Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Евреи ашкенази.1,2,3. Евреи сефарды и ашкенази: различия по фото, внешние отличия

История евреев-сефардов берет начало на Пиренейском полуострове, месте расположения современных государств Испании и Португалии. По данным историков, они попали на территорию Иберии ранее всех его коренных обитателей — римлян, варваров и арабов. Однако, спустя 8 столетий мирной жизни, были вынуждены уехать в изгнание по декрету короля Испании.

История сефардов

Название «сефарды» происходит от слов «библейское место» (иврит: ספרד, Modern Səfarád, турецкий: Sefarad). Об этом народе упоминается также в персидских надписях под именем «Saparda», что некоторые ученые оспаривают.

Еврейская эмиграция и поселения на территории Испании, по данным историков, происходили в период власти Римской Империи, после падения Карфагена (около 210 гг. до н.э.). Многие беженцы переселились из Иудеи в Средиземноморье после разрушения Иерусалима римским императором Титом. Позднее евреи даже назвали Пиренейский полуостров «Сефарадом», что в переводе с современного иврита и означает «Испания».

В истории евреями-сефардами принято считать выходцев с Иберийского полуострова, потомки которых были изгнаны из Испании в марте 1492 г. по Альгамбрскому декрету короля Фердинанда 2-го и Изабеллы Кастильской. К этому времени евреи прожили на этой территории уже более 800 лет, и их количество составляло около 100 тыс. человек.

Большая часть евреев были богатыми людьми. Они служили государственными чиновниками, возглавляли крупные банковские и торговые учреждения. Многие годы они давали крупные займы испанским королям, за что получали аристократические титулы и прекрасное светское образование. После вердикта об изгнании почти 30% из них вынуждены были уехать.

В современном Израиле название «сефарды» также часто применяется в религиозных целях для обозначения евреев азиатского и африканского происхождения, т.к. в литургии они используют сефардский стиль.

Бегство евреев из Испании и Португалии

По условиям королевского указа в Испании могли остаться только те испанские евреи-сефарды, которые примут христианскую веру. Большинство (70-80% евреев) согласились с таким условием и остались жить на полуострове, окрестившись. Они образовали этническую прослойку марранов, часть из которых по-прежнему тайно соблюдала обряды и законы иудаизма. Через некоторое время они вернулись к своей религии. Многие их потомки сейчас проживают на территории Италии, Нидерландов, Северной Германии, Англии и США.

Те же, кто решил уехать, расселились в различных регионах Средиземноморья, Европы и других стран (карту путей беженцев евреев-сефардов - на фото ниже):

  • в Османскую империю, в основном в Стамбул и Салоники;
  • в Северное Марокко и другие страны Африки, некоторые из них позднее эмигрировали обратно на территорию Пиренейского полуострова и сформировали сообщество Гибралтара;
  • в страны Европы: Италию, Голландию и т.д.;
  • криптоевреи, которые ведут скрытный образ жизни - со времен испанской и мексиканской инквизиций они практикуют тайные еврейские обряды. Они проживают сейчас в Мексике, в юго-западных штатах США, на островах Карибского бассейна и Филиппинах.

Из Португалии евреи были также вынуждены эмигрировать в Италию и Османскую Империю. Многие из них осели в Амстердаме и других странах Европы.

Евреи в Османской империи

Сефарды, которые переселились из Испании на Восток, получили радушный прием от турецкого султана. Обладая немалым богатством и деловыми связями в Европе, они заняли все ключевые посты в управлении еврейской общины в Османской империи. При этом они потеснили местных евреев. Благодаря своей завышенной самооценке, смогли навязать свои обычаи, культуру и законы другим иммигрантам, в т.ч. и ашкеназам.

Зажиточные османские сефарды были щедрыми меценатами, открывали новые школы, библиотеки и типографии. Они занимали государственные посты, служили придворными банкирами и занимались сбором налогов. На свой язык ладино они перевели много изданий с иврита и европейской классики, однако в устной речи применяли его разговорный вариант — джудезмо.

Однако в 19 в. произошел экономический крах Империи, и контроль над капиталом достаточно быстро перешел в руки европейских капиталистов. Завершающим ударом стала 2-я Мировая война. После оккупации евреи в Греции, Югославии и Сербии были почти полностью истреблены. А уцелевшие уехали в Америку (США и Латинскую) и Израиль.

Африканские и американские сефарды

Значительная община сефардов переселилась в Северную Африку (Марокко и другие страны). В 19 в. они были колонизированы Францией, благодаря чему евреи получили французское гражданство в 1870 г. После выхода колонистов из Алжира в 1962 г. большинство евреев переехало во Францию, где они сейчас представляют одну из самых крупных сефардских общин в мире, не считая Израиля.

Французские сефарды по-прежнему сохраняют свои традиции в древних мелодиях и романсах Испании и Португалии, предпочитают иберийские национальные блюда, следуют испанским обычаям.

Сообщество сефардов в Мексике насчитывает сейчас более 5 тыс. человек. Большинство из них переселилось сюда из Турции, Болгарии и Греции. В США еще в 19 в. большинство евреев были сефардами, службы проводили на португальском языке, хотя разговаривали по-английски. Однако многочисленная эмиграция евреев-ашкеназов из Германии и Восточной Европы в течение 19-20 ст. привела к тому, что они стали доминировать на американском континенте.

Язык сефардов

Традиционный язык большинства сефардов — ладино или иудео-испанский. Он относится к романской группе и основан на древнекастильском и старопортугальском. Также в нем позаимствованы слова из турецкого, греческого, арабского, французского и иврита.

В Средиземноморье еще до недавнего времени существовали 2 диалекта ладино, в зависимости от региона: восточный и западно-африканский (хакитиа). Восточный диалект сохранил в себе древнеанглийские черты в морфологии и лексике, считается более консервативным. Североафриканский сильно разбавлен разговорными словами, позаимствованными у арабов, на это повлияла испанская колониальная оккупация Северного Марокко в первой половине 20 в.

