Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Проведение совместных торгов 44 фз. Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьёй 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

  • 1) информацию о сторонах соглашения;
  • 1.1) идентификационный код закупки;
  • 2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
  • 3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
  • 4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • 5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
  • 6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  • 7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
  • 8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  • 9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
  • 10) срок действия соглашения;
  • 11) порядок рассмотрения споров;
  • 12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также - торги). Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ.



Полномочия, которые в обязательном порядке передаются организатору совместных торгов в соответствии с соглашением, и вытекающие из этого его обязанности определены ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил. Согласно этим нормам в целях проведения совместных торгов их организатор:

Осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением (ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 6 Правил);

Разрабатывает и размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытых торгах, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика (пп. "б" п. 6 Правил);

Предоставляет документацию заинтересованным лицам (пп. "в" п. 6 Правил);

Предоставляет разъяснения положений документации (пп. "г" п. 6 Правил);

При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию (пп. "д" п. 6 Правил);

Осуществляет размещение в ЕИС в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ при определении контрагента (пп. "е" п. 6 Правил);

Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом N 44-ФЗ случаях (

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

    информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

    данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

    НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

    права и обязанности каждой из сторон соглашения;

    информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

    порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

    сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

    сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

    порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

    срок действия заключенного соглашения;

    порядок рассмотрения споров;

    какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

    контроль работы комиссии;

    информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

    размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

    после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Например , доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Совместные торги это процедура приобретения товаров, работ и услуг для нескольких организаций, которая осуществляется организатором закупки на основании заключенного между такими организациями соглашения

Несмотря на разнообразие приобретаемых товаров, работ и услуг, как в сфере государственного заказа, так и корпоративных закупок, основную массу составляют достаточно типовые товары, работы и услуги, которые требуются практически каждому заказчику. Учитывая этот момент и руководствуясь принципом эффективности, законодатель предусмотрел и установил такой инструмент как совместные торги, который позволяет заказчиком минимизировать свои временные и финансовые затраты на осуществление одинаковых закупок. Организация совместных торгов позволяет значительно сократить издержки связанные с необходимостью проведения конкурентных процедур. Поэтому подробно рассмотрим процедуру проведения совместных тендеров, а также отметим ключевые положительные и отрицательные стороны данного института.

Процедура совместных торгов

Первоначально мы осветим вопрос проведения совместных тендеров по 44 ФЗ. Статья 25 Закона о контрактной системе устанавливает общие положения проведения совместных торгов. В частности закреплено, что формой определения победителя могут быть только конкурсы или аукционы. Иные способы для совместных тендеров Законом о контрактной системе не предусмотрены.

Поскольку взаимодействие заказчиков осуществляется только в части процедурных моментов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), то после их проведения, дальнейшие действия заказчиков уже не подлежат координации и в частности контракт с победителем заключает каждый заказчик самостоятельно. Так же, норма закона определяет, что основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность организатора и участников обоюдных тендеров является соглашение, которое должно быть заключено в соответствии с гражданским законодательством, с учетом Закона о контрактной системе. Дополнительно установлено, что выступать в роли организаторов обоюдных торгов может либо один заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение из сферы централизованных торгов. Кто в конкретных тендерах должен быть организатором, определяется в соглашение между участниками.

Несмотря на иное нормативно-правовое регулирование для юридических лиц работающих в соответствии с Законом 223-ФЗ, институт совместных торгов практически полностью соответствует сфере государственных и муниципальных закупок, с небольшими отличиями, о которых будет уточнено дополнительно при их наличии.

Соглашение о проведении совместных торгов

Для проведения общих торгов в соответствии с Законом о контрактной системе потребуется заключить соглашение с другими заказчиками. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе такое соглашение должно содержать некоторые обязательные сведения, в частности: ИКЗ (код закупки), существенные условия, НМЦК в отношении каждого заказчика, сведения об организаторе, порядок разделения расходов, срок соглашения, а так же иные сведения. Форма соглашения обязательно должна быть письменная. При наличии технической возможности оно может быть заключено в форме электронного документа, при условии соблюдения требований Закона об электронной подписи.

Помимо соглашения, правила проведения процедуры установлены также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088. В частности в данных правилах определенны полномочия организатора, к которым отнесено, в том, числе создание и утверждение комиссии по осуществлению закупок, которая должна будет оценивать заявки участников торгов. В состав такой комиссии включаются члены каждого из участников-заказчиков относительно объему осуществляемых закупок в общем объеме. Так же организатор закупки осуществляет все процедурные действия для определения победителя, составляет документацию, протоколы, дает разъяснения, вносит изменения и другие действия, предусмотренные Законом о контрактной системе или Законом 223-ФЗ.

Предметом соглашения по Закону 223-ФЗ могут быть только товары, работы и услуги с одинаковыми кодами Общероссийских классификаторов. Потребности нескольких заказчиков суммируются и представляются в виде одного лота. По итогам совместных торгов договоры заключаются с победителем заказчиками индивидуально.

Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров

К неоспоримым достоинствам таких тендеров естественно относится возможность участия в них крупных представителей бизнеса, которым тендеры заказчиков по отдельности не могли бы быть настолько интересны. Так же, значительно снижается возможность возникновения коррупциогенных факторов, поскольку организатор закупки проводит все необходимые действия для определения победителя, и интерес отдельного заказчика никоим образом не может повлиять на конечный итог процедуры. Эффективность закупок конечно также очень сильно повышается, поскольку заказчики в таком случае значительно освобождаются от многих требований Закона о контрактной системе, что позволяет им сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Но, несмотря на указанные достоинства, такие торги имеют также ряд значительных недостатков. Например, в процессе подготовки документации неизбежно разные заказчики по-разному сформулируют описание объекта закупки, и подготовят обоснование цены. И организатор должен будет все эти данные привести к общей форме и типу, что может значительно усложнить процесс подготовки документации закупки. Так же, такие тендеры практически закрывают участие в них для представителей малого бизнеса, что в конечном итоге негативно сказывается на экономических процессах.

В продолжение разговора о новшествах в сфере государственных закупок, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о КС), сегодня мы расскажем о том, как отражены в данном законе вопросы проведения совместных конкурсов и аукционов.

Теме совместных конкурсов и аукционов посвящена ст. 25 Закона о КС. Она состоит из следующих пяти частей:
1. При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;
3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из содержания означенной статьи следует, что проведение совместных торгов происходит, когда у двух и более заказчиков существуют потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах и такие заказчики объединяются для проведения совместного конкурса или аукциона, заключая для этого соответствующее соглашение (ч. 1 ст. 25 Закона о КС). Организатором таких торгов выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких торгов (ч. 2 ст. 25 Закона о КС).

Как это было
Хотя, на федеральном законодательном уровне впервые упоминание о совместных торгах появилось в Федеральном законе № 94-ФЗ (ч. 6 ст. 10 ФЗ-94), попытки проводить совместные торги были и до принятия 94-го. В один из последних годов действия Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было проведено некоторое количество совместных торгов, в основном среди силовых ведомств. Однако в силу несовершенства действующего в ту пору законодательства, недостаточной квалификации заказчиков и ряда других причин, как объективных, так и субъективных, подобная практика не только не прижилась, но и, в ряде случаев, приводила просто к казусам. Например, как своеобразную легенду, описывали случай, когда два силовых ведомства договорились провести совместные торги на поставку армейских пайков в весьма больших масштабах. Не вникая в сложности подобных мероприятий, эти ведомства выбрали «ведущего» и «ведомого», да и разделили конкурс на два лота, каждый из которых был равен потребности каждого из ведомств соответственно. На каждый из лотов было подано по две заявки, причем от одних и тех же фирм. Конечно, в независимых, на первый взгляд компаниях угадывалось нечто общее. Был ли тогда сговор или нет, никому доподлинно неизвестно, но итоги конкурса обескуражили – по обоим лотам победителем была признана одна из фирм, но цена единицы продукции (пайка) по лоту для ведомства Х была в разы выше, нежели цена, предложенная ведомству Y. Учитывая общий объем закупки, фирма запросто могла «подарить» один лот, при этом все равно оставшись в сверхвыигрыше. Увидев результаты таких совместных торгов, ведомство Х наотрез отказалась заключать контракт. Чем закончился этот опыт проведения совместных торгов, история умалчивает, но факт остается фактом, что следующий всплеск интереса к совместным торгам возник уже лишь в те времена, когда Федеральный закон № 94-ФЗ уже полноценно действовал.
В развитие этой нормы 94-го было издано постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов». Поскольку Федеральный закон № 94-ФЗ предоставлял заказчикам такое право лишь при осуществлении размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, то эта норма 94-го послужила отправной точкой для появления приказа Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (зарегистрирован в Минюсте 15.07.2011 г. № 21367).

Проблема невостребованности
Однако интерес к совместным торгам угас так же стремительно, как и появился. Почему? Ведь, на первый взгляд, этот инструмент был бы весьма эффективным при закупках одноименных товаров, работ, услуг, ведь во многих из них есть потребность, практически, у всех заказчиков. Ну, действительно, посудите сами, канцелярскую продукцию все заказчики используют одинаковую, машины ремонтируют одинаково и т.д. Большие объемы закупок, свойственные совместным торгам, несомненно, вызвали бы повышенный интерес со стороны крупных компаний. Те, в свою очередь, за счет мощностей, будут способны предложить более выгодную цену, да и, в конце концов, крупная компания в состоянии внести обеспечения заявки и контракта, или вообще не отвлекая оборотные средства или привлечь их на условиях, более благоприятных для себя, нежели маленькая и не слишком известная фирма. Наконец, у объединившихся заказчиков в разы должен снижаться объем работы, ведь «одна голова хорошо, а две (три, восемь) лучше». Но, совместных торгов, как, практически, не проводились, так и не проводятся. Так в чем проблема? Во многом. Попробуем смоделировать ситуацию.
Для того чтобы провести совместные торги, заказчики должны, как минимум договориться о предмете, сроках, исполнителе мероприятия (организаторе) и об очень многом другом, заключить соглашение. Часть 2 статьи 25 Закона о КС регулирует содержание подобного соглашения.
Но тут же заказчики могут столкнуться с непреодолимыми подчас трудностями. Например, заказчику X лимиты бюджетных обязательств доведут в январе, а заказчику Y в марте. Получается, что заказчик X должен будет ждать до марта, ведь, несмотря на отсутствие в законодательстве преград для проведения торгов даже в отсутствие необходимых финансов, во многих ведомствах действует, если не официальный, то негласный запрет на проведение торгов до доведения лимитов.
Допустим, оба заказчика одинаково любимы финансовыми органами и имеют на счетах необходимые средства. Теперь им нужно заняться проработкой технических вопросов и тут опять возникает непонимание. Юридические службы начинают «войну» из-за содержания извещения или документации. Бухгалтерии исповедуют различный подход к правилам оформления платежных поручений. «IT-подразделение» вообще ничего не хочет слышать о пожеланиях коллег из информационно-технического отдела другого заказчика. Руководители, вынужденные ежедневно выслушивать обвинения в адрес сотрудников «соратника», просто самоустраняются от проблемы, проклиная тот момент, когда идея о совместных торгах пришла инициатору в голову.
Но, даже если заказчики обо всем договорились, на «ведущего» (организато¬ра совместных¬ торгов), как правило, обрушивается весь пласт проблем, связанных с реализаций замысла: осуществление разработки¬ и утверждени¬я документац¬ии, подготовка и направление разъяснений, формирование протоколов и пр.
Кроме того, особенно в свете последних веяний, заказчики практически наверняка попадают под пристальный взор различных контролирующих органов, ведь при размещении заказа путем проведения совместных торгов организатор торгов устанавливает начальную (максимальную цену) для каждого из заключаемых контрактов, а также указывает общую цену таких контрактов, которая подлежит снижению в результате проведения торгов. Было бы терпимо, если бы заказчики находились в равной весовой категории, располагались в одном географическом пространстве, им доводились одинаковые лимиты, они выполняли сходные функции и пр.
Таким образом, приходится признать, что далеко не новая идея о проведении совместных торгов, как и прежде, пока остается лишь теоретической разработкой, которая в силу различных объективных и субъективных причин пока не может применяться в нашей системе госзаказа в той мере, в которой ее задумывали.

О комиссии и распределении расходов
Часть 3 статьи 25 Закона о КС содержит новшества в части формирования комиссии. Установлено, что в утверждаемый организатором состав комиссии подлежат включению представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком. Однако тут же статья содержит норму права, имеющую иную форму реализации – использования, а именно, предусмотрено, что стороны могут предусмотреть в соглашении иной порядок формирования комиссии. Новой эта норма является по отношению к предшественнику (Федеральный закон № 94-ФЗ), но она присутствует в подзаконном акте (Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631).
Часть 4 статьи 25 Закона о КС, говорящая о распределении расходов на проведение совместных торгов между заказчиками, вновь практически дословно повторяет норму упомянутого постановления (№ 631), а именно она устанавливает, что расходы на проведение совместных торгов распределяются между сторонами пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов.
Частью 5 статьи 25 Закона о КС Правительству РФ делегированы полномочия по установлению порядка проведения совместных конкурсов и аукционов.

Александр Строганов