Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Психологическая помощь пожилым. Личный (индивидуальный) психолог для взрослых

Психологическая помощь

Психологическая помощь - область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

  • Психопрофилактика(предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь - эмпатичность, конгруэнтность , коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

Литература

  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология.Учебник для высшей школы. - Москва: Академический проект, 2005.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Психологическая помощь" в других словарях:

    психологическая помощь - см. помощь психологическая. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации...… … Официальная терминология

    Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическая помощь военнослужащим в … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Психологическая помощь - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и неврачебная (гуманитарная) психотерапия … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - – профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Психологическая помощь в управлении - ПП со стороны руководителя представляют собой меры содействия преодолению сотрудниками психологических трудностей службы в ПОО и выполнения связанных с ней обязанностей, например, при адаптации подчинённых к условиям службы или требованиям новой… …

    Психологическая помощь сотрудникам - ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Психологическая помощь участникам образовательного процесса - 3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление психолого педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях,… … Официальная терминология

    Психологическая помощь семье - – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… … Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Психологическая помощь. Практическое пособие , Кораблина Е.П.. Практическое пособие посвящено подходам к оказанию психологической помощи. В нем рассмотрены виды и формы психологической помощи, принципы психологического консультирования, представлены…

Уже не воспринимается ошибочно как признак психических заболеваний.

Люди все чаще готовы принимать такое явление, как психологическая помощь , ходить на консультации к психологу (по аналогии с западными странами, в которых это вообще стало нормой – заботиться о своем душевном благополучии так же, как и о телесном). При этом многие не понимают до конца, кто такой психолог и чем он занимается, что конкретно может дать этот специалист в процессе совместной работы.

Возможности психологической помощи

Итак, что делает психолог?

Психолог помогает человеку определять, что является проблемой, а что не является.

Это касается не только конкретной ситуации, с которой обратился клиент, но и развития такого диагностического навыка на будущее (то есть клиент в дальнейшем сможет самостоятельно определять, где есть проблема, а где ее нет, опираясь на четкие критерии оценки)

Психолог на консультации обеспечивает своему клиенту возможность осознать причины имеющихся проблем.

Часто бывает, что человек неверно трактует основания возникновения проблемы, видит не все причины или делает акцент не на той. выстроить четкую схему развития проблемы или индивидуальный механизм ее запуска (стандартный «пусковой механизм»), значительно углубляя свое понимание имеющейся проблемы.

Психолог вместе с клиентом разрабатывает пути решения проблем и помогает клиенту пройти по выбранному пути от начала и до конца.

Некоторые люди считают, что для решения проблемы необходимо лишь осознать ее причины. Это не так, что можно легко доказать. Допустим, у Вас есть страх собак, и Вы выяснили, что этот страх был запущен конкретной травмирующей ситуацией из прошлого (например, Вас укусила собака), а также Вы имеете неудовлетворенную потребность в физической безопасности (что является причиной формирования новых страхов). Вы очень четко это осознали. Ну что, проблема уже ушла? Нет, потому что одно понимание этих причин не дает Вам возможности решить проблему (травма из прошлого не проработана, потребность в безопасности до сих пор не удовлетворена). Поэтому необходима работа с психологом для проработки найденных причин проблемы. Чем в данном случае будет заниматься психолог с клиентом? Помощь будет заключаться в рассмотрении различных путей решения проблемы, выборе наилучшего варианта и сопровождении клиента на выбранном пути от начала и до самого конца, пока цель не будет достигнута.

Психолог помогает выразить невыраженное, избавиться от накопившегося, вернуть утраченное и приобрести желаемое.

