Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Публичные и непубличные общества: понятия и признаки. Непубличные общества: нововведения в ГК РФ

Привычная аббревиатура ОАО начала уходить в небытие - согласно федеральному закону № 99 от 05.05.14 на смену этой организации приходят публичные акционерные общества. Стоит разобраться, а есть ли отличия в ОАО и ПАО, какие характерные признаки у такой формы организации деятельности и кто теперь может стать держателем акций. И сегодня мы поговорим про число участников публичного акционерного общества, органы управления, а также о том, как открыть публичное акционерное общество (его ).

Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

Понятие и суть

По сути ПАО является полным аналогом открытого акционерного общества - теперь это более уточняющая форма организации деятельности, указывающая степень публичности.

ПАО (Публичное акционерное общество) могут отличаться:

  1. Выбором деятельности.
  2. Количеством акционеров.
  3. Организацией управления.

Во всех остальных случаях у всех ПАО есть сходные черты. Признаки, характеризующие публичное акционерное общество, довольно специфичны, их невозможно спутать с другими формами организации деятельности.

Про акционерного общества читайте ниже.

Видео ниже рассказывает о том, как акционерные общества заменяются на ПАО и подобные организации:

Характерные особенности

Первое, чем отличается ПАО от , и нескольких других форм организации деятельности - это наличие акций. В то же время, их тоже имеет, но и здесь ПАО имеет свои особенности.

Два характерных признака ПАО:

  1. Свободная продажа акций.
  2. Неограниченное количество акционеров.

Имеет публичное акционерное общество (ПАО) также свои плюсы и минусы:

Недостатками такой формы является ответственность по обязательствам личным имуществом по долгам акционерного общества и необходимость ежег одного внешнего аудита деятельности. Важно знать, что личная ответственность напрямую зависит от объема пакета акций.

Плюсов у такой формы организации значительно больше - по факту любой акционер является совладельцем бизнеса. Любой человек может стать членом ПАО с малыми вложениями, не имея при этом никаких предпринимательских навыков.

Для главных инициаторов создания публичного акционерного общества такой подход в организации деятельности дает возможность привлечь в бизнес дополнительные материальные средства, максимально увеличивая шансы на успешное развитие предприятия.

Публичное акционерное общество несколько отличается от других форм предпринимательства своими управленческими органами. У таких компаний появились дополнительные возможности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В ПАО их собрания теперь вынуждены посещать регистраторы или нотариусы. В зависимости от вида деятельности, величины компании и наличия дочерних предприятий возможна различная структура органов управления.

Основа управленческой структуры выглядит так:

  • Общее собрание акционеров
  • Наблюдательный совет (директора)
  • Генеральный директор
  • Исполнительная дирекция
  • Ревизионная комиссия.

Структура может быть более разветвленной - законодательно допускается несколько директоров. Также в составе органов управление возможно участие юридических лиц.

Сейчас количество членов коллегиального органа управления не может быть менее пяти участников. Все члены правления не могут участвовать своими акциями во время принятия решений на общем собрании участников ПАО. Эти аспекты обычно отражены в учредительных документах.

Про учредительные документы на публичное акционерное общество, количество, состав и ответственность участников читайте ниже.

О регистрации ПАО расскажет специалист в видео ниже:

Учредительные документы и участники

В документах ПАО и его фирменном названии законодательно закреплена необходимость указания публичности организации. Главным учредительным документом ПАО является устав организации, определяющий полное и сокращенное названия компании, права акционеров, размеры уставного капитала, структуру управления и многое другое.

Раньше для участников ОАО была доступна возможность преимущественного приобретения акций, лицами уже являющимися их держателями. Публичные акционерные общества теперь руководствуются только федеральными законами, сейчас они не могут предусматривать такие особенности покупки в своих уставах. Это дает возможность любому желающему приобрести акции без оглядки на действующих акционеров.

Акционеры ПАО имеют те же права, что и участники открытых акционерных обществ. Это не зависит от размера пакета акций. Они могут:

  • Получать дивиденды
  • Изучать ряд документов
  • Входить в число органов управления
  • Распоряжаться собственными акциями
  • Участвовать в общем собрании акционеров
  • В случае ликвидации ПАО претендовать на часть имущества.

Вместе с этим, участники имеют и ответственность - долги ПАО распространяются на его участников согласно объему их пакета акций. Члены организации отвечают своим личными средствами, если имущества ПАО не хватает для погашения долговых обязательств. В то же время персональные обязательства акционеров не играют роли для акционерного общества, ПАО не отвечает за долги своих участников.

Про минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества читайте ниже.

Формирование капитала

Капитал ПАО обеспечивают его акционеры в разных пропорциональных долях. Для публичного акционерного общества установлены минимальные значения уставного капитала в размере 100 000 рублей. Также допустимы имущественные взносы - их стоимость назначает независимый оценщик.

Согласно изменениям от 2014 года теперь 3/4 уставного капитала необходимо внести до регистрации ПАО. Остальная часть вноситься в течении года.

Публичное акционерное общество заменило ОАО. В этой организационной форме деятельности появились новые нюансы, но принцип остался прежним - акционеры формируют капитал, имеют право голоса и возможность получать дивиденды. Также за ними осталась ответственность по погашению долговых обязательств акционерного общества. Структура управления получила возможность разветвления, а открытость данных стала еще более публичной.

До оплаты полного размера уставного капитала для ПАО невозможно организация открытой продажи своих акций.

О том, что могут скрывать акционерные общества, расскажет это видео:

С 1 сентября 2014 года в Гражданском Кодексе РФ произошли изменения, утверждённые 5 мая 2014 года федеральным законом №99-ФЗ. Согласно данному документу, в гл.4 ГК РФ вносятся правки, касающиеся организационно-правового статуса акционерных обществ. А именно, из гражданского законодательства исключаются такие формы организаций, как ОАО и ЗАО. В качестве нововведения в нём появляются публичные и . В течение переходного периода акционерные организации открытого типа должны получить публичный статус, а закрытые АО – преобразоваться в неакционерную форму.

Что такое публичная компания?

Публичные компании – это акционерные общества, ценные бумаги которых имеют свободное обращение на фондовом рынке. К таким организациям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента. Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.

Публичные общества характеризуются следующими признаками:

  • акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;
  • информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
  • ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
  • данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.

Условия отнесения общества к публичным компаниям

По новым нормам (ст. 66.3. № 99-ФЗ) акционерное общество признается публичным в 2 случаях:

  1. Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».
  2. В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.

Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании. ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.

С момента присвоения статуса деятельность публичных компаний России регулируется законами об акционерных обществах (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) и о ценных бумагах (№39-ФЗ от 22.04.1996 г.).

Последствия приобретения публичного статуса

Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.

  1. Согласно п.7 ст.3 закона №99-ФЗ наименование и учредительные документы юридических лиц должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса. Это означает, что открытые акционерные общества, действующие на 1 сентября 2014 года, должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
  2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг.
  3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
  4. Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
  5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
  6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
  • годовой отчёт;
  • годовую бухгалтерскую отчётность;
  • список аффилированных лиц;
  • устав АО;
  • решение об эмиссии акций;
  • сообщение о проведении собрания акционеров;
  • другие данные, предусмотренные законодательством.

По сути, изменения в законодательстве не затрагивают существенным образом те акционерные фирмы, которые являлись открытыми по юридической форме и по сути. До сентября 2014 большая часть ЗАО и ОАО, не размещавшие свои ценные бумаги на фондовом рынке, а размещавшие их среди круга ограниченных лиц, существовали как акционерные общества только «на бумаге». Фактически же они представляли собой общества с ограниченной ответственностью, где вместо долей в уставном капитале участники приобретали акции. Теперь такое положение непубличных организаций закрепляется де-юре.

Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определённые требования по раскрытию информации на компании, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и/или обращаться на фондовом рынке . Компании, выполняющие эти требования, называются публичными компаниями .

С точки зрения инвестора, акции публичной компании могут рассматриваться как более ликвидный актив , чем акции компаний непубличных по следующим причинам:

  • акции могут быть предложены к продаже неограниченному кругу лиц;
  • потенциальный покупатель может оценить компанию по открытым (в том числе независимым) источникам;
  • акции публичной компании обращаются на бирже , где продавцу легче найти покупателя, чем на неорганизованном рынке;
  • информация о совершённых на организованном рынке сделках (цена и объём сделки) доступна в открытых источниках как покупателю, так и продавцу и может использоваться как база для оценки пакета к продаже.

Публичная компания, вышедшая на фондовую биржу, но по каким-либо причинам прекратившая деятельность, называется шелл-компанией (компанией-оболочкой).

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Публичная компания" в других словарях:

    Публичная компания - Публичная компания (public company) – компания, (обычно это, по приятой в настоящее время терминологии, открытое акционерное общество), акции которой продаются на открытом рынке, фондовой бирже. Они более ликвидны и потому ценятся выше, чем… … Экономико-математический словарь

    публичная компания - Компания, (обычно это, по приятой в настоящее время терминологии, открытое акционерное общество), акции которой продаются на открытом рынке, фондовой бирже. Они более ликвидны и потому ценятся выше, чем акции частных компаний (обычно это закрытые …

    Корпорация (англ. public corporation) государственная или муниципальная корпорация. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Открытая публичная компания с ограниченной ответ … Википедия

    открытая/публичная компания с ограниченной ответственностью - (голланд. Naamloze Vennootschap (NV)) Буквы после названий голландских компаний, эквивалентные британским рlс (открытая/публичная компания с ограниченной ответственностью). Сравни: BV. Тематики… … Справочник технического переводчика

    Словарь бизнес-терминов

    - (public limited company, plc) Компания, зарегистрированная в соответствии с Законом о компаниях 1980 г. как открытая компания. После ее названия должно стоять сокращение plc . Размещенный к выпуску акционерный капитал такой компании должен быть… … Финансовый словарь

    открытая (публичная) компания с ограниченной ответственностью - Компания, зарегистрированная в соответствии с Законом о компаниях 1980 г. как открытая компания. После ее названия должно стоять сокращение “рlс”. Размещенный к выпуску акционерный капитал такой компании должен быть не менее 50 000 ф … Справочник технического переводчика

    - (public limited company, PLC) Английская компания, зарегистрированная в соответствии с Законом о компаниях. После названия компании должно стоять сокращение PLC . Закон о компаниях устанавливает минимальные размеры капитала и форму заявления на… … Экономический словарь

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами - им нечего котировать на биржах*(23) .

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных "акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52 ) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24) ) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

С 1 сентября 2014 года изменились типы акционерных обществ. Вместо открытых и закрытых АО теперь используются понятия - публичные и непубличные. Изменения внес ФЗ № 99 от 05.05.2014г. «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ» (далее - ФЗ № 99). Согласно новому определению, Общества теперь могут быть публичными - акции которых размещаются и обращаются в открытом доступе и (или) в их наименовании и уставе есть указание на публичность (касается бывших ОАО) и непубличными - все остальные, к которым относятся ООО и бывшие ЗАО (ст. 66.3 ГК РФ).

При этом все ОАО, которые отвечают определению публичности с 1 сентября стали автоматически и к ним применяются изменения в Гражданском кодексе, сделанные ФЗ № 99. Что же касается ЗАО, то если Общество решит остаться закрытым, то есть непубличным по новым правилам, то к нему, пока они не внесут изменения в учредительные документы, будут применяться положения ФЗ № 208 от 26.12.1995г. о ЗАО. В целом же такая форма как закрытое АО упраздняется. Однако менять название непубличным обществам и добавлять слово «непубличное» в дальнейшем не понадобится, а нужно будет только убрать слово «закрытое», оставив просто АО.

На сегодняшний день наиболее распространенными организационно-правовыми формами ведения бизнеса в нашей стране являются и Непубличное (Закрытое) акционерное общество (ранее - ЗАО). Об ООО на нашем сайте информации представлено достаточно большое количество, благодаря чему каждый наш посетитель наверняка уже разобрался во многих вопросах, связанных с учреждением предприятия в этой организационно-правовой форме. А вот о непубличном АО до настоящего момента не было. Именно поэтому мы решили исправить это недоразумение, и предлагаем Вашему вниманию обзорную статью, рассказывающую об основных моментах регистрации предприятия в форме АО.

Уставный капитал непубличного АО (ЗАО)

Главное отличие непубличного АО (ЗАО) от ООО состоит в способе формирования уставного капитала: в отличие от ООО, где он состоит из долей участников, в АО уставный капитал формируется акциями. Здесь важно отметить, что акции являются ценными бумагами, в то время как доля в уставном капитале ООО представляет собой имущественное право участника.

Специально для формирования уставного капитала акционерами непубличного АО (ЗАО) осуществляется выпуск акций, а также производится их государственная регистрация. Это один из основных моментов, являющихся характерным отличием АО от ООО и распространяющий на него действие законодательства о рынке ценных бумаг и защите прав инвесторов. Однако сходство АО с ООО в части уставного капитала все-таки есть: как участники ООО имеют возможность привлекать в Общество дополнительные инвестиции в виде дополнительных вкладов в уставный капитал, так и акционеры непубличного АО могут привлекать инвестиции в виде дополнительной эмиссии акций.

Акционеры непубличного АО (ЗАО)

Есть еще один момент, существенно отличающий непубличное АО (ЗАО) от ООО, и заключается он в том, что в АО нельзя полностью исключить возможность появления новых акционеров. Единственное ограничение в этом плане - преимущественное право покупки акций при продаже третьему лицу. Основная цель преимущественного права покупки - дать возможность акционерам отстранить третье лицо от участия в Обществе, и достигнута она может быть только в случае, если продажа акций вообще не состоялась; продажа акций третьему лицу не состоялась, и они были проданы акционерам Общества, а также в том случае, если по договору был произведен перевод прав и обязанностей на лицо, обладающее преимущественным правом покупки.

Не далее, как до 1 июля 2009 года, одним из существенных отличий ООО от непубличного АО (ЗАО) была возможность участника ООО в любой момент выйти из состава Общества, потребовав выплаты стоимости своей доли в уставном капитале (деньгами или имуществом). Однако вступивший в силу 1 июля 2009 года закон об ООО устанавливает ограничение на это прежнее право, оставляя возможность свободного выхода из ООО только в случае, если это отдельно прописано в уставе Общества.

Что касается прав, то в непубличном АО (ЗАО) система их распределения между акционерами Общества строится по несколько другому принципу. Так, права акционеров в АО зависят от категории принадлежащих ему акций, которые, в свою очередь, могут быть обыкновенными или привилегированными. Но при этом уставом непубличного АО не могут быть установлены различные права или обязанности для владельцев только обыкновенных акций или только одного типа привилегированных акций, т. к. все обыкновенные акции (равно как и все привилегированные акции одного типа) предоставляют своим владельцам права одинаковые по содержанию.

Оплата уставного капитала непубличного АО (ЗАО)

При создании непубличного АО (ЗАО) оплата уставного капитала до его государственной регистрации не требуется. Однако есть ограничение по его оплате: уставный капитал АО должен быть оплачен не менее чем на 50% в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации Общества.

Еще один нюанс. В том случае, если АО оплачивает свой уставный капитал имуществом, необходимо заранее произвести оценку этого имущества независимым оценщиком, что теперь требуется делать и в ООО, независимо от суммы оцениваемого имущества.

Передача реестра акционеров независимому регистратору

Также всем АО как публичным, так и непубличным следует обратить внимание на то, что с 1 октября 2014 года все реестры акционеров должны вестись специализирующимися регистраторами, которые имеют соответствующую лицензию. Эту обязанность ввел закон ФЗ № 142 от 02.07.2013г. «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ» еще в прошлом году. При этом как отмечает Банк России в своем недавнем письме, исключений для передачи реестра ни у каких АО нет, если ранее они велись самостоятельно. Поэтому будьте внимательны и успейте передать реестр акционеров вовремя, чтобы не попасть на штраф до 1 млн рублей.