Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лев толстой. Лев Николаевич Толстой: краткая биография и творчество Юношеская “бурная жизнь”

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Лев Толстой - известнейший русский писатель, на весь мир прославившийся своими произведениями.

Краткая биография

Родился в 1828 году в Тульской губернии в дворянской семье. Детство провёл в имении Ясная поляна, где получил начальное домашнее образование. У него было трое братьев и сестра. Воспитывали его опекуны, так в раннем детстве при рождении сестры умерла мать, а позже, в 1840 году, отец, из-за чего вся семья переехала к родственникам в Казань. Там он учился в Казанском университете на двух факультетах, но решил бросить учёбу и вернуться в родные места.

Два года Толстой провёл в армии на Кавказе. Храбро участвовал в нескольких сражениях и даже удостоился ордена за оборону Севастополя. У него могла бы выйти хорошая военная карьера, но он написал несколько песен, высмеивающих военное командование, в результате чего ему пришлось уйти из армии.

В конце 50х годов Лев Николаевич отправляется путешествовать по Европе и возвращается в России после отмены крепостного права. Ещё во время своих путешествий он был разочарован европейским образом жизни, так как увидел очень большой контраст между богатыми и бедными. Именно поэтому, вернувшись в Россию, он был рад тому, что крестьяне теперь поднялись.

Женился, в браке родилось 13 детей, 5 из которых умерли ещё в детстве. Его жена, Софья, помогала своему мужу, переписывая аккуратным почерком все творения своего супруга.

Он открыл несколько школ, в которых всё обставил по своему желанию. Сам составлял школьную программу - вернее, отсутствие таковой. Дисциплина для него не играла ключевой роли, он хотел, чтобы дети сами тянулись к знанием, поэтому основной задачей учителя являлось заинтересовать учеников, чтобы те хотели учиться.

Его отлучили от церкви за то, что Толстой выдвигал свои теории о том, какой же должна быть церковь. Всего за месяц до своей смерти он решил тайно уехать из родного имения. В результате поездки сильно заболел и умер 7 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной поляне у овраге, где он любил играть в детстве со своими братьями.

Литературный вклад

Писать Лев Николаевич начал ещё во времена учёбы в Университете - в основном это были домашние задания по сравнению различных литературных произведений. Считается, что именно из-за литературы он и бросил учёбу - он хотел посвящать чтению всё свободное время.

В армии работал над своими «Севастопольскими рассказами», а также, как уже было сказано, сочинял песни для своих сослуживцев. По возвращении из армии принимал участие в литературном кружке в Петербурге, откуда и отправился в Европу. Он хорошо замечал особенности людей и старался отразить это в своих произведениях.

Толстой написал множество самых разных произведений, но всемирную славу получил благодаря двум романам - «Война и мир» и «Анна Каренина», в которых с большой точностью отразил жизнь людей тех времён.

Вклад этого великого писателя в мировую культуру громадный - именно благодаря ему многие люди узнали о России. Его произведения издаются и по сей день, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Лев Николаевич Толстой — один из величайших русских писателей, внёсший невероятный вклад в нашу классическую литературу. Из под его пера вышли монументальные труды, получившие мировую известность и признание. Он считается одним из лучших писателей не только в русской литературе, но и в масштабах всего мира.

Великий писатель родился в начале осени 1828 года. Его малой родиной стало село Ясная Поляна, расположенное на территории Тульской губернии Российской империи. В дворянской семье он оказался четвёртым по счёту ребёнком.

В 1830 году случилось огромное горе — ушла из жизни его мать, принцесса Волконская. Вся ответственность за детей легла на плечи отца семейства, графа Николая Толстого. Помогать ему вызвался двоюродный брат.

Николай Толстой умер через 7 лет после смерти матери, после чего опекой детей занялась тётя. И та умерла. В итоге Лев Николаевич с сёстрами и братьями оказался вынужден переехать в Казань, где жила вторая тётя.

Детство, омрачённое смертями родных людей, не сломило дух Толстого и в произведениях он даже идеализировал воспоминания из детства, с теплотой вспоминая об этих годах.

Образование и деятельность

Начальное образование Толстой получал на дому. В качестве преподавателей были выбраны люди, владеющие немецким и французским языками. Благодаря этому Лев Николаевич без труда был принят на обучение в Императорский Казанский университет в 1843 году. Для обучения был выбран факультет восточных языков.

Учёба не далась писателю и из-за низких оценок он перевёлся на юридический факультет. Трудности возникли и там. В 1847 году Толстой покинул университет, не закончив обучение, после чего вернулся в родительское имение и занялся там ведением сельского хозяйства.

В этой стезе ему тоже не удалось достичь успеха из-за постоянных поездок в Москву и Тулу. Единственное успешное дело, которым занимался Толстой, — ведение дневника, в дальнейшем создавшего почву для полноценного творчества.

Толстой любил музыку, в число любимых композиторов входили Бах, Моцарт и Шопен. Произведения он играл сам, наслаждаясь звучанием эпохальных произведений.

В то время, когда у Льва Николаевича гостил старший брат, Николай Толстой, Льву было предложено поступить в армию в качестве юнкера и отслужить в Кавказских горах. Лев согласился и до 1854 года служил на Кавказе. В этом же году его перевели в Севастополь, где он принимал участие в сражениях Крымской войны вплоть по август 1855 года.

Творческий путь

Во время военной службы Толстой имел и свободные часы, которые уделял творчеству. В это время он написал «Детство», где описал наиболее яркие и любимые воспоминания о детских годах. Рассказ был опубликован в журнале «Современник» в 1852 году и был тепло принят критиками, оценившими мастерство Льва Николаевича. Тогда же писатель познакомился с Тургеневым.

Даже во время битв Толстой не забывал про своё увлечение и написал «Отрочество» в 1854 году. Параллельно проводилась работа над трилогией «Севастопольские рассказы», причём во второй книге Толстой провёл эксперименты с повествованием и часть произведения представил от лица солдата.

По завершению Крымской войны Толстой решил уйти из рядов армии. В Санкт-Петербурге ему не составила труда войти в круг известных литераторов.

Характер у Льва Николаевича был упрямый и высокомерный. Он считал себя анархистом, а в 1857 году уехал в Париж, где проиграл все деньги и вернулся в Россию. В это же время вышла книга «Юность».

В 1862 году Толстой издал первый номер журнала «Ясная Поляна», которых всегда вышло двенадцать. Тогда же Лев Николаевич и поженился.

В это время начался настоящий расцвет творчества. Были написаны эпохальные произведения, в числе которых роман «Война и мир». Его фрагмент появился в 1865 году на страницах «Русского Вестника» с наименованием «1805 год».

  • В 1868 году вышло три главы, а на следующий роман оказался полностью закончен. Несмотря на вопросы касательно исторической справедливости и освещения событий Наполеоновских войн, все критики признали выдающиеся особенности романа.
  • В 1873 году началась работа над книгой «Анна Каренина», в основу которой легли и реальные события из биографии Льва Толстого. Публикация романа осуществлялась фрагментами с 1873 по 1877 годы. Публика восхитилась произведением, а кошелёк Льва Николаевича пополнился крупными гонорарами.
  • В 1883 году появилось издание «Посредник».
  • В 1886 году Лев Толстой написал повесть «Смерть Ивана Ильича», посвящённая борьбе главного героя с нависшей над ним угрозой смерти. Он приходит ужас от того, сколько нереализованных возможностей было во время его жизненного пути.
  • В 1898 году вышла повесть «Отец Сергий». Через год — роман «Воскресение». После смерти Толстого нашли рукопись повести «Хаджи-Мурат», а также рассказ «После бала», опубликованный в 1911 году.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1851 осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». В 1879 начинает писать "Исповедь". 1886 "Власть тьмы", в 1886 пьесу "Плоды просвещения", в 1899 году на свет выходит роман "Воскресенье", драма "Живой труп" 1900, повесть "Хаджи-Мурат" 1904. Осенью 1910 года, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
“То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят”.

ЖИЛЕТКА

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.
Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.
Пришел старший приказчик к купцу и говорит: “Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать”.
Купец говорит: “А кто украл?” Старший приказчик говорит:
“Иван Петров, сам признался”.
Купец подумал и говорит: “Ивана Петрова надо простить”.

Приказчик удивился и говорит: “Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают”. Купец говорит: “Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить”.

Так и простили Ивана Петрова.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: “Зелены еще”.

УДАЧА

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: “Ты с чем же домой поедешь?” Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
“Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет”.
Рыбак и говорит:
“Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит”.

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

“То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться”.

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

СУДОМА

В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки.

На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришел черед виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь.

Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики.

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

“Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано”.

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

ОРЕЛ

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

МЫШЬ ПОД АМБАРОМ

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житье было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

“Идите, — говорит, — ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет”. Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: “И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!”
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:
“Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся”.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.

ПЕТР I И МУЖИК

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит: “Божья помощь, мужик!”
Мужик и говорит: “И то мне нужна божья помощь”.
Царь спрашивает: “А велика ли у тебя семья?”

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит: “Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу”.
Царь и говорит: “Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду”.
Мужик говорит: “Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо”.
Царь и говорит: “Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня”.

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали. Стал дорогой царь мужика спрашивать: “Далече ли ты, мужичок, бывал?”

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает: “А где же царь?”

Говорит ему Петр Алексеевич: “Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь”.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
“Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
“Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: “он ветер делает”, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

“В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас”.
Петух и говорит:
“Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов”.

// Февраль 4, 2009 // Просмотров: 113 302