Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Илья ефимович репин - биография и картины. Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветная репродукция

По материалам журнала МИРОВОЕ ИСКУССТВО. Интриги, скандалы и расследования в живописи. СПб: ООО «СЗКЭО», 2008.

Иван Грозный и его сын Иван. Историческая правда и вымысел

Хотя в исторических документах XIV века не было и намёка на сыноубийство, Илья Репин не сомневался, что именно Иван Грозный был повинен в гибели сына. Ведь об этом писал в своих сочинениях Н.М.Карамзин. Авторитет историка считался непререкаемым.

Однако существовала и другая версия событий. Согласно ей, царевич Иоанн был отравлен, а слух о его убийстве отцом пустил монах – иезуит Антоний Поссевин. Он приехал в Москву в 1581 году, чтобы, повлияв на Грозного, расширить на Руси влияние папского престола. Когда эта миссия с треском провалилась, Поссевин из чувств мести оклеветал царя. Доверчивый Карамзин принял записи монаха за историческое свидетельство.

В 1877 году Репин писал портрет известного историка и археолога И.Забелина. Хороший рассказчик, тот во время позирования в красках описал художнику, как могло произойти убийство царевича Ивана.«Жезлом в висок…» – повторял про себя Репин запомнившуюся фразу Забелина…

И.Е.Репин. Картина “Иван Грозный и его сын Иван”

Работа над полотном началась в 1884 году. Для пущей достоверности Репин делал эскизы и даже выкройки костюмов эпохи Грозного, а его домочадцы вышивали узорные орнаменты на сапогах и платьях. Для образа царя Репину позировал Григорий Мясоедов. Он вспоминал, что художник: «…ерошил мои волосы, красил лицо киноварью, имитируя пятна крови, муштровал в выражении лица, принуждая делать «сумасшедшие глаза».

Царевича Ивана Репин писал с Всеволода Михайловича Гаршина, который с детства был человеком нервным и впечатлительным. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. После ранения на войне с турками Гаршин занялся литературной деятельностью и многие помнят его сказку «Лягушка-путешественница». Большинство его рассказов было посвящено протесту против насилия. В 1880 году казнь молодого революционера спровоцировала психическое расстройство и Гаршина ненадолго поместили в клинику для душевнобольных.

Репин считал, что лучшего кандидата на роль для убитого Ивана в картине ему не найти. «Задумав картину, – вспоминал Репин, – я всегда искалв жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».

Через три года после окончания работы над полотном Гаршин прыгнул в пятого этажа в пролёт лестницы. Онразбился насмерть.

Полотно “Иван Грозный и его сын Иван”. Реставрация

Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Реставраторы вызвали его в Москву телеграммой после того, как душевнобольной Абрам Балашов нанёс три удара по картине кривым ножом. Орудие Балашов достал из сапога. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». Среди них были футуристы и приверженцы авангарда. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину». Репин считал, что покушение на его картину – результат заговора футуристов против художников-реалистов, представителем которых он являлся.

В стремлении помочь реставраторам в восстановлении полотна, Репин переписал голову царя Ивана. Однако новый вариант приобрёл явно карикатурные черты. Когда этот кусок новой репинской живописи увидел тогдашний директор ГТГ Игорь Грабарь, он насухо стёр положенные Ильёй Ефимовичем краски. Затем записал по-своему потерянные места и покрыл их лаком. При очередном посещении галерей Репин это заметил, но мудро промолчал.

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

В богатейшем арсенале русской и советской реалистической живописи много глубоких по содержанию и силе эмоционального воздействия картин, разоблачающих роль религиозных представлений. Рассказу о картине «Крестный ход» И. Е. Репина и других его антиклерикальных картинах посвящена данная статья.

На протяжении пяти лет работал Репин над картиной «Крестный ход в Курской губернии» . Один эскиз следовал за другим, менялись детали, переписывались целые сцены. И, когда, наконец, картина была готова, о ней заговорила вся Россия.

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветная репродукция

На первый взгляд, в картине как будто и нет ничего особенного. Но присмотритесь повнимательнее, поглядите на эту барыньку, которая в окружении сотских и становых несет «чудотворную» икону, на народ, которого не пускают в «чистый ряд», на богатеев, степенно несущих фонарь,- им-то икона в помощь… Поглядите на мальчика-горбуна, на дьякона, небрежно поправляющего на ходу шевелюру, на священников в золотых ризах и синих камилавках!

Известный советский искусствовед Игорь Грабарь писал, что «Крестный ход» насыщен социальным ядом, не дававшим автору покоя и на долгое время ставшим главным стержнем его творчества. Хоругви, иконы - и нагайки! Этим поистине все сказано. Здесь и деспотизм власти имущих, и бесправие крестьян, и прямое изобличение тех, кому служит «чудотворная».

Недаром в одном из своих писем этого времени Репин писал: «Христианство, как и все другие религии, - это рабство, это смиренное самоубийство всего, что есть лучшего и самого дорогого и самого высокого в человеке».

И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» - о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, - излечивает и от хвори, и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил - отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства.

Крестный ход - против болезней! Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц! Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Рабочие нашли построенный в 60-70-х годах прошлого века - именно к этому времени относится расцвет «крестных ходов» - распределительный колодец. Подземные трубы связывали его с многочисленными родниками и даже с прудом и озером, которые и поныне находятся на территории бывшей обители. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах, из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.

И еще одна подробность. Монахи уверяли, что монеты, которые верующие кидали в колодцы со «святой» водой, растворяются в ней - и это тоже считалось «чудом». И действительно, монет на дне колодцев не нашли. Зато были найдены металлические сетки - с их помощью «улов» попадал в монастырскую казну…

Воздействие картины «Крестный ход» было колоссальным. «Крестный ход,- писал Репин,- цензура вычеркнула из каталога… Пожалуй, прикажут убрать с выставки картину…»

Но «Крестный ход» был далеко не единственной картиной великого художника, в которой он обличал религию и церковь.

Примерно в эти же 80-е годы прошлого века им был создан «Протодьякон» , о котором сам автор в письме к Третьякову писал: «Вы неверно называете этюдом портрет дьякона. Это даже более, чем портрет,- это тип, словом, это картина».

Репину удалось создать совершенно поразительный по глубине психологической характеристики обобщенный образ: нарисован один человек, к слову сказать, реально существовавший земляк Репина, чугуевский дьякон Иван Уланов, но за ним все российское духовенство, то самое, о котором некогда Белинский сказал: «Не есть ли поп на Руси для всех русских представитель обжорства, скупости, бесстыдства».

А замечательная картина Репина «Отказ от исповеди»

В камере только двое: священник с крестом и осужденный на казнь революционер. Приговор уже вынесен. Участь узника решена. И священник пришел сюда лишь для того, чтобы заставить его перед казнью сказать слово раскаяния и, может быть, если удастся, выведать конспиративные тайны. Но исповеди не будет.

И вновь, как и в «Крестном ходе», как в «Протодьяконе», Репин поднимается до широчайших обобщений, и одна линия тянется от попов, сопровождающих «чудодейственную», через «Протодьякона» к батюшке, чью лицемерную проповедь отвергает идущий на казнь революционер…

Сохранился и один замечательный репинский эскиз. Девушку на виселицу тащит палач, скрутив ей руки. А рядом - поп, словно каменный истукан, с епитрахилью, с крестом. Не спасать пришел он сюда - освящать расправу над революционеркой. Поп и палач. И оба творят одно и то же черное дело!

Эскиз «У царской виселицы» так и остался незаконченным. Репин не претворил его в картину, даже не выписал, как следует. Это - набросок, заготовка для чего-то большего, что по тем или иным причинам так и не было осуществлено.

Поп, благословляющий палача! Не просто ни во что не верящий, беспечно и сытно живущий «Протодьякон», с его сизо-багровыми щеками и красным от неумеренного употребления злого зелья носом, даже не сыщик в рясе, соглядатай и шпион, как в «Отказе от исповеди», а непосредственный соучастник казни, он, священнослужитель, чья религия учит: «не убий»! Лицемер и ханжа, утверждающий, что он предоставляет спасение душе заблудшего, освящающий виселицу!

Так до большого гражданского звучания поднимается в картинах Репина тема осуждения церковников.

Илья Ефимович Репин прожил долгую и сложную жизнь.

Не многим художником было дано так проникновенно изображать внутренний мир человека, за частным, единичным, видеть общее, типичное, и запечатлевать это с такой покоряющей силой, как великому Репину! Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали.

Из журнала «Семья и школа», 1962 год

5 августа 1844 года родился знаменитый российский художник-передвижник Илья Репин . Он создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. «Комсомолка» сделала подборку из пяти необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

1 факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

2 факт. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым . Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

3 факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них - не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский , Писемский , Пирогов, актер Мерси д"Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».


4 факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина , натурщика застрелили в Киеве .

5 факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве . Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, - «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Все картины так называемого "Страстного цикла" Николая Ге , созданного в поздний период его творчества (1880-е-90-е гг.), имели очень трудную судьбу - они снимались с выставок и запрещались церковью. Картина "Что есть истина", которая экспонировалась на передвижной выставке в петербургской Академии наук в 1890 г., исключением не стала: по распоряжению Святейшего синода картина была снята из экспозиции за несколько недель до конца выставки и, например, в Москве уже не показывалась. Большую роль в судьбе картины сыграл российский самодержец Александр Третий, лично написавший отзыв со словами "картина отвратительная, снять!"

Чиновников и духовенство прежде всего шокировал сам образ Христа, который абсолютно расходился с церковной традицией и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного как внешне, так и внутренне. И вот - представьте - публике представляется этакий тщедушный Христос в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, измученный, истерзанный, небольшого роста - неудивительно, что все это показалось надругательством над образом Христа.

Сама картина строится как двуполярная система, конфликт возникает на контрасте двух образов - мощного монументального Пилата, упоенного своей властью, своей сытостью, своим богатством и этого тщедушного, истерзанного и скрывающегося в глубокой тени Христа, который, тем не менее, весьма спокойно принимает вызов прокуратора, вопрос Пилата "что есть истина?". Мы видим, что здесь, помимо прочего, перевернуто традиционное понимание света и тени. Обычно свет отождествляется с добром, как минимум, с каким-то божественным светом, а тень, наоборот - с мраком и какими-то дьявольскими силами. У Ге же беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, который таким образом становится у художника символом некой однозначности. Тогда как Христос, укрыт этими тенями, он находится в глухой тени.

Картина Ге встраивается в некий ряд, ей предшествующий: так, уже Христос Крамского на картине "Христос в пустыне" был человеком и изображался безо всяких внешних атрибутов, в том числе без нимба над головой; при этом Крамской также нарушил иконографические каноны изображения Христа в пустыне - у него, например, нет дьявола, который бы искушал Иисуса в пустыне. Тем не менее, Христос Крамского значителен и, хотя, его образ достаточно осовременен, скажем так (неслучайно его воспринимали как русского Гамлета), он весом сам по себе, он - центр картины. Николай Ге пошел дальше.

Существуют воспоминания Николая Нестерова, чья картина "Видение отроку Варфоломею" экспонировалась на передвижной выставке одновременно с картиной Ге. В них Нестеров рассказывает о том, как Ге подошел к нему на правах старшего художника к молодому. Для Нестерова, к слову, это был первый серьезный успех - такая большая картина на передвижной выставке; Ге стал хвалить и поощрять Нестерова и так, постепенно, за разговорами, живописцы двигались по экспозиции передвижной выставки и дошли до картины Ге "Что есть истина". Ге спросил Нестерова: "А что вы скажете о моей картине?" И тут Нестеров понял, что он НИЧЕГО ему сказать НЕ МОЖЕТ. Наступило тягостное длительное молчание, они молчали около 10 минут, солгать Нестеров не посчитал возможным, но и найти в себе какое-то движение навстречу этой картине, какое-то сопереживание этим образам Ге он тоже не смог. В итоге Ге повернулся и ушел и с этого момента они больше практически не общались.

Вообще, Ге все время был этаким объектом насмешек. Даже когда он выставлял свою картину "Вестники воскресения" , раннюю работу 1860-х гг., то Марию Магдалину, которая стремится возвестить миру о том, что Христос воскрес, критика издевательски называла то ли сорокой, то ли ласточкой.

В художественной среде позднее творчество Ге многими не воспринималось, тогда как в исторической ретроспективе явно видно, что Ге во многом опередил своих современников: его изобразительный язык - это язык экспрессионизма, своего рода протоэкспрессионизм и Ге начал это движение в русском искусстве одновременно с классиком экспрессионизма, норвежским художником Эдвардом Мунком, чья знаменитая картина "Крик" также была создана в начале 1890-х гг. И абсолютно закономерно в экспозиции Третьяковской галереи зал Ге завершает движение от XVIII века через XIX век к искусству XX-го. Творчество Ге выводит нас к Врубелю, который, к слову, работал в мастерской Ге, более того - Врубеля с Ге связывали родственные отношения и поэтому для Врубеля в творчестве Ге не было ничего непонятного.

Не принимал картину и сам Павел Третьяков, который совершенно сознательно не хотел ее приобретать. Лишь вмешательство и авторитет Льва Толстого способствовали тому, чтобы эта картина была приобретена в Третьяковскую галерею. Толстой написал Третьякову довольно резкое письмо, в котором прямо говорил меценату о том, что вышла поразительная вещь: "Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело ".

При том, что случаи, когда Третьякову что-то не нравилось в приобретаемых им картинах, были не так уж редки; общеизвестно, что ему, например, не нравилась картина Крамского "Неутешное горе" , были претензии к картине Репина "Крестный ход в Курской губернии" , когда Третьяков даже позволил себе давать художнику советы, мол, не лучше ли было красивую девушку в центре изобразить. В случае же с Ге он, действительно, был резко против, объясняясь потом, что не хотел навлекать на свой музей надзор полиции и жандармские вмешательства, после которых его галерею могли бы закрыть.

Не менее интересна и история создания картины "Что есть истина". У Ге существовала картина под названием "Милосердие", написанная в 1879 г. и выставлявшаяся в 1880 г. на восьмой передвижной выставке. Впоследствии Ге записал ее, написав на этом же холсте свою, пожалуй, самую знаменитую картину.

В "Милосердии" также было две фигуры - женщина, подающая нищему воду (второе название этой картины было "А не Христос ли это"). И женщина вспоминает слова проповеди - "кто напоит нищего, меня напоит". Там был пейзажный фон и, судя по всему, она (картина) была довольно светлой. Но уже в 90-е гг. Ге эволюционирует к очень экспрессивному высказыванию, к эмоционально насыщенному творчеству и поэтому, видимо, "Милосердие", такая достаточно благостная по своему настроению картина, стала для него неким прошедшим этапом. Кстати, если приглядеться к холсту "Что есть истина", то можно заметить напротив Пилата какой-то силуэт, который как раз явялется фрагментом "Милосердия".

У Ге, разумеется, были модели, но их образы в картинах не настолько портретны, во всяком случае, в "Страстном цикле", как, допустим, у Крамского или у Репина в или в "Иване Грозном, убивающем своего сына", где художником была сделана целая серия портретных этюдов. Этот принцип психологического реализма второй половины XIX века относился не только к живописи, но и к литературе, когда роман строился вокруг портрета главного действующего лица и где эти портреты были первичны, например, "Обломов" или "Анна Каренина" и коллизия возникала из характера. Однако в случае со "Страстным циклом" Ге это уже не работало: когда Ге только начинал работу над своей картиной "Иуда" , то сначала хотел обратить Иуду лицом к зрителю, а потом он понял, что лицо Иуды неважно, гораздо важно его положение по отношению к Христу. И тогда художник повернул Иуду к нам лицом и Иуда предстал на картине в таком коконе плаща, как будто обратившимся в соляной столб. На дальнем же плане видно, как стражники уводят Христа из Гефсиманского сада. Так же и здесь, лица героев картины "Что есть истина" не столь портретны и даже почти не проработаны, куда как важнее драматургия цвета, света и тени в этой картине, этот жест выброшенной руки Пилата. И неслучайно выразительна сама спина, Пилат к нам обращен спиной, мы видим его затылок. Ге акцентирует прежде всего эту массу, что-то непробиваемое, костное и материальное, что противопоставлено образу Христа