Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Познавательная викторина мир приключений и путешествий. Литературная викторина «Путешествие по сказкам». Не обижать товарища, который сделал ошибку

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Одуванчик».

Тема: Игра – викторина «Путешествие в мир книг».

Интеграция областей: Познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель : сформировать у детей интерес к книге, как источнику знаний и привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Задачи:

1.Развивать познавательные способности, творческое воображение, творческое мышление.

2.Формировать навык соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.

3.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать чтение литературного произведения.

4.Расширять представления в истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире.

5.Обогощать и активизировать словарь.

6.Создать благоприятный психологический климат.

Предварительная работа : Беседы «Известные писатели и поэты»; «Как делают книги?» Работа в типографии»; разучивание пословиц, поговорок, стихов о книге. Чтение художественной литературы. Просмотр видеоролика »История книги». Сбор материала для мини-музея.

Материал и оборудование : Слайдовая презентация, деревянные дощечки покрытые воском, деревянные палочки, салфетки, 2 пано «Жар-птицы», заготовки –перья, эмблемы команд, жетоны-книги, призы.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки ».(1 слайд)

Ведущий: Еще в древности люди создали семь чудес света, но есть и еще одно чудо не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать.

Ребята, догадались о чем идет речь? (2 слайд)

Правильно! Это книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Ребенок читает стих-е: Денис. К.

«Мой друг» В. Найденова.

Хорошая книга-

Мой спутник, мой друг.

С тобой интересней

Бывает досуг.

Мы время отлично

Проводим вдвоем.

И наш разговор

Потихоньку ведем.

И сегодня мы с вами отправимся на игру - викторину «Путешествие в мир книг».

Внимание! Внимание! Начинаем наши разные состязания! Участвовать в них будут две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

На нашей игре присутствует главное жюри, которое будет оценивать ваши знания и умения, будет выставлять баллы.

Путешествовать в мир книг нам поможет машина времени (3 слайд) .

1 конкурс «Блиц-Опрос –история книги».

- Ребята, мы с вами попали в древние времена, когда люди еще не знали секрета изготовления бумаги и делали книги из материалов, которые были под рукой. Отвечать нужно правильно и быстро.

1.Вопросы команде «Золотая рыбка».

Из каких материалов делали первые книги? (первые книги изготавливали из пальмовых листьев, воска, глины, папируса, пергамента, шелка).Другая команда может дополнять.

2.Вопросы команде «Золотой петушок».

Как изготавливали книги из пальмовых листьев? Из глины?

(пальмовые листья сушили и скручивали в форме веера; на мягкой и влажной глине писец острой палочкой выдавливал слова. Потом глиняную дощечку сушили или обжигали в печи).

3.Вопросы команде «Золотая рыбка».

А что такое папирус? (это растение, из которого делали книги).

Что такое свиток? (это длинная папирусная лента, накрученная на палочки).

4. Вопросы команде «Золотой петушок».

- Из чего делали пергамент? (из шкур животных).

На чем писали на Руси? (на бересте, соскребали кору у березы, кипятили ее, после чего она становилась мягкой и эластичной).

5.Вопросы команде «Золотая рыбка».

В какой стране была придумана бумага? (в Китае).

Кто в России напечатал первую книгу? (Иван Федоров, 4 слайд учебник- грамматику

5 слайд ).

Вед: Да, написать хорошую книгу совсем не просто. Для этого нужны способности, талант, и знания.

6. вопрос к команде «Золотой петушок».

Кто пишет книги? (писатели и поэты).

7.вопрос к команде «Золотая рыбка».

Вед: Ну, вот текст написан.Что еще необходимо, чтобы книга была интересной!

(нужно в книге нарисовать иллюстрации ).

Кто рисует в книгах иллюстрации? (художники иллюстраторы).

8.вопроск команде «Золотой петушок»

–Что такое типография ? (это книжная фабрика, где много цехов).

9. вопрос к команде «Золотая рыбка» .

Что там делают? (в печатные машины кладут чистую бумагу, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплет, т. е. сшивает, склеивает листы, а другая машина одевает ее в обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом доставляются в магазины и библиотеки.