Психологическая помощь иногда напоминает волшебство, несмотря на то, что основана она на вполне четких механизмах функционирования психики. Почему? Да потому что результат порой настолько удивителен, что даже не верится. Что же такое делает психолог, чтобы это можно было назвать чудом? Например, во многих случаях можно вернуть утраченные чувства к человеку, вылечиться от хронических заболеваний (психосоматики), после долгих лет исканий за одну консультацию обнаружить смысл своей жизни или свое предназначение, в несколько раз повысить уровень дохода или вдруг избавиться от страха, который не давал покоя долгие годы. Автор этой статьи – заядлыйматериалист, а потому принципиально не использует псевдонаучных и околонаучных методов в своей работе. И при этом не раз удавалось сталкиваться с вещами, которые новичку в психологии покажутся просто невероятными. А здесь нет ничего волшебного – это просто работа специалиста, знающего тонкости функционирования психики, как автомеханик знает тонкости работы автомобиля.

Психолог обеспечивает человеку поддержку, принятие и понимание, какие трудно найти в повседневной жизни даже у самых близких людей.

Психологическая помощь – это деятельность по применению психологических методов для эмоциональной поддержки, просвещения, развития и повышения социально-психологической компетентности человека. Психологическая помощь – это работа по разрешению различного рода психологических проблем, поиск и выбор путей входа из кризисной ситуации.

Виды психологической помощи

Сложно разделить отдельные виды психологической помощи строго развести нельзя. Как правило, их выделяют по тому, кто оказывает эту помощь. Психологически поддержать и оказать помощь может и не профессионал – друзья и близкие человека, коллеги, наставники и др. Есть люди, которые имеют способности и потребность помогать другим людям. Они часто интуитивно находят нужные слова и используют приемы, которые применяются в психотерапии. Психологическая помощь со стороны специалистов, получивших образование в этой области, более структурирована и более эффективна. Эта работа касается глубоких причин психологических конфликтов и проблем.

Профессиональную психологическую помощь подразделяют на:

Психопрофилактика (предупреждение возникновения психологических проблем).

Психологическое просвещение (консультирование индивидуально или в формате лекций, семинаров и тренингов).

Психодиагностика (психологические тестирование или эксперимент с целью выявления определенных психологических показателей (эмоции, память, мышление, внимание и пр.)).

Психологическое консультирование (психологическая помощь с целью улучшения их адаптации, развития и расширении личностного потенциала).

Нередко психологическая помощь оказывается несколькими консультантами совместно, врачом - , например. При этом каждый специалист консультирует человека по вопросам, в которых он более компетентен.

Оказание психологической помощи может происходить как индивидуально, так и в группах (групповая психотерапия, например).

Особенности психологической помощи

Важнейшие условие оказания психологической помощи – это ее добровольность. Исключения составляют люди с тяжелыми психическими расстройствами (психозы, зависимости), когда нарушена так называемая “критика к своему состоянию” и человек отказывается от психологической помощи. Задача консультанта в таком случае состоит в том, чтобы расположить к себе человека и убедительно объяснить необходимость такой помощи.

Требования к консультанту, оказывающему психологическую помощь - искренность, способность сопереживать другим, личностная гибкость и безоценочное принятие того, кому он помогает.

У психологической помощи есть этические принципы :

Доброжелательное и “теплое” отношение к клиенту, умение его выслушать, не перебивая, и понять, не критикуя.

В первую очередь, внимание к нормам и ценностям клиента, а не к принятым в обществе нормам и правилам. Принятия ценностей человека определяет не только возможность его поддержать, но также позволяют в будущем менять эти ценности, ради психологического благополучия клиента.

Консультанту не разрешается давать конкретные советы в отношении жизненно важных решений человека. Консультант выступает, как профессионал-эксперт, помогает разобраться в трудностях, учит конкретным психологическим приемам, но лишь подводит клиента к решению, которое он должен делать самостоятельно

Анонимность психологической помощи означает, что любая информация, сообщённая клиентом, не может быть предоставлена без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе близким людям.

Четкое разграничение личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Дружеские, партнерские или сексуальные отношения могут навредить процессу оказания психологической помощи.

