Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Понятие о музыкальной культуре личности. Курсовая работа музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития Музыкальность культуры

Понятие музыкальная культура общества, первосте­пенное по своему значению для музыкальной социоло­гии, мало разработано. До сих пор оно нередко смеши­вается с понятием музыка - хотя их различие четко обрисовал еще Р. Грубер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, то есть му­зыкальных произведений, ибо «в нее входят многораз­личные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной прак­тики» ".

Музыкальная культура общества есть единство музы­ки и ее социального функционирования. Это - сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, вос­произведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты та­кого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также ин­струменты и оборудование, обслуживающие эту деятель­ность. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высо­ких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура духовно-материальна по сво­ей природе. Основное ее содержание составляют музы­кальные образы и другие явления общественного музы­кального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Но все они, для того чтобы функциониро­вать в обществе, должны быть «овеществлены» в раз­личных формах фиксации как самой музыки (ноты, зву­козапись), так и отношения к ней, ее отражения и осмысления (устные и письменные высказывания о му­зыке, «музыкальное поведение» людей). К материаль­ным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные техниче­ские средства распространения музыки, помещения, в ко­торых она исполняется, и тому подобное. С известной долей условности в музыкальной куль­туре можно различать объективную и субъективную сто­роны. Объективны потребности общества в музыке, средства и способы их удовлетворения. Остальные же явления и прежде всего интересы, взгляды и вкусы, управляющие деятельностью музыкантов и слушателей, образуют субъективную сторону. Обе эти стороны тес­но взаимодействуют и переплетаются между собой.

История знает несколько типов музыкальных куль­тур, различных по уровню развития. О них будет ска­зано позднее, когда выяснятся общие закономерности строения и функционирования этой системы.

Будучи частью всей духовной культуры общества, музыкальная культура социальна по своему происхож­дению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. Она возникает в качестве самостоятельного явления лишь на определенном этапе развития общества - в эпоху разложения первобытно­общинного строя на базе практической общественно-звуковой деятельности людей (см. об этом в данной гла­ве ниже). В классовом обществе она носит классовый характер. В антагонистических формациях она прониза­на острейшими непримиримыми противоречиями.

Для понимания социальной сущности музыкальной культуры в антагонистическом обществе основополагаю­щее значение имеет ленинское учение о двух культурах в буржуазной нации. Как указывает В. И. Ленин, го­воря о буржуазном обществе, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демокра­тической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, усло­вия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой на­ции есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в ви­де только «элементов», а в виде господствующей куль­туры». И далее: «Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культу­ре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучко­вых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Гер­мании, Франции, Англии, у евреев и т. д.» ". Из ленинских высказываний следует, что социальная сущность культуры состоит прежде всего и главным образом в выражаемой гю классовой идеологии. Данное положение полностью относится и к художественной культуре, включая музыкальную (чем отнюдь не за­черкивается специфика художественной культуры и собственно искусства, в содержании которого, наряду с общественной идеологией, важнейшее место занимает общественная психология, а классовые моменты диа­лектически сочетаются с общечеловеческими).

В этом смысле во всех досоциалистических форма­циях (кроме первобытной) музыкальная культура может быть разделена более или менее отчетливо (в за­висимости от степени проявления идеологического анта­гонизма противостоящих классов) на культуру прогрес­сивную, народную (демократическую), с одной стороны, и реакционную, антинародную (а также псевдонарод­ную) - с другой. При этом все лучшее, объективно ценное в музыкальной культуре каждой формации, вы­ражая прогрессивные гуманистические идеи своего вре­мени, тем самым по праву принадлежит к демократи­ческой культуре (независимо от социального происхож­дения и положения авторов). Именно здесь, в этой культуре, история отвела место Монтеверди и Баху, Бетховену и Брамсу, Глинке и Чайковскому, Малеру и Бартоку, всем классикам мировой музыки (хотя иссле­дователи несомненно обязаны учитывать и то, что в каждом случае мера идейно-эстетической прогрессивно­сти и демократичности того или иного композитора мо­жет быть различной).

Введение

Глава I Философские основы проблемы музыкальной культуры

1.1. Понятие музыкальной культуры 13

1.2. Функции музыкальной культуры 35

1.3. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Музыкальная культура как система элементов 56

Глава II Основные элементы структуры музыкальной культуры

2.1. Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры 78

2.2. Музыкальная теория и музыкальная критика как структурные элементы музыкальной культуры 104

2.3. Музыкальное образование и музыкальное воспитание как структурные элементы музыкальной культуры 129

Заключение 154

Список литературы 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема изучения духовных ценностей, их производство и потребление особенно остро встает в период ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований. Показательным в этом отношении является российское общество, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры. Данная ситуация характеризуется сменой ценностей, что обусловлено разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя и утверждением в российском обществе духовных ценностей, имеющих иную направленность.