10.вопрос к команде «Золотой петушок»

Назовите правила обращения с книгой? (книги нужно брать чистыми руками, читать и рассматривать только за столом, не перегибать книгу, при чтении использовать закладку.

2 конкурс « Пословицы и поговорки» ( о книгах, знаниях, об учении.)

Слово жюри.

3 конкурс «Сказочная страна».

Вед: Ребята, вы любите сказки? Да, сказки любят все и дети, и взрослые. Чему нас учат сказки? (учат добру, справедливости, смелости, честности, храбрости).

Поможем «Жар-птице» (изобразим ее красивый хвост для волшебства).

Команды приклеивают перья на хвост Жар-птице.

4 конкурс «Угадай сказку?».

Отгадайте, о какой сказке или о каком сказочном герое идёт речь? Команды задают друг другу загадки.

Команда «Золотая рыбка». 6 слайд

Команда «Золотой петушок». 7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Слово жюри.

5 конкурс «Узнай поэта и писателя» (показ слайдов с портретами писателей - дети называют их).14-19 слайд

6 конкурс « Черный ящик»? (предметы из каких сказок здесь находятся?).

Ведущий: И мы на нашей машине времени попадаем в сказочную страну. Когда люди попадают в незнакомую страну, то стараются больше узнать об этом месте. А поможет нам в этом черный ящик, вам необходимо будет отгадать героев и названия этих сказок кому эти предметы принадлежат.

1.Туфелька («Золушка» Ш. Перро)

2.Яблоко (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

3.Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)

4. Корыто (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.Лепесток (В. Катаев «Цветик – Семицветик»).

6.Аленький цветочек (С.Т. Аксаков).

Слово жюри

7 конкурс «Создание восковой книги».

Кто впервые попробовал писать на воске? (церковные служители)

Как? (деревянные дощечки заливали воском, потом палочкой – стило, с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом писали, или вернее, царапали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно)

Раздаются каждой команде деревянные дощечки, покрытые воском

Напишите на восковых листах буквы, слова, название сказки, что умеете, чтобы получилось красиво, аккуратно. Эти листы мы сложим в книгу. У какой команды получится самая лучшая книга?

Слово жюри. Вручение призов.

Вед : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Книга-это волшебница. Книга преобразила мир, в ней память человеческого рода. Она рупор человеческой мысли. Мир без книг- мир дикарей.

«Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг!

Чтобы делал человек

Если б не было бы книг.

Если все исчезло разом. Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок.

До веселых новостей.

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ!

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет! Нельзя себе представить,

Что такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Дети: Любим мы, когда читают

Сказки и рассказы нам.

И стихи мы тоже любим.

Ведь мы с книгой очень дружим.


Викторина «Путешествие по сказкам».

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.

Задачи:
- активизировать детское чтение; закреплять знания детей об особенностях сказки.

Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание.
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Библиотекарь: Именины, именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет! У детских наших книжек!

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки!

Дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на нашем «Празднике книги». Сегодня мы с вами отправимся в интереснейшее путешествие по миру детских сказок. Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на три команды. Каждая команда должна придумать себе название. Викторина состоит из 9-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Библиотекарь: Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие три команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешен
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачек.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

11.Появилась девочка

В чашке лепестка,

И была та девочка

Не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

«Дюймовочка»

12.Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

«Маша и медведь»

13.Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, ребята, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто зайца обманул?

«Заюшкина избушка»

14.Умен, изворотлив

Усатый дружок.

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может

Без красных сапог,

Ну что, догадались, ребята?

«Кот в сапогах»

15. Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

«Карлсон, который живет на крыше»

II Конкурс «Отгадай ребус»

Библиотекарь: Каждой команде будут даны три одинаковых ребуса, в которых зашифрованы сказочные герои. Та команда, которая первой разгадает все три ребуса получает 5 баллов, вторая- 3 балла, третья – 1 балл.


(Красная Шапочка) (Снежная Королева)

(Колобок)

III Конкурс «Дальше, дальше…»
Библиотекарь: Каждой команде будет задано по 15 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. За каждый правильный ответ- 1 балл. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда - соперница молчит, не подсказывает.


Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

14. Кто одолел тараканище из сказки К.И. Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

15. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые.)

Вопросы для второй команды:

1.За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
2. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
4. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
5. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
6. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
7. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
8. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
9. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
10. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
11. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
12. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
13. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

14. Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой.)

15. Где баба взяла муку, чтобы испечь колобок? (Наскребла по сусекам.)

Вопросы для третьей команды:

1. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
2. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
3. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
4. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
5. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
6. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
7. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
8. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
9. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
10. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
11. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
12. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
13. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
14. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
15. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

IV Конкурс "Раскрась героя сказки"

Библиотекарь: Кто интереснее, ярче, веселее изобразит героя сказки. Ребята, что у меня в руках?

Правильно кружок. Какой герой имеет такую форму? Вот и посмотрим, чей Колобок получится лучше? (Фломастеры, цветные карандаши) подарите этих Колобков нашему жюри.

V Конкурс «Угадай героя сказки».
Библиотекарь: Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.


Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Загадки для третьей команды.

1.Испекла бабуля мяч.

Укатился в лес он вскачь.

Там на нос плутовке сел,

О себе ей песню спел.

Зубы щелкнули слегка

Лиса съела … (Колобка)

2.Почему красавица печальная?

Потерялась туфелька хрустальная!

Соскочила с ножки растеряшки,

Ах, она бедняжка, забывашка!

Обронила, может быть случайно,

Чтобы принц нашел ее специально?

У нее улыбка словно солнышко.

Как зовут бегунью эту? … (Золушка)

3.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Это Доктор … (Айболит)

4. Мальчик – луковка веселый,

Знают все его со школы.

Лук – не сладкая малина

Его имя … (Чиполино)

5. У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? … (Буратино)

VI «Конкурс капитанов».

Библиотекарь: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедокурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Капитаны получают по конверту, вскрывают на счет «три». В конвертах - иллюстрации к сказкам (по 10 фрагментов в каждом). Из них необходимо составить целое и назвать сказку. Кто быстрее составит иллюстрацию и определит название сказки – выигрывает и получает 5 баллов.

VII Конкурс «Интеллектуальный».
Библиотекарь: Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Вопросы третьей команде.

1. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе? (Горошина)
2. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок? (Маугли)
3. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед? (Во льва и мышку)
4. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники? (Март)
5. Как назывался город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)

VIII Конкурс "Доскажи словечко"

Библиотекарь: Сказочные герои часто носят двойные имена. Я буду называть начало, а вы конец.

Кощей-Бессмертный

Елена-Прекрасная

Иван-Царевич

Василиса-Премудрая

Спящая-Красавица

Мальчик с Пальчик

Крошечка-Хаврошечка

Конек-Горбунок

Кот в сапогах

Матроскин

Леопольд

Домовенок Кузя

Доктор Айболит

Красная Шапочка

IX Конкурс «Филворд о сказочных героях»

Библиотекарь: Найди те сказочных героев, которые спрятаны в этом квадрате. Слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и даже задом наперёд. За каждое найденное слово по 1 баллу.

Библиотекарь: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подошла к концу, всем спасибо за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.


Отборочный тур

1. У какой яхты было сбито две буквы, и название яхты изменилось до неузнаваемости? В какой это было книжке и какого автора?

(Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля». Было «Победа», стало — «Беда»)

2. Кто, где и почему вдруг увидел на футбольном поле у каждого игрока по мячу?

(Волька, Женя и Хоттабыч. Л. Лагин.

«Старик Хоттабыч»)

3. Какие повести входят в трилогию Е. Велтистова?

(«Приключения электроника», «Росс — неуловимый друг», «Победитель невозможного»)

4. Как звали главного героя книги Стивенсона «Остров сокровищ»?

5. В одном очень известном произведении главный герой говорит о себе, что он самый правдивый человек на свете. Как его звали? Что это за произведение?

(Р. Распэ. Барон Мюнхгаузен. «Приключения барона Мюнхгаузена»)

6. В книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта» герои отправились на поиски капитана и его команды. Какое название носила яхта?

