населения Кубани.

Задачи формирование УУД:

Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению ошибок

Познавательные: - поиск и выделение, передача информации устным способом, построение рассуждения, контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: -ставить вопросы; формулировать свои затруднения; аргументировать свою позицию; -проявлять активность для решения задач; -строить понятные для одноклассников высказывания.

Личностные: -принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к мнению одноклассников; -осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

Ход мероприятия

Организационный момент. Приветствие.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не зря гласит кубанская мудрость «Народ без традиций, что дерево без корней». - Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями и праздниками на Кубани.

Основная часть.

1) Обычаи народов Кубани .

В Краснодарском крае живут люди разных национальностей. Греки, например, в апреле отмечали праздник Сирандонас и готовили блюдо из сорока трав – хортарике. Весну они встречали 1 мая.

В армянских поселениях перед Новым годом ряженые забирались на крыши домов и опускали в дымоход мешок. Чтобы хозяева дома положили в него подарки. Наши соседи адыги устраивали игрища, которые проходили в большом дворе.

2) Уважение к старшим.

3) Уважение родителей.

Почитание родителей, крестного и крестной были не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына или дочери. Авторитет отца с матерью был настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу. Этот обычай до сих пор сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.

Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить об этом родителям, которые незамедлительно «добавят».

4) Рождение казака.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением. Рожденного младенца холостые казаки нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, непременно приходили смотреть и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене. Отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери. Когда у младенца прорезывались зубы, отец и мать сажали его снова на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану – воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади, а к пяти годам скакали по степи. - Послушайте «Колыбельную».

5.) Одежда казака .

Одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал ее в чистоте и никогда не позволял себе носить чужую одежду. У казаков были в обычае мужские беседы без женщин и женские беседы. Если собирались вместе, то женщины садились по одну сторону стола, мужчины по другую.

6). Культ подарка .

Существовал культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, и в гости не ходили без гостинца.

7) Оружие казака.

У казаков и кубанцев считалось за позор покупать кинжал. Кинжал обычно или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Шашка. Шашку казак должен был себе приобрести. Ему никто оружие не выдавал. Идти в поход казак был обязан в обмундировании, с оружием и, обязательно, на коне.

8)Работа с поговорками. - Поговорки о коне и оружии казака. Как вы понимаете значение поговорок?

Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты)
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава)
Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке)
Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)
Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания)
Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья)
Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою)
Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны)

9) Конь казака.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник.

Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими обрядами. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.

10) Строительство жилья .

Обряд при строительстве жилья. На место строительства бросали клочки шерсти животных, перья - «чтобы все водилось». Деревянные брусья поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». После окончания строительных работ хозяева устраивали угощения вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

11). Казак и гости.

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду.

12). Праздники на Кубани.

А какие праздники отмечаются на Кубани?

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу, но на Кубани их отмечали особенно. (показываю слайд, дети называют праздники)

13). Сообщения детей.

Пасха– светлый и торжественный праздник. В этот день стремились надеть все новое. Обновлялся и стол. Заранее готовили обрядовую пищу: красили яйца, пекли куличи, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный – огонь, кровь, солнце. Голубой – небо, вода. Зеленый – трава. В некоторых станицах на яйца наносили рисунок – «писанки».

Обрядовый хлеб – пасха, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, украшали его шишками, цветами, фигурками птиц, посыпали цветным пшеном. Пасха – дерево жизни, поросенок – символ плодородия, яйцо – начало жизни. Возвратившись из церкви, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Очень насыщенной была развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, качели.

Свадьба на Кубани - праздник со строгими правилами. Самым предпочтительным временем года для свадьбы считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18 – 20 лет. Не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Молодые были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани имело полотенце (рушник). Держась за полотенце, жених и невеста шли в церковь венчаться. На рушник ставили свадебный каравай. Все свадебные полотенца были богато украшены кружевом ручного плетения.

По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты.

