Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Биография. Значение мартос иван петрович в краткой биографической энциклопедии Иван петрович мартос работы

МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ - российский скульп-тор, ака-де-мик петербургской Академии Художеств (1782 год), почетный член Российской ака-де-мии.

Ро-дил-ся в се-мье мел-ко-по-ме-ст-но-го украинского дво-ря-ни-на. Учил-ся в пе-тербургской Академии художеств (1764-1773 годы) у Л. Рол-ла-на и Н. Ф. Жил-ле. Пен-сио-нер Академии художеств в Ри-ме (1773-1778 годы), где изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ной скульп-ту-ры, поль-зо-вал-ся со-ве-та-ми П. Ба-то-ни, Ж. М. Вье-на и К. Аль-ба-чи-ни. Вер-нул-ся в Рос-сию убе-ж-дён-ным сто-рон-ни-ком клас-си-циз-ма . Ис-пол-нил ряд порт-ре-тов (мра-мор-ные бюс-ты графа Н. И. Па-ни-на, 1780 год, и А. В. Па-ни-ной, 1782 год, оба - Государственная Третьяковская галерея; князя М. М. Го-ли-цы-на, 1804 год, императора Алек-сан-д-ра I , 1822 год, оба - Государственный Русский музей) и ми-фо-ло-гических ком-по-зи-ций («Спя-щий Эн-ди-ми-он», 1778 год; «Ак-те-он», брон-за, 1800 год, Государственная Третьяковская галерея).

В 1780-1800-х годах Мартос мно-го ра-бо-тал в но-вой для русского искусства об-лас-ти ме-мо-ри-аль-ной пла-сти-ки, гар-мо-нич-но со-че-тая гражданский па-фос и иде-аль-ную воз-вы-шен-ность об-ра-зов с осо-бой ка-мер-но-стью пе-ре-да-чи ин-тим-ных пе-ре-жи-ва-ний. Для ран-них над-гро-бий (княгини С. С. Вол-кон-ской, 1782 год, Государственная Третьяковская галерея; М. П. Со-ба-ки-ной, 1782 год, П. А. Брюс, 1786-1790 годы, оба - в Го-ли-цын-ской усы-паль-ни-це Дон-ско-го монастыря в Мо-ск-ве; все - мра-мор) ха-рак-тер-ны музыкальная рит-мич-ность ком-по-зи-ции, ис-кус-ное со-вме-ще-ние вы-со-ко-го и низ-ко-го рель-е-фа, вир-ту-оз-ная мо-де-ли-ров-ка форм. В даль-ней-шем Мартос час-то ухо-дил от ба-рель-еф-но-го прин-ци-па ком-по-зи-ции, обо-соб-ляя че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры от скульп-тур-но-го фо-на и мо-ну-мен-та-ли-зи-руя па-мят-ник в це-лом (над-гро-бия графа Н. И. Па-ни-на, 1788 год, мра-мор, Му-зей городской скульп-ту-ры, Санкт-Пе-тер-бург). Не-ред-ко ис-поль-зуя мо-тив пи-ра-ми-даль-ной сте-лы с вклю-чён-ным в неё ба-рель-еф-ным ме-даль-оном-порт-ре-том умер-ше-го, Мартос стре-мил-ся раз-но-об-ра-зить рас-по-ло-же-ние фи-гур скор-бя-щих, при-бе-гал к по-ли-хро-мии от-тен-ков мра-мо-ра. С начала 1790-х годов об-раз-ный строй про-из-ве-де-ний Мартоса ус-лож-нял-ся и по-рой дра-ма-ти-зи-ро-вал-ся (над-гро-бия княгини Е. С. Ку-ра-ки-ной и А. Ф. Тур-ча-ни-но-ва, оба - мра-мор, 1792 год, там же).

Про-из-ве-де-ния Мартоса зре-ло-го пе-рио-да отли-ча-ют-ся об-щей мо-ну-мен-таль-но-стью форм, ор-га-нич-ной свя-зью с ар-хитектурной сре-дой, яс-ной замк-ну-то-стью ком-по-зи-ции, ла-ко-нич-ной вы-ра-зи-тель-но-стью си-лу-эта; су-ро-вая сдер-жан-ность ге-ро-ев в про-яв-ле-нии чувств, осо-бая ве-ли-ча-вость об-ра-зов при-зва-ны во-пло-тить ан-тич-ные идеа-лы му-же-ст-ва и со-вер-шен-ной кра-со-ты (над-гро-бие княгини Е. И. Га-га-ри-ной, брон-за, 1803 год, Му-зей городской скульп-ту-ры, Санкт-Пе-тер-бург; «Па-мят-ник ро-ди-те-лям», 1797-1798 годы, и па-мят-ник императору Пав-лу I, мра-мор, гра-нит, 1805-1807 годы, оба - в Пав-лов-ском пар-ке). Эти чер-ты наи-бо-лее яр-ко вы-ра-же-ны в па-мят-ни-ке Кузь-ме Ми-ни-ну и Дмит-рию По-жар-ско-му в Мо-ск-ве (брон-за, гра-нит, 1804-1815 годы), ко-то-рый был со-ору-жён по об-щественной ини-циа-ти-ве и от-крыт в 1818 году. Скульп-тур-ная груп-па, пе-ре-даю-щая пат-рио-тический подъём русского на-ро-да, пер-во-на-чаль-но бы-ла об-ра-ще-на к Крем-лёв-ской сте-не; тем са-мым па-мят-ник осо-бен-но пол-но об-на-ру-жи-вал свою смы-сло-вую и про-стран-ст-вен-ную связь с ан-самб-лем Крас-ной пло-ща-ди (в 1930-е годы сдви-нут к По-кров-ско-му со-бо-ру). За соз-да-ние па-мят-ни-ка Мартос по-лу-чил чин дей-ст-вительного стат-ско-го со-вет-ни-ка.

Но-ты ри-го-риз-ма, не-ко-то-рая ме-лоч-ность в де-та-лях свой-ст-вен-ны по-след-ним ра-бо-там Мартоса (па-мят-ни-ки: А. Э. Ри-ше-льё в Одес-се, брон-за, гра-нит, 1823-1828 годы; М. В. Ло-мо-но-со-ву в Ар-хан-гель-ске, 1826-1829 годы, ус-та-нов-лен в 1832 году; императору Алек-сан-д-ру I в Та-ган-ро-ге, брон-за, гра-нит, 1828-1831 годы; князю Г. А. По-тём-ки-ну-Тав-ри-че-ско-му в Хер-со-не, 1825-1831 годы, не сохранился; тер-ра-ко-то-вые эс-ки-зы групп че-ты-рёх еван-ге-ли-стов для церк-ви пе-тербургской Академии художеств, 1831 год, Государственный Русский музей). Мартос из-вес-тен и как мас-тер мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ной скульп-ту-ры (ста-туя «Ак-те-он» для фон-та-нов Пе-тер-го-фа, зо-ло-чё-ная брон-за, 1801 год; рель-еф «Ис-те-че-ние Мои-се-ем во-ды в пус-ты-не» на ат-ти-ке Ка-зан-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, из-вест-няк, 1804-1807 годы). Пре-по-да-вал в пе-тербургской Академии художеств (1779-1835 годы; с 1794 года стар-ший профессор, с 1814 года рек-тор скульп-ту-ры, с 1831 года заслуженный рек-тор). Ока-зал боль-шое влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние сти-ля русской скульп-ту-ры первой тре-ти XIX века.

Дата смерти: Гражданство: Учёба: Известные работы: Работы на Викискладе

Ива́н Петро́вич Ма́ртос ( - 5 (17) апреля ) - украинский и российский скульптор-монументалист.