(«Дункан»)

(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

8. У М. Рида есть книга, где имя главного героя входит в название книги. Что это за имя и какое название носит книга?

(Оцеола, «Оцеола — вождь семинолов»)

9. В каком известном учебном заведении обучался в юности герой Дж. Свифта Гулливер?

(В Кембридже)

1-й тур

(Во всех турах участвуют три победителя отборочного тура).

Как назывался корабль, на котором главные герои книги Стивенсона «Остров сокровищ» вернулись домой после всех приключений?

(Эспаньола)

3-й тур

В книге известного всем писателя А. Волкова одна волшебница боялась воды и не умывалась 500 лет. Как ее звали?

(Бастинда)

Финал

В повести Е. Велтистова «Приключения Электроника» герои были в цирке. Там выступал дрессированный медведь. Как его звали?

Суперигра

В книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта» на борту яхты оказался странный пассажир. Как его звали?

(Жак Паганель)

Игра со зрителями

В фантастической повести К. Булычева «Сто лет тому вперед» герои летали собирать редких животных для зоопарка. Какое название носил корабль, на котором они это делали?

Сектор «Альтернатива»

1. Как звали друга Незнайки?

2. Фамилия главного героя одного из произведений Носова.

3. Фамилия профессора, который создал Электроника.

5. Кто изобрел трактор Митю в книге Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот»?

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)


Викторина по книге Н.Н. Носова

«Приключения Незнайки и его друзей»

«По следам коротышек…»
Цель : Организовать работу по формированию читательского интереса

путём проведения викторины.
Задачи:


  • Способствовать формированию у младших школьников умения осознанно читать тексты;

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков: участие в диалоге, построение монологических высказываний; эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений;

  • Способствовать воспитанию интереса и уважения к отечественной куль­туре.

Вы прочитали книгу «Приключения Незнайки и его друзей».

- Кто герои этой книги?

Коротышки совершили очень опасное путешествие. И мы с вами сегодня тоже отправимся в далекое, но очень интересное путешествие.

- А кто знает куда?

- Почему так много вариантов?

Мы с вами отправляемся «По следам коротышек…», а кто знает, на чем мы будем путешествовать? Да, действительно мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Но у нас, как вы видите, три команды, значит и шаров у нас тоже три (раздать командам гелиевые воздушные шары разных цветов)
Но чтобы занять свое место в корзине, каждый из вас должен ответить на вопрос. (Участники каждой команды по очереди встают, каждый отвечает на один вопрос и ему дают билетик)

1. Какого роста были коротышки из Цветочного города?

(с небольшой огурец)

2. Чем лечила Медуница своих больных? (медом)

3. На какой улице жили герои книги? (Ул.Колокольчиков)

4. Зачем Винтик и Шпунтик пошли в Змеевку? (за инструментами,

чтобы починить автомобиль в Зеленом городе)

5. Что лежало по всей комнате у Знайки? (книги)

6. Что такое бормотограф? (говорильная машина)

7. Чем стреляло ружьё Пульки? (пробками)

8. Какую песню подарили малыши из Цветочного города малышам

из Зеленого на балу? («В траве сидел кузнечик»)

9. Имя лучшего друга Незнайки. (Гунька)

10. Как Незнайка смог попасть в палату к своим друзьям? (когда

Медуница ушла прогревать Синеглазке лоб, Незнайка надел

халат, колпак и очки)

11. Какие профессии примерял на себя Незнайка?

12. Чем необычен был автомобиль, изобретенный Шурупчиком?

(8 колес- мог ездить как обычный, мог вверх ногами, на боку –

во избежание аварий)

13. Как звали собаку Пульки? (Булька)

(художник, музыкант, поэт, водитель)

14. Он стоял перед каждым домом в Зеленом городе. (фонтан)

15. Какой муз. инструмент Незнайке понравился больше всего?

(труба – громко играет)

16. На каком музыкальном инструменте играют в Зеленом городе?

17. Чем лечил своих больных доктор Пилюлькин? (йодом)

18. Кому из малышей нужно было остаться в больнице?

