Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Места связанные с русскими писателями. Тема дворянской усадьбы в русской литературе

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Среди вековых деревьев когда-то бродили гении русского слова. Чудесные пейзажи приносили им вдохновение, а родные сердцу края дарили душевный покой. Сколько тайн хранят стены местных домов: чем жили их владельцы, как создавали свои произведения? Таких дворянских гнезд в России несколько десятков. Стоит посетить хотя бы некоторые из них.

Мелихово

Имение А. П. Чехова расположено в 55 км от Москвы. Когда писатель возвращался домой из дальних поездок, первыми его встречали Бром Исаевич и Хина Марковна — любимые таксы, которые в Мелихово ходили за хозяином по пятам, даже спали с ним в одной комнате. Работники музея могут рассказать много интересных подробностей из жизни Чехова. Кроме маленькой уютной усадьбы в Мелихово, стоит увидеть «Аллею любви», огород «Уголок Франции» и флигель, где была создана «Чайка».

Овстуг

В особняке в Брянской области прошло детство Тютчева. По его собственному признанию, именно в этих местах он «мыслил… и чувствовал впервые». Тютчевы часто устраивали в имении праздники, вечера поэзии. А сейчас любой желающий может почувствовать себя гостем этой радушной семьи, пройтись по липовым аллеям и отдохнуть в беседке на берегу пруда.

Спасское-Лутовиново

Это имение под Орлом принадлежало матери Тургенева, урожденной Лутовиновой. Буквально все в этой усадьбе пронизано духом былых времен: в экспозиции музея только подлинные вещи Ивана Сергеевича, в парке до сих пор растет дуб, собственноручно им посаженный, сохранилась даже скамейка, на которой часто сидели друзья писателя: Фет, Толстой, Некрасов. Кажется, что время здесь отстает от московского на два столетия! Символично, что местная аллея образует цифру XIX.

Константиново

Константиново — село в Рязанской области, в котором родился Сергей Есенин. Туристов ждет не обширное имение с роскошной усадьбой, а скромный домик с березками за окном. Константиновская природа не раз воспевалась поэтом. Есенин часто сидел за часовней на высоком берегу реки, вглядываясь вдаль, возможно, обдумывая строки очередного стихотворения. Виды на окские просторы здесь действительно завораживающие. Все в этом селе пронизано русским духом, и этим все сказано. Мирные пейзажи, деревянные домики, белые березки, Казанская церковь у реки — вот что когда-то вдохновляло поэта, а сейчас восхищает туристов.

Болдино

Самое многолюдное из всех сохранившихся дворянских имений — конечно же, Болдино. В родовое гнездо Пушкиных каждую осень стекаются поклонники творчества великого писателя. Всем хочется увидеть то самое «пышное природы увяданье», воспетое поэтом. Пушкин очень любил это имение. За одну только осень 1830, вошедшую в историю как Болдинская, он создал более 50 произведений! Сказались и умиротворяющая атмосфера вотчины, и любимое время года писателя.

Публикации раздела Литература

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

З агородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, - это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Одним из известных дачников был Лев Толстой . Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина - одного из героев романа «Анна Каренина» .

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба - это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных - они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее» .

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева - просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]- Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу - словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий - так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, - была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова . Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово . Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Антон Чехов, «Дом с мезонином»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек - купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Антон Чехов, «Вишневый сад»

Иван Бунин

Иван Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы - не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина - это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

Иван Бунин, «На даче»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда - он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась тихая».

Иван Бунин, «Митина любовь»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты - отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.


20 апреля 2018 года

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Н. Огарев (1842)

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 году Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых людей на службу в армию и положить конец дроблению дворянских имений. Владение землей было связано с обязанностью нести государственную службу, поэтому дворяне редко посещали свои имения. Во второй половине 18 века император Петр III подписал указ от 18 февраля (1 марта) 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время, могли служить или не служить, свободно выезжать за границу или жить в своем имении. После издания этого указа многие землевладельцы перебрались в свои родовые усадьбы и с новыми силами стали их облагораживать, приводить в порядок, перестраивать, разбивать изумительные ландшафтные ансамбли, по аналогии с европейскими ландшафтными школами, но на русский манер и с учетом климата средней полосы России.

Жизнь в усадьбе была простой и спокойной, отличной от жизни в городе. Для расположения главного дома в усадьбе выбиралось место на возвышенности, откуда открывались самые красивые виды на окружающую природу. Въезд в усадьбу проходил по дороге через главную аллею имения и, далее, по большому кругу парадной зоны - партера с цветниками и газоном. За усадебным домом, как правило, располагался французский регулярный парк. Иногда регулярный парк заканчивали оранжереей с диковинными растениями. Отдельная часть имений отводилась фруктовым садам и огороду, так как усадьбы жили натуральным хозяйством. Некоторые помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, продолжавшего регулярный французский и плавно перетекавшего в рощи и леса, которые окаймляли усадьбы. Каскадные пруды и мостики, плавные витые тропинки, аллеи еловые, липовые, березовые, яблоневые и вишневые сады, заросли шиповника и сирени, садовые павильоны и беседки - все это создавало неповторимый дух ландшафта русской усадьбы.


Русские писатели и поэты до революции в большинстве своем были представителями дворянства и имели свое родовое гнездо, свое имение. Тема дворянской усадьбы с ее садами, парками, рощами и аллеями проходила красной нитью в "Обломове" Гончарова, в "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях" Тургенева, в Гоголевских "Мертвых душах" и во многих других произведениях классиков отечественной литературы.

Одним из примеров такой "малой родины" является Тургеневское родовое гнездо, ныне Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, где дом и строения окружены старинным парком, разбитым основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым на рубеже XVIII-XIX веков. В романе Тургенева "Новь" имение описано так: "Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми "клумбами"; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи". Аллея посажена была писателем во время ссылки. В романе Тургенева "Рудин" описана беседка, образованная кольцом из лип. Сирени, жимолости, липы, ясени, дубы, ели, тополя… Многие растения средней полосы России украшали усадьбу Тургенева. Более двух тысяч экземпляров деревьев сохранилось на территории усадьбы и по сей день.


Отчий дом писателя Ивана Гончаров, находившийся в Симбирске на Волге, имел шикарный сад и большой просторный двор. В главных своих произведениях "Обломов" и "Обрыв" Гончаров вернулся мыслями в Поволжье. Пейзажи русских усадеб, картины родной природы, сады, естественные леса и рощи, высокий берег Волги играли чуть ли не ведущую роль в произведениях Гончарова. Русские ландшафты Гончарова не столь "причесаны", как регулярные французские, и менее театральны, чем пейзажные английские, но очень гармоничны, как сады вблизи Волги.

Другой известный садово-парковый ансамбль, мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", расположен в Тульской области. Здесь жил и творил великий писатель более пятидесяти лет. Дед писателя, С.Н. Волконский, прообраз старого князя Болконского из романа "Война и мир", перестроил и заложил основной облик усадьбы. Сады, парки, пруды, оранжерея, въездная березовая аллея ("прешпект") - все эти элементы ландшафта яснополянинской усадьбы неоднократно описаны на страницах романа "Война и мир" как имение отца Андрея Болконского "Лысые горы":

"…Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

А проехать в санях можно? - спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел…"

В Ясной Поляне по указу С.Н. Волконского был разбит "англицкий сад" - небольшой ландшафтный парк в английском стиле, с бересклетами, полыхающими осенью малиново-розовым цветом.


Описание имений, их судеб, расцвета и упадка классиками отечественной литературы необыкновенно интересно для историков и литераторов. Но не менее занимательно смотреть на описания русских имений в произведениях русских писателей глазами ландшафтного архитектора.

В романе А.С. Пушкина "Дубровский" фигура князя Верейского, пятидесяти лет, являет тип дворянина, большую часть времени проводившего за границей, предающегося "излишествам" посредством больших доходов от своего имения Арбатово. Усадьба князя Верейского располагалась на берегу Волги: "Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность". В силу своей любви к "рассеянному образу жизни", Верейскому импонировал пейзажный английский стиль. Усадьба Арбатово поражала безлюдьем с "чистыми и веселыми избами". Господский дом был выстроен из камня, во вкусе английских замков, "перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон". Роскошь усадьбы соседа, своенравного русского барина, генерала-аншефа в отставке, помещика Троекурова, не нравилась Верейскому. Ему, владельцу английского парка, был чужд старинный сад Троекуровской усадьбы Покровское "с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями". А.С. Пушкин, написавший свой роман в начале 19 века, в 1830-е годы, показал, что князь Верейский отдавал предпочтение английским образцам зеленой архитектуры как модному, тщеславному и амбициозному. И не удивительно. Ведь регулярный французский геометрический стиль парков, вошедший в моду в 18 веке, на стыке 18 и 19 веков, повсеместно в Европе вытеснялся английским пейзажным. В то же время, другой герой романа "Дубровский", богатый Троекуров, был консервативен, имел псарню, старинный сад на русско-французский манер, а в огромном каменном доме построил бельведер (башню над крышей) для обозрения своих владений. Кстати, итальянское слово belvedere, или французское bellevue, значит в переводе на русский язык "прекрасный вид".


В 19 веке объемы усадебного строительства резко сократились. После реформы 1861 года многие усадьбы сменили владельцев на фабрикантов, промышленников, купцов. Усадьбы не приносили больше оброк своим владельцам, а требовали применять к себе коммерческое руководство и управление, так как представляли большие хозяйственные механизмы, с постройками, парками и садами, нуждающимися в постоянном уходе. В период Первой мировой войны некоторые усадьбы использовались под лазареты. А после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы, а усадьбы или разрушены или переданы государственным учреждениям - школам, санаториям, институтам. Парки зарастали порослью, плодовые сады погибали и приходили в упадок.

Усадебное наследие России в наши дни, к сожалению, удалось сохранить не полностью. "Родовые гнезда" русских писателей и поэтов как историко-культурные памятники федерального значения, литературные музеи и садово-парковые ансамбли, описанные в русской классической литературе, представляют большую историческую ценность. Музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово", "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого, бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (ныне село Лермонтово), мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", Усадьба Некрасова в Карабихе, Музей-заповедник Островского в Щелыково, Даровое и усадьба Достоевского, Музей-усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева - вот лишь неполный список имений в окружении старинных парков, описание которых легло в основу золотого фонда русской литературы.

Борисюк Марина Александровна ,

инженер-физик (специальность "Радиационная безопасность человека и окружающей среды"),

ландшафтный дизайнер,

руководитель программы "Сад Авантаж"