Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи). Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого "Война и Мир")


Красота… Часто мы используем это понятие для обозначения привлекательного внешнего вида, особенных черт лица и фигуры, и гораздо реже для описания души человека. Внешняя красота видна всем, вслед красивому человеку поворачивают головы, ее воспевают поэты… А видна ли красота души? Внешнюю красоту воспринимают глазами, внутреннюю «видят»-чувствуют сердцем. Красивый человек не обязательно должен быть идеальным, но от него должен исходить лучик света, теплота. Этот человек дарит свое внимание и заботу абсолютно бескорыстно, к нему тянутся люди. Он не пытается выделиться среди толпы экстравагантным внешним видом, но его значение можно оценить поступками, которые идут от всего сердца.Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой..

Так в произведении проявление именно внутренней красоты мы находим в Наташе Ростовой. Что в ней, в ее душе, есть такое особенное, что при одном взгляде «в эти отчаянно-оживленные глаза» хочется улыбаться? При первой встрече с еще неопытной тринадцатилетней девочкой читатель замечает в ней особенность не присущую светскому обществу: ее живость, резвость:"черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая" Именно в этой неказистой хрупкой девочке автор видит те черты душевной отзывчивости и доброты, которые недоступны внешне привлекательной, даже шикарной Элен.

Героиня легкая, она не видит в своей жизни проблем и тягот, которые угнетали бы ее светлую юность. В ней нет светской скованности она смеется когда хочет и не привязывает себя к общественному мнению. Пусть ее любви и не была присуща верность, но она была искренней. Наташа отдавала всю себя этому чувству, не боясь совершать ошибки, девочка выбирала своим сердцем. А допускаемые промахи служили ей уроком, за который она платила муками совести.

Она видит свой смысл если даже не в помощи, то хотя бы в сочувствии человеку: отдает всю себя на благо обществу. Так, например, душевная болезнь Наташи закончилась, только когда она загорелась идеей ухаживания за больной и страдающей мамой. Ей присуще огромное чувство жалости, из-за которого она чуть не вышла замуж за старого и некрасивого Долохова: "но вы такой славный... но не надо... а так я вас всегда буду любить". Она одарена душевной чуткостью: ей были понятны без слов все чувства и желания людей, к примеру, князя Андрея и Пера. В ней есть душевная щедрость: на благо Отечества она уговаривает отца отдать свои подводы для вывозки раненых из Москвы. Автор любит эту героиню не за ум и привлекательность, а за ее безграничную душевную силу и живость во всех ее действиях. Княжна Марья во многом близка Наташе, но в то же время она не была всеми любима, и даже была закрыта от людей. Она хотела любить, в ней была какая-то безграничная душевная полнота, поначалу просто недоступная для читателя. Она тепло и нежно любила своего брата: провожая его на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. А любовь к детям... После смерти княгини Лизы она взяла на себя воспитание маленького Николушки. Находясь под гнетом отца много лет она боялась проявить свою любовь к нему. Но когда отец приказал ей уехать, она не стала этого делать, потому что знала что на самом деле он нуждается в ней. Она чувствовала свою ответственность перед ним и пыталась защитить, спасти, увезти его из Лысых Гор. Ведь красота души заключается не только в проявлении гуманности, но и в наличии сильного, крепкого волевого стержня, умения выдержать в трудных ситуациях, упорства. Это помогло Марье выдержать кипу навалившихся на ее женские плечи проблем: смерть отца, покидание родового имения, волнение за жизнь брата на войне, протест крестьян. Красоту Марьи автор подчеркивает, выделяя глубокие, лучистые, большие глаза княжны, которые освещают все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». Душевной красоте двух этих героинь противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Для нее любовь не смысл жизни, а лишь способ получения выгоды. Она выходит замуж по расчету с целью получения роскошной жизни рядом с нелюбимым мужчиной, чего нельзя сказать о Наташе и Марии, воспитание которых не позволило бы сделать этого. Для нее балы и салоны были образом и действом ее спектакля, где люди такие же "неживые" как она обсуждают, критикуют, сплетничают.... В ней нет развития, нет перемен, как личность она не вызывает никакогоинтереса у читателя. Она не проявляет ни толики сочувствия, все ее действия и поступки построены на эгоизме. Душевная черствость, лицемерие, искусственность эти качества она черпала с самого детства: семья Курагиных никогда не отличалась теплыми и доверительными отношениями, поэтому в конце произведения вовсе ушла из виду. Элен заботила только своя личность и репутация, на других людей ей было абсолютно все равно. В ней не было чувства любви даже к детям:"Я не такая дура, чтобы иметь детей" .Автор описывая героиню, любуется "...красотою стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...", "...необычайной, античной красотой тела...", но при этом делает акцент на ее “однообразно-красивой улыбке”, чем то напоминающей застывшую лицемерную маску. Автор никогда не обращается к глазам Элен, намекая на ее душевную пустоту, зато изображает живые глаза, милую выразительную улыбку Наташи, и лучистые, глубокие глаза Марии, указывая на богатство их духовного мира. Внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства. Только красота духовная может считаться истинной, потому что она рождена из любви к жизни, людям, окружающему миру. Недаром Уильям Шекспир сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу».