Среди португальских евреев был распространен иудео-португальский вариант языка, который оказал влияние на диалекты в Гибралтаре.

В чем отличие сефардов от остальных евреев

Сущностной разницы между двумя субэтническими группами иудеев нет. Отличаются они в своих обычаях, традициях, привычках, выполнении религиозных заповедей и обрядов. Все это было обусловлено историческими событиями и географией их проживания: ашкеназы сформировались на территории Центральной Европы (Германии, Польши и др.), сефарды — на Пиренейском полуострове. Исторически сложилось, что они используют различные языки: идиш и ладино. Современные ашкеназы составляют большинство евреев Израиля и относятся к сефардам свысока. Германские евреи имеют завышенное самомнение, считая себя более интеллектуальными и т.д.

Высланные из Испании сефарды, переселившись в другие страны, многие годы сохраняли групповое чувство гордости, подвергая других евреев дискриминации: они не разрешали сидеть им в синагогах с остальными, запрещали браки и вводили другие правила. Испанские евреи не запрещали полигамные браки, имели специфические обряды (литургию), синагогальную архитектуру (так называемый «мудехарский стиль») и даже особый способ упаковки свитка Торы в футляре (тике).

В 18 в. сефарды в период Французской революции смогли добиться изгнания ашкеназов из города Бордо, получив гражданское равноправие раньше других евреев. В 18-19 ст. выходцы из Иберии постепенно стали отходить от религии и традиций своих отцов, крестились, однако с гордостью носили свои имена и фамильные титулы.

Внешность евреев ашкенази и сефардов почти не отличима. Первые преимущественно являются светлокожими, светловолосыми, имеют светлые глаза, более склонны к наследственным заболеваниям. Вторые имеют более смуглую оливковую кожу, но это не всегда заметно. Изучая фото и внешность евреев сефардов, выявить отличия визуально сложно.

Мнение генетиков

Исследования генетиков, биологов и антопологов по поводу выделения различий в генах и внешности евреев-сефардов, ашкеназов, привели к однозначным выводам: все евреи составляют одну этническую группу, которая генетически обособлена от других народов. Но это без учета общин в Эфиопии и Индии, называемых сейчас мизрахи. Они представляют отдельную группу, выделившуюся около 2,5 тысяч лет назад, когда они попали в плен к вавилонянам.

Евреи Южной Европы получили 30% примесей в ДНК от генов местных народов: французов, итальянцев, испанцев. В Средние Века в Европе четко разграничены 2 группы: сефарды и ашкеназы. Последние появились в Германии в 8 столетии и широко распространились по территории Восточной Европы: Польше, России и т.д. Большинство ашкеназов, которые не успели выехать из фашистской Германии и оккупированных земель, погибли при холокосте. Выжившие переселились в Израиль и США.

По мнению генетиков, сефарды и ашкеназы выделились в отдельные этнические группы около 1200 лет назад. Причем численность второй группы в некоторый период сильно сократилась и из-за близкородственных браков стала подвержена некоторым генетическим заболеваниям.

Сефарды в России и республиках СНГ

Первых евреев-сефардов в Россию привез еще Петр 1-й из Голландии: к ним относится и род Абарбанелей, один из предков которого финансировал в 1492 г. экспедицию Колумба в Новый Свет. Также известно, что сюда перебрались некоторые семьи из Бессарабии и Балтийских стран.

По данным ученых, на территории Российской Федерации и государств бывшего СССР сейчас проживает около 500 тыс. евреев-сефардов. Большинство из них называет себя так из-за исповедования иудаизма сефардского наклона, но испанские корни мало кто из них имеет. К ним относятся грузинские, бухарские, азербайджанские и другие евреи, проживающие в Кавказском регионе и Средней Азии.

Знаменитые сефарды

Среди этнических сефардов можно выделить много выдающихся личностей, которые прославили свое имя в различных сферах деятельности.

Самые знаменитые из них:

  • Бенедикт Спиноза — философ Нового времени, живший в Нидерландах в 17 в., который придерживался неортодоксальных религиозных взглядов и идей рационализма, пантеизма и детерминизма. Происходит из богатой семьи, чьи предки выехали из Португалии в Амстердам. Был исключен из еврейской общины и обвинен в ереси, после чего занялся изучением естественных наук, греческой философии и латыни. Самое известное произведение Спинозы — «Этика», где приведены основные положения его философии. Умер в 45 лет от туберкулеза.
  • Давид Рикардо — экономист, живший в 18 в. в Великобритании, один из создателей политэкономии, ее основных законов и принципов распределения доходов при помощи налогообложения. Его семья эмигрировала из Голландии. Успешно занимался операциями на бирже и в торговле, заработав миллионы фунтов, однако через 12 лет занялся научной работой в области экономических теорий.
  • Камиль Писарро — знаменитый французский художник, родоначальник импрессионизма. Происходит из богатой сефардской семьи, жившей на Антильских островах. После переезда в Париж получил образование живописца и художника, был другом Сезанна, придерживался политических взглядов анархистов.
  • Эмма Лазарус — писательница и поэтесса из США, происходит из семьи плантатора, бежавшего из Португалии в Новый Свет от инквизиции. Кроме писательской деятельности занималась переводами на английский язык стихов на иврите. Ее стихотворение «Новый Колосс» (1883) украшает пьедестал Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Сефарды и ашкеназы в Израиле

После образования государства Израиль сюда стали съезжаться многие евреи, среди которых были и сефарды. Они прибывали из Марокко, Алжира, стран Востока, бывших республик СССР. Большинство из них прекрасно сохранили свои традиции, приехав сюда почти без имущества. Однако чиновники в молодом государстве, которые занимались беженцами, отнеслись к ним негативно. Детей отдавали насильно в кибуцы, отрывая от семей. Большинство сефардов не имели образования. Обстановка изменилась только в конце 1970-х, когда вступили в действие программы школьного и университетского образования, строительства и доступного жилья.