Биография

Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в г., окончил курс в г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию , в качестве пенсионера Академии . В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса . Вернулся в Санкт-Петербург . в г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I , Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. и захоронен на Лазаревском кладбище

Произведения

Cемья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене , фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова , милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

  • Никита Иванович (1782 - 1813) - закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
  • Анастасия (Александра) Ивановна (1783 - ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.
  • Прасковья Ивановна (1785 - ?)
  • Алексей Иванович Мартос (1790 - 1842) - писатель, мемуарист.
  • Пётр Иванович (1794 - 1856)
  • Софья Ивановна (1798 - 1856) - замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
  • Вера Ивановна (180. - 18..) - замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 - 1851).
  • Любовь Ивановна (180. - 18.) - замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 - 1854).

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинка (1787/1788 - 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 - 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Пётру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 - 1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817 - 1819)

Примечания

Библиография

  • Коваленская Н. Н. Мартос (1752-1835) / Художник книги Н. Ю. Гитман. - М. - Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. - 140, с. - 5 000 экз. (в пер.)
  • Алпатов М. В. Иван Петрович Мартос, 1752-1835 / Обложка - гравюра на дереве М. Маторина .. - М. - Л.: Искусство, 1947. - 36, с. - (Массовая библиотека). - 15 000 экз. (обл.)
  • Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века. - М ., 1951.
  • Алпатов М. В. Мартос // Русское искусство XVIII века. - М ., 1958.
  • Иван Петрович Мартос: Альбом / Автор-составитель А. Каганович; Оформление художника В. Лазурского. - М .: Изогиз, 1960. - 52 с. - (Мастера русского искусства). - 10 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. - М .: Изд-во МГУ, 1962. - 374 с. - 10 250 экз. (в пер.)
  • Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика: К 400-летию русского книгопечания. - М .: Искусство, 1964. - 704 с. (в пер.)
  • Гофман И. М. Иван Петрович Мартос, 1754-1835. - Л. : Художник РСФСР , 1970. - 48 с. - (Народная библиотечка по искусству).
  • Тимофеева Н. В. Гражданину Минину и князю Пожарскому // Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. - М .: Московский рабочий, 1987.

Ссылки

  • Мартос Иван Петрович. Биография и творчество художника на Artonline.ru .
  • Мартос, Иван Петрович в библиотеке «Старатель»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1754 году
  • Родившиеся в Ичне
  • Родившиеся в Полтавской губернии
  • Умершие 17 апреля
  • Умершие в 1835 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Художники по алфавиту
  • Персоналии:Таганрог
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мартос, Иван Петрович" в других словарях:

    - (1754 1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773 79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80 х… … Художественная энциклопедия

    Мартос Иван Петрович - (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782; преподавал там же (1779—1835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор портретов и надгробий, в которых… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773‒79), где… … Большая советская энциклопедия

    - (1754 1835) российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние … Большой Энциклопедический словарь

МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ

Мартос, Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под руководством Р. Менгса. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. Павел I , Александр I и Николай I поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу, но менее холодно-отвлеченного, чем произведения Торвальдсена и Кановы, искусства Мартоса. Особенно хороши его нежно-грустные надгробные скульптуры. В ряду его работ главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", в аттике одного из проездов колоннады этого храма; памятники императору Павлу I, великим княгиням Александре и Елене Павловнам, в дворцовом парке Павловска; монумент Минину и Пожарскому, в Москве (1804 - 18); колоссальная бронзовая статуя Екатерины II , в зале московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала; памятники императору Александру I в Таганроге, герцогу Ришелье в Одессе, князю Потемкину в Херсоне, Ломоносову в Архангельске; надгробные памятники Турчанинову, княгине Гагариной и княгине Куракиной в Александро-Невской лавре, княгине Волконской и Собакиной - в Московском Донском монастыре, декоративная статуя "Актеон" (несколько реплик). Скульптуры Мартоса гравированы Афанасьевым. - Ср. Н. Врангель "История скульптуры" (V том "Истории русского искусства" И. Грабаря; там же литература и список работ Мартоса).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ
    (1754-1835) российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. …
  • МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Петрович , русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился …
  • МАРТОС, ИВАН ПЕТРОВИЧ
    ? знаменитый русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники Имп. акад. в первом году по …
  • МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ
    знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники Имп. акад. в первом году по ее …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ПЕТРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Велько — видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд …
  • ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Petrovics) — настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • МАРТОС Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Martos) — гл. город округа в испанской провинции Хаэн, на склоне крутой горы Хавалькус, на которой находятся развалины замка. 16356 …
  • МАРТОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Петрович) - знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники имп. акд. в первом …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ПЕТРОВИЧ
    П́ЕТРОВИЧ (Реtrоvici) Эмил (1899-1968), рум. языковед. Тр. по диалектологии, лингв. географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии рум. яз., в области …
  • МАРТОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АРТОС Ив. Петр. (1754-1835), рос. скульптор. Предст. классицизма. В мемориальной пластике М. (надгробия М.П. Собакиной, 1782, Е.С. Куракиной, 1792, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Petrovics) ? настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) , румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • МАРТОС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Петрович (1754-1835) , российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • СМИРНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Николай Петрович (1886 - после 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября …
  • ПАВСКИЙ ГЕРАСИМ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павский Герасим Петрович (1787 - 1863), протоиерей, выдающийся филолог, востоковед (гебраист и тюрколог) …

