Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Имя главного героя автобиографической трилогии толстого. Cочинение «Герой «Юности» Л. Н. Толстого

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы. У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.

Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет. Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех. Отойти от общественного мнения, от стереотипного мышления, против которого борется. Это подтверждает его характер, независимый и стойкий.

Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.

После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народа – большая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.

Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая. Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность. Дело в том, его все еще привлекают нравы аристократичной жизни, привязанные к нему людьми сверху. Он принимает близко к сердцу всё, что вокруг, самокритично упрекая себя в том, что он мелочен, беспомощен и труслив.

Вариант 2

«Юность» - заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.

Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении. Герой оценивает происходящее вокруг и самого себя критически-недоверчиво, идеи и чувства автора, запечатленные в его дневнике, находят отображение в повести Льва Николаевича.

Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.

Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.

Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня – это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.

Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.

Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.

В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае. Барские привычки, от которых герой пока не избавился, не дают героя полностью отождествлять с автором, который никогда не относился с пренебрежением к крестьянам, торговцам мелочью и рабочим.

В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.

Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.

Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития. Так, метафорическое «картонные звериные головы» превращают изобилие картин, обоев, пистолетов и прочего в примитивный быт, подделку.

Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

  • Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

    Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

    Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

    Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

    Анализ трилогии произведений

    Главный герой

    В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

    Сюжет

    Детство

    В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

    Отрочество

    Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

    Юность

    Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

    Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

    По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

    Ирина Борисовна ЯЩЕНКО - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
    Урок прислан на конкурс методических разработок в номинацию «Как я преподаю трудную тему».

    “Диалектика души”главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность»*

    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

    Вступительное слово учителя

    “История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Л.Толстого занимает особое место.

    - Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

    Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств. Вскоре возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития - так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» - «Молодость» - так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

    “История души человеческой” (наблюдение за психологией отдельного человека), изображённая Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л.Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л.Толстого, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл “диалектику души” (“...психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л.Толстого Ап. Григорьев определил как “музыкальное начало”.

    Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком (см. приложение) работаем в течение всего урока.

    - В чём вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?

    Ещё М.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой...” Метод Л.Толстого - это метод своеобразного “наложения”: “я” - шестнадцатилетнего юноши и “я” - взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот приём даёт ощущение целостности и глубины картины.

    - Покажите на примерах “движения души” главного героя (гл. II, XVI): “я” юноши (главы II, III, конец главы ХIII); “я” взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX) .

    Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.

    - Что герой считает началом юности? (Глава I.)

    “Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

    - Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

    Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению - отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

    - Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чём состоит его следование идеалу? (Глава III.)

    Безупречные мечты: “...Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель... Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе”.

    Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

    Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи - красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

    Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

    Прав Ю.М. Лотман, считающий, что “дом для дворянского дитяти - это целый мир: культура, образование, воспитание”. Наглядный тому пример - таинство обедов у Иртеньевых.

    - Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

    Таблица 1. Интерьер

    Корнаковы, Ивины

    Иртеньевы

    Квартира Корнаковых: “Зала... была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным...”

    Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький...”

    Формы среднего рода (“что­то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какаято не стоящая внимания вещь - кресло или окошко”.

    Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “...всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой...”

    В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом - это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“...Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

    Характер дома Нехлюдовых в Кунцево - это простота и изящество.

    Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Вот скажите, Вы же не будете ходить в одной и той же одежде каждый день из года в год? Даже если она Вам очень нравится. Она пачкается, мнется, да, в конце концов, просто надоедает! Вот так и обои для стен – пачкаются, выгорают, изнашиваются и тоже надоедают. Выход – пойти в магазин и купить новые! Тем более, что для этого даже выходить из дома не потребуется. В каталоге на сайте oboilider.ru представлен широчайший выбор обоев, среди которых Вы обязательно найдете, те, на которые Вам не надоест смотреть, ну, по крайней мере несколько ближайших лет. ПереОБОЙТЕ Ваш дом, и он заиграет новыми красками. Не забудьте заглянуть в раздел "Распродажа" и тогда обновка обойдется совсем недорого.

    Главный герой - Николенька Иртеньев - и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав - борьба добра и зла в душе, поступках героя.

    - Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

    Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. (См. табл. 2.)

    Таблица 2. Антитеза

    Мечты

    Действительность

    Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом. “Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

    Очищение души после двух исповедей.
    Двойственное чувство к Дубкову.

    Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).
    Презрение к денежным отношениям в дружбе. Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.
    Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана. Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

    Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

    Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого - нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

    - Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

    Он молод; хочет, чтобы его любили; пытается исправить характер и стать достойным мира сего. Он ищет нравственных преобразований. В поисках кумира, идеала для подражания Николенька Иртеньев обращается к миру взрослых, где осуществляет своё представление о человеческом достоинстве - “comme il faut” (франц. “как должно, быть порядочным, благовоспитанным человеком”).

    - Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

    Светскость манер и поведения:

    Отличное произношение французских слов;

    Длинные и чистые ногти;

    Умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

    Презрение к простому народу;

    Выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

    - Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

    - Отсутствие нравственного опыта (молод) приводит Николеньку Иртеньева к душевному разладу, краху. Проследите, как приходит к шестнадцатилетнему герою признание несостоятельности идеала светскости (аристократизма)?

    Через способность проанализировать свой мир, через приобретаемый жизненный и нравственный опыт Николеньки: столкновение с самовлюблённым Ивиным, с одной стороны, и знакомство со студентами-разночинцами - Семёновым, Зухиным, Оперовым - с другой. Люди типа Дубкова никогда не создавали для себя нравственных правил, не мучались оттого, что не всё удаётся в жизни, а пользовались теми нормами, которые были приняты в их среде и считались общеобязательными.

    - К каким выводам приходит главный герой в результате наблюдения за миром новых странных знакомых? (Глава XLIII.)

    “Да уж не вздор ли всё это?” Николеньке захотелось сблизиться с ними, хотя сделать это для него было непросто. Он приходит к пониманию того, что ему “надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо...”

    - Попробуйте определить смысл финальной главы “Я проваливаюсь”.

    Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

    Эти поиски продолжат уже другие герои Л.Толстого: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной». Поиски смысла жизни (“спокойствие - это душевная подлость”) - отличительная черта героев Л.Толстого.

    - Объясните смысл эпиграфа к уроку.

    - Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

    - Каковы нравственные уроки великого Толстого?

    “Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?” - задаёт вопрос Н.Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого «Юность».

    Действительно, нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

    Приложение

    Словарик к уроку: автобиографическая трилогия; диалектика; идеал; нравственные законы; добродетель; “диалектика души”; comme il faut.

    В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.

    Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.

    Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.

    На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.

    Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.

    Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.

    Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.

    Характеристика персонажей

    Николай Иртеньев

    Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.

    Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.

    Заблуждения о студенческой жизни
    В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.

    В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.

    Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.

    Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.

    Главная идея повести

    Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.

    Анализ произведения

    Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.

    Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.

    Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.

    Толстой Юность краткое содержание

    Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.

    Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.

    В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.

    В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.

    План:

    1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
    2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
    3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
    4. Визиты знакомым
    5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
    6. Лето в деревне, женитьба отца
    7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
    8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
    9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
    10. Осознание ошибок. Новая жизнь