Сейчас сефарды смогли повысить свой статус и занять определенное место в жизни страны. Их культурные традиции стали ближе к израильской действительности. Браки между ашкеназами и сефардами широко распространены.

В Израиле евреи-ашкеназы и сефарды имеют отдельные синагоги и собственное самоуправление, причем есть одновременно и 2 верховных раввина (фото можно увидеть внизу).

Испания предлагает гражданство сефардам

По сообщениям властей Испании, страна приглашает потомков евреев, которые были изгнаны в 15 ст. указом короля. Им предлагается получить гражданство по упрощенной процедуре. Таким образом государство пытается устранить несправедливость по отношению к евреям, которая была совершена более 500 лет назад.

Чтобы доказать свою принадлежность к евреям-сефардам, требуется предоставить либо исторические документы, либо справку от религиозной общины, заверенную руководителем и нотариусом. По статистике, в мире насчитывается 1,5-2 млн потомков евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова в 15 столетии.

Один мой старый израильский знакомый однажды рассказал мне историю, как, репатриировавшись в Израиль в 1972 г. из одной из прибалтийских стран, его мама увидела на улице, впервые в жизни, чернокожих тейманим, и удивленно спросила: «А это что, тоже евреи?..». Этот же вопрос могут задать многие из нас, впервые приехав в Землю Обетованную, и видя огромное разнообразие еврейских типов – и белые европейцы, и смуглые арабы, и чернокожие эфиопы, кого только нет, – и все евреи.

Да, значит, евреи бываю разные – решите вы и будете абсолютно правы. Евреи бывают совершенно разные во всем их многообразии во внешности, культуре, ментальности во всех концах света… Раньше всех их можно было увидеть, будь вы средневековым путешественником, как Петахия из Регенсбурга или Биньямин из Туделы, обошедшие весь мир и описавшие еврейские общины в разных странах. Мы же предлагаем нашим читателям узнать обо всех, никуда не уезжая, прочитав нашу серию статей о разных евреях мира.

На протяжении многих столетий в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев , каждая со своими культурными и языковыми особенностями. Две основные на сегодняшний момент субэтнические группы евреев – это ашкеназы и сефарды.

Ашкеназы (так мы говорим на русском языке, на иврите же – ашкенази, ашкеназим) – потомки еврейского населения германских земель средних веков. Проще говоря, это большинство евреев Западной и Восточной Европы. В нынешнем понимании этот термин охватывает всю часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу – в противовес термину сефарды (о них – ниже).

Евреи пришли в Европу из Палестины через Италию. Известно, что еврейские общины в Европе существовали уже в римских колониях, еще до того, как варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию. Еврейская община в Кельне, например, известна с 321 г. – еще до появления тут христианской общины. Однако до XI в. историческая роль этих еврейских общин была весьма незначительна.

Со времен средневековья Германия (а точнее, Юго-Запад Германии и Север Франции) носит название Ашкеназ – отсюда и ашкеназим.

Махзор из Вормса 1272 г. с самой ранней фразой на идиш.

По поводу самого этого слова ученые спорят очень давно. Впервые оно встречается в Торе в т.наз. «таблице народов» (Берешит 10:1-3). Ашкеназ – один из правнуков Ноаха (Ноя), внук Яфета. Ашкеназ по библейской традиции получил для себя и своих потомков земли для расселения где-то на Севере. Где находились эти земли? Общепризнано мнение, что это были земли Европы, то ли ее север, то ли восточные и юго-восточные берега Черного моря. Некоторые полагают, что топоним Ашкеназ дал основу для названия Скандинавия (от ошибочной идентификации Ашкеназа с «Ас-Скандз» – арабским названием Скандинавии и всех стран Северной Европы в целом), а потом «спустился» южнее и стал обозначать область расселения древних германских племен, включая и пределы нынешней. Иное мнение – имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским клинописным и греческим источникам – они же скифы, известные также и нам из школьного курса истории Украины.

Трудно определить, когда термин Ашкеназ был впервые применен именно к Германии. Вероятно, после 1000 г., когда существование особой группы евреев, живущих к северу от Альп и Пиренеев и имеющих собственные обычаи и ритуалы, стало уже свершившимся фактом.

Выпечка мацы в Нюрнберге, из книги 1716 г.

Постепенно ашкеназская община сформировала собственную религиозную школу. Здесь не было того общекультурного блеска, характерного для испанской общины, но была глубокая проработка Галахи, Талмуда и Писания. Именно ашкеназы дали миру такого авторитета, как Раши, и авторов Тосафот – глубочайших комментаторов Талмуда. Сефарды же уделяли больше внимания систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.

Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. наиболее ярким представителем этих общин был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор а-Гола («светоч диаспоры»; 960-1028 гг.), который выработал новые общинные установления – таканот – в них, среди прочего, запрещалось многоженство.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и в шрифте.

В последующие века происходила миграция евреев дальше на восток – в Богемию, Моравию, Польшу, Украину. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

Ашкеназы пережили в своей истории множество катаклизмов, погромов и войн. Но именно они составляют сейчас большинство (около 80 процентов) среди всех евреев мире.

Диспут между еврейскими и христианскими учеными. (И. фон Армсхейм, гравюра 1483 г.)

Сефарды (ивр. «сфарадим» от слова «Сфарад», что со времен средневековья означало «Испания») – субэтническая группа евреев, выходцев из Испании и Португалии, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. В 1240 г. они были изгнаны и расселились по странам северного и южного Средиземноморья: Италия, Греция, Балканы, Северная Африка, Турция; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины.

Топоним Сфарад упоминается у пророка Овадии (1:20) и отождествляется в Таргуме Ионатана с Испанией. Ученые предполагают, что первоначально термин «Сфарад» служил ивритским названием города Сарды – столицы Лидии, где был легендарный царь Крез (в западной части Малой Азии, к северо-востоку от Измира).

Испанские евреи считали, что из Иерусалима в Сфарад они попали давным-давно, ещё после разрушения Первого Храма, в эпоху «вавилонского пленения», в VI в. до н. э., однако историки утверждают, что еврейские общины начали возникать здесь не позднее I в. н. э. Сведения о них крайне скудны, но всё-же имеются, а вот субэтнос «сефарды» сформировался скорее всего уже в эпоху средневековья.

Отождествление Сфарада с Испанией встречается уже в сочинениях гаонов (кон.VI – сер. XI в.).

Португальские евреи в синагоге

Опираясь на непрерывную цепь традиции, идущей из античной Римской империи, евреи Эрец Ашкеназ поддерживали прочные контакты с сохранившимися итальянскими и, косвенным образом, также палестинскими центрами римской цивилизации. Сефарды, со своей стороны, долго были частью глобальной мусульманской цивилизации, центр которой, как всеобщий, так и еврейский, находился в Вавилонии, поэтому они стали наследниками вавилонской традиции и мировоззрения и были духовно были под их большим влиянием. Разделение между ашкеназскими евреями и их южными соседями продолжает, таким образом, на новом уровне древнюю дихотомию между Палестиной и Вавилонией.

Пиренейский полуостров является уникальным примером т.наз. феномена «пограничных культур». Совместное проживание на ограниченной территории в течение долгого времени мусульман, иудеев и христиан создало значительные возможности для контактов и заимствований. Сефарды активно участвовали в общественной и культурной жизни страны, занимали высокое положение при дворе правителей. При дворе кордовских халифов придворным врачем, руководителем дипломатии и, наконец, просто главным советником был еврей Хасдай ибн Шапрут. С X века Пиренейский полуостров становится важнейшим центром еврейской учености и культуры. Крупнейшими поэтами еврейской Испании были Шломо ибн Гевироль и Иегуда Галеви (XI в.), великими законоучителями, комментаторами Писания являются Маймонид и Авраам ибн-Эзра. С трудами Аристотеля христианская Европа в Средние века знакомилась в основном по латинским переводам с арабского, сделанным испанскими евреями в XIII в.

Португальские сефарды в Нидерландах в сукке.

31 марта 1492 г. испанские монархи Фердинанд и Изабелла издали указ об изгнании евреев со всех подвластных им территорий, включавших почти весь Пиренейский полуостров, или креститься и остаться. Часть испанского еврейства приняла крещение, но тайно исповедовали заветы Торы – так появились марраны, однако большинство евреев предпочло покинуть страну, но сохранить веру.

Общее число испано-португальских изгнанников составляло около 300 тыс. человек. Некоторые из них переселились в Нидерланды, Италию, Марокко, но большая часть - в Османскую Турцию, где во все века существования этой империи в отношении евреев проявлялась терпимость. Уже в течение всего XV в. туда шла активная иммиграция испанских евреев, среди которых было множество искусных ремесленников и оружейников; именно они впервые привезли в Турцию порох и искусство литья пушек. Турецкий султан Баязет после изгнания евреев из Испании сказал: «Вы считаете Фердинанда умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». В XVI в. в руках евреев была практически вся дипломатия Османской империи.

В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы, и не только Европы, испанские евреи часто имели хорошее светское образование, высокие государственные посты, были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости.

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды и ашкеназы во многих европейских государствах оказывались бок о бок, и где бы это ни происходило – в Амстердаме или в Гамбурге, в Лондоне или в Бордо – две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.

При том, что суть иудаизма одинакова для всех евреев, существуют некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов.

Например:

  1. Разница в произношении некоторых букв и звуков в молитвах (шабос – шабат; талес – талит и т.п.).
  2. Забой скота (шхита) у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить это сможет лишь специалист по Галахе.
  3. Разный набор кулинарных предпочтений и блюд (гефилте фиш, кишке, локшн-кугл, бульон с кнейдлех, цимес – все это ашкеназская кухня, у сефардов же традиционными будут, например, бурекас, шакшука (жареные яйца в томатном соусе), «финидьо» - слоёный пирог с творогом, «пастеликос» - сладости и др. Ашкеназы в субботу днем едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин и добавляют в него много пряностей, специй).
  4. Разные бытовые языки – всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино или арабском. Испано-еврейский язык, ладино, который со временем перестал быть разговорным, законсервировался и превратился в литературный язык, на который сначала переводили каноническую литературу с иврита, а затем появился довольно большой корпус переводов европейской классики (Шекспира, Мольера, Дюма) и самостоятельной литературы на ладино. В устной же речи восточные сефарды использовали разговорный вариант ладино – джудезмо.
  5. У ашкеназов свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением; у сефардов свитки помещены в жесткие деревянные или металлические цилиндры, которые открываются для чтения.
  6. В Песах ашкеназы не едят «китнийот» – бобовые, рис, кукурузу; на большинство же сефардов не распространяется это устрожение.
  7. У ашкеназов слихот (покаянные молитвы) – с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана; у сефардов – начиная с 1-го Элула, за 40 дней до Йом Кипур. Есть такой анекдот, что сефарды читают слихот больше месяца «в наказание» за то, они едят китнийот в Песах. Конечно, это шутка.
  8. Есть разница в литургии, порядке и составе текстов молитв.
  9. Типичная ашкеназская синагога – это ряды скамеек, обращенных к передней части, где находится шкаф со свитком Торы. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме (однако при чтении молитвы Амида все поворачиваются в сторону Иерусалима).