За ним могли присутствовать только гости жениха. Второй день свадьбы проходил у родителей невесты. Заканчивалась свадьба тем, что ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре лапшу. Это называлось «тушить» свадьбу.

14) Праздник урожая.

Это крупный праздник плодов. Приходится этот праздник примерно на 6 сентября, устраивался он после того, как урожай был убран и надо отблагодарить богов за новую пищу. Через несколько дней после праздника добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны.

С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля и так оберегают их от «лиха и призора». Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом. В этот день переходят на новое жилище. День новоселья и переноса домового из старого очага. Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складывают в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: «Рады ли хозяева гостям?» - «Милости просим дедушку на новоселье», - отвечают ей. В доме угли кладут в печку. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.

По поверью считалось, что утром на мокрые луга вылезает угорь и стряхивает на росу Все свои недуги. Потом они цепляются к людям. Знахари гадали угрями. Бросали их на угли и гадали по тому, как угорь скачет. И, наконец, приходила на землю матушка Осенина, всего на месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное.

15) Инсценирование. Щедровки.

Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой. Мальчики и девочки идут щедровать.

Они подходят к окну какой – нибудь хаты и кричат: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать Вам? Получив разрешение, они поют щедровки: Щедривочка щедрувала

До виконца припадала.

Що ти, титка, напыкла

Ныси нам до викна.

Як горячее – ныси нам,

Як холодно – ныхай вам.

Щедрык, ведрык

Дайте варэнык.

Грудочку кашки,

Кильцэ ковбаски.

Хозяева выносили полную чашу вареников и колбасы, пироги с мясом, с картошкой, угощали тех, кто щедровал.

16). Посевание.

Был еще один обряд. Посевание на Новый год. Утро Нового года начиналось приходом посевальщиков. Считалось, что от первого дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Посевать ходили мальчики и парни. Иногда они наряжались в женское платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева! С Новым годом!»

Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать» как курицы, чтобы квочки хорошо несли яйца. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх.

Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

Сею – вею, посеваю

С Новым годом поздравляю.

Тах –тох, тарарох!

Зароди, Боже, горох!

Жито, пшеницу,

Всяку пашницу (все, что сажают).

Зерна потом сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась.

17) Вождение козы .

Накануне Нового года водили козу. Этот красочный веселый обряд был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году.

Недаром пели: Дэ коза ходэ – там жито родэ. Дэ коза рогом – там жито стогом. Дэ коза топ – топ – там жита сто коп

Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины, соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерева. Нижнюю челюсть делали подвесной и коза могла разевать рот. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы была немногочисленна.

Обычно были дид, цыган, поводырь и михоноша (нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.

Вот обряд, записанный в станице Брыньковская.

Поводырь: Хозяин, пустите козу?

Хозяин с хозяйкой: Ой, заходьте, заходьте!

Поводырь: Только коза – то у нас непоседливая, шкодливая.

Хор: Добрый вычир вам, честным господам,

Мы ни самы йдем, мы козу ведем.

И рогатую, бородатую.

Нидавно бралы – булла молода,

А тэпэрычки состарилася,

Своих деточек нэ прокормыла.

Та й пишла коза в Михайливку,

А в Михайливке вси люди – стрэльци.

Хочут козу вбыть и с свита сгубыть.

Тут коза впала, ны жива стала. (поводырь причитает над козой).

Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя роднэнька! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо. Да ты ж мэни молчком обслуживала. Да я же усим дарыл то молоко. Молока много було.А тэпэрь що ж мэни робыть? Хлопцы! Кто у вас лэчить умеет?

Казак: Я лэчу!

Поводырь: Ты? А много бэрешь?

Казак: Ни-и!

Поводырь: Если устанэт коза – заплачу! (Казак делает движения руками).

Казак: Я в одын мых вылэчу. Я знаю таку молытву… шо ой-ой-ой!

Бегала коза через мист,

Четыре лапы, пяты хвист

Шеста голова,

Хай ей и бог помога! (коза начинает шевелиться)

Поводырь: Ой-ой! Вжэ и головочкой щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!

18). Слушание песни. - Ни один праздник на Кубани не обходился без песни.

Итог урока.

Назовите обычаи народов Кубани.

Как назывался праздник, в котором участвовали только мальчики?

Для чего при строительстве жилья бросали шерсть и перья?

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.

Краснодарский край уступает по количеству населения только Москве и Московской области. По последним данным на Кубани проживает 5 570 945 человек, однако к этим цифрам можно смело прибавлять еще около миллиона незарегистрированных и временных трудовых мигрантов.

Представители всех национальностей нашли дом и любовь на этой щедрой земле, где есть все - ласковое солнце, теплое море, высокие горы и поля, дающие хороший урожай. В добром согласии существуют бок о бок народы Краснодарского края.

Многонациональный Краснодарский край

Полиэтнический состав населения Кубани подтверждается сухими цифрами. О том, какие народы населяют Краснодарский край, полное представление дают результаты переписи населения 2017 года.

Основная часть, больше 80 %, - это русские. Около 4,5 миллиона русских проживают как в городах, так и в сельской местности.

Среди народов, населяющих Краснодарский край, почти 200 тысяч украинцев и 40 тысяч белорусов.

Издавна на Кубани, преимущественно в городах на побережье, проживает крупная диаспора армян: около 250 тысяч человек.

Предпочитают компактное расселение по этническому признаку:

  • немцы - около 20 тысяч;
  • греки - более 30 тысяч;
  • адыгейцы - более 19 тысяч.

Живут и работают в Краснодарском крае представители черкесов, молдаван, чехов, грузин, болгар, турок, крымских татар, эстонцев. Есть даже единичные представители малых народов Крайнего Севера и других государств, например эскимосы и ассирийцы.

Мощный поток рабочей силы прибыл в Краснодарский край из Средней Азии. Теперь в Краснодарском крае обрели вторую родину туркмены, таджики, узбеки, казахи, а также корейцы.

Еще какие народы населяют Краснодарский край? Это мордва, осетины, марийцы, финны, литовцы, поляки, румыны, лезгины. Есть на Кубани арабы, табасараны, удины, лакцы, езиды, курды, цыгане, шапсуги, евреи и представители других национальностей.

История заселения Кубани

Такой разнообразный полиэтнический состав не встретишь больше нигде, кроме как в Краснодарском крае. Почему же так произошло?

Археологические данные утверждают, что на плодородных землях реки Кубань люди стали жить более 10 тысяч лет назад.

Во втором тысячелетии до нашей эры поселяются адыги. Затем древние греки создают на Черноморском побережье Кубани города-полисы.

В X веке появляются славяне, основавшие княжество Тмутаракань.

Оборотистые генуэзские купцы в средние века для безопасности торговых путей устраивают крепости-форты.

Война с Турцией стала решающим фактором: Кубанский край переходит в российское подданство, и императрица Екатерина II селит на плодородных землях запорожцев - пусть охраняют рубежи.

После отмены крепостного права в середине XIX века на Кубань хлынул поток русского и украинского крестьянства.

Явление субэтноса - кубанское казачество

Среди народов Краснодарского края ярко выделяется казачество, не имеющее аналогов в мире.

Донские и запорожские казаки, присланные охранять границы России, крестьяне, добровольно или по принуждению приехавшие, чтобы осваивать свободные богатые земли - все они стали основой уникального появления субэтноса - кубанского казачества.

Языковые традиции кубанских казаков

Сложившись из южнорусского, украинского говора с добавлением военизированных выражений, этот язык поражает богатством и сочностью выражений. Казаки «гэкают», растягивая звук «г», а звук «ф» превратился в «хф». Средний род не популярен в наречии казаков, он часто подменяется мужским или женским.

Чтобы полностью окунуться в стилистику казачьего языка, стоит перечитать «Тихий Дон». Сохранившийся до наших дней традиционный говор кубанских казаков отличает их от других жителей края.

