Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Краткая биография назаренко. Игорь Новиков, Татьяна Назаренко: «Есть профессия Художник. Она безумно сложная». — Как ты стала художником

"I think, a person must constantly strive for something beautiful, no matter how trite it may sound"
Tatyana Nazarenko

«На мой взгляд, человек должен постоянно стремиться к чему-то прекрасному, как бы банально это не звучало»
Татьяна Назаренко

Nazarenko"s works are characterized by a philosophical sense of time, which is interpreted as a continuous stream. Her painting is distinguished by the breadth of plastics, the variety of artistic means, clear rhythm, decorative color, the conventionality of space, grotesque and the variety of unexpected compositional solutions. The artist is constantly in search of new artistic means, expressiveness and originality of plastics. Many of her works are autobiographical.

Начало творческого пути Татьяны Назаренко приходится на конец шестидесятых – начало семидесятых годов прошлого века. Она дебютировала на выставках в то время, когда «суровый стиль» шестидесятников стал уходить в прошлое. Молодые художники семидесятых широко применяли метафоры, иносказания, притчи, смело прибегали как к пластическому языку классики, так и к художественным приемам и образам самых разных эпох и направлений в искусстве.

Уже ранние работы Татьяны Назаренко «Казнь народовольцев», «Партизаны пришли», «Декабристы», «Пугачев» привлекали внимание своей новой художественной концепцией. Конкретное историческое событие, изображенное с подчеркнутой достоверностью, было обращено в настоящее, раскрывало глубинную связь времен. Творчество Назаренко было направлено против «беспамятства», заставляло вести диалог с прошлым. Сопоставляя прошлое и настоящее, обращаясь к историческим событиям разных эпох, она стремилась раскрыть духовную суть своих героев, выраженную в глубокой патриотичности и высокой гражданственности их мыслей, чувств и поступков.

Для ее картин характерно философское ощущение времени, которое трактуется как непрерывный сплошной поток. Живописные работы Назаренко отличает широта пластики, разнообразие художественных средств, четкий цветовой ритм, декоративность цвета, условность пространства, гротесковость, графичность, разномасштабность и неожиданность композиционных решений.

Ее творчество говорит о постоянном поиске новых художественных средств, максимальной выразительности и неординарности пластики. Многие работы Назаренко автобиографичны. Например, ее "Циркачка", балансирующая на натянутой проволоке над толпой завистников и недоброжелателей.

Назаренко преднамеренно деформирует фигуры и лица людей, уверяя при этом, что она ничего не преувеличивает, все персонажи списаны с натуры и предельно реалистичны.
Американский критик Дональд Куспит назвал реализм Назаренко абсурдистским - по реальности (период развитого социализма), породившей его. Назаренко не чуждается ярлыков, без которых критики не могут обойтись. Наоборот, она с каким-то вызовом называет себя реалистом, словно защищая свое право на этот устаревший и немодный жанр…
Её реализм - примитивистский, носит несколько лубочный характер. Но уж точно он не имеет ничего общего с социалистическим, изображавшим жизнь не такой, какой она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Может быть, на фоне этих фальшивых залакированных сюжетов и набивших оскомину стереотипов, ее искусство шокирует. Иногда кажется, что она решила взрывать эти стереотипы пародией…

Со временем ее живописные «театры» становились все более драматически-гротескными, включая элементы сюрреалистического «черного юмора» - сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства.
С 1996 она часто придавала своим образам трехмёрность, дополняя или заменяя свои полотна комбинациями силуэтных фигур в размер натуры, как бы вышедших из картины в реальный мир - инсталляции: Переход, 1996; Мой Париж, 1997. (Белла Езерская)

Татьяна Назаренко:

Жизнь меняется, искусство приобретает новые формы. Я вот все время была живописцем, а потом увлеклась фанерными фигурами, у меня было две выставки фоторабот... Я хотела продолжать поиски дальше, но, благодаря преподаванию в Суриковском, снова вернулась к живописи. Потому что объяснять, как писать, и не притрагиваться к холсту, чрезвычайно трудно. (цит. по статье Анны Чепурновой «Татьяна Назаренко. В поисках новых форм»).

Биография
Татьяна Григорьевна Назаренко родилась в Москве 24 июня 1944 года
В 1968 году окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, (педагоги: А.М.Грицай, Д.Д.Жилинский, В.И.Шильников и др.)
С 1969 года член Союза художников СССР
В 1969–1972 годах работала в мастерской Академии художеств СССР под руководством Г.М.Коржева
1975 г. - первая групповая выставка в Москве (Т.Назаренко, О.Лошаков, О.Вуколов, И.Орлов, В.Рожнев)
1987 г. - первые персональные выставки (Киев, Одесса, Львов и за рубежом - Леверкузен (ФРГ)
1989 г. - персональная выставка в ЦДХ (Москва)
В 1998 году становится членом-корреспондентом Российской академии художеств
1999 г. - профессор, руководитель мастерской в МГАХИ им. В.И.Сурикова
В 2001 году становится действительным членом, членом президиума Российской академии художеств
В 2003 году Т.Г.Назаренко присвоено звание «Заслуженный художник России»

Ее картины находятся в собраниях многих музеев России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др., а также в галереях и частных собраниях (США, Франции, Италии, Англии, Турции, Германии, Финляндии, Чехии, Польши и др.)

Регалий у Татьяны Назаренко более чем достаточно: лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств, член президиума этой академии. К тому же эта светская львица защитила диссертацию, а ее картины находятся в самых престижных музеях Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина, в нашей Третьяковке, в Русском музее в Питере...

Е е искусство стало классикой. Работы Татьяны Назаренко заслуженно дорого стоят. Но в канун недавнего юбилея Татьяна... решилась на разговор не об искусстве, а о своей судьбе, событиях и ощущениях очень личных.

— В детстве я была угловатой, застенчивой, нескладной девочкой, — вспоминает художница. — Мама всегда боялась, что я никогда не выйду замуж. Поэтому мне давали такое воспитание: танцы, музыка, рисование...

— Как ты стала художником?

— Сначала была музыкальная школа. И уже потом я поступила в художественную школу при Суриковском институте. Дети, поступая туда, имели специальную подготовку, занимались с преподавателями по нескольку лет. Я даже не знала значения слов «натюрморт», «пейзаж», «акварель», «масляные краски». Перед экзаменом по живописи преподаватель мне все популярно объяснил. Потом я поступила в институт. Окончив его в 1969 году на «отлично», попала в мастерскую Академии художеств. Через некоторое время среди очень немногих старших коллег была премирована месячной поездкой в Италию.

— Сравни себя сейчас и ту в 70-х годах. Что бы ты хотела вернуть из прошлого? Может, жажду жизни?

— Ничего! Я и так полна жажды жизни. Ощущаю себя лет на 30, даже на 25! Хотя молодыми мы много открывали для себя. Мотались, как живчики, по всем музеям и выставкам. Усталыми шли к автомату, выпивали пару доз портвешку по 40 копеек, хохотали, возвращались в суриковские мастерские и писали, как звери. Мысли после «красненького» смелели и оттачивались.

Позже меня стало многое волновать, например, противоречие человека и власти. Среди приговоренных к повешению была Софья Перовская, которую я написала с фотографии Натальи Горбаневской, а мудрый и бородатый человек рядом с ней на эшафоте — Андрей Синявский, писатель и философ, изгнанный из СССР. Тогда об этом никто не знал. Открыто выступать против строя я не могла, не хотела внести в дом еще одно горе. Бабушкин муж, мой дед, был расстрелян в 1937-м...

«Народовольцы» долго ходили по разным выставкам: от московской городской до всесоюзной. Я получила за нее комсомольскую премию. Еще не взяв деньги в руки, решила их пропить. Пригласила друзей помочь это сделать. «Комсомольские — никогда!» И все друзья вместе с преподавателем Дмитрием Жилинским дружно отказались пить на эти деньги. «Ну тогда приходите ко мне на день рождения, 24 июня», — не растерялась я. Мы объедались бабушкиными пирожками. Я вспоминаю эту комсомольскую премию, как пощечину от друзей.

— Что за казус произошел с картиной «Партизаны пришли», которую сняли с выставки, поскольку рядом с виселицей углядели лежащего мертвого Ленина?

— На самом деле лежал художник Виктор Попков, который мне позировал. Так что претензии комиссии были абсурдны, хотя усы и бороду Виктор носил под вождя революции. Мне пришлось на картине лицо закрыть платком. Сделала и жалею. После этого случая почти сразу же Попков был случайно убит на улице при нападении бандитов на инкассаторов. Прямо мистика какая-то. Мои «Партизаны» находятся сейчас в Третьяковке. Думаю, не вернуть ли мне лик художника на место, коль так вышло?!

— А у тебя было много советчиков в жизни?

— У меня была очень мудрая бабушка. Она мне многое советовала, но замуж я вышла вопреки ее совету, хотя обожала ее. «Если ты выйдешь замуж за него, я умру» — так отреагировала бабушка, узнав моего первого жениха. «Хорошо, бабушка, я не выйду, только не умирай». И тогда на ночь глядя бабушка сказала: «Я не умру, делай что хочешь».

— Второй муж ей, кажется, понравился?

— Да, бабушка любила красивых и деловых мужчин. Александр имел свой бизнес и, кроме того, очень мне помогал в работе. Оформлял, продавал картины. Саша выпилил толстые фанерные контуры 130 картин. Это были силуэты, подсмотренные мною в переходах, это люди разных характеров, прямо социальный срез общества. Люди 90-х в переходах — это интеллигенты, служащие, пенсионеры, которые враз стали нищими. Их объединяли озабоченность, неустроенность, они оказались за бортом. Это был переходный период нашего общества.

— Эта тема исчерпала себя?

— Частично, конечно, да, хотя люди стали другими, менее ершистыми. Поколение за 10 — 12 лет изменилось. Мы с Сашей расстались, и я научилась выпиливать сама, хотя «обманки» — уже пройденный этап.

— А что, по-твоему, любовь? Привычка, внутреннее движение, болезнь?

— Нет-нет. Что такое любовь, я не знаю. Пожалуй, это пристрастие к одному мужчине. Я любила и первого, и второго мужа и не понимаю, как можно жить с мужчиной без любви. Хотя любви я жду всегда, жду с нетерпением. Для меня понятие «выйти замуж по расчету» невозможно. По расчету я ничего не делаю.

— Ты совсем не пишешь картины о плотской любви, хотя романтические отношения с мужчинами, подозреваю, — часть твоей жизни.

— Истинной правды о любви и сексе я не знаю. Все просто идет само собой. Но чем дольше я живу, тем меньше знаю, как начинать романы, как безвредно для обоих заканчивать. Вопреки советам глянцевых женских журналов, я люблю звонить мужчинам первой, особенно красивым. Часто корю себя за это. Сказывается нехватка романтики в молодости. Был у меня роман с человеком, который младше меня на много лет. Я только что вернулась из Германии, накупила много одежды — модной и разной и, не распаковывая чемоданов, рванула в Пицунду. В поезде познакомилась с молодым парнем. Так вот этот чемодан за все время отдыха я так и не распаковала. Не до модной одежды было.

— Ну а если произойдет опять любовь, ты готова к этому? Вдруг мужчина захочет иметь общего ребенка?

— Я и сама мечтаю о девочке. Сейчас со мной может быть все что угодно. Я — здоровая сильная женщина. В мире немало дам, которые легко рожают в моем возрасте. Я только что недавно проверялась, и организм у меня, как у 30-летней женщины. А ты знаешь, сколько мне сейчас лет? Мне много лет...

— Чтобы вырастить ребенка, нужны здоровье и деньги. Представь себе, что живопись невостребована. Как бы ты зарабатывала деньги?

— Мало ли как. Я не боюсь ничего и нормально отношусь к физической работе. Я могу делать что угодно: выращивать в теплице овощи и продавать соседям. Могу петь, в конце концов, в ночных клубах, принадлежащих друзьям.

— Ты хорошая хозяйка? Любишь свой дом?

— Я очень привязчива к каким-то вещам, обожаю старую мебель. Люблю посуду бело-синюю. Привожу сервизы из Германии, Италии и Чехии. Покупаю только антиквариат. Люблю потчевать гостей из хороших тарелок. После ухода понимаю бессмысленность затеи — посуду бьют. Я не приучена к приходящим кухаркам, поэтому могу быстро приготовить обед, люблю печь пирожки. Это делается быстро, поскольку я и моя семья равнодушны к еде, хотя кулинарию как вид искусства я признаю, но дальше отбивной с луком и картошкой я не иду. Люблю засаливать сама норвежскую семгу, опускаю просто кусок рыбы в рассол (соль и сахар) ровно на три часа — и к столу. Консервирую огурцы с чесноком, помидоры и кабачки. Радуюсь, когда мое производство оценивают гости. А по большим праздникам могу испечь торт «Наполеон» по бабушкиному рецепту. Семь коржей прокладываются заварным кремом — и под груз на полтора-два дня.

— По воскресеньям у тебя вся семья садится за стол, пропускаете рюмочку?

— Нет, ни первый муж, ни второй, ни дети у меня совершенно непьющие. А сама я люблю! Но одна же не будешь пить.

— О тебе говорят, что ты сделана из крепкой стали — пробьешь все, что захочешь.

— Это только видимость!

Беседовал Анатолий МЕЛИХОВ

В материале использованы фотографии: АНАТОЛИЯ МЕЛИХОВА

Назаренко Татьяна Григорьевна (род.1944)

Живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.
В 1955–1962 училась в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова , затем в 1962–1968 в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у Д.Д.Жилинского.
В настоящее время преподает в этом же институте. Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ.
Т.Г.Назаренко является одним из лидеров художественной жизни 1970-х годов. Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации, ирония. Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто". Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь народовольцев", 1969–1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о событии. Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.

Родилась 24 июня 1944 года в Москве.
Окончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова в 1968 году.
С 1969 по 1972 работала в мастерской при Академии художеств СССР.
C 1969 года член Союза художников.
Лауреат Государственной премии России 1993 года.

В каких собраниях работы

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве,
Государственном Русском музее С.-Петербурге,
художественных музеях Саратова, Вологды, Киева, Архангельска, Перми, Николаева, Брянска, Новокузнецка, Новосибирска, Элисты, Ростова-на-Дону, Братиславы, Ростока, Берлина, Софии,
музее П.Людвига, Аахен, Германия,
частных коллекциях в Германии, Франции, Финляндии, Турции, Италии, Великобритании, Испании, Португалии, США,
фонде Кремоны, фонде Вейсмана в США.

Участие в выставках, аукционах

1975 5 московских художников. Москва;
1978 3 московских художницы 3-х поколений. Берлин, Росток, Шверин, Халле. Германия;
1981 23 московских художника. Центральный Дом художника. Москва;
1982 Russische Malereiheut. Thoma Levy Galerie. Гамбург. Германия;
1982-83 Выставки советских художников из коллекции П.Людвига. Кельн, Любек, Ребензбург, Майнс. Германия; Вена. Австрия; Тибург. Нидерланды; Онстад, Ховикодон. Швеция;
1984 Russische kunst des zwanzigsten jahnunderts. Sammu long Seemjonow Galeria der stadt essfibgen an Neckar. Germany;
1986 Art of Moscow. Западный Берлин;
1986 Kunstlerinnenaus der sowjetunion. Kunsthalle Recklinghausen. Germany;
1987 Contemporary Soviet Art. Selection from c. Norton T. Dodge. Kennesaw College Art Gallery. USA;
1987 Персональная выставка. Одесса, Киев, Львов. Украина;
1987 - 88 Персональная выставка. Леверкузен, Бремен, Олденбург. Германия;
1988 Русский авангард и современное искусство. Аукцион "Сотбис". Москва;
1988 Sowjetkunst heute. Музей П. Людвига. Кельн. Германия;
1988 International images. Cевиклей. Пенсильвания. США;
1989 Von der revolution zur perestroika. Работы советских художников из коллекции П.Людвига. Барселона. Испания;
1989 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва;
1990 Персональная выставка. Галерея "Сохо". Бостон. США;
1990 Moscow theasures and traditions. Сиэтл. США;
1990 Москва - Вашингтон. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1990 The quest for self expression. Painting in Moscow and Leningrad 1965-1990. Columbus museum of art. Columbus, Ohio, USA;
1990 26 художников Москвы и Ленинграда. Центральный выставочный зал Союза художников РСФСР. С.-Петербург;
1990 Frammenti d`arte contemporanea 32 protagonisti daol USSR. Рим;
1991 Figuration-Critique. Grand Palais. France;
1991 Washington - Moscow Art exchange exhibition. Garneqie Library. Washington;
1991 Artistas rusos contemporaneos. Satiago de Compostela. Spain;
1991 Pintusa russae sovietica em Portugal de Nicolay IIa Gorbachev. Castel de Leirea. Leirea. Portogal; 1992 Expo-92. Барселона. Испания;
1992 Персональная выставка. Gallery Fernando Duran. Madrid;
1993 Сон раскрывает природу вещей. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1993 Татьянин день. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1993 Персональная выставка. Галерея Грегори. США;
1993 Персональная выставка. Галерея "Сегодня". Москва;
1994 Персональная выставка. Русская галерея. Таллинн. Эстония.
1995 Галерея Грегори, Нью-Йорк, США
1995 Галерея Студия, Москва
1996 Центральный дом художника, Москва
1996 Государственная Третьяковская галерея, галерея Московская палитра
1997 Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
1997 Галерея М. Гельмана, Москва
1997 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
1997 Галерея "EXIT-ART", Кельн, Германия

Я работаю для того, чтобы высказать что-то для меня важное. Мне очень хотелось бы быть понятой - хотя и не обязательно в точности так, как я задумала свою работу. Мне важно передать общий строй своего замысла.
Я все время занимаюсь одним, варьирую одну и ту же тему - тему одиночества. Одиночество представляется мне одной из самых значительных драм человека. В разных работах - в больших исторических полотнах, в портретах или жанровых картинах - эта тема многое определяет в моих холстах. Я думаю над тем, как страшно одиночество, как оно тяжело и как неизбежно подстерегает человека в разных ситуациях жизни.
Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию - вот главная цель моей работы...
Обычно я приступаю к холсту, когда картина полностью продумана и сложилась у меня в голове. Иногда от замысла до исполнения может пройти год или два - это неважно.
Если впечатление от виденного очень сильно и мне кажется, что в картине будет изображено много людей, я предварительно рисую - на обрывке бумаги, на ресторанной салфетке, словом, на всем, что может оказаться под рукой. Обычно я не отхожу от первоначального замысла и только обогащаю холст какими-то деталями...
То, что меня волнует, я должна оставить на холсте или, по крайней мере, на обрывке бумаги. Это моя жизнь. Пока замысел не будет на холсте, не могу от него освободиться, как мать, которая ждет дитя. К картинам ведь и относишься, как к детям - они уходят из мастерской, покидают меня, имеют свою судьбу - счастливую, несчастливую...
Мне кажется, настоящее искусство начинается там, где есть секрет, некоторая недоговоренность, благодаря которой для каждого человека полюбившаяся вещь таит раскрывшееся лишь одному ему очарование...
Создавая картину, как бы подводишь итог какому-то этапу своей жизни. Во всяком случае, у меня со многими холстами происходило именно так. Неосуществленная вещь мешает жить, тревожит и напоминает о себе, так что ощущаешь свою ответственность перед жизнью, которая дала тебе возможность творчества.

Критика

Творческая звезда Татьяны Назаренко вспыхнула на небосводе русского искусства ярко и неожиданно в самом начале семидесятых годов. Ее духовное свечение не убывает и не растворяется во времени. Мир образов и язык живописи художника во многом обусловлены определенными историческими воззрениями, создающими ту атмосферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека. Если мысленно представить галерею картин Назаренко от исторических жанров и "маскарадных" буффонад до портретов и натюрмортов, то все в них будет располагаться как бы на одной вневременной плоскости значимого, независимо от конкретности и тщательности воспроизведения отдельных атрибутов и реалий прошлого и настоящего.
Произведения Татьяны Назаренко обладают особым магнетизмом, они связаны не только с воспоминаниями о свершившемся, но и обращены к будущему. Ее работы будоражат воображение зрителя своей многоассоциативностью, метафоричностью...
В ее картинах предстают, словно воскресшие, герои давних событий, но воспринимаются они уже вне конкретных временных параметров, возможно благодаря тому, что она наделяет их чертами самой себе присущими, пытаясь соединить конкретные исторические характеры и судьбы с достоинствами и пороками нашего поколения. Таким образом, Назаренко выходит на особый уровень художественного обобщения, позволяющий оперировать общечеловеческими понятиями и ценностями даже применительно к ситуациям сугубо частной жизни.
Рассуждая о творчестве Назаренко в историко-философском аспекте, нельзя обойти стороной чисто живописные, пластические достоинства ее произведений. Она подолгу вынашивает замыслы своих картин, мысленно совершенствуя сюжетную фабулу, расставляя необходимые смысловые акценты. Одновременно она уже представляет будущую композицию, ее колористическую драматургию, световой аккомпанемент строго сдержанному, торжественному хору красок. Живописная манера Назаренко вобрала в себя и художественные приемы старых мастеров, с их представлениями о светоносности цвета, фактуре, и пластические открытия, привнесенные в искусство веком двадцатым. Как уже отмечалось, Назаренко видит будущую картину еще до того, как ее кисть прикоснется к холсту, поэтому ее работы отличает выверенность образных решений, цветовых и композиционных построений, а внутри этой статичной гармонии бурлят страсти, переживания.

И Игорем Новиковым накануне их выставки в Швейцарии. Беседа получилась насыщенная, о восприятии искусства сегодня и вчера, в нашей стране и на западе. Мы решили опубликовать ее для вас в полном варианте, без сокращений.

Расскажите, что за выставка у вас открывается в Цюрихе?