На современном этапе развития российского общества музыкальная культура играет значительную роль в формировании сознания членов общества, отдельных социальных групп и общностей. Аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы музыкальной культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.

Актуальность темы работы обусловлена также потребностями современного гуманитарного образования, в особенности - быстро развивающейся в последние десятилетия культурологии как одной из гуманитарных дисциплин. Музыкальная культура во всем многообразии начала исследоваться сравнительно недавно. На современном этапе развития культурологической науки существует огромный пласт явлений для изучения музыкальной культуры как целостности.

Вследствие этого возникает проблемная ситуация, которая состоит в несоответствии социально-культурных потребностей общества и степени изученности музыкальной культуры как системы в отечественной науке. Отсюда вытекает необходимость применения системного подхода к изучению музыкальной культуры как целого.

Применение системного подхода к исследованию музыкальной культуры предполагает познание целого как бы в расщепленном, анатомизированном виде, вследствие чего достигается наиболее полное постижение его сущности и специфических особенностей. Изучение явления в данном аспекте может дать возможность выявить существующие тенденции развития музыкальной культуры общества и закономерности ее функционирования, а также определить механизм и возможные рычаги управления этой системой. Полное и глубокое познание музыкальной культуры как многогранного явления в ближайшей перспективе может позволить верно оценить реальное состояние, а также перспективы развития музыкальной культуры общества.

На современном этапе развития гуманитарных дисциплин существует лишь специализированное изучение - музыки или музыкальной теории, музыкальной критики или музыкального образования и музыкального воспитания как отдельных явлений музыкальной культуры. В данной работе эти явления выступают как структурные элементы целостной системы музыкальной культуры. При этом доминирующим, системообразующим элементом системы музыкальной культуры является музыка как носитель духовных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Изучением музыкальной культуры, различных ее сторон занимается ряд научно-теоретических дисциплин музыковедческой, общественной и гуманитарной направленности. Среди них наиболее значительными, безусловно, являются музыковедение и связанные с ним история музыки, психология музыки, музыкальная фольклористика, музыкальная палеография, музыкальная текстология, а также, социология музыки, музыкальная педагогика, музыкальная эстетика, в последние годы - культурология.

В нашей стране наиболее полное и глубокое изучение различных явлений музыкальной культуры получило в советский период. Работы отечественных исследователей позволили познать отдельные стороны такого сложного явления, как музыкальная культура (теоретические исследования В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, А.В.Луначарского, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холопова, В.А.Цуккермана1 и др; исторические исследования Б.В.Асафьева, В.М.Беляева, М.В.Бражникова, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Ю.А.Кремлева, А.Н.Сохора, Н.Д.Успенского и др.). Кроме того, активно исследуются различные национальные музыкальные культуры, их самобытные черты и национальные особенности.

С постепенным расширением потребностей в познании музыкальной культуры как многогранного явления, возникает и множество аспектов ее исследования. Так, поднимаются вопросы функционирования музыкального произведения в обществе, его культурного контекста, что активизирует поиски отечественных музыковедов в области общей теории и методологии (Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, Б.Л.Яворского и др.). Отечественными исследователями впервые расширяются границы изучения музыкальной культуры через познание ее социальных аспектов, а также закладываются основы для изучения музыкальной культуры как системы, что в итоге обусловило возникновение междисциплинарных исследований музыкальной культуры.

Познание ряда сторон и явлений музыкальной культуры нашло отражение в различных исследованиях зарубежных авторов (в работах польских исследователей - З.Лисса, Ю.Хоминьского, немецких - Т.Адорно, А.Веберн, Г.Кнеплера, Э.Майера, К.Фишера, венгерских - Я.Мароти, Б.Сабольчи, болгарских - В.Крыстева, С.Стоянова, Д.Христова, австрийских - К.Блаукопф1 и др.).

На современном этапе музыкальная культура как сложное по своему строению и многогранное явление привлекает все большее внимание отечественных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих работах М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова, А.Н.Сохор и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

При разработке выделенной проблемы мы опираемся, прежде всего, на те работы, в которых музыкальная культура исследуется как целостное явление. Это исследования Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, ЗЛисса, М.Е.Тараканова, А.Н.Сохора. Особый интерес представляют современные исследования музыкальной культуры М.М.Бухмана, Ю.Н.Бычкова, Н.Н.Гаврюшенко, О.В.Гусевой, А.П.Мальцева, Э.В.Скворцовой, М.Т.Усовой и др.

Рассматривая музыку как выражение «сущностных сил человека» (К.Маркс), диссертант опирается на труды об искусстве классиков марксизма. Несомненный интерес представляют исследования Е.А.Железова, В.В.Медушевского, Е.А.Мезенцева, В.Д.Никульшина, в которых культура и искусство рассматриваются как проявление человеческих сущностных сил.

При выявлении и изучении структурных элементов музыкальной культуры важными ориентирами служили исследования по музыкальной теории и музыкальной критике НА.Борева, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Л.А.Мазеля, Т.В.Чередниченко, В.П.Шестакова, Н.А.Южанина, а также работы по музыкальному образованию и музыкальному. воспитанию Ю.Б.Алиева, Л.А.Баренбойма, М.И.Катунян, Г.В.Келдыша, В.П.Шестакова и др. При рассмотрении выделенных в диссертации структурных элементов музыкальной культуры, их функционирования и развития в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века использовались труды Л.Баренбойма, Е.Гордеевой, Т.Киселева, Т.Ливановой и др. При изучении структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской профессиональной музыки за основу брались работы АЛ.Валиахметовой, Я.М.Гиршмана, Г.М.Кантора, А.Л.Маклыгина, Т.Е.Орловой, Н.Г.Шахназаровой и др.

Объект исследования - музыкальная культура как многогранное явление.

Предмет исследования - музыкальная культура как система элементов.

Целью диссертационного исследования является познание музыкальной культуры как системы. Реализация цели достигается посредством решения следующих задач:

Выявление и теоретическое осмысление структурных элементов музыкальной культуры как системы;

Определение доминирующего, системообразующего элемента музыкальной культуры как целостности;

Обоснование музыки как выражения сущностных сил человека;

Рассмотрение структурных отношений между элементами музыкальной культуры как системы;

Оценка значения структурных элементов системы музыкальной культуры на примере истории развития музыкальной культуры общества.

Теоретико-методологические основания исследования. В основе данного исследования лежит системный подход как выражение диалектического метода. Данный подход позволяет познать такое сложное явление как музыкальная культура в многообразии и, одновременно, в единстве его элементов. Системный подход не ограничивается выявлением состава изучаемой системы, он, раскрывая взаимосвязь структурных элементов целостности, позволяет распутать сложнейший клубок причинно-следственных связей и закономерностей функционирования данной системы. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили работы по системному подходу В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, К.Т.Гизатова, М.С.Кагана, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина.

В диссертации музыкальная культура исследуется не как статичное, а как динамично развивающееся явление. Музыкальная культура становится предметом философского дискурса, в процессе которого используются такие философские категории, как категории «общего» и «отдельного».

Научная новизна исследования.

Формулирование собственной операциональной дефиниции музыкальной культуры как явления;

Обоснование положения о многофункциональности музыкальной культуры через анализ объективных функций музыкальной культуры;

Раскрытие того положения, что ценность музыки состоит в том, что музыка - одно из проявлений сущностных сил человека. В исследовании данного предмета нами дается собственное развернутое определение «сущностных сил человека», на основе общей характеристики К.Маркса;

Музыкальная культура рассматривается как целостная система, определяются ее составные элементы, их структурные взаимоотношения внутри данной системы, выявляется доминирующий, системообразующий элемент целостности; обосновываются закономерности функционирования данной системы;

В научных исследованиях в области музыки рассматриваются музыка, музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование и музыкальное воспитание лишь как самостоятельные явления музыкальной культуры. В данной работе все эти явления впервые рассматриваются как элементы целостности с применением системного подхода;

На основе выявленной системы музыкальной культуры определяются структурные отношения целостности на примерах истории развития русской музыкальной культуры второй половины XIX века и становления татарской профессиональной музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе определения сущности музыки, а также сущности культуры дается собственное научное определение музыкальной культуры, согласно которому музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей.

2. Исходя из того, что музыкальная культура - многофункциональное явление, в диссертации в результате исследования выделяются следующие функции музыкальной культуры: аксиологическая, гедонистическая, познавательная, образовательная, воспитательная, преобразующая, коммуникативная, семиотическая, релаксационная функции.

3. Музыкальная культура как целостная система состоит из следующих структурных элементов: 1) музыки как носителя духовных ценностей; 2) музыкальной теории и музыкальной критики; 3) музыкального образования; 4) музыкального воспитания. Вышеприведенные структурные элементы существует не изолированно друг от друга, а в тесной диалектической связи, взаимопроникая и обусловливая друг друга. В качестве доминирующего элемента в данной системе выступает музыка как носитель духовных ценностей, которая, проникая во все элементы целостности, цементирует эту систему. Данный элемент-доминанта, обладая системообразующим свойством, служит средством синтезирования других элементов в единый целостный организм. Музыка является носителем ценностей, в то время как музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование, музыкальное воспитание выступают в качестве элементов, отвечающих за производство и потребление данных ценностей.

4. Исследование системы музыкальной культуры в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века и в рамках становления татарской музыкальной культуры советского периода показывает, что разработанная концепция позволяет рассматривать музыкальную культуру как динамично развивающееся целое, обогащающееся за счет межкультурного обмена ценностями.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углубленном понимании сущности музыкальной культуры как целостности, с ее многообразными проявлениями. Научное познание системы музыкальной культуры, ее структурных элементов дает возможность выявить механизм и рычаги управления данной системой. Выявление определенных тенденций и закономерностей функционирования системы музыкальной культуры позволяет определить перспективы развития и совершенствования музыкальной культуры общества. Применение данной системы в ближайшей перспективе может позволить существенно влиять на ход и развитие музыкальной культуры современного общества.

Результаты исследования, его выводы и положения могут быть использованы в учебных курсах по культурологии, философии, эстетике, а также в искусствоведческих и музыковедческих дисциплинах.

Апробация работы. Основные выводы и положения нашли отражение в ряде публикаций, а также в выступлениях автора с докладами на научно-практических конференциях, конгрессах международного, всероссийского и республиканского уровней.

1. Шафеев, Р.Н. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Структура музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Вестник СамГУ: гуманитарная серия. - 2007. - №3 (53). - С.223-231.

Публикации в прочих изданиях:

2. Шафеев, Р.Н. Европейские и восточные традиции в татарской музыкальной культуре / Р.Н.Шафеев // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы международного конгресса. - Вестник КГУКИ. - Казань, 2005. - №3 (Специальный выпуск. Часть III). - С.163-165.

3. Шафеев, Р.Н. Музыка как выражение сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. -Белово, 2006. - 4.4. - С.609-613.

4. Шафеев, Р.Н. Музыка как проявление сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Молодежь, наука, культура: исследования и инновации: материалы межвузовских аспирантских чтений. Вестник КГУКИ. - Казань, 2006.-№4.-С.14-17.

5. Шафеев, Р.Н. Понятие музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых (г.Москва). - М.: РИК, 2006. - Т.6. -С.259-263.

6. Шафеев, Р.Н. Проблема совместимости музыки и ислама в контексте татарской музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Концепт и культура: материалы II международной научной конференции (г.Кемерово). -Прокопьевск, 2006. - С. 154-163.

7. Шафеев, Р.Н. Человек в парадигме музыкальной культуры своего времени / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. - Белово, 2006. - Ч.З. - С.468-472.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, а также заключения и списка литературы.

Понятие музыкальной культуры

Музыкальной культуре любой нации присущи свое содержание, характер, свое самобытное лицо. Развитие музыкальной культуры имеет большое значение для развития всего современного общества. Особенно это касается российского общества, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры, что связанно с разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя, признаны мировым сообществом.

На современном этапе понятие «музыкальная культура» все более и более привлекает внимание различных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. Некоторые исследователи, взяв музыкальную культуру как предмет исследования, зачастую обходят вопрос о сущности данного явления. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих исследованиях М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова3, А.Н.Сохор4 и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

Понятие «музыкальная культура» образуется путем использования таких терминов, как «музыка» и «культура». В связи с этим, для выявления сущности музыкальной культуры необходимо, прежде всего, уяснить содержание данных понятий. Правда, следует заметить, что исследователями различных дисциплин проделана уже немалая работа в этом направлении, что, казалось бы, облегчает диссертанту решение стоящей задачи. Однако на данном этапе существует множество дефиниций «музыки», а также «культуры», значительно отличающихся друг от друга по своему содержанию. В связи с этим, автор диссертации считает возможным принять за основу, по крайней мере, учесть те дефиниции, которые, по его мнению, наиболее адекватно выражают суть явления.

На современном этапе о музыке создано немало работ. Обширный исторический материал, касающийся дефиниций «музыки», трактовки его содержания, начиная древними учениями и заканчивая современными исследованиями (включая работы Г.В.Плеханова, Б.В.Асафьева, Г.Кнеплера и др.), содержится в работе З.Лиссы «Введение в музыкологию». Рассматривая несколько десятков определений музыки у различных авторов, З.Лисса в итоге делает вывод, что «сегодня создание определения музыки является делом исключительно трудным», т.к. «каждая эпоха определяет музыку иначе, в зависимости от господствующих взглядов и актуальной музыкальной практики».

Несомненно, из вышеприведенного утверждения не следует делать заключение о непознаваемости феномена «музыки». Однако при определении сущности музыки мы должны учитывать то, что каждая эпоха характеризуется определенным музыкальным языком, стилем, мышлением и другими особенностями.

Принимая во внимание то, что на данном этапе имеется множество различных дефиниций «музыки», а также тот факт, что выявление определения, наиболее объективно выражающее сущность «музыки» оказывается делом чрезвычайно сложным, мы обратимся к авторитетным справочным изданиям.

В одном источнике музыка трактуется как «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека»1.

В другом - «музыка - один из видов искусства, отражающий в художественных образах действительность во всем ее многообразии отношения человека к происходящему»2.

Согласно О.А.Шаповаловой, музыка - «искусство соединения доставляющих удовольствия экспрессивных и понятийных комбинаций вокальных и инструментальных звуков»3.

Т.Попова музыку рассматривает как «искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей нас жизни в звуковых образах»4.

Функции музыкальной культуры

Выработанное научное определение музыкальной культуры как явления требует конкретизации этого понятия, путем анализа множества функциональных проявлений данной сущности. Однако, как показывают теоретические исследования, функциональная характеристика музыкальной культуры связана со множеством трудностей. В отличие от музыкальной культуры, функции культуры, а также функции музыки исследуется довольно активно. На современном этапе функциональный анализ применяется в основном к культуре и к музыке, в отрыве друг от друга. Между тем проблемы функциональных составляющих музыкальной культуры как явления, не сводимого ни к культуре, ни к музыке, как правило, обходятся.

При ознакомлении с работами, в которых ставится вопрос о функциях того или иного явления, обнаруживается не всегда четкое толкование последних. Именно поэтому, прежде всего, хотелось начать с уяснения содержания самого понятия функция. Для выявления сущности «функции» обратимся к справочной литературе.

Так, в одном источнике функция понимается как «1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого» .

В другом - как «отношение двух объектов, в котором изменение одного из них ведет к изменению другого. Функция может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирования)» .

В следующем, «как отношение двух или более объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого»3.

Согласно работе Е.П.Никитина, функция - это «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например функции органов чувств в организме. В математике и логике функцией называется операция сопоставления каждому элементу некоторого класса (называется областью определения этой функции) вполне определенного элемента другого класса (области значений этой функции)» .

М.С.Каганом функция понимается, как «предназначенность некой системы к определенному действию как ее способность проделывать определенную работу»5. А.Ш.Назаровой функция трактуется как - «объективное назначение предмета и явления»1. Именно, последнее, на взгляд диссертанта, является, во-первых, лаконичным, во-вторых (что самое главное) наиболее адекватным.

Выявленная дефиниция «функции» позволяет нам выявить и объективные функции музыкальной культуры, однако, говоря о функциях главного предмета исследования, данная проблема, по сути дела, остается не разработанной (о чем было сказано ранее). На современном этапе исследователями зачастую вовсе обходится вопрос о функциональности музыкальной культуры. Рассмотрим в связи с этим единичные попытки исследователей выявить объективные функции музыкальной культуры.

Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры

Человек, его сущность на протяжении многих веков является предметом исследования представителей различных философских направлений. Длительным был путь к научному познанию сущности самого человека. Ведя исследования, философы во все времена обнаруживали в нем что-то новое. Порой это новое виделось ими как изначально-сущностное, истинно человеческое (впрочем, новизна у этих исследователей зачастую оказывалась неоправданной). Человек рассматривался то лишь как природное явление, то лишь как общественное, игнорируя при этом его другие ипостаси.

К примеру, человек в философии Древней Индии мыслился как часть мировой души. Представители милетской школы, стоящие на позиции гилозоизма, человека представляли как часть космоса (микрокосм), являющийся отражением макрокосмоса.

В концепции Аристотеля человек рассматривался как существо общественное. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «сверхчеловека»: «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»1.

Для Р.Декарта характерен механистический взгляд на человека, рассматривая его в качестве «машины». Человек Л.Фейербахом понимается как часть природы, при этом он оказывается изолированным от социальных связей. Н.А.Бердяевым человек представляется как микрокосм и макротеос:

«Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное и ограниченное»1...

В настоящее же время весьма перспективным в методологическом отношении может быть признана разработка и обоснование более многомерных и объемных моделей природы человека, к примеру, такие как «биосоциальная» (И.Т.Фролов, В.В.Орлов, В.Ф.Сержантов и др.), «биокультурная» (М.Шеллер, А.Гелен, Х.Плеснер, Л.П.Воронкова и др.), «биосоциокультурная» (М.С.Каган, Ю.В.Ларин и др.), ориентирующиеся на то, чтобы достигнутые в этой области результаты рассматривались не как альтернативные, а как взаимодополняющие друг друга начала, которые приближают нас к познанию самой сущности человека (заметим при этом, что признание в человеке социального начала априорно предполагает и культурное, так что нет нужды, как это делают некоторые исследователи, находить в человеке, кроме социального, и культурное начало).

В этой связи, обращает на себя внимание «биосоциальная» модель природы человека, заключающаяся во взаимодействии составляющих ее начал. Биологическое начало - раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве представителя homo sapiens, социальное -раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве индивида, представителя человеческой особи как разумного существа. Следовательно, утверждение человека в мире обусловлено действием одновременно биологических и социальных начал.

Человек не сразу стал тем, кем он является сегодня. Очеловечивание наших отдаленных обезьяноподобных предков, приблизительное описание которых дал нам Ч.Дарвин, имеет весьма большое значение для нашего мировоззрения. Но если дарвинизм изучает, как развивались живые организмы на земле под влиянием естественного отбора, то марксизм показывает нам, каким образом целесообразная деятельность человека в дальнейшем развивала человека и превратила наших обезьяноподобных предков в современных высококультурных людей, которые в процессе своей жизнедеятельности проявляют свои «сущностные силы». А этот факт для нашего исследования является наиболее важным.

Исследования в области «сущностных сил человека» являются одной из попыток познать сущность самого человека. Изучение этого явления для научного познания не является новой (к этой теме обращались многие отечественные исследователи, в различный временной период). Тем не менее, следует заметить, несмотря на обилие работ в этой области, до сих пор по многим аспектам изучаемого явления нет единой точки зрения. Определение содержания понятия «сущностных сил» человека, а так же их классификация до сих пор носят дискуссионный характер.

Страница 1

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который каждое последующее поколение должно «освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума».

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру - воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной культуры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Нюансы образования:

Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у...

Воспитание мальчиков - неженское занятие
Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем...


СОДЕРЖАНИЕ
В ВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание 5
1.2 Особенности развития музыкальной культуры дошкольника 10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 17
2.1 Анализ программного содержания образовательной области «Творчество» и подобласти «Музыка» 17
2.2 Диагностика музыкальной культуры ребенка 19
2.3 Музыка как средство развития ребенка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. В законе РК «Об образовании», в «Концепции развития образования РК до 2015 года подчеркивается, что конкурентноспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности .
Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая есть и созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Сегодня на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, развития его музыкального сознания, формирования системы духовно-нравственных ценностей.
Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.
Вопросы развития музыкальной культуры детей исследовались в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского и др. Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: разработаны содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выявлены формы и методы теоретического и практического музыкально-эстетического воспитания детей, в которых подчеркивается важное значение для личности ребенка формирования и развития собственной музыкально-эстетической культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть теоретико-методологические основы развития музыкальной культуры ребенка как показателя его общего развития.
Объектом исследования является процесс развития музыкальной культуры ребенка.
Предмет исследования – показатель общего развития ребенка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие музыкальная культура, её структура и содержание.
2. Определить особенности развития музыкальной культуры дошкольника.
3. Проанализировать программное содержание образовательной области «Творчество» и подобласти «Музыка».
4. Рассмотреть показатели диагностики музыкальной культуры ребенка.
5 . Рассмотреть музыку как средство развития ребенка.
Методы исследования : изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ

1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание

Понятие «музыкальная культура» в последнее время становится все более употребительным, менее метафорическим и более операциональным. Обычно, к нему обращаются тогда, когда исследовательская или публицистическая мысль, удовлетворившись предметным изучением музыкального текста, обращается к его реальной исторической судьбе .
Понятие «культура» (его объем шире, чем объем понятия «музыкальная культура») фиксирует интегральную характеристику любого самоорганизованного сообщества, взятого со стороны содержания основной консолидирующей его информации. Иначе можно сказать, что культура - это информационная характеристика общества. Под информацией здесь следует понимать не «количественную меру устранения неопределенности», как это принято в кибернетике, а совокупность средств, имеющихся в распоряжении того или иного сообщества, и направляемых им на самоорганизацию, на устранение собственной хаотичности, на установление специфического для данного общества внутреннего порядка. Понятно, что своеобразие этих средств прямо сказывается на своеобразии организованности общества. Вот почему культура при взгляде извне воспринимается как лицевая сторона общества, его обличье, его индивидуальная характеристика .
Но информация - это процесс. В социальных системах - непрерывно протекающий процесс противостояния хаосу. Смысл его заключается в том, чтобы постоянно воспроизводить те представления, отношения и смыслы, которые признаются основополагающими в данном сообществе. Отсюда проистекает необходимость в постоянном воспроизведении однотипной информации.
Музыкальная культура - часть общей системы информационного обеспечения общества, одно из средств упорядочивания общественной жизни. Специфика музыкальной культуры в том, что основным средством упорядочивания воспроизведения в ней представлений, отношений, смыслов, признаваемых существенными для данного сообщества, являются отношения по поводу создания, воспроизведения и восприятия музыки. С этой точки зрения звучащий музыкальный текст оказывается не целью, а средством общественного взаимодействия, опосредующим его звеном, посредником. Так мяч является посредником отношений всех двадцати двух игроков на футбольном поле, всех зрителей этого матча и, плюс к тому, всех, для кого окажется значимым его итоговый счет .
Романс и симфония тоже опосредуют разные общности. Но в чем состоит принципиальное различие между этими общностями (между культурами этих общностей, между их «музыкальными культурами»), не столь очевидно. В обеих музыкальных культурах легко различимы авторская, исполнительская и слушательская позиции. И в этом они сходны. Различия между музыкальными культурами обнаруживаются в их специфической упорядоченности, во взаимоорганизованности позиций «композитор», «исполнитель», «слушатель», т.е. в структурных особенностях этих общностей.
Музыкальный текст, функционирующий в породившей его музыкально-организованной общности (которую можно описать ее музыкальной культурой), не просто пребывает в ней, но самим способом своего существования воспроизводит (подтверждает, актуализирует) структуру этой общности. «Правильное» функционирование музыкального текста воспроизводит присущий данному типу культуры тип его структурированности. Это значит, что та или иная музыкальная культура жива пока и поскольку в обществе актуально функционируют музыкальные тексты, созданные и функционирующие по ее правилам. В этом свойстве музыкального текста - функционируя, воспроизводить структуру «своей» музыкальной культуры - источник его смыслопорождающей способности .
Конечно, музыкальный текст, как и всякий художественный текст, потенциально многосмысленен. Но в данном случае нас интересуют только те смыслы, которые порождаются благодаря самому соответствию между структурами музыкальных текстов определенного типа, с одной стороны, и соответствующей им структурированностью музыкальных культур - если различать их по типу взаимоупорядоченности в них основных функциональных позиций, которые предлагаются их носителям: позиций «композитора», «исполнителя» и «слушателя». Иначе говоря, нас интересуют смыслы и переживания индивидов и групп, вырастающие из их отождествления с одной из названных позиций, и, как следствие, их переживания отношений с другими позиционерами, в соответствии с тем, как это «предписано» участникам данной общности ее музыкальной культурой.
Интересующие нас смыслы, хотя и порождаются в музыкальной среде, но по своей социокультурной природе значительно шире, поскольку упомянутые позиции фиксируют отношения не только музыкальной коммуникации. Например, позиция «авторства» в ряде культур может быть отнесена и к представлению о судьбе или биографии человека. Если в античности индивид не имеет представления о своем жизненном пути как осуществлении собственного творчества, то в культуре романтизма персонажи и их авторы стремятся осуществить свою биографию, в пределе, как собственное свободное творение. Следует предполагать, соответственно, что в музыкальной культуре романтизма авторство должно быть акцентировано и даже гипертрофировано, тогда как в античности музыкальное «авторство» в норме должно оставаться не обнаруженным .
Другой стороной различий между музыкальными культурами должны быть различия в структурах, опосредующих эти общности музыкальных текстов. Иначе говоря, структура романса должна отвечать структуре того типа музыкальной общности, которую романс как тип музыкального текста опосредует и в которой романс генерирует определенные социально значимые смыслы (и для которой он, по крайней мере, не безразличен и не экзотичен). То же можно сказать и о симфонии. При этом привлекаемые здесь для примеров жанровые определения (романс, симфония) лишь представляют, но не исчерпывают тип (или класс) текстов, структурно отвечающих соответствующему типу (классу) опосредуемых ими музыкальных культур. В этом случае точнее было бы говорить о произведениях «типа романса» или «типа симфонии» .