Психологическую помощь в Москве можно получить в различных организациях. Бесплатно ее оказывают консультанты Телефонов Доверия, центров социально-психологической помощи, благотворительных и некоммерческих организаций. В коммерческих структурах оказание психологической помощи происходит на платной основе. Преимущество такой помощи в том, что у специалиста есть дополнительный мотив быть более внимательным к своему клиенту, у него есть больше времени и средств помочь человеку. При оказании психологической помощи на коммерческих условиях следует составить договор, в котором оговариваются объем и сроки помощи, права и обязанности каждой стороны.

Увы, но в области оказания психологической помощи в Москве, например, можно встретить много некомпетентных “специалистов” или даже мошенников. Если вы будете внимательны, то вы сможете сделать вводы о реальной мотивации консультанта.

Важно не только правильно выбрать специалиста, исходя из его специализации и опыта, но и по совместимости личности консультанта и консультируемого. Не существует идеальных консультантов, искать нужно того, кто подходит именно вам.

, психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»

Введение

Как отмечает О. И. Абдурашитова-Шех, экстремальные ситуации с тяжелым исходом приводят к серьезным нарушениям психического здоровья, нервным срывам, продолжительным депрессиям, длительной дезадаптации и, в худшем случае, – к отказу от жизни, к суициду. Для оказания эффективной профессиональной психологической помощи при травматическом стрессе, кризисных состояниях, тяжелых психотравмах авторы технологии О. И. Абдурашитова-Шех и С. С. Сергеев используют комплексный подход . В одних случаях возможно и необходимо использование рациональных методов, в других эффективнее применять телесно-ориентированный подход, работу с образами, обращаться к бессознательному.

В рамках нашей лекции, которая включала, помимо теории, демонстрацию техник, полностью охватить комплексный подход было сложно. Использование техник того или иного направления предполагает дополнительную длительную подготовку по каждому из направлений. В лекцию были включены отдельные вопросы:

1) психология экстремальных ситуаций;
2) экология работы;
3) работа с горем и потерей;
4) методы кризисной интервенции с использованием техник NLP;
5) психологический дебрифинг.

I. Психология экстремальных ситуаций

Л. В. Миллер

В обычных условиях жизнедеятельности для выполнения стоящих перед нами задач достаточно имеющихся знаний и навыков. Особые условия характеризуются эпизодическим (непостоянным), не имеющим большой интенсивности воздействием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения). В таких условиях мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа.

К экстремальным факторам относят:

  • дефицит времени в условиях нештатной ситуации, ограничивающий возможность адаптации к данным условиям;
  • высокую ответственность за дело;
  • недостаток информации, необходимой для принятия решения (или ее противоречивость);
  • пребывание в замкнутых, малых по объему пространствах и др.

Экстремальные условия деятельности , связанные с постоянным или внезапным, высоким по интенсивности действием экстремальных факторов предъявляют сверхнормативные требования к адаптивным способностям человека и вызывают реакции на грани патологических нарушений :

  • возникает состояние динамического рассогласования, характеризующееся нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций ;
  • снижается уровень автономности личности и целеполагания, способность к вероятностному прогнозированию и др. .

Сверхэкстремальные условия характеризуются постоянным действием факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность для здоровья и жизни людей. Эти условия вызывают сверхэкстремальную напряженность, патологические изменения организма, а в отдельных случаях отказ, полную невозможность продолжать деятельность .

Индивидуальное восприятие условий деятельности составляет субъективную сторону ситуации. В психологическом тезаурусе ситуация понимается как результат активного взаимодействия личности и среды . Профессиональный отбор, подготовка кадров, формирование команды для работы в экстремальных условиях позволяет влиять на субъективную составляющую экстремальной ситуации. Разработка комплекса мер, направленных на формирование профессиональной пригодности специалистов, действующих в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, позволяет снижать вероятность возникновения дезадаптивных реакций, справляться с поставленными задачами, воспринимать ситуацию как менее экстремальную, как «особую».