Принципиально отметить, что ашкеназская и сефардская общины выработали принципиально разные школы в подходе к разработке галахи. Например, один из ярчайших представителей сефардской галахической мысли Риф (р. Ицхак Яаков hа-Коhен аль-Фаси 1013-1103) в своей книге сокращает Талмуд, убирая из него все сложные дискуссии, сводя каждый отрывок к постановке вопроса, двум-трем основным мнениям и ответу. В отличие от него «ашкеназ» Рош (аббревиатура Ашер бен-Иехиэль, 1250-1328) «расширяет» Талмуд: добавляет мнения позднейших законоучителей, комментирует текст и т.д. и лишь в конце дает ответ.

Фрагмент стены синагоги дель-Трансито (Sinagoga del Tránsito, Толедо, XIV в.).

Еще одно различие в подходах сефардского и ашкеназского методов – в принципах «Галаха по большинству» и «Галаха по последнему». Сефардская галахическая школа основывается прежде всего на первом принципе, ашкеназская – на втором (это различие между сефардской и ашкеназской религиозными культурами сохраняется до сего дня). При этом, когда основное место занимает принцип «галаха по большинству», то, для выяснения «большинства», мнения всех высказавшихся по этому вопросу законоучителей как бы «взвешиваются» – конечно, в соответствии с «удельным весом» каждого, но безотносительно ко времени, когда каждый из них жил. Создается как бы «вневременный бейт-дин (суд)» из книг учителей, и этот суд выносит решение. При этом принципиально не учитывается изменение эпохи и ситуации в целом, изменений в быте, обычаях общества и ментальности и т.д. Мир полагается постоянным, и Тора в нем неизменна.

Иной подход – «Галаха по последнему» – придает больший вес тем законоучителям, которые ближе к нашему времени: во-первых, потому, что если уж эти «последние», которые, конечно же, видели и изучали мнения великих предшествующих авторитетов, все же решили по-иному – то, значит, есть на это причины, и нам тоже следует об этом задуматься; и, во-вторых, потому, что эти «последние» ближе к нам по всему стилю жизни, и, следовательно, их решения более адекватны для нас. При этом подходе также большое внимание уделяется живым действующим обычаям, даже если они не зафиксированы в авторитетных книгах прошлого.

Кроме того, ашкеназы и сефарды следуют разным религиозным авторитетам по многим религиозным вопросам. Например, кодификатор Йосеф Каро в своем кодексе «Шулхан арух» чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов Галахи). Иссерлес пополнил «Шулхан арух» глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

Синагога в г.Вормс (также известна как Синагога Раши), построена в 1034 году.

В настоящее время сефардами нередко называют (особенно в Государстве Израиль) всех евреев-неашкеназов. Обычно это все восточные евреи, выходцы из Азии и Африки, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – «эдот а-Мизрах» (общины Востока).

Настоящие сефарды нередко определяют себя как «сат» или «самех-тет» – по первым буквам от «сфаради тагор» – «чистый сефард», и весьма гордятся своим происхождением – через своих славных предков, живших в Испании, они считали себя потомками иерусалимской аристократии и иудейских царей. Рассказывают, что у некоторых даже есть ключи от фамильных домов в родной Барселоне или Толедо. Но таких «самех-тетников» мало, около 10 процентов от всех, кого сейчас мы именуем сефардами.


Ашкеназ на иврите означает «Германия», понятие «ашкеназы» относится ко всем евреям - выходцам из Европы. Сефарад означает на иврите «Испания», понятие «сефарды» относится к евреям - выходцам из арабского мира. Поскольку религиозные традиции у этих двух общин несколько разнятся, в Израиле есть 2 Главных раввина, один из которых - сефард, а другой - ашкеназ» (Есть версии о нееврейском происхождении ашкеназов).

«В декабре 1942 года, когда масштабы уничтожения европейских евреев (ашкеназов) стали ясны, будущий второй президент Израиля Шазар задал риторический вопрос: «почему мы (сионистское движение) не знали? Почему нацисты поймали нас врасплох?»

А другой участник того же заседания лидеров сионизма, Моше Арам, сказал: «Мы были невольными соучастниками убийства». Сионистская (сеф*) организация умудрилась «не знать» о катастрофе вплоть до осени 1942 года, а это ей удалось только потому, что она и не хотела знать» - приходит к выводу Бейт Цви.

Сефардскиe нацисты решили приступить к уничтожению ашкеназов летом 1941 года, причём, 1-й документ об этом датирован 31 июля 1941 г. Уничтожение было секретом, и если бы страны-противницы Германии знали о нём, они могли бы остановить или замедлить или сорвать исполнение неписанного приказа Гитлера.

Но сионистская организация не была заинтересована в огласке, да и вела себя безответственно: ещё до начала второй мировой войны в 1939 году на ХХI съезде сионистского движения в Женеве глава сионистов, будущий первый президент Израиля, Хаим Вейцман объявил войну Германии - от имени всего еврейского народа.

16 марта 1942 г. в печати появились первые свидетельства о массовых уничтожениях ашкеназов в Бабьем Ярe и других местax. На другой день, 17 марта 1942 года в просионистских газетах уже появилось официальное опровержение: «разговоры о ста тысячах убитых ашкеназов - выдумки и преувеличения». 52 тыс. ашкеназов, убитых в Киеве: газета сионистов «Давар» - это совсем не евреи...

18 января 1943 скрывать было невозможно. На заседании сионистских лидеров главной была позиция Ицхака Гринбойма: не давать ни копейки на дело спасения ашкеназов и не разрешать проводить сбор средств для их спасения. «Это опасно для сионизма, мы не можем дать денег из сионистских фондов на спасение ашкеназов. Сионизм превыше всего». И на этом же заседании Ицхак Гринбойм был избран «министром по спасению европейских евреев»...

Прозелитов убеждали, что они - природные евреи, хотя таковыми они изначально не были. Этот химерический этнос в прошлом и позапрошлом столетии было принято называть германо-польскими, русско-польскими, восточно-европейскими евреями, или ашкеназами. Этот этнос стал очередным достижением синтетической этногонии.

Испания. Для испанцев - война 1936-39 гг. была гражданской войной, для ашкеназов - это была попытка захватить страну сефардов - историческую родину сефардов. Сефарды победили. Ашкеназы уползли из Испании побитые, и в страхе закрылись в СССР «железным занавесом».

«Еврейские добровольцы, погибшие на полях Гражданской войны, не забыты: они похоронены в общей могиле в Барселоне. «Еврейским добровольцам, погибшим во время Гражданской войны за свободу. Нашу и вашу».

Ложь хазарская! Хазары (ашкеназы) разожгли в Испании гражданскую войну с одной целью: захватить ту Испанию, которая была сефардской и до ХIX века ею и оставалась под другим названием сефардов - марраны. Франко был чистый марран. И когда сефарды в лице Гитлера попросили в 1940 году пропустить их войска в Северную Африку через Испанию, они не пропустили его, родного, потому что у высшего руководства сефардов было в голове другое: Гитлер должен был идти на Москву, отрывать головы ашкеназам.

Можно только гадать, что советские ашкеназы сделали бы с Испанией сефардов, если бы захватили её. Когда Сталин разобрался, что знаменитые и легендарные интербригады состояли поголовно из коммунистов и БУНДовцев - ашкеназов, то есть натурально из членов сионистской партии, запрещённой в СССР, он расстрелял почти всех «героев Испании».

Но сефарды, как показало 22 июня 1941 года, Сталину этот подвиг не зачли - такова непримиримая, лютая ненависть между ашкеназами и сефардами, все остальные - только подручные, только «пушечное мясо».

22 июня 1941 года сефарды принялись душить ашкеназов в их собственном логове - в СССР. Главная тайна прошедшей Второй Мировой войны: связка - евреи и нацистский режим. Несмотря на кропотливые и тщательные исследования еврейских историков, многочисленные Центры, Музеи, Институты Холокоста (Яд-Вашем) - тема эта до сих пор объективно не освещена.

Когда был ещё жив СССР - громко и публично эксплуатировалась тема сионизма - как расистского учения, недалеко ушедшего от нацизма. Сионизм, как форма расизма, был даже заклеймён Организацией Объединённых Наций.

«Юденраты» - Советы Самоуправлений Еврейских Гетто Терезин, Варшавского и других - сами евреи определяли, кого посылать на уничтожение в лагеря Освенцим, Треблинка и другие. А кого - готовить к репатриации в Палестину. И при этом полицейские силы из числа самих евреев, подчинявшиеся этим самым Юденратам, самостоятельно поддерживали порядок внутри гетто.

Руководители «Хаганы» - предтечи Армии Обороны Израиля - поддерживали тесные связи с представителями нацистской разведки. И связи эти были небескорыстными. Обе стороны получали от этих связей свою выгоду. Нацистская разведка - ценнейшие разведданные об английских вооружённых силах...

Сионист Хаим Вейцман, руководитель Всемирного Еврейского Агентства, на запрос Британской королевской комиссии о возможности переправить 6 миллионов западноевропейских евреев в Палестину ответил: «Нет. Старые уйдут. Они - пыль, экономическая и моральная пыль большого света. Останется лишь ветвь...»

Сейчас ашкеназы в своих СМИ в Израиле снова стонут: «Лучше быть нищим, чем ашкеназом». Вторая мировая война ашкеназов с сефардами для ашкеназов закончилась холокостом, а для сефардов - разгромом. 9 Мая 1945 года. Закончилась ли?

По сути, вся гражданская война в России была сделана хазарами только для одного, чтобы в России не начали бы задавать вопрос: кто захватил в октябре 1917 года власть в России? Чья это, рабоче-крестьянско-солдатская власть? Таскать вам - не перетаскать.

Гражданскую войну ашкеназы Троцкие и сефарды Варбурги закончили тогда, когда поубивали всех, кто мог задавать дурацкий вопрос: а кто это к нам пришёл?

Гражданские войны - стихия сионистов. Российскую Империю ашкеназы и сефарды захватывали вместе. Захватив, приступили к дележу добра, но делёж не получился: За правду - ашкеназов. За справеливость при дележе Российской Империи. За...

Война ашкеназов и сефардов. По всей планете! Война между ашкеназами и сефардами за обладание Россией - кому она должна принадлежать единолично - в полном разгаре. Ашкеназы Россию «проиграли» сами, после августа 1991 года. С дурацким криком: «Американские евреи такие же, как мы», - они пустили сефардов в Кремль.

И снова идёт война между ашкеназами и сефардами! На этой войне взрывом шахты «Распадская» принадлежащей Абрамовичу и Коломойскому, сефарды умело подставили ашкеназов Абрамовича и Коломойского.

Тот же Ходорковский не у русских хотел взять власть, и не русских хотел изгнать из Кремля. Там совсем другая исТОРЫя. Ашкеназ Ходорковский намерился изгнать из Кремля сефардов, и изгнал бы, если бы на подмогу сефардам Путин не высвистал из Нью-Йорка спецназ сефардов самого оголтелого толка - хасида и хабадника Лазара с его бандой руссконеговорящих.

И Ходорковский загремел на нары. То же самое сефарды спланировали провернуть, взорвав шахту Абрамовича и Коломойского - посадить этих ашкеназских лидеров рядом с Ходорковским.

«Экспертом СБД специально указывается, что «эта катастрофа, как и новые теракты на Северном Кавказе, не оставляют российскому обществу возможности почивать на лаврах Победы, одержанной 65 лет назад...» над... сефардами.

Ну, а мы-то здесь где? Вот тут и нарисуемся мы: русские будут в качестве «пушечного мяса» у ашкеназов, американцы - будут «пушечным мясом» у сефардов. Такой расклад был в Первую Мировую войну, так было во Вторую Мировую войну, так будет и в третий раз.

И только ослеплённый ашкеназской пропагандой, не видит, что ашкеназы сейчас ускоренными темпами делают российскую армию «легендарной и непобедимой» - «Красная Армия всех сильней!» Таки-да, Российская Армия в самое ближайшее время будет самой сильной в мире.

А вы думали, чего вдруг русским понадобились французские авианосцы, беспилотники из той части Израиля, которая советская-ашкеназийская? Ашкеназы будут ими глушить сефардов. «Пушечное мясо» никогда и не спрашивали: «хотят ли русские войны»? «Вероломно, без объявления войны, напали» - вот и весь сказ: «Киев бомбили, нам объявили - так началася война».

Сможем ли мы тут увернуться, как увернулись от войны в Ираке? Нет, не сможем.

В Ираке ашкеназы и сефарды, единым фронтом захватывают, по их терминологии, «ничьи территории», «ничью нефть». Они там друг с другом не воюют. В Афганистан нас сионистам тоже не удалось втравить. Но и в Афганистане они не воюют друг с другом, они единым фронтом захватывают страну мировой наркоты - Афганистан.

Но в России ашкеназы воюют с сефардами. И ни армии США, и ни армии России закосить от их войны - никак не удастся. Для этого потребовалось бы, чтоб исчезли и ашкеназы, и сефарды, нация «преступных людей», то, чего хотел и добивался Сталин.

Витает в воздухе тревожный вопрос: почему они рвут у нас именно энергетику - жилы и артерии страны? В чём смысл? В России до сих пор правительство сефардов, и ашкеназы воюют против него таким вот образом.

Правительство России - не сефардов, а ашкеназов. Взорвав Саяно-Шушенскую ГЭС - крупнейшую в мире и самую крупную в России, сефарды мгновенно закрыли половину Российской промышленности, вторую посадили на веерное отключение и... «опустили» правительство ашкеназов, мол, оно не способно.

Сейчас сефарды взорвали у ашкеназов «Распадскую» - крупнейшую в мире, самую большую в России, оставив страну без коксующегося угля, мгновенно закрыли почти всю чёрную металлургию.

Сегодня правительство России наполовину состоит из ашкеназов», а наполовину - из сефардов. К полной победе в России сегодня рвутся и ашкеназы, и сефарды.

Оригинально начинал своё «22 июня 1941» сефард Гитлер: он сдал Сталину свою «пятую колонну» в СССР, состоявшую поголовно из ашкеназов, тем самым, устроив в СССР резню ашкеназов ещё до начала своих открытых боевых действий на территории СССР.

Почему так оригинально Гитлер начал «блицкриг»? Потому что надвигавшаяся война с СССР была не его войной, а войной сефардов и ашкеназов. А для сефарда лучший ашкеназ - мёртвый ашкеназ и - наоборот. Так какого числа началась Вторая Мировая война и когда она закончилась?

Сегодня свой «22 июня 1941 года» сефарды и ашкеназы тоже начали давно. Завтрашний «дранг нах остен» - вперёд за черепами ашкеназов, а, может быть, сефардов, они начали, когда сожгли Останкинскую башню - приобрели опыт глушить ТВ ашкеназов, а может быть сефардов, как в Белграде, разбомбив первым делом Белградский телецентр. А уж после сефарды Коэн, Олбрайт и генерал Кларк - начали бомбить ослепленную ашкеназскую Югославию.

Сожгли московский Манеж, как ашкеназский Рейхстаг в 1933 году - есть опыт сжигать порог ашкеназского, а, может быть, сефардского Кремля, научились топить и атомные подводные крейсера (Курск), взорвали Саяно-Шушенскую ГЭС, взорвали шахту «Распадская». Кстати, министр Нургалиев, министр Набиулина - чистые ашкеназы. Сефарды буквально заклевали ашкеназа Нургалиева.

Скоро в России будет уничтожено ещё что-то самое-самое, а вслед за этим - явление «Гитлера» из Польши, как «22 июня 1941 года». Балканские масоны: новое, «22 июня 1941 года» начнётся в 2012 году, но Сталинского «9 мая 1945» больше не будет и не будет тоста Сталина в честь русского народа, потому, что такого народа физически не будет.

Когда сефарды в 1941 году начали переброску своих дивизий, в оккупированную ими ашкеназскую Польшу для нападения на СССР, они вешали ашкеназам лапшу на уши, мол, это против Англии. Недавно в ослабленную сефардами холокостом ашкеназскую Польшу сефарды перебросили первый ракетный комплекс «Пэтриот», сефарды вешают лапшу на уши, мол, это против Ирана, КНДР и Бен Ладана. Кстати, Бен Ладан - ашкеназ, Ротшильд - ашкеназ. Место жительство, страна проживания тут роли не играет.

В СССР была КПСС, а у КПСС был ЦК - из двух диаметрально противоположных половин. Исторический материализм. Единство и борьба противоположностей.

Финансовый бэмц сефардским Штатам утворили ашкеназы: Ротшильд, его банки, и приватная финансовая структура ашкеназа Ротшильда - ФРС (Федеральная Резервная Служба). Сефарды ответили - законом Обамы о банках, который, по сути, сжёг банковскую паутину ашкеназов. Вообще, зря подрыв «близнецов» в Нью-Йорке навешивают на евреев. В контексте война сефардов с ашкеназами, подрыв совершили ашкеназы: называется - ашкеназы достали сефардов в их доме. Сефарды ответили избранием Обамы в Президенты. Обама тут же создал правительство исключительно из сефардов. Каждый может в этом убедиться, не выходя из своего дома, через Интернет.

Тяжёлые дни переживает нынче не мировая экономика. Тяжёлые дни переживают сефарды. Они отчаянно отбиваются от ашкеназов.