(Пульке – он вывихнул ногу)

19. Сколько коротышек полетело на воздушном шаре? (16)

20. Что делали в Зеленом городе из арбузов? (добывали сладкий сок)

21. На чем работал автомобиль Винтика и Шпунтика?

(на газированной воде с сиропом)

22. Чем Незнайка, по ошибке, ударил Синеглазку? (линейкой)

23. Настоящее имя поэта Цветика? (Пудик)

24. Кто вывел сладкий сорт арбузов? (Соломка)

25. Что случилось с Растеряйкой на большой высоте?

(на носу выросла сосулька)

26. Из чего были сделаны парашюты? (из одуванчиков)

27. Зачем при постройке воздушного шара Знайка поделил всех на

две группы? (первая делала сетку, вторая – корзину)

28. Кого первого нарисовал Незнайка , когда захотел стать

художником? (Гуньку)

29. Что в Зеленом городе было сделано из стеблей тростника?

(водопровод)

30. Из чего был сделан воздушный шар? (из резины – сок спец.

цветков, которые росли в Цветочном городе)
По пути мы будем делать остановки, на которых нас ждут задания, приготовленные коротышками.
Вы готовы? Вам не страшно?

Значит, нужно отправляться!

Скажем дружно: «Раз – два – три

Шарик наш лети – лети!»
Вот мы и в воздухе. Вы не боитесь упасть? Очень хорошо. А все-таки, чтобы нам всем было веселее, ведь до первой остановки ещё далеко я вам предлагаю поиграть.

Игра называется «УГАДАЙ-КА»
Я зачитываю описание, а вы должны сказать кто это или что это.
1. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки, то совсем становился похож на профессора. (ЗНАЙКА)
2. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. (ДОКТОР ПИЛЮЛЬКИН)

3. В синем платье из блестящей шелковой материи, с таким же шелковым пояском, завязанным сзади бантом. У неё были голубые глаза и тёмные волосы, заплетённые в длинную косу. (СИНЕГЛАЗКА)
4. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы , то предметы делались больше. (СТЕКЛЯШКИН)
5. Он ценил в костюмах карманы. Чем больше карманов, тем лучше считался костюм. (ПОНЧИК)
6. Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. (НЕЗНАЙКА)
7. Четыре колеса у него снизу и четыре сверху. Все они поставлены под углом, таким образом предотвращается возможность всяких аварий. (ВОСЬМИКОЛЕСНЫЙ ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ФИСТАШКОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ)
8. Он очень любил газированную воду с сиропом, был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени отчеству. (СИРОПЧИК САХАРИН САХАРИНЫЧ)
9. Это небольшое темное пятнышко быстро двигалось по земле, словно бежало за воздушным шаром. Оно перескочило через реку, двигалось по верхушкам деревьев. (ТЕНЬ ОТ ШАРА)
10. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». В нём он стоял перед мольбертом с палитрой в руках. (ТЮБИК)
11. Он всегда торопился и не любил тратить время попусту, придумал для себя специальный костюм, в котором не было ни одной пуговицы. (ТОРОПЫЖКА)
12. Они лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (КНИГИ)
13. Они были похожи друг га друга. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. (ВИНТИК И ШПУНТИК)
14. Он всегда ходил в клетчатых костюмах. И брюки у него были клетчатые , и пиджак клетчатый, и кепка клетчатая. Увидев его издали, коротышки говорили: «Глядите, вон идёт шахматная доска» (СИРОПЧИК)
15. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. (МАЙСКИЙ ЖУК)
Вот мы и не заметили, как подлетели к месту нашей первой остановки.

Остановка «ОБЪЯСНЯЛКИНО»
Перед вами будет появляться тройка слов, а ваша задача найти «лишнее» и объяснить, почему.
1. Лисичка , Белочка, Заинька (малышки из Зеленого города)

2. Медуница, Снежинка , Пилюлькин (возможны несколько

вариантов: врачи, малышки)

3. Винтик, Шпунтик, Торопыжка (механики)

4. Цветочный, Зеленый, Летний (названия городов)

5. Огурцовая, Апельсиновая , Арбузовая (названия рек)

6. Пересветик , Цветик, Самоцветик (поэты)

7. Шпунтик, Шурупчик, Шайбочка (механики)
Занимаем места в своих воздушных шарах. Полетели дальше?

А чтобы время в полёте пролетело незаметно, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «РИФМОВАЛКИ»

Что такое рифма? (созвучие окончаний)
Сейчас на слайде будут появляться стихи, но некоторые слова пропали. Ваша задача правильно подобрать рифму.
1. Знайка шёл гулять на речку 3. У Авоськи под подушкой

Перепрыгнул через (овечку) Лежит сладкая (ватрушка)
2. Торопыжка был голодный 4. И всё доступно уж, эхма!

Проглотил утюг (холодный) Теперь для нашего (ума)

5. Выходите по порядку, Я поймала (комара)

Становитесь на (зарядку) Та-та, та-та, та-ра-ра!

Начинай с зарядки день Комаришку я (люблю)

Разгоняй движеньем (лень) Тру-лю-люшки, тру-лю-лю!

Но комарик загрустил

Отважных путников Жалко комаришку.

Встречаем с жаром! Нет, поймаю я себе

Отправились они с большим Лучше (муравьишку)

Воздушным (шаром)

А возвратилися – ура!

Уже без всякого (шара)
6. Шёл я лесом, шёл я лугом

Со своим хорошим (другом)

Мы взбиралися на кочки,

Любовались на (цветочки)

Вдруг с лягушкой повстречались

И скорей домой (помчались)

Прибежали мы домой

И сказали («ой!»)

Следующая остановка «АНАГРАММКИНО»

(анаграмма – задание, в котором из букв нужно составить слово)
К И Б Ю Т (Тюбик) К Ь П А У Л (Пулька)

К У Н Ш И П Т (Шпунтик) Ц М Д А Е У И Н (Медуница)

Й К А З Е Н Н А (Незнайка) Л Г С Я У (Гусля)

В И Ц К Е Т (Цветик) Й Н З А А К (Знайка)

(проверка по слайду)

Наш полет продолжается , и чтобы он не был скучным, я вам предлагаю поиграть в «Крестики – нолики»
Я буду зачитывать фразу, если она верная, на ваш взгляд, то вы поднимаете вверх табличку с крестиком (Х), если же она не верная – поднимаете нолик (О) Сразу же проверка по слайду .
1. Незнайка и Гунька жили на улице Колокольчиков. (О)

(Гунька жил на улице Маргариток)
2. Однажды майский жук налетел на Незнайку и ударил его по

затылку. (Х)

3. Читал Незнайка только по слогам, а писать умел – печатными

буквами (Х)

4. Незнайке очень понравилось играть на барабане (О)

5. Единственное, чему смог научиться Незнайка – это водить

автомобиль (О)

6. Парашюты малыши сделали из пушинок одуванчика (Х)

7. Чтобы отправиться в путешествие, Винтик и Шпунтик решили

сделать воздушный шар (О)

8. В самом лучшем костюме Пончика было 17 карманов (Х)

9. Первыми в корзину залезли Торопыжка и Незнайка, но их оттуда

прогнал Знайка (Х)

10. Чем выше поднимались коротышки на воздушном шаре, тем

становилось всё теплее. (О)

11. Синеглазка вывела сладкий сорт арбузов (О)

12. В доме у Шурупчика все было на кнопках (Х)

13. Первых из больницы Медуница выписала Тюбика и Гуслю (Х)

14. Шпунтик изобрел для Цветика говорильную машину (О)

15. Домой в Цветочный город малыши отправились на машинах (О)

16. Булька вернулся домой через несколько дней после того, как

малыши улетели на воздушном шаре (Х)

Мы долетели до следующей остановки «СОСТАВЛЯЛКИНО»
Раздать конверты с карточками. Задача участников установить связь – составить цепочки.
ДОКТОР ПИЛЮЛЬКИН ЙОД

ОХОТНИК ПУЛЬКА РУЖЬЁ

ХУДОЖНИК ТЮБИК КРАСКИ

МУЗЫКАНТ ГУСЛЯ ТРУБА

АСТРОНОМ СТЕКЛЯШКИН ПОДЗ.ТРУБА

ВРАЧ МЕДУНИЦА МЁД
А нам пора в путь. Мы поднимаемся высоко-высоко и летим над облаками. Вам не холодно? Странно, ведь чем выше поднимаешься, тем становится холоднее. Давайте погреемся.
Летел, летел по небу шар,

По небу шар летел.

Но знаем мы до неба шар

Никак не долетел.
(Далее, каждое слово в этом стихотворении по очереди заменяется жестом.

В самом конце все должны рассказывать это стихотворение молча – только жестами, проговариваются только частицы, предлоги и союзы)

А мы с вами даже не заметили, как спустились вниз и оказались в «ПОТЕЛЯЛКИНО»

- Что это за название такое интересное?
Когда коротышки упали, они потеряли различные вещи. Ваша задача определить, кому принадлежит та вещь, которая будет появляться на экране.

Слайд с потерянными вещами

одуванчик перо и бумага

термометр синяя шляпа и зелёный галстук

ружьё косточка

труба кисти и краски

набор инструментов подзорная труба

В «Потерялкино» есть местная достопримечательность – «ДЕРЕВО ПОЧЕМУЧЕК» (СЛАЙД)
На каждом листочке этого дерева написан вопрос.

- Догадаетесь какой? (СЛАЙД)

Все, кто прибывает в «Потерялкино» обязательно идут к этому дереву и отвечают на вопросы. Нам с вами это дерево тоже приготовило вопросы.
Вопросы, которые начинаются со слова «Почему?»
1. Почему река называется Огурцовая? (по берегам растут огурцы)

2. Почему любое дело, за которое брался Незнайка у него выходило

шиворот-навыворот? (не любил трудиться, хотел выучиться всему сразу,

без всякого труда)

3. Почему никому не понравились портреты , выполненные Незнайкой?

(всех изобразил в смешном и нелепом виде)

4. Почему малыши стали мечтать о том, чтобы отправиться в путешествие?

(Знайка им рассказывал о разных путешественниках, с которыми случались

невероятные истории и приключения)

5. Почему поссорились Гунька и Незнайка? (Незнайка не хотел,

чтобы Гунька дружил с малышками)
6. Почему после отлёта воздушного шара, все малыши понесли на

руках Цветика? (он сочинил стихи, которые всем очень понравились)

7. Почему Незнайка подумал, что они летят вверх ногами? (облака были внизу

под корзиной)

8. Почему Знайка отнял нож у Авоськи? (он прорезал в днище корзины дырку,

через которую должен был высыпаться песок, рассыпанный Небоськой)

9. Почему, кроме Знайки, больше никто не выпрыгнул из корзины с

парашютом? (шар снова стал подниматься вверх – стал легче)

10. Почему малыши и малышки из Зелёного города жили порознь?

(поссорились)
11. Почему Медуница не хотела выписывать Пилюлькина? (он её учил, у неё

неправильные методы лечения, она здоровых делает больными)

12. Почему Тюбик считал настоящим произведением искусства портреты

Снежинки и Синеглазки, а остальные халтурой? (малышки хотели

выглядеть лучше, с большими глазами и маленьким ртом, Тюбик сделал

шаблоны и рисовал всех практически одинаковыми)

13. Почему малыши из Змеевки думали, что на дороге к Зелёному городу

поселился стоголовый дракон? (малыши уходили туда и не возвращались)

14. Почему Незнайка решил всегда дружить с малышками? (только они за

него заступились)

15. Почему Незнайка после возвращения домой вместо того, чтобы играть со

всеми, садился за стол и принимался за чтение и письмо? (он обещал

Синеглазке писать письма)
С этим заданием вы тоже справились. Но, к сожалению, это была наша последняя остановка и нам пора возвращаться домой.
Занимаем свои места и в путь. А чтобы не скучать в полёте, споем песенку, которую коротышки пели на прощальном балу.

Караоке с клипом на песню «В траве сидел кузнечик»

Подведение итогов, награждение победителей.