Профессиональная деятельность психолога зачастую связана с оказанием психологической помощи людям, пережившим психотравмирующие события , к которым относят ситуации, связанные с угрозой жизни (или ее благополучию), чести, достоинству, касающиеся человека и его близких. Травматическое воздействие на психику может оказать не только гибель других (незнакомых) людей, но и врагов. Психологическую травму также вызывают ситуации преднамеренного обмана, мошенничества, что сказывается на потере доверия в целом к людям, к миру, на развитии кризисных состояний. Пережив травматическую ситуацию, человек выполняет громадную внутреннюю работу, которая направлена на переоценку самого себя, своего прошлого, перестройку привычных ранее форм поведения, взглядов относительно будущего и т. д. . В психиатрии для выделения заболеваний, вызванных психотравмирующим событием, используется термин психогении. В областях психологии, находящихся на стыке психологии и медицины (и в отдельных психологических направлениях, например, в психоанализе), чаще используется термин «психическая травма», обозначающий переживания, вызванные тяжелым травматическим событием и травмирующие психику, что находит выражение в определенной симптоматике. Психическая травма, с точки зрения психофизиологии, рассматривается как незавершенная активация нервной системы. К такому же пониманию ее сути пришли и многие психологи.

В экстремальных условиях нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Следует различать непатологические реакции от патологических, с которыми уже работают медики.

Экстренная психологическая помощь – система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния человека или группы людей, пострадавших в результате психотравмирующего события. Своевременно оказанная психологическая помощь (на начальных стадиях) снижает риск развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), может предотвратить запуск развития психических и соматических заболеваний. Позже специалисты уже работают с травмой.

II. Экология работы

Л. В. Миллер

Специалисты, работающие с людьми, пережившими травматические события (особенно потерю близких людей), соприкасаются со страданиями, болью, горем. В особых случаях психологическая помощь оказывается в экстремальных и чрезвычайных условиях, поэтому те, кто ее оказывает, также подвержены негативному влиянию этих ситуаций.

В процессе работы важно улавливать возникающие у психолога состояния и определять, чем они вызваны, – это контрперенос, или признаки вторичной травмы, или же симптомы профессионального выгорания.

Возникшие контрпереносные чувства, с учетом рефлексии и дальнейшей их проработки, могут повлиять на процесс работы с последующей эффективной динамикой.

«Вторичная травма » заключается в изменениях во внутреннем опыте терапевта после работы с клиентом.

Еще более серьезной проблемой является «профессиональное выгорание ». В работах по данной теме также используются близкие, но не идентичные термины – «эмоциональное выгорание», «сострадательное истощение». Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно и имеет предваряющие его реакции в виде эмоционального истощения, раздражительности, нарушения концентрации внимания и других физиологических и психологических явлений. Синдром профессионального выгорания проявляется в снижении работоспособности, в негативных изменениях психических качеств, утрате ценностных ориентаций, смысла деятельности.

Специалистами различных ведомств и учреждений, оказывающих психологическую, психотерапевтическую, психиатрическую и другие виды помощи населению в чрезвычайных и кризисных ситуациях разработаны рекомендации по профилактике разви­тия «профессионального выгорания»:

  1. профессиональная ориентация, отбор и допуск спе­циалистов к работе;
  2. система постоянной профессиональной подготовки и переподготовки;
  3. четкое соблюдение режима работы и отдыха, применение специальных алгоритмов деятельности специалис­тов и др.;
  4. система постоянных супервизий (индивидуальных и групповых);
  5. личная терапия психолога, тренинги и другие индивидуальные и групповые формы работы. Как отмечает О. И. Абдурашитова-Шех, необходимая работа со своим опытом столкновения со смертью, свое горе должно быть проработано. Этому отводится значительная часть времени на занятиях по повышению квалификации, направленных на оказание помощи при острых стрессовых расстройствах (ОСР), ПТСР и кризисных состояниях. Хорошей защитой от выгорания является профессиональная идентичность и личностная зрелость. В этом смысле психолог должен быть ресурсным;
  6. использование методов саморегуляции;
  7. реабилитационные мероприятия.

Методы, техники психологической помощи зависят от множества факторов как субъективного, так и объективного характера: индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, состояния личности и группы, возраста, тяжести события, времени, прошедшего с момента травматического события, и многого другого.

III. Работа с горем и потерей

Е. В. Орлова

Выполняя свой профессиональный долг, психологам и психотерапевтам приходится поддерживать горюющих людей. Для оказания квалифицированной помощи необходимо знать специфику переживаний человеком травматического события.

Горе – это очень личный процесс, который по-разному затрагивает людей. Часто реакции людей непредсказуемы. Необходимо знать, что «процесс скорби» охватывает длительный период времени, в течение которого человек, переживший смерть близкого, приспосабливается к утрате.

Острое горе – синдром с психологической и соматической симптоматикой . Выделяется следующая картина острого горя: физическое страдание, поглощенность образом умершего, чувство вины, враждебность, утрата моделей поведения. Продолжительность такой реакции, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу над этим, а именно, выходит из состояния ранней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему миру, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.

Можно говорить о так называемом патологическом горе, т. е. болезненной реакции, проявляющейся следующим образом:

  • отсрочка реакции (или так называемое застревание) на одном из этапов горевания;
  • повышенная активность без чувства утраты;
  • появление симптомов последнего заболевания умершего;
  • психосоматические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • яростная враждебность к отдельным лицам;
  • дальнейшая утрата форм социальной активности, вплоть до невозможности выполнять простейшую деятельность самостоятельно;
  • депрессия с суицидальными тенденциями (Barlow, 1988).

Иногда смерть близкого влияет на человека столь глубоко, что фактически ему невозможно продолжать жить без профессионального вмешательства.

Условно выделяют пять этапов горевания . Продолжительность и интенсивность переживаний индивидуальна и зависит от многих внешних и внутренних причин. Задачи психотерапевтической работы на каждом этапе – перевести горевание на следующий уровень, а в целом – «пройти» все этапы горевания.

На первом этапе в период шока (9 дней) работа направлена на поддержку.

На втором этапе – отрицания (40 дней) – все направлено на минимизацию боли.

Третий этап – принятие горя (6 месяцев). В этот период наблюдаются: агрессия, депрессия, вина выжившего, флешбеки, кризис идентичности. Работа здесь направлена на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия). Специалист открывает доступ к воспоминаниям, работа ведется на завершение отношений с умершим.

Четвертый этап – возрождение к жизни (1 год). Здесь специалист помогает представить клиенту жизнь без умершего, благодаря чему последний занимает свое место в картине жизни клиента.

Пятый этап – это второй год жизни без умершего. Для этого этапа характерны переживания 1-го года в ослабленной форме. Здесь проявляется «синдром годовщины». Можно ожидать кризиса в любой момент, особенно в значимые даты: всплеск боли, горя, вины (за то, что живу, радуюсь жизни). В середине второго года происходит последний всплеск. К концу второго года появляются светлая печаль, новый тип отношений с умершим.

Горевание – это необходимый процесс, уход от которого приводит к различным негативным последствиям в жизни человека. В работе с этим состоянием применяется разнообразный профессиональный инструментарий. В качестве примера приведем один из методов работы с горем – «терапевтическая метафора» . Слово «метафора» употребляется в общем случае для обозначения истории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Как способ работы метафора включает в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи. В ней зашифровано некое «знание» из коллективного опыта, метафора содержит ресурсы коллективного бессознательного. Она всегда глубока и многомерна. Мир метафоры – это мир образов и символов, он позволяет найти то символическое значение, которое интегрирует внутренние ресурсы. Применение метафор дает множество преимуществ, одно из главных состоит в том, что терапевтические истории, содержащие косвенные или скрытые терапевтические послания, оказывают наибольшее влияние на слушателя, минуя сознательное и бессознательное сопротивление. Этот метод не содержит угрозы и касается тем, о которых не всегда легко говорить открыто. Метафоры могут быть особенно эффективными для проблем, к которым трудно подойти с помощью других техник.

IV. Методы кризисной интервенции с использованием техник NLP

Е. А. Лескина

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) было создано в начале 70-х годов прошлого века и стало плодом сотрудничества Дж. Гриндера и Р. Бэндлера. Это направление работы возникло в результате синтеза различных психотерапевтических подходов. В него вошли элементы гешьтальт-терапии, эриксоновского гипноза, семейной терапии, гуманистической психологии, бихевиоральной терапии, теории высшей нервной деятельности, когнитивной психологии и структурной лингвистики. Несмотря на перечисленные заимствования и пересечения с другими подходами, НЛП сложилось как своеобразное самостоятельное направление - это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей.

Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП является обеспечение доступа клиента к этим ресурсам. Здесь разработана своя терминология, отражающая специфику подхода и его технологий. Рассмотрим несколько основных понятий, используемых в этом направлении и стоящих за ними техник работы.

Репрезентативные системы – перцептивные системы, по которым мы получаем, кодируем, храним и воспроизводим информацию о внутренних и внешних событиях (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы). Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации: визуальная – обработка зрительной информации, кинестетическая – чувственной, аудиальная – звуковой. Психолог, работающий в области кризисной психологии, ориентируясь на доминирование той или иной модальности переживания травмы, строит свою работу с клиентом, опираясь на ту репрезентативную систему, в которой в данный момент переживается аффект.

Раппорт – установление доверительных взаимоотношений. Раппорт может достигаться путем подстройки к дыханию, позе, мимике, голосу, движению тела, речи, ценностям.

Калибровка – отслеживание вербального и особенно невербального поведения пациента, часто малейших изменений в мимике, позе, движении глаз с целью получения информации о состоянии, в котором находится другой человек.

Якорь – стимул, вызывающий реакцию и изменяющий состояние. Якоря могут возникать как сами собой, так и устанавливаться намеренно.

Якорение – процесс установления якорей. Техника интеграции якорей применяется при фиксации клиента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с травматической ситуацией.

Техника визуально-кинестетической диссоциации – клиент должен посмотреть на происшедшее с ним со стороны. Диссоциирование позволяет сглаживать неприятные чувства, ощущения, связанные с прошлыми событиями, что дает возможность справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными травматическим событием.

Рефрейминг (переформирование) – взгляд на событие с другой точки зрения или присвоение событию другого смысла. Изменение рамок для придания событию нового значения.

Техника взмаха – эта техника позволяет работать с травмой, фиксированной в разных модальностях за счет ресурсного образа.

Терапевтическая метафора – одно из главных ее преимуществ состоит в том, что терапевтические истории, содержащие косвенные или скрытые терапевтические послания, оказывают наибольшее влияние на слушателя, поскольку минуют сознательный анализ и его сопротивление.

Техники НЛП лучше использовать в комплексном подходе в совокупности с другими методами.

V. Психологический дебрифинг

О. В. Вихристюк

Митчелл сформулировал модель дебрифинга стресса, вызванного травматическим событием (CISD), для персонала служб, чья работа связана с повышенным уровнем стрессогенности (полиция, пожарные и т. д.). Сейчас «дебрифинг» стал во многом общим термином для единичной интервенции после травмы . Относительно недорогой и простой в проведении, дебрифинг стал стандартной процедурой во многих организациях, члены которых подвергаются стрессовым событиям. Более того, дебрифинг быстро стал наиболее распространенным методом раннего вмешательства не только для спасателей, но и для непосредственно пострадавших. Многие специалисты полагают, что раннее кратковременное вмешательство после травматического события необходимо практически всем .

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой . Это форма кризисной интервенции, особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми, совместно пережившими катастрофу или трагическое событие. Метод предусматривает анализ травматических переживаний, поощрение эмоционального выражения и стимулирование осмысления переживаний на когнитивном уровне.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия .

Дебрифинг представляет собой организованное обсуждение экстремальной ситуации, совместно пережитой людьми. В ходе дебрифинга решаются следующие задачи:

  • проработка впечатлений, реакций и чувств пострадавших;
  • формирование у них понимания сущности происшедших событий и психотравматического опыта;
  • уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями; мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки;
  • снижение индивидуального и группового напряжения; подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем .

Дебрифинг является не психотерапией, но формой психологической скорой помощи («кризисная интервенция так относится к психотерапии, как медицинская первая помощь к хирургии») .

Психологическая помощь при определенных обстоятельствах может потребоваться и совершенно здоровому, нормальному человеку, попавшему в необычную для себя ситуацию, будь то стресс на работе, проблемы в отношениях с близкими, расставание или потеря.

Каждый день мы сталкиваемся с разными жизненными ситуациями и не всегда сами можем найти из них выход. Нас мучают страхи, сомнения, неуверенность, тревоги и это всё является препятствием к тому, чтобы двигаться по жизни легко, свободно, радостно.

Кто-то продолжает обреченно тянуть лямку усталости и бесперспективности существования, а кто-то начинает искать выход - советуется с друзьями, читает книги, смотрит фильмы. Это облегчает на какое-то время эмоциональное состояние, а потом все эти переживания накатывают снова.

И в какой-то момент человек понимает, что нуждается в профессиональной помощи психолога, психотерапевта, т.е. такого специалиста, который владеет профессиональными знаниями, методами, способами оказания именно психологической помощи.

Психологическая помощь – что это вообще такое?

Психологическая помощь – это не просто набор техник и психологических процедур, направленных на улучшение состояния клиента, это, прежде всего отношения , которые исцеляют, приводят к изменениям в реальной жизни с другими людьми. Эти клиент терапевтические отношения должны быть правдивыми и искренними.

Обращение в трудные для себя времена за профессиональной психологической помощью – это, прежде всего забота о самом себе, о близких людях, которые находятся рядом с вами и тоже переживают за вас.

Это возможность изменить качество своей внутренней и внешней жизни и передать что-то другое, кроме привычных способов поведения и мышления своим детям и внукам в наследство.

Однако следует заметить, что психологическая помощь не показана при острых психозах и других психиатрических заболеваниях. В этом случае стоит обратиться к врачу психиатру, а в тяжёлых состояниях пройти лечение в стационаре под контролем лечащего врача.

Кто имеет право оказывать психологическую помощь?

Важно найти не просто психолога, психотерапевта с множеством сертификатов, дипломов, профессиональных регалий, а человека, который будет вызывать ваше доверие, ваше желание строить с ним отношение, раскрывать своё сердце, делиться самыми сокровенными и порой очень болезненными личными переживаниями.

Психологическую помощь имеет право оказывать психолог или клинический психолог, имеющий высшее психологическое образование, и получивший специальную подготовку в области психологического консультирования или психотерапии. Это может быть последипломное дополнительное образование, в каком либо выбранном направлении - гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, арттерапия, психоанализ или что-то другое.

Также психологическую помощь имеет право оказывать врач-психотерапевт, имеющий диплом врача и дополнительное специальное образование по психологическому консультированию и(или) психотерапии.

Поэтому вы можете поинтересоваться уровнем подготовки специалиста, которого себе выбрали. Какова длительность его обучения? Это первое или второе образование? Наличие или отсутствие личной терапии? Работа под супервизией или нет? Продолжает ли выбранный вами психолог повышать свою профессиональную компетенцию?

Членство в профессиональных обществах и ассоциациях является дополнительной информацией, о которой стоит спросить у психолога, психотерапевта. Уверенные и достаточно открытые ответы психолога на эти вопросы могут помочь вам оценить уровень его профессиональной компетентности и принять решение.

И самое главное при обращении за психологической помощью больше доверяйте своему сердцу и интуиции. Если вам хочется работать с выбранным специалистом - смело оставайтесь, если нет, уходите и ищите, того, который станет вашим.