Обращаясь теперь к взаимосоответствию формальных структур музыкальных текстов и соответствующих им музыкальных культур, наметим основную оппозицию: с одной стороны, существуют музыкальные тексты, стабильные в своей завершенности, аутентичные самим себе (мы называем их «вещь», «произведение»), с другой - музыкальные тексты, не имеющие однозначного оригинала, более или менее изменяемые в процессе каждого исполнения. Соответственно различными оказываются структуры музыкальных общностей (музыкальные культуры), в которых такие тексты функционируют: завершенные музыкальные тексты функционируют в музыкальных культурах с отчетливо сформированной авторской позицией «композитор», тогда как в музыкальных культурах с изменяемыми музыкальными текстами авторство не выявлено, зато отчетливо выражена исполнительская функция. При первом приближении можно было бы сказать, что завершенные тексты (они фиксируются нотной записью) отвечают структуре «авторских» музыкальных культур, тогда как изменяемые (не записываемые) музыкальные тексты создаются в рамках «исполнительских» музыкальных культур .
Дальнейший анализ формально ведет нас к различению двух типов «авторских» музыкальных культур. Это сообщества с самостоятельной исполнительской функцией (артист-исполнитель на концертной сцене) и функцией слушателя (в зале). Обозначим его как «Концертный тип музыкальной культуры». И сообщества, в которых слушатель и исполнитель легко меняются местами, занимая одну и ту же площадку (салон, комната в доме). Пусть это будет тип домашнего, любительского музицирования, «дилетантский тип музыкальной культуры».
Формальный анализ «исполнительских» музыкальных культур также позволяет различить в одном случае музыкальные сообщества, где при невыраженности собственно автора его функцию, наряду со своей, берет на себя исполнитель-импровизатор, выступающий перед собравшимися слушателями (джаз-клуб, чайхана на Востоке) – «Импровизационный тип музыкальной культуры». Наконец, в народном музицировании (музыкальная сторона обрядов) ни одна из функций не формализована - фольклор не знает авторской, исполнительской или слушательской специализации («Фольклорный тип музыкальной культуры») .
Таким образом, все проблемы, связанные с изучением человека, обязательно затрагивают сферу культуры. Культура образует мир только человеческого. Она выступает на первый план и при анализе человеческого мира, человеческой действительности, и при анализе социальной жизни людей в этом мире, и в конкретном бытии конкретного человека, в его самосознании. Это те условия и та сфера бытия, в которой человек может проявить себя в полной мере своих возможностей.
Анализ современной научной литературы позволил определить различные подходы к определению понятия «музыкальная культура». Музыкальная культура личности, по Ю.Б. Алиеву, выступает как сложное интегративное образование, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей человека, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, проявление эмоционального отношения к музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критичность) . Исследователи определили, что критериями, определяющими качество музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, знания и оценочные представления о музыке.

1.2 Особенности формирования музыкальной культуры дошкольника

Уже навтором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной .
У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.
К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3-4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.
Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения .
На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.
Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.
Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным) .
Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную.
В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).
Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни .
Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения .
Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально- дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре - си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.
У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы .
Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на мелодическом ударном инструменте - металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы и др.).
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы .
Интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы - до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений - гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ .
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций. По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре .
Седьмой год жизниявляется очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку .
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы - ре, ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает бoльшую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни и возникает потребность в их повторном исполнении.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.
В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Расширяется исполнительский репертуар. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать практически все дети данной возрастной группы .
Активно развиваются музыкально- творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.
и т.д.................

Музыкальная культура. Характеристика понятия "музыкальная культура" , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это - сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

Способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка(рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart