Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие пословицы использованы в пьесах островского. Что же дал русской драматургии Островский? Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизованы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живет некий стереотип по отношению к тому, что зовется «пьесой Островского». Островский? Ну так это замоскворецкая комедия или бытовая драма с непременным самоваром на столе и геранью на окнах, с неторопливым действием, прописной моралью, свахами в пестрых платках, бородатыми купцами-самодурами.

При более близком и вдумчивом знакомстве Островский грозит поставить нас в тупик. Мы навязываем шаблон, а автор вырывается из-под него и часто оказывается непохожим на себя, оставаясь, однако, самим собою… Шекспировская трагедия страстей на русской почве («Грех да беда на кого не живет»), а рядом легкий, сверкающий всеми оттенками юмора, виртуозный, только что без музыки, московский водевиль (трилогия о Бальзаминове). Сатира щедринского толка с политической подкладкой («На всякого мудреца довольно простоты») и следом психологическая мелодрама («Без вины виноватые»).

Драматург неизменно шел в большей мере от жизни, ее впечатлений и внушений, чем от застывшей и освященной традицией жанровой формы. Поэтому даже в пределах одного лишь комедийного рода драматического искусства мы найдем у него столько пьес, не укладывающихся ни в какой теоретический канон, пограничных между драмой и комедией, комедией и фарсом. А если пьеса, по понятиям автора, не дорастала до высокого представления о «комедии», как о чем-то завершенном по мысли и сюжету, Островский прибегал к более чем скромным жанровым обозначениям: «Картины московской жизни» или «Сцены из жизни захолустья». Но в существе своем – всё это комедии. Простота Островского, случалось, смущала критику: казалось, она граничит с примитивностью. Н. К. Михайловский, подводя свой итог пути драматурга, сказал когда-то, что всё его творчество – это бесконечные вариации всего двух качеств в характерах: «волчья пасть» и «лисий хвост». И правда, на хищном насилии и обмане многое держится в пьесах Островского. Многое, но не всё.

Ставя названиями своих пьес пословицы, Островский сбивал с толку людей, привыкших воспринимать искусство по вывеске, отчетливой авторской самохарактеристике и не идущих вглубь. Как и обличение «волчьей» и «лисьей» природы дурного человека, обнадеживающая мораль Островского представлялась изведанной и благодушной. «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» – названия обещали односложную, хрестоматийную, небогатую содержанием мысль-поучение. Но жизнь, изображенная в пьесах, поражала достоверной неожиданностью, а «цветной» язык делал характеры живыми до иллюзии.

Теоретики искусства давно подметили, что круг основных тем и мотивов применительно ко всему репертуару мировой драматургии весьма ограничен: иногда говорили даже, что лишь сорок два исходных положения составляют арсенал мирового искусства – все прочее их вариации. Суть же художественной оригинальности, по-видимому, в личности автора и в том, как окрашивает лица и положения время, в какое он творит. В самом деле, любовь, ревность, зависть, великодушие, измена, стремление разбогатеть или совершить карьеру, отношения отцов и детей, мужчин и женщин, сословное неравенство и т. п. – все эти коллизии, сами по себе не новые, представлены у Островского в их бесконечно разнообразных и часто причудливых сочетаниях.

Историк театра Е. Г. Холодов подсчитал, что в сорока семи оригинальных пьесах Островского 728 действующих лиц – целая толпа. Если на минуту вообразить ее пришедшей к памятнику Островского у Малого театра, она заполнила бы собой едва ль не всю Театральную площадь. Но можно ли сказать, что хоть одно лицо в этой огромной пестрой толпе просто повторяет другое, сливается с другим? Нет, каждый плотно прикреплен к своему времени, окружению и среде, имеет особый характер и норов, отличающую его интонацию и склад речи. Иными словами – каждый индивидуален .

По-видимому, как набор из двадцати трех пар хромосом создает при рождении всякий раз неповторимую человеческую личность, так сочетание немногих исходных драматических или комедийных положений под пером такого художника, как Островский, способно передать живое многоцветье ситуаций и характеров.

Лица комедий Островского исторически точны и этнографически ярки. Но мы читаем и смотрим его пьесы не для того все-таки, чтобы узнать лишь, как когда-то жили, любили, обманывали друг друга люди ушедшей эпохи, какие костюмы носили, какими речениями пользовались и каким забытым ныне привычкам отдавали дань. Если бы нами владел лишь холодноватый познавательный интерес, зрителям хватило бы от театра эффекта «музея восковых фигур» со всей натуральностью причесок, одежд и утвари. В самом деле, о том, что такое купец, приказчик, будочник, воспитанница, откупщик, дворянский хлыщ или провинциальный актер – какова была их типичная внешность, интересы и занятия, можно узнать, задержавшись и перед витриной музея. Классическая пьеса, и театр Островского в частности, дает нам несравненно большее – узнавание характеров, страстей, притязаний и интересов, которые живо задевают и сегодня, имеют неоспоримое отношение к нам самим, людям иной эпохи и среды.

На этот феномен «вечности» театра Островского проливает отчасти свет одно высказывание великого ученого нашего времени академика В. И. Вернадского:

«Вчера моя мысль перенеслась в далекое прошлое – иногда передо мной необычайно ярко и сильно проходит какое-то сознание единства и неподвижности, если могу так выразиться, исторического процесса. В этом смысле мне всегда много дает комедия, т. е. это – вместе со сказкой – единственная форма, которая дает тебе понятие о духовной жизни человечества при самых разнообразных исторических условиях, в различных климатах и местах за последние 2000–2500 лет».

Как явствует из контекста письма, эти мысли были навеяны Вернадскому непосредственно перечитыванием сочинений Островского. И как примечательно, что, выясняя истоки «вечности» или, по меньшей мере, долговечности его пьес, Вернадский называет рядом с комедией сказку, жанр безымянного народного искусства. С фольклором в другом его виде, с пословицей, как известно, теснейшим образом сроднена драматургия Островского. В его пьесах по одним подсчетам 305, по другим – 307 пословиц и поговорок.

Пословицами названы многие его драмы и комедии. Речь героев Островского, по давнему выражению Б. Алмазова, «так и кипит» меткими народными словечками.

Известный литературовед академик А. И. Белецкий написал в свое время крохотный, но блестящий по форме и очень содержательный этюд, своего рода критическое «стихотворение в прозе», посвященное Островскому. Оно называлось «Мудрость пословицы». В своем рассуждении о творчестве драматурга Белецкий отталкивался от мысли, прекрасно сформулированной в одном стихотворении Баратынского:

Старательно мы наблюдаем свет.

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем.

Каков же плод науки долгих лет?

Что, наконец, подсмотрят очи зорки?

Что, наконец, поймет смущенный ум

На высоте всех опытов и дум?

Что? Точный смысл народной поговорки.

В этих строках вскрыт удивительный парадокс, имеющий прямое отношение и к Островскому. Мудрость пословицы, казавшаяся чем-то архаичным, безнадежно отсталым и ненужным, возвращается к человеку после сложнейших искусов изощренного сознания, «на высоте всех опытов и дум», как несомненная и непоколебленная ценность. То же можно сказать и о драматургии Островского. Она не раз объявлялась отжившей, устаревшей в своей простой морали, но в положениях и характерах его пьес оказывался аккумулированным важный духовный опыт, народный здравый смысл и огромная художественная зоркость, возвращавшая к нему внимание новых поколений.

Островскому чужда философская абстракция, он никогда не «умствует». Но, обладая художественным ясновидением, учит своих зрителей понимать людей – видеть за словами желания, умыслы, страсти, выгоды, высокие и низкие порывы и различать их связь с обстоятельствами, средой и социальным миром.

Всегда прям и искренен путь драматурга к сердцам своих зрителей и читателей. Мы презираем его «самодуров» и смеемся над «мудрецами» и героями «бюджета», купцами, скучающими «с большого капиталу». Мы чувствуем себя задетыми и растроганными, когда, прижимая к груди рваную шапку, обличает неправду Любим Торцов, торжественно гремит в защиту попранной справедливости бас Несчастливцева, отчаянно мечтает о счастье Катерина…

Многое продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе.

У Островского было редчайшее чутье сценической правды, интуиция на положения и слова, которые – при талантливом исполнении – искрой перелетали со сцены в зал. Но его драматургия была еще и умной, хотя критики-снобы, случалось, упрекали драматурга в слабой «интеллектуальности» его созданий. Стоит ли это опровергать? Философ Джон Локк говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

Герои Островского не решают изощренных головных загадок, но мир автора так богат сердечным, выношенным пониманием характеров и страстей, что, перечитывая старую и как будто давно знакомую пьесу классика, читатель, равно как и зритель, бывают захвачены радостным чувством удивления, новизны и сопричастности. Главным же средством этого чуда взаимопонимания с людьми новых поколений остается язык Островского – живой, самоцветный, ткущийся на наших глазах в яркий ковер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Предварительный просмотр:

Сидорова Светлана Васильевна МБОУ «Еласовская СОШ»

Вопросы к викторине по творчеству А. Н. Островского

  1. Как звали родителей Островского, кем они были по происхождению?
  2. На каком факультете Московского университета учился Островский

С 1840 по 1843 год?

  1. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества?
  2. Какой театр посещал Островский во время учебы в Московском университете?
  3. Назовите первое литературное произведение Островского?
  4. Назовите первую пьесу- комедию Островского. Кто, прочитав эту первую комедию Островского, написал: «Напрасно печатано, играть же запретить»?
  5. Назовите первую пьесу Островского, которая была сыграна на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера этой пьесы?
  6. Какие пьесы Островского озаглавлены как пословицы?
  7. Как называется знаменитая критическая статья Н. А. Добролюбова, посвященная драме Островского «Гроза»?
  8. По какой пьесе Островского снял художественный фильм «Жестокий романс» режиссер Эльдар Рязанов?
  9. Какой театр сегодня в Москве называется «Домом Островского»?
  10. Кто автор памятника Островскому в Москве около Малого театра?
  11. Где находится могила А.Н. Островского?
  12. Узнайте пьесу Островского по ее финалу
  1. «- Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Падает на труп жены).
  2. «-Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…вы все хорошие люди…я вас всех люблю» (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

  1. Знаете ли вы пьесу Островского «Гроза»
  1. Как зовут купца Дикого?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество Кабанихи?
  3. Как зовут сына Кабанихи?
  4. Кому принадлежат эти слова

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

Ответы

  1. Отец-Николай Федорович Островский, окончил Духовную академию -человек острого ума, образованный, успешно занимался частной практикой6 он был адвокатом, вел дела купцов.В1839 году в чине коллежского асессора Николай Федорович становится потомственным дворянином.

Мать-Любовь Ивановна Островская, урожденная Савкина, родилась в Москве, ее отец был пономарем Сретенского сорока церкви Св. Николая близ Покровского моста.

2 На юридическом факультете

3 Работа в Московском совестном суде в должности канцелярского служителя, затем в коммерческом суде.

  1. Московский Малый театр
  2. Рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (15 декабря 1843 года)
  3. Пьеса «Свои люди – сочтемся», строки принадлежат императору Николаю 1
  4. Пьеса «Не в свои сани не садись» .14 января 1853 года в Московском Большом театре
  5. «Свои люди – сочтемся» 1849

«Не в свои сани не садись 1852

«Бедность не порок» 1853

«Старый друг лучше новых двух» 1860

«Свои собаки грызутся. Чужая не приставай» 1861

«Не все коту масленица» 1871

«Не было ни гроша да вдруг алтын» 1871

«Правда – хорошо, а счастье лучше» 1876

«Без вины виноватые» 1883

  1. «Луч света в темном царстве»
  2. По пьесе «Бесприданница»
  1. Малый театр
  2. Скульптор Н.А. Андреев
  3. В Щелыково, где ныне находится мемориальный музей А.Н. Островского
  4. а) «Гроза»

Б) «Бесприданница»

  1. а) Савел Прокофьевич

б) Марфа Игнатьевна Кабанова

с) Тихон Иванович Кабанов

d) Купчихе Кабановой (Кабанихе)


Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества. Довольно долго казалось, что мир драматурга безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что его обладают удивительной жизненной силой. Характеры, созданные мастером, оказались настолько типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют. Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и » Доходное место». Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен «новыми русскими», заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Реализм героев произведений Островского

Итак, герои пьес драматурга — купечество и чиновники. Островский создает определенный тип купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме «Гроза», они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из «Бесприданницы», но и для них главное — деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

«Темным царством»

— назвал мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич — ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться. Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(«нищих оделяет, а домашних совсем заела»),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры- двойники. Так похожи Тихон и Борис: оба не могут противостоять силе самодурства, оба любят Катерину, оба не могут защитить ее, но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое. По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Героини «Грозы» и «Бесприданницы» во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на стороне героинь. Но и Лариса живут в разной России, поэтому верный видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные — (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом. Завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи «темного царства», победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга — это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Театр Островского» - 1. «Колумб Замоскворечья.» Биографическая справка. 2.А.Н.Островский – создатель русского национального театра. 3.Портрет А.Н. Островского. 4.Детство и юность. 5.Первые пьесы А.Н. Островского. 6.Последние годы жизни А.Н. Островского. Урок- презентация в 10 классе по литературе. ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра.

«Бесприданница Островского» - Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Любовный Социальный. Темы: Островский Александр Николаевич (1823-1886гг.). Конфликты. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково. Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные.

«Урок Островский Снегурочка» - В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Опера «Снегурочка». Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. «Снегурочка» и русская литературная сказка. Второй - собственное устройство царства берендеев. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Сказка как жанр литературы.

«Островский Творчество» - Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Основной метод – реализм. Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. Использует символы: гроза, громоотвод. А.Н.Островский – создатель русского национального театра.

«Жизнь Островского» - Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Купцы соблюдали традиции и нравственные ценности. Н.В. Гоголя. Картина «Купчиха», прекрасна живописной палитрой. Отрывок имел исключительный успех.

«Биография Островского» - Библиотека в доме-музее А.Н. Островского. Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Замоскворечье. Здание Малого театра в Москве. 1859г. Замоскворечье (начало 19 века). Александринский театр в Петербурге. Островский с сотрудниками журнала «Современник». Могила А.Н.Островского. Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского.

Всего в теме 22 презентации

ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПЬЕСАХ А.Н.ОСТРОВСКОГО

«СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ!»

И «БЕСПРИДАННИЦА»


Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы…изобразить до самых мельчайших бытовых

подробностей, а главное, мы считаем первым

условием художественности в изображении данного

типа верную передачу его образа выражения, т.е.

языка и даже склада речи.

А.Н.Островский





По подсчетам лингвистов, в текстах его пьес насчитывается 307 пословиц и поговорок. Некоторые из них автор вынес в название своих пьес:

Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.

Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.

Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.

Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.

В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.

Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.

Кошке игрушки, а мышке слезки, 1858, публ. 1858.

Старый друг лучше новых двух, 1859, публ. 1860.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.

За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)1861, публ. 1861.

Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.

На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.

Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871.

Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.

Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.

Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.

Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.

Светит, да не греет, 1880, публ. 1881.


«Свои люди – сочтемся!»

Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки.


Самсон Силыч Большов

«Пустит в одной рубахе по миру»

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»

«За большим погонишься, и последнее отнимут»

«И богу-то угодить на чужой счет норовят»

«Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»

«Гусь свинье не товарищ»

«Знай, сверчок, свой шесток»

«У баб да у пьяных слезы дешевы»


Подхалюзин Лазарь Елизарыч

- способность к обману: «Свои люди –сочтемся!»;

- умение приспосабливаться: «В добрый час молвить, в худой промолчать» и «Все перемелется – мука будет»;

- желание унизить тех, кто слабее: «Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи»;

- завышенное самомнение: «После меня хоть трава не расти».


«Бесприданница»

Нам удалось обнаружить только 6 подобных единиц в этом произведении.

2 раза их использует Вожеватов: «Всякому товару цена есть» и «На грех и из палки выстрелишь».

2 раза их использует Паратов: «На вкус и цвет образа нет» и «Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик».

1 раз - Кнуров: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует».

1 раз - Карандышев: «Не все то золото, что блестит».


«Свои люди – сочтемся!»

«Почудили на своем веку, теперь нам пора»

«Каков туз, а в трубу вылетел»

«Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется»

«Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем»


«Бесприданница»

«В любви равенства нет»

«В любви приходится иногда и плакать» «Без хитрости на свете не проживешь»

«Не все злодеи – преступники»


А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резво и живо изображать самые существенные ее стороны.

Н.А.Добролюбов


Литература

1. А.Н.Островский Избранные пьесы. – М.: 1982.

2. Даль В.И.Пословицы и поговорки русского народа.- М.: 1957.

3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт – Петербург: 2006.