Эволюция творчества И.П. Мартоса последовательно отражает все этапы развития классицизма, начиная с раннего, кончая поздним и возникновением новых тенденций, близких романтизму.

Мартос учился в АХ (1764-73) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773- 79), изучал технику рубки в мраморе у итальянского скульптора К. Альбачини. Первое из известных произведений Мартоса - бюст дипломата графа Н. И. Панина (1780) -исполнено в традициях древнеримского портрета, что не характерно для раннего периода творчества скульптора. Его лучшие произведения тех лет проникнуты светлым ощущением гармонии мира, свойственным греческой скульптуре. Мартос создал целое направление в русской мемориальной пластике конца XVIII в., отличающееся глубиной интимных переживаний. Лирический талант Мартоса наиболее полно раскрылся в надгробиях С. С. Волконской, М. П: Собакиной (оба 1782), Е. С. Куракиной (1792), выполненных в традициях раннего классицизма. Тонкая одухотворенность, чувство просветленной скорби придают особую нежность печально склоненным фигурам плакальщиц. Сложные многофигурные композиции объединены соразмерностью пропорций и живой, естественной согласованностью ритмов.

В начале XIX в. в творчестве Мартоса все отчетливее проявляются черты строгого классицизма с его монументальностью форм, замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества, разума, совершенства. В надгробии Е. И. Гагариной (1803) скульптор впервые обращается к изображению самой умершей, прославляя ее благородство и красоту, уподобляя ее античной богине.

Наиболее многогранно его талант монументалиста раскрылся в работах для Казанского собора, возведенного архитектором А. Н. Воронихиным (1801-11). Мартос исполнил статую Иоанна Крестителя, стоящую в нише центрального портика, грандиозный 15-метровый фриз "Истечение Моисеем воды из камня", небольшие барельефы над окнами и 5-метровую коленопреклоненную фигуру архангела Гавриила для фасада (не сохранилась). Эти произведения - блестящий пример русского классицизма начала XIX в. В спокойных, уравновешенных композициях скульптор достигает редкой стройности классических пропорций, целостности и значительности замысла.

Чрезвычайным событием в русском искусстве было открытие в 1818 г. в Москве на Красной площади памятника Минину и Пожарскому. Над его созданием Мартос трудился более десяти лет. Скульптору удалось с убедительной силой передать патриотический подъем русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812 г. Сохраняя условность образов, Мартос смог привнести в них национальное своеобразие. Скульптурная группа обладает композиционной цельностью. Традиционно классическому жесту Минина, протягивающего меч Пожарскому, скульптор придал глубокий смысл: это призыв следовать велению долга, встать на защиту Отечества. На постаменте памятника - барельефы, посвященные героическому подвигу русского ополчения. Высоким гражданским пафосом, грандиозностью замысла памятник Мартоса знаменовал этап расцвета русского классицизма.

В своих работах 1820-х гг. Мартос предвосхищает романтические тенденции скульптуры последующего десятилетия. Он создает памятники, которые во многом определяют образный строй городов: герцогу Э. Ришелье в Одессе (1923-28), Александру I в Таганроге (1828-31, не сохранился), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (1830-е). Один из лучших - памятник М. В. Ломоносову в Архангельске (1826-29). Мартос сыграл определяющую роль в формировании творчества многих русских скульпторов XIX столетия. Он более пятидесяти лет преподавал в АХ (1779-1835), с 1814 г. был ее ректором.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804-18. Бронза, латунь, гранит


Надгробие С. С. Волконской. 1782. Мрамор


Надгробие княгини Е. С. Куракиной. 1792. Гипс


Портрет графа Н. И. Панина. 1780. Отлив 1912 г. Гипс

Скульптор, график.

Происходил из дворянской семьи, сын сотенного казака. В 1764 поступил в ИАХ в Санкт-Петербурге. Учился сначала в живописном и гравировальном классах, а затем в классе «орнаментальной» скульптуры у Л. Роллана и «скульптурно-статуйном» классе у Н. Ф. Жилле. В 1772 создал программные работы «Кирилл, философ греческий, и великий князь Владимир», «Изяслав Мстиславович на поле боя», удостоенные малой золотой медали. В 1773 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился для продолжения своего художественного образования в Рим. Посещал натурные классы Французской Академии художеств, а также Академию Святого Луки, где осваивал технику рубки из мрамора в мастерской профессора К. Альбачини. Под его наблюдением выполнял мраморные копии с античных скульптур. Пользовался советами Ж.-М. Вьена и П. Баттони. В 1778 за алебастровую статую «Эндимион засыпающий» признан «назначенным» в академики ИАХ. В конце того же года возвратился в Россию.

С 1779 до конца жизни преподавал в скульптурном классе Академии, его учениками были почти все мастера первой половины XIX века. В 1782 удостоен звания академика. В 1785 утвержден адьюнкт-профессором. В 1788 избран членом Совета ИАХ. В 1794 «за оказанное усердие и искусство в скульптурном художестве» получил звание профессора. В 1799 произведен в адьюнкт-ректоры. С 1814 - ректор, с 1831 - заслуженный ректор ИАХ.

Работал преимущественно в области монументального искусства, мемориальной скульптуры. Им были созданы надгробия С. С. Волконской, М. П. Собакиной (оба - 1782), П. А. Брюс (1786–1790), Н. И. Панина (1788), А. Ф. Турчанинова, Е. С. Куракиной (оба - 1792), А. И. Лазарева (1802), Е. И. Гагариной (1803), Е. Чичаговой (1812–1813) и другие; большая часть их установлена в некрополях Александро-Невской лавры в Петербурге и Донского монастыря в Москве.

В 1797–1798 выполнил скульптурную композицию «Памятник родителям» для мемориального павильона, в 1803–1805 создал композицию «Супругу-благодетелю» для мавзолея Павла I. В 1800 завершил работу над статуей «Актеон» для Большого каскада фонтанов в Петергофе.

В 1804 принял участие в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому, где был удостоен первой премии. Работа продолжалась более десяти лет, торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади в Москве в 1818 и стало всенародным событием: «Стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора… и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым необыкновенным зрелищем», - писала газета Московские ведомости.

Одновременно с работой над памятником Минину и Пожарскому, в 1804–1807 занимался скульптурным оформлением Казанского собора, для которого создал композиции «Источение Моисеем воды из камня», «Рождение Девы Марии», «Зачатье Божьей матери», а также статую Иоанна Крестителя. В 1812 в зале Дворянского собрания в Москве был установлен памятник Екатерине II работы Мартоса. В 1812–1820 выполнил памятники Павлу I и Александру I в имении графа А. А. Аракчеева Грузино.

Среди поздних произведений Мартоса следует отметить памятники Э. Ришелье в Одессе (1826), Александру I в Таганроге (1831), М. В. Ломоносову в Архангельске (1832), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (открыт после смерти