Бытовые казачьи обычаи и традиции

Казаки крепко держатся за свои традиции. И одна из них - приверженность православию, соблюдение религиозных обычаев. Казаки всем миром отмечают Пасху и Рождество, Спас и другие церковные праздники.

Еще одно хорошая традиция у казаков, дошедшая до наших дней - уважительное отношение к старшим и к гостю.

С детства мальчики в казацких семьях учатся держать в руках холодное оружие - шашку. Мастерски обращаться с оружием, скакать на коне - подобные умения традиционно передаются из поколения в поколения в семьях казаков.

Адыгейцы - исконное население края

До XVIII века на Кубани проживали в основном адыгейцы. Адыгейцами называли убыхов, шапсугов, бжедугов и представителей других племен. Другое название адыгов - черкесы.

Традиционно адыгейцы занимались скотоводством, особенно выделяя коней. Кабардинские кони до сих пор считаются отличной породой, получая награды на всевозможных конкурсах и скачках.

Мужчины ковали оружие, женщины украшали ножны серебряным шитьем. Сохранилось до наших дней особенное отношение адыгов к семье - родственные связи почитаются больше прочих.

Сегодня в традиции таких народов Краснодарского края, как адыгейцы, вновь возвращается мода на национальную одежду. Чаще всего ее шьют для праздничных событий, например свадьбы. На невесту в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, родители надевают красивый пояс, кованный из серебра или с золотыми нашивками. Такой дорогой пояс - часть приданого девушки. На голову надевается маленькая шапочка, волосы покрываются легкой фатой. В таком наряде невеста выглядит необыкновенно изящно.

Современные женихи-адыгейцы тоже с удовольствием надевают традиционный костюм, который подчеркивает мужскую стать: черкеска, бурка, папаха.

Свадьба в народных костюмах всегда вызывает восхищенные взгляды, поэтому молодые люди на Кубани все чаще проводят свадебные торжества в национальном стиле, и даже случайный прохожий может насладиться великолепным зрелищем.

Греки в Краснодарском крае

Какие еще народы Краснодарского края сохранили свои национальные традиции? Конечно, это греки.

Много греков проживает в городах, но примерно третья часть общины находится в поселках Кабардинка, Витязево, Гавердовское, Пшада. Чаще всего в сельской местности греки занимаются обслуживанием туристов, выращивают табак и виноград.

За прошедшие века греки Кубани не утратили свои национальные обычаи.

Например, на свадьбе принято танцевать винеман. Это красивый танец, в котором участвуют 6 недавно поженившихся пар. В руках они держат зажженные свечи и водят хоровод вокруг новобрачных, в завершении принимая их в свой круг. Такой интересный и красочный обряд становится популярным и у других народов Краснодарского края, которые охотно перенимают греческую традицию.

Армяне - жители Кубани

Только в Краснодаре насчитывается около 70 тысяч армян. Краснодар также является центром южного отделения Армянской апостольской церкви. Около 30 % армян проживает в Сочи.

Сохранилась у армян интересная традиция - праздник Вардавар. Радостный летний праздник позволяет обливать водой всех, невзирая на статус, и обижаться нельзя.

Интересные традиции народов Краснодарского края - смешение национальных блюд. Борщ и лаваш, хаш и запенка - все это могут подать на стол в любом кубанском доме. Однако армяне часто готовят национальные блюда, сохраняя верность кулинарным обычаям. Например, в арганакке соединены оленье и куриное мясо. Отлично готовят армяне речную форель. Туристам обязательно советуют попробовать мясные настыперы и ксучи.

Многонациональность Кубани позволяет каждому народу сохранять свое лицо и при этом брать у других самое лучшее и полезное. Возможно, через много лет в Краснодарском крае появится новая универсальная национальность - кубанец.