Игорь Новиков: Выставка называется «Русские сезоны» и пройдет с 12 января в галерее Jedlitschka Gallery (Seefeldstrasse 52. CH - 8008 Zürich, Switzerland). Хорошая галерея, в самом центре Цюриха, с просторными светлыми помещениями, большими окнами. Ее хозяин, швейцарец, уже не первый раз делает мои выставки. На выставке будут показаны три художника, я, Таня Назаренко и мой отец, художник Алексей Новиков. Он чаще бывает в Швейцарии, чем в Москве. Много где выставлялся и тоже востребованный художник. От каждого из нас будет по 8-9 работ. К выставке будет выпущен каталог.

Алексей Новиков. Празднование. 42х62 см. х.м. 2000 г.

«Русские сезоны» … вы прямо продолжаете идеи Дягилева, представляете Россию и русское искусство западной публике?

Игорь Новиков: Татьяной больше всего интересуются не столько европейцы, сколько бывшие «наши» в Швейцарии, в Германии, Франции. Европа маленькая и через соц. сети люди из разных уголков интересуются, когда будет выставка Татьяны, можно ли будет увидеть ее саму и т.д. Это не только те, кто эмигрировал в 1990-е, но и, кто уехал недавно. Они знают Татьяну в первую очередь по московской художественной среде. А вот меня и моего отца больше знают швейцарцы. Но, какими бы ни были наши паспорта, мы всегда будем русскими художниками, и наше искусство - это русское искусство. Поэтому, да, данная выставка представляет русское искусство европейцам. Но не все, конечно, а только то, которым именно мы занимаемся.

Игорь, про искусство Татьяны Григорьены мы уже рассказывали в одном из интервью , расскажите, пожалуйста, про ваши картины. Эти люди, это какие-то символы?

Игорь Новиков: Это пиктограммы. Условные знаки. Фантомы. В зависимости от ситуации и от картины, они могут означать разное. Юмор, сострадание, библейские сюжеты, иногда, это политические вещи. Появились они на моих холстах в 80-е гг., в момент перестройки и сначала были красного и черного цвета. Потом стали появляться и другие цвета, белые, зеленые, желтые … Это не дорожные знаки (как некоторые предполагают), а полностью придуманные фигуры - кто-то лезет по лестницам, кто-то летит по небу, кто-то вылазит из земли, идет шеренгой по Москве или по русским пейзажам и так далее.

Игорь Новиков. Goodbye, Russia! 150х200 см. х.м. 2004.

У художников живопись бывает чисто фиксация, у вас же тут очевидное высказывание?

Игорь Новиков: Я стремлюсь создать какое-то напряжение, поставить вопрос и отобразить время, в котором я живу. Я заметил, что иногда события, которые я изображаю на своих картинах становятся пропроческими. Например, картину "Goodbye, Russia!" я нарисовал в 2004 г. Лесоповал - это русский вечный хаос с одиноким уцелевшим медвежонком, который смотрит на наш Кремлевкий некрополь - Мавзолей с встревоженностью, извечным вопросом "Что делать?". Белый цвет трех фигур олицетворял цвет пробуждающейся революции. Другая моя работа, "Московская жара", 2009 года. Не ведая о грядущем укранском расколе, я нарисовал тушение пожара, на фоне Флага Украины наших двуглавых Орлов с лейками.

Московская жара. 140х190 см. х.м. 2009 г.

Моя жена Татьяна, чем гениальный художник и знаменитый? Тем, что она отразила свое время. Я считаю, это главная задача художника. Чем мы и занимаемся. Чем индивидуальнее ты это делаешь, чем больше имеешь в искусстве «свое лицо», тем больше ты Художник. А не просто ремесленник, который, не вкладывая никакой индивидуальности, рисует пейзаж, церковь, водопад, лес и так далее, которые уже сто раз писались. Художник должен иметь свой мир, в котором живет сам, и куда приглашает зрителя. И когда мы видим этот образный мир, то сразу считываем, это вот Татьяна Назаренко, а это Наталья Нестерова, вот Целков и так далее. Это говорит о том, гениальный это художник или нет.

Просто писать пейзажи и этюды, делать фотографии и т.д. - это несерьезно. Задача художника изобразить, создать новый образный мир.А получилось у нас или нет, покажет время.

На сто процентов с вами согласна, что «инакость» делает художника. Но в нашей стране, «инакость» всегда особенно искоренялась.

Игорь Новиков: В художественной среде вообще распространенно, что художники суетятся, чтобы во время кого надо пригласить, налить стакан вина, договориться, сделать умное лицо, быть членом разных советов и комиссий, партий. Бегают за разными званиями медалями, орденами. Мне это напоминает бесовщину.

Кстати, с Татьяной Григорьевной понятно, а у вас то звания тоже имеются?

Игорь Новиков: Я являюсь почетным членом российской Академии художеств. Скрывать не буду, я рад и благодарен Академии. Мне, конечно, было стыдно это звание получать. Я то помню Академию еще по Суриковскому институту, где я учился в мастерских Ю. Королева. Е. Салахова…... Конечно, не все там были исключительно выдающимися художниками, но для нас академики были очень уважаемыми старичками, в очках, в серо-черных пиджачочках. Их было не более пятидесяти человек. В Академии была такая тишина, что нами она воспринималась как Храм искусств, эзотерика, какой то закрытый орден. А сейчас, конечно, это уже не совсем то. Иногда глянешь, кто там в Академии есть, и возникает большой вопрос и удивление.

Вы упомянули Суриковский институт, это было вашей почвой? Вы оттуда выросли как художник?

Игорь Новиков: Начнем с того, что мой отец художник. Конечно, как все дети, я тоже что-то рисовал с самого начала. В итоге сложилось, что тоже стал художником. Хотя отец не очень был рад. Конечно, и в те времена жизнь художника была не сахар, но в советское время мы были обласканы хоть немножко властью, выдавались мастерские, еще что-то. Сейчас ты должен сам выжить / заработать / купить / снять, как хочешь, так и вертись. Быть художником сегодня, все чаще напоминает какую-то клоунаду.

Подождите, но ваше творчество, то властью вряд ли было бы обласканным …

Игорь Новиков: Конечно нет. Многие работы ставились к стенке. Нельзя было все показывать. Например, небо с Таниной картины.

Такое синее небо нельзя было писать в 80-е годы.

Татьяна Назаренко. Женская компания. 150х120 см. х.м. 2007.

Потому что была масса других художников, Папикян, там еще кто-то, которые бы орали, топали: «Как это так, должны быть облака, должно быть сфумато!» Сейчас в это сложно поверить. Как в Попкова , например, летела масса шишек и так далее. Уже сам по себе цвет мог раздражать многих. В те времена тоже было не просто.

Когда я учился в институте (все-таки в Москве было лучше, чем в Ленинграде, Суриковский всегда был более «левый», более свободный), но все равно, когда многие педагоги видели мое синее небо или зеленую землю, что я иногда делал, хватались за голову. Рисунки у меня были хорошие, я старался, все же это Суриковский институт. Школа Репина, Сурикова, я пытался соответствовать. А насчет композиции мне казалось, что я могу выразить свое видение, чувства. Я то думал всегда, что композиция - это свобода. Что ты можешь смело показать так, как считаешь нужным. Когда эти синие, красные, оранжевые цвета, которых много было на моих картинах, видел Бондренко Павел Иванович, в то время ректор, то он топал ногами, кричал: «Как же так? Да, как ты смеешь!» Суриковский институт относился к Ждановскому райкому партии, помню была одна женщина, первый секретарь района, которая приезжала на все просмотры. Поэтому, когда видели «леваков», то исключали из института. Меня, например, исключали дважды, пришлось переводиться в другие мастерские, за то, что я чуть-чуть не так видел цвет или форму, сюжеты - это было печально.

Тогда были одни претензии и сложности, а сейчас появились другие...

Игорь Новиков: Да. Сейчас ведь тоже нет свободы особой. Стали вот говорить, что нельзя показывать обнаженную натуру. Это же смешно.

Мы ездим во все музеи мира и видим там обнаженную натуру. Никому не приходит в здоровую голову, воспринимать это порнографией, растлением или еще чем-либо, кроме искусства.

Таня Назаренко: На этой неделе у меня брали работу на выставку в Академию. А я не могла найти нужную работу, которую уже напечатали в каталоге. И предложила другую, тоже красную, а там две девушки, которые ногами играют головой мужчины. Мне говорят: «Татьяна Григорьевна, ну вы понимаете, а вдруг придет кто-нибудь из Министерства культуры, и не понравится работа?».

Причем тут понравится ли кому-то из Министерства? Мы иногда забываем в каком мире мы живем, и как быстро все может измениться.

Татьяна Назаренко. Игра. 120х80 см. х.м.

Я счастлива, что ушла из Суриковского института и могу теперь свободно ездить путешествовать. Дело не только в мелочах, но в главном, теперь студенты института должны знать, как исполнить определенную идею и не более того. Суриковский и Репинский всегда были институтами Творцов. Сегодня, это изменилось. Это теперь больше какой-то институт ремесленников напоминает, чем институт творческих людей, художников. А что делает церковь? Пиотровский недавно верно сказал, что театральные постановки могут судить только театральные критики, а не церковь и даже не зрители. А не будет Пиотровского, который вступается за искусство, будет какой-нибудь его зам, который этого делать не будет.

Игорь Новиков: Мне кажется, что в Москве, в России духовность заканчивается постепенно и окончательно. Духовность, которая была присуща ей в советский и особенно в до советский период. С наступлением советского бандитского капитализма и церковной революции, культура в России приходит окончательно в тупик и деградацию.

Я в своих произведениях не смеюсь ни над Россией, ни над Западом. Наоборот, мне печально. Массовое одурачивание людей происходит и там, и там. Но у нас в большей степени. Обидно, что Россия - богатейшая страна в мире, у которой есть столько природных богатств, нефти, земли и так далее, но в отличие от, например, Норвегии, где 50% принадлежит норвежцам, или в Саудовской Аравии, где человек уже рождается миллионером, у нас большая часть населения живет в нищете и разрухе, влача скудный образ жизни.

Игорь Новиков. Вечерний звон. 95х130 см. х.м.

Игорь, но вы находитесь на 28 строчке рейтинга "50 самых дорогих ныне живущих российских художников" газеты The Arts Newspaper Russia. Как вы этого достигли и как стали гражданином Швейцарии?

Игорь Новиков: В конце 80-х было уже попроще договориться насчет мастерской, и вот я получил под мастерские дом на Фурманном переулке. Он был под выселение и, кажется, за 200 рублей нам его отдали, "делайте что хотите". Жильцы выезжали, а художественная колония разрасталась. В 1989 году на нашу выставку приехали иностранцы и решили ее показать в Варшаве, выпустили каталог. Потом она отправилась в музей города Мартиньи в Швейцарии. Мы поехали на открытие, и там я подписал контракт с галеристами. Позже получил стипендию ЮНЕСКО. Получается, что с 1990-го года я живу на Западе, хотя конечно с Россией связь я тоже никогда не терял.. В 1993 году была персональная моя выставка в Третьяковской галерее. Но здесь меня знают меньше, чем в Европе, где мои работы, мои пиктограммы узнают. В общем, за эти годы, как-то сформировалась ценность работ. Много было выставок, разных каталогов, цены росли постепенно.

Москва послезавтра. 155х200.см. х.м. 1989. Данная серия работ находится в собрании Третьяковской галереи.

Нас с Татьяной какое-то время не было в России и сейчас, когда мы с экрана телевизора услышали, что стране надо поддержать Алеппо, отстроить все эти руины, нам не понятно, когда вся наша страна в руинах, о чем может идти речь? Ни одного музея государством не было построено. Но только вот разве что, Ельцин центр.

Татьяна Назаренко: Ты знаешь, это очень казусная концепция «Ельцин дал свободу». Из рук Ельцина в свое время лично получили государственные премии я и Наташа Нестерова. Мы получили свободу. Никогда в жизни я бы не получила государственную премию, если бы не Ельцин. Ни до него, ни сейчас. Я помню тогда за меня голосовал Бажанов, а другой кандидатурой был Виктор Иванов, который по всем правилам должен был, как такой наш великий реалист, получить эту премию. Я его безумно уважаю, но то, что премию дали мне, было возможно только в Ельцинское время. Но почему-то никому в голову даже не пришло попросить мои работы или Наташи Нестеровой на выставку в Ельцин центре. Я узнала обо всем этом только из СМИ, увидев, как все Путин, Медведев, Наина Ельцина и другие художники снялись на фоне картины Эрика Булатова ”Свобода”.

Игорь Новиков: В нашей стране культура не поддерживается государством. Во всяком случае, то искусство которое делаем мы, власти не интересно.

Власть любит то, что им весело и понятно, театр там, эстрада, кино, на худой конец.

Игорь Новиков. Большой Стриптиз. 140х190 см. 1994

Искусство власть не веселит, под него не особенно расслабишься, не потанцуешь, не споешь в кароке. Культура в их понимании - это развлечение, послушать песни "под фанеру" на своей вилле в Лугано или в Монте-Карло, на худой конец на Рублевке или Сочи-Плесе. Ходил я по этим театрам, десятки сотен их в России и особенно в Москве, отстроенные под народных артистов и так далее, они все блестят, они все в мраморе. А мы то, художники, зачем им нужны?

Татьяна Назаренко: Мне не интересно, когда искусство - момент развлечения.

Развлечение - это прекрасно, но я не могу с этим согласиться. Искусство - это не только развлечение, это познание мира.

Татьяна Назаренко . Мясники. 140х170 см. х.м. Московский музей современного искусства.

Музей современного искусства был создан Зурабом Церетелли огромнейшими битвами, боями и собственным влиянием. Академию художеств отрезали от всех институтов и от всех бюджетов. Закупок современного искусства государством не проводится. Многие вещи, это я знаю по себе лично, были закуплены в Московский музей современного искусства лично из кармана Зураба Константиновича, за что я ему очень благодарна.

Искусство вынесено за большие рамки. Все дальше и дальше. В 1990-е были левые, правые, было много замечательных выставок, действительно, свободы действий. Манеж сейчас отобрали, отдали актуальному искусству.

Татьяна Назаренко: Прекрасно, уличное искусство.

Но изобразительное искусство сейчас не востребовано. Станковое искусство, я имею в виду.

Татьяна Назаренко. Большая компания. 360х100. см. х.м. 2013.

В Пушкинском в том году была выставка Пивоваров и Кранахи. Станковая живопись, пожалуйста. Он специально создал серию работ.

Татьяна Назаренко: Да, последнее время идут эти «адекдотические выставки»: Пивоваров-Кранахи, Гутов-Рембрандт. Все ходят с умным видом, ищут в железках Гутова близость к Рембрандту. Против Гутова я ничего не имею, он мне симпатичный художник, только если бы не сравнение с Рембрандтом. На мой взгляд, это анекдотично.

То есть вы против современного искусства в классическом музее?

Татьяна Назаренко: Нет, я считаю, что актуальное искусство сейчас завоевывает все больше места.

Игорь Новиков: Один раз Бойс принес мусор в музей в 1950-х годах. Его кстати хотели за это выгнать из Германии, лишить гражданства. Но один раз это интересно, мусор в музее. Или у нас в Швейцарии один голый бегает по музеям, и вот семь музеев ждут, когда же он у них пробежит по залам. Или, так называемая, "художница" принесла свою грязную, не заправленную кровать , с трусами, водкой, презервативами на биеннале в Венецию, потом ее показывали многие музеи. Ну и что это такое? Это театр, это акция, но это не изобразительное искусство. Выставлять золотые унитазы, бегущие строчки, телевизионные экраны, случайные фотографии, фрагменты нашей повседневной жизни... Цирк, балаган, шапито, я не знаю как это назвать, но не изобразительное искусство.

Разные люди, разные вкусы, я не спорю. Я не против концептуального искусства. Но мне кажется, мир стал в этом плане однобок. Идет мощный крен в сторону актуального, концептуального искусства не только в России, во всем мире. А где демократия? Есть и другие видения мира, в котором мы живем. Почему говорят, что актуальная инсталляция - это искусство, а живопись - не искусство?

Погодите, но никто же не подвергает сомнению, что то, что вы и Татьяна делаете - это искусство.

Игорь Новиков: Нет, конечно. Я не о себе в данном случае беспокоюсь. Я говорю вообще, про живопись, традиционные медиа. Мне жалко, что многие люди не видят вещи интересные, которые происходят в Москве и в других городах.

Есть одно искусство - концептуальное, а есть и другое. Понятно, если речь идет о частной галерее, то право галериста выставлять то, что он считает нужным. А когда речь идет о государственных музеях и выставочных площадках, то разное искусство имеет право быть там представленным. Бюджет живет за счет налогоплательщиков. У нас в Швейцарии мнение налогоплательщиков, мнение разных групп людей, очень сильно учитывается. К нему прислушиваются. Проводятся опросы, дебаты, голосования и все споры решаются на государственном уровне. Конечно, и в Швейцарии приоритет в сторону концептуального искусства. Но дебаты идут.

Кто-то говорит, зачем нам Кандинский, Миро, когда это все уже было? Но и Бойс, понимаете, это тоже ведь уже было?

Игорь Новиков. Валя. 80х80см. х.м.2014.

И потом куда девать эти интсталяции из мусора и тому подобное, где их хранить? А за них ведь отдали большие деньги, они получили гранты. Многие современные актуальные художники, я считаю, «засоряют эфир». Они держатся сворой, своей энергичностью пропагандируют эти вещи свои, только сбивают с толку людей. Утверждаются, «втискиваясь» со своими проектами в государственные музеи. Потом бегают по миру и кричат «Мы в музее, мы на биеннале!».

Но кому это нужно? На аукционах , кстати, этого безобразия нет. На аукционах продается хорошее искусство. Изобразительное искусство. Людям, тем кто покупает, эта ерунда не нужна. Возьмите того же Кабакова, ведь и он вернулся к живописи. А уж рисовать то он умеет, у него и образование хорошее.

Татьяна Назаренко: В Нью-Йорке люди ходят в Метрополитэн, в МОМА, смотреть искусство.

Погодите, но вы ведь Таня, вы же делали инсталляции. Не только же живописью теперь в искусстве жить. У вас кто-то из актуальных художников, не живописцев вызывает симпатию, интерес?

Выставка "Исчезающая реальность" Татьяны Назаренко в Мраморном дворце ГРМ.2006 г.

Татьяна Назаренко: Я люблю видео-инсталляции. Видео-арт. Это интересно. Но, я хочу сказать, что это другое искусство . Вот у Свибловой, замечательный великолепный музей, но это медиа - другое искусство. В театре, в музыке, есть градации, но только почему-то в искусстве, эти градации стирают. Если это называют изобразительным искусством, но на мой взгляд это нечто иное. Из современных актуальных художников, не знаю может быть мы с Игорем не сойдемся, ну мне вот нравятся AES+F. Но опять же, Таня Арзамасова пишет великолепно. Они делают рисунки, пишут и на холстах. Они ставят вопросы.

Художник - это тот, кто делает свои вещи Артистически. Ставит проблемы и решает их художественным способом.

Игорь Новиков: Мне очень понравилась выставка Гелия Коржев . Я, например, для себя открыл его эту серию с демонами, чертями …. Но понимаешь, он - Художник. Это интересно и это всегда будет интересно. А двадцать стаканов или тридцать бутылок, или кровать, принесенная в музей, - это ничто, это пшик. Отставьте это из музея, и никому это не будет интересно. Ни сейчас, ни тем более в будущем. Они рвутся в музеи, чтобы быть рядом с классиками, чтобы придать себе художественности. Но это же видно сразу, человек профессионал или нет.

Почему многие прибежали на Фурман? Потому что это «поперло». Можно было заработать бабки. Первая волна много заработала денег на искусстве. Люди туда ринулись и потому что можно было прославиться, как-то придать себе значимости. Закончилось это в 1993 году. И все, все эти «художники», они пропали. Кто стал на барабане играть, потом глядишь перформансы уже делает, потом стал главным редактором какого-то журнала, другой открыл магазин ботинок. Это не художники, понимаешь? Это случайные люди в искусстве. Они крутятся, вертятся, вместе они тусовка и в этом их сила.

Игорь Новиков. Швейцарские лебеди. 100х140 см. х.м.2011.

Если человек профессионал, художник, это видно, чтобы он ни делал, в какой технике и так далее. Эрик Булатов - он художник. Пивоваров - он художник. Олег Целков, Наталья Нестерова, Янкилевский, Гриша Брускин, Константин Худяков - это, на мой взгляд, гениальные художники.

Татьяна Назаренко: Вот группа Война , мы видели репортаж, когда были в Цюрихе. Уехала семья с тремя детьми, с колясками в Швейцарию. Их всюду выгоняли со скандалами. Они были бездомными. Кому они несчастные в Европе нужны со своими акциями против России?

Есть профессия Художник. Она безумно сложная.

Я всем своим студентам говорила, что это безумно тяжелая профессия. Если вы не можете, не надо. Не надо рожать детей во время учебы и особенно перед дипломом. Очень прошу вас сделать это после. Ну и другие истории я рассказывала, разные, но я предупреждала, что это тяжелая профессия. Если вы рассчитываете, что быть художником - это просто и легко, лучше уходите. Переходите в другую мастерскую, где вас научат рисовать листики винограда, просвечивающие солнцем, но от этого вы не станете художником.

Вообще наша российская действительность накладывает отпечаток на все наше отношение. Российские выставки молодых художников, про которые в Институте говорят: «Какие замечательные выставки!» Однажды на президиуме Академии я сказала, что последняя выставка была чудовищной: "Я только что приехала из Ульяновска, где взрослые художники не могут заплатить за свои мастерские.

"Не могут ничего заработать своим искусством. И что вы готовите нищих, для какой будущей жизни? Они абсолютно никому не нужны!"

Татьяна Назаренко. Русская матрешка. Масло на дереве. 1997 г.

На меня весь Президиум горой попер: «Что вы говорите, Татьяна Григорьевна! У нас все так замечательно».

Интервью: Катя Карцева