Тема красоты и мира человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. Именно в этой героине Толстой воплотил идеал женственности.
Впервые на страницах романа Наташа появляется тринадцатилетней девочкой. Мы видим ее «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой». Уже здесь в ней чувствуется полнота жизни, желание жить интересно. Толстой, подчеркивая некрасивость Наташи, утверждает, что дело не во внешней красоте. Он описывает богатство ее внутренней натуры. Наташа очень эмоциональна. Она способна восторгаться красотой ночи: «Ах, какая прелесть!» Наташа Ростова – чуткий, с тонкой интуицией, способный понять и прийти на помощь человек. Она живет не умом, а сердцем, и оно редко обманывает.
Толстой наделил свою героиню поэтичностью и талантливостью. Наташа обладает прекрасным голосом. И хотя взрослые часто говорили, что ее голос не обработан, но хорош, как только Наташа начинала петь, все слушали ее пение и восхищались им. Красота ее голоса помогла Николеньке, проигравшему почти все состояние Ростовых, забыть обо всем на время и наслаждаться ее прекрасным пением.
Одним из главных достоинств Наташи Ростовой являются чуткость и проницательность. Она умеет сострадать. Ведь именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. Наташа Ростова обладает тонкой интуицией, которая помогает ей понять человека. Всех в доме Наташа окружает любовью, заботой и добротой.
Наташа Ростова любит всех и всем желает добра. Толстой подчеркивает в ней близость к народу. Она любит народные песни, традиции, музыку. Наташа восхищается пением своего дядюшки и сама не замечает, как пускается в пляс. А во время чтения Манифеста ее душа переполняется чувством любви к Родине, Наташа готова ради нее на любые жертвы.
Наташа Ростова предстает в романе как воплощение любви. Любовь – сущность ее характера. Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Он становится ее женихом, но ему приходится уехать за границу. Долгое ожидание становится для Наташи невыносимым: «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне». Это нетерпеливое чувство ожидания, а также оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают Наташу к ошибке – к увлечению Анатолем. Раскаявшись и осознав свою вину перед князем Андреем, она говорит ему: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» Помирившись с ним, Наташа остается возле умирающего князя Андрея до конца его жизни. В эпилоге романа мы узнаем о замужестве Наташи. Из идеала девушки она превратилась в образец жены и матери. Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой и счастье.
В своем произведении Толстой утверждает, что Наташа Ростова – вот истинный идеал красоты и гармонии. Холодная Элен, признанная красавица в свете, умирает, обрывая «гнусную породу» Курагиных, а истинная, духовная красота Наташи продолжается в ее детях. Это и есть торжество подлинной красоты, красоты единой и созидающей.

Проблема истинной любви в романе Л.Н. Толстого подана своеобразно и решается во всей системе образов.

Понятие истинной любви у автора никак не связано с понятием внешней красоты, напротив, истинная любовь, по Л.Н. Толстому, – скорее красота внутренняя. Так, уже с первых страниц герои делятся на внешне красивых и внешне не столь привлекательных: красив князь Андрей своей холодноватой и подчеркнуто отстраненной красотой, красива Лиза со своей короткой верхней губкой, великолепна и величественна Элен Курагина. Отдельно следует сказать о красоте Курагиных. Их главная черта – приятная внешность, но за ней у героев абсолютно ничего не стоит: они пусты, легкомысленны, чрезмерно беззаботны. Вспомните эпизод с подстроенным Элен поцелуем Наташи и Анатоля: для Курагиных это всего лишь развлечение, а для одумавшейся Наташи – боль, страдание и – впоследствии – утрата любимого. Красота Элен околдовывает Пьера, но чары быстро проходят, а за уже привычной внешностью не появляется ничего нового. Красота Курагиных – это расчет и полное равнодушие к другим людям; это скорее антикрасота. Истинная же красота, по Л.Н. Толстому, – красота иного уровня.

По-своему красивы и неуклюжий, полноватый Пьер, и Наташа Ростова со своей своеобразной внешностью. На фоне Курагиных или, например, Веры Ростовой они выглядят более серо и заурядно, но их внутренняя организация вызывает восхищение. Наташа самоотверженно заботится о раненых, после – преданно следует за своим мужем, полностью растворяясь в семье. Пьер мужественно защищает девушку в горящей Москве и самозабвенно пытается убить Наполеона. Эти герои преображаются в минуты воодушевления (пение Наташи), тяжелых раздумий, мыслей о трагических судьбах окружающих и целой страны (Пьер).

Энергия истинно красивых героев Л.Н. Толстого не может остаться незамеченной: не случайно импульсивный Денисов влюбляется в Наташу с первого взгляда.

Княжна Марья Болконская также внешне непривлекательна, но ее лучистые глаза, исполненные кротости, мягкости и доброты, делают ее симпатичной, милой. Марья прекрасна в беседах со своим обожаемым братом, прекрасна, когда надевает ему на шею образ, провожая на войну.

Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота – это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость; в противовес красоте-пустоте и красоте-злу Курагиных.

Изображая пожилых людей, Л.Н. Толстой придерживается той же тенденции. При всей своей вышколенности и аристократических манерах князь Василий Курагин производит отталкивающее впечатление, а Ростовы сохранили обаяние, радушие, искренность и простоту и в старости. Старый князь Николай Болконский пугает Лизу своим аристократическим обликом, но сына поражает живыми, лучистыми глазами, деятельной энергией и несравненным умом.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Откроем академический “Словарь русского языка”: “Красота - свойство по значению прилагательного красивый”, “красивый - приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление”. Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Попробую доказать, что красота проявляется в образе самой любимой героини Толстого - Наташи Ростовой. Внешне она далеко не красавица, в романе есть женщины, буквально блещущие красотой. Это, например, Элен Курагина. Но ее физическая красота ничего, кроме физического удовлетворения, дать не может.

Во внешности Наташи нет ничего броского: “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками” - такова тринадцатилетняя девочка Наташа в момент нашей первой встречи с ней на страницах романа. Через два года мы увидим ее в Отрадном: черноволосая, черноглазая, очень тоненькая, в ситцевом платье - ничего особенного во внешности девушки нет.

Не яркая внешне, Наташа одарена красотой и богатством голоса, отражающим богатство ее внутреннего мира. Да, о ее голосе знатоки судили, что он еще не обработан, но толковали об этом лишь после того, как она заканчивала петь. А пока звучал этот голос - забывали о его “необработанности” и лишь наслаждались им. Именно пение сестры выводит Николая Ростова из сильнейшей депрессии после карточного проигрыша, раскрывая ему все великолепие и богатство мира.

Одаренность героини проявляется и в глубоком ощущении красоты природы, которое заставляло ее забывать обо всем. Наташа - воплощение лучезарной жизни - представляет полный контраст с мертвящей скукой светской гостиной. Появляясь же в солнечный день в лесу, или на фоне залитого лунным светом парка, или среди осенних полей, она всем своим существом гармонирует с неиссякаемой жизнью природы. В Отрадном князь Андрей слышит ее голос, говорящий о прелести ночи, о невозможности спать среди чарующей красоты природы, и мне думается, что именно в этот момент зарождается его чувство к незнакомой доселе девушке.

Красота души Наташи сказывается и в ее чуткости, в ее необычайно тонкой и глубокой интуиции. Благодаря этому свойству она догадывалась о том, что не было досказано словами, и, несмотря на отсутствие жизненного опыта, правильно понимала людей. В этом отношении очень показательны ее ранние симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному, толстому; сравнение Бориса Друбецкого с узкими длинными часами; ее антипатия к Долохову, который так понравился всем Ростовым. О глубине интуиции Наташи свидетельствуют и ее слова о том, что Николай никогда не женится на Соне.

После смерти князя Андрея Наташа, тяжело пережившая его гибель, . испытывает чувство отчуждения от своей семьи, да и всех людей. Но вот получено известие о смерти Пети. Отчаяние доводит мать почти до безумия. Наташа видит рыдающего отца, и “что-то страшно больно ударило ее в сердце”. Все отчуждение пропадает, она - воплощенное утешение: не отходит от матери ни днем ни ночью. Только человек с большим и красивым сердцем способен забыть о собственном горе ради спасения самого родного и близкого существа.

А вот еще один эпизод романа, доказывающий красоту и широту души героини. Во время отъезда из Москвы она, проявившая разумный практицизм, сообразительность и ловкость при укладке вещей, узнает об отказе родителей дать раненым места на подводах. Пожалуй, впервые мы видим Наташу Ростову в гневе: “Это гадость! Это мерзость!” Ее лицо изуродовано злобой, она кричит на мать, а поступок - светлый и красивый. И родители соглашаются с дочерью - отдают раненым подводы, а ведь на них могло бы быть вывезено ее будущее приданое.

На мой взгляд, красота Наташи расцвела в замужестве и материнстве. Помните, как, вся одухотворенная радостью, героиня бежит навстречу приехавшему после долгого отсутствия Пьеру? Старая графиня Ростова даже считает, что дочь доводит свою любовь до крайности, что глупо, но это мнение, по-моему, - результат холодного светского воспитания.

Так, отвечая на вопрос “что есть красота?”, я сказала бы: “Посмотрите на Наташу Ростову - естественность, чуткость, одаренность, "ум сердца"”.