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 0 г. Краснодара РЕФЕРАТ Обычаи и праздники народов Кубани Выполнил: ученик 2 «А» класса Петров Петр Краснодар 2012 Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга. Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции. Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия. Основные зимние праздники это Рождество Христово, встреча Нового года и святки. На кануне Нового года, по старому стилю, ходят по дворам с колядками. Они прославляют Рождество, желают хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая. Заканчивалась зима - нужно было ее проводить широким гуляньем так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну. Издавна любят у нас в народе весёлую шумную Масленицу – проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники. Летом и осенью - время сбора урожая и свадеб. Очень многие обряды связаны с Православными праздниками. Рождество Христово. Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса. Пасха Один из самых больших Православных праздников. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. Покрова Пресвятой Богородицы “Покрова Пресвятой Богородицы“ - 14 октября – тоже один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы.

Исторически Кубань впитала в себя культуру южно-русских и восточно-украинских поселений. Это повлияло на особенности исторического и этнического развития, придало региону яркую самобытность.

Молодежь края бережно хранит память о казачьем прошлом, знает историю. Казачий дух – то важное, чем пропитаны праздники и обряды на Кубани.

Кубань ассоциируется, прежде всего, с казачеством и сельским хозяйством. Северо-западный Кавказ во все времена славился своими плодородными землями, разнообразием видов растительности и представителей животного мира.

Богатство природных ресурсов, красота и многообразие природы нашли отражение в традициях и обрядах жителей края. Обычаи народа Кубани колоритны и разнообразны.


Кубанское казачество привнесло в жизнь и быт войсковые обряды и традиции, которые, так или иначе, перекликались с праздниками православного календаря. Соблюдение религиозных устоев всегда было для казаков важной составляющей жизни. Поэтому обряды стали делить на календарные и бытовые. Все кубанские праздники по смысловому наполнению можно разделить на три части:

1. Православные даты и праздники годового цикла.

2. Праздники и традиции, привязанные к временам года и сельскохозяйственной деятельности (окончание полевых сезонных работ, первый выгон скота со стадом, пахота и т.д.). Свадьбы было принято праздновать осенью и зимой, когда полевые работы окончены. Празднование свадьбы в пост было невозможно. Свадебный обряд проводился строго в соответствии с правилами. Вступали в брак обычно в возрасте с 18 до 20 лет. Решение за молодых принимали родители. Сваты могли прийти в дом к невесте без жениха, только с его шапкой. В этом случае невеста видела жениха впервые в день свадьбы. Основные праздники – Пасха, Рождество, Спас, Троица. Первыми в начале года праздновались Новый год, Рождество, Крещение.

3. Воинские традиции и праздники (появились и чтятся со времен кубанского казачества).



Народные традиции Кубани интересны и самобытны. Все значимые события (крещение ребенка, начало строительства дома, сватанье, свадьба, новоселье) отмечались строго по правилам обряда. Например, при строительстве в стену дома замуровывали деревянный крест для благословения жилища. Часто в праздновании принимало участие практически все население станицы. Вековые обряды сплачивали людей, давали чувство защищенности и нерушимости жизненных укладов.

Многие обычаи не соблюдаются сегодня, но являются частью истории. Например, на свадьбу приглашались только женатые пары, выбирали суженого для детей родители. До нашего времени дошла традиция праздновать Масленицу, готовить обрядовую пищу (блины и вареники).

В новогоднюю ночь гадали, проводили ритуалы, жгли костры, ходили по улицам с колядками. Сегодня, также как и сотню лет назад, в канун Крещения люди идут в церковь на праздничную службу, святят воду.

Раньше было принято после праздничного застолья остатки еды отдавать домашней птице и скотине. Этот обычай был залогом достатка в доме на целый год. Воскресенье перед Великим постом считалось днем «всеобщего примирения». Люди просили друг у друга прощения, ходили в гости. Эта традиция сохранилась и сегодня в кубанских городах и селах.

Праздники и обряды на Кубани передаются из поколения в поколение, становясь частью повседневной жизни. Разные народности, населяющие этот край, привнесли в культуру Кубани свои обычаи и устои. Культура Запада и Востока переплелась и образовала здесь единую уникальную культурную систему. Колорит казацкого быта отражен во многих музейных экспозициях Кубани.