Театр военных действий сефардов и ашкеназов - вся планета. Чья Мировая война с терроризмом? Это война ашкеназов против сефардов. Бен Ладен - чистый ашкеназ воюет с сефардами, которых в США 40% живущих на земле.

Будет к месту сказать, что на сегодня «иранские лидеры», а они могут быть только ашкеназами - Иран прародина ашкеназов, «лидеры» хранят свои кровно-нефтяные в банках ашкеназа Ротшильда. Сефарды посчитали их поголовье - 66 высокопоставленных деятелей Исламской республики Иран хранят миллиардные вклады в банках Ротшильда.

Великий Шиитский Халифат - «дочка» мирового еврейского (ашк*) каганата - одна страна, одна армия. Так что «Патриоты», как и те дивизии Гитлера в той же Польше, якобы против Англии, «Патриоты» сейчас они - исключительно против ашкеназской РФ. Ашкеназы поливают Обаму как обманщика, и они правы - ведь он обещал не тащить в Польшу «Патриотов» против ашкеназской России.

Но Обама - сефард он не мог иначе: на войне как на войне. Слово - дал, слово - взял, слово, как форма скрыть свои истинные помыслы. Время пошло. Я верю масонам.

Кстати, знает ли Путин, что его лучший друг Берлускони начал в 7-и своих портах и в одном порту на побережье Албании строительство гигантских хранилищ газа? Газ туда будет закачиваться алжирский. Сионисты готовят Европу к захвату России. Во время боевых действий газ из России, поступать не будет. Вот на этот срок Европа и готовит запасы, называется - альтернативный газ.

Акции в тылу врага - в России - успешно проводит оперативник Ротшильда - ашкеназ Берёзовский. И тут появляется Путин с его другом - сефардом Лазаром. Войну между сефардами и ашкеназами не остановить, как восход солнца. Этой войне тысячи лет.

Но если Горбачёв в лице Сороса запустил легально в Россию ашкеназов, легализовал их, то Путин, в лице Лазара, запустил в Россию врагов ашкеназов - сефардов. Пауки оказались в одной банке, в одном «ЦК». Ашкеназы в начале 90-х годов убеждали советских ашкеназов, что сефарды Америки «Такие же, как мы!»

Ходорковский - наивный ашкеназ - искренне думал, что танкерами с русской нефтью он задобрит сефардов, объединит ашкеназов с сефардами в одну семью, а улыбчивый ашкеназ Лифшиц сделает это своими призывами «делиться» Россией с сефардами.

Для сефардов Россия неделима. И если мы хотим остановить взрывы «ГЭС» и «Шахт», мы - каждый - должен выбросить из себя «государство», и сам каждый должен стать государством, как поют хазары: «Кто был никем, тот станет всем!».

8 мая 2010 г. в 20:55 мск на шахте «Распадская» сионисты взорвали первые 2-е бомбы, чтоб с гарантией. Запад День Победы отмечает не 9 Мая, как мы, а 8 Мая.

Вторые две бомбы сионисты взорвали 9 Мая в 1:25 мск. - в День нашей Победы со смертями на глазах. Вторая из двух - как контрольный выстрел в голову. Понесли трупы, а уж потом был Парад Победы на Красной Площади ашкеназов над сефардами (1941-45 гг.). Всё по закону жанра.

Сколько надо ещё сжечь останкинских башен, московских манежей, потопить атомных подводных лодок, взорвать Саяно-Шушенских ГЭС, шахт «Распадская», сколько нужно ещё трупов с чеченских войн, чтобы, наконец, в каждом русском проснулось «оборонное сознание»?

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Ашкена́зы ивр. אשכנזים (ашкенази́м , ед. ч. - ашкенази́ ) - субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского Ашкеназа , внука Яфета .

Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля .

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш ; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Использование термина

Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.

В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды , обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.

Происхождение еврейства Германии

В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в Галлии и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в 321 году зафиксировано существовала еврейская общины в Кёльне . О

Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в 801 году к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев» ). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.

Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.

Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века

Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха Ришоним) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры" , Раши , Тосафисты , Меир из Ротенбургаи Хасидей ашкеназ .

Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - Шпайер , Вормс и Майнц). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.

В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:

  • запрет многоженства (согласно установлению Гершома бен Иеhуды из Майнца).
  • осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
  • большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.

Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.)

В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение кровавого навета . В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в 1290 году ). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.

Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

В Новое время

Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса . Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Разделы Польши привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.

В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.

В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

В Стране Израиля

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе Верховного раввината .

Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства

Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома их государства . Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.

В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер , выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства. Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян - лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX-XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.

В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.

Ашкеназийское произношение иврита

Ашкеназское произношение иврита отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и харедим в Израиле.

См. также

Примечания

АШКЕНА́ЗЫ (אַשְׁכְּנַזִּים , ашкеназим , ед. число אַשְׁכְּנַזִּי , ашкенази ), термин, обозначавший в средневековой еврейской литературе евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом. В последующем стал обозначать не только евреев Германии , но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

В нынешнем понимании термин ашкеназы охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды , обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии . Употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран, ранее известные как Эрец-Кна‘ан (см. кенааниты), зафиксировано уже в источниках, восходящих к 14 в.

В отличие от сефардов, отношение которых к религии подверглось очевидному внешнему влиянию, ашкеназские евреи придерживались цельной несокрушимой веры. Ашкеназские ученые уделяли больше внимания изучению Талмуда и толкованию священных текстов, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.

Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно установлению (см. Такканот) Гершома бен Иех уды Меор х а-Гола . Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита , в литургии и в шрифте.

В 15 в. и 16 в. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса . Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Через несколько поколений численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада. В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Сефардское еврейство сохранило свое превосходство лишь в Северной Африке, Италии, на Ближнем Востоке и в странах Азии. Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в 17 в. и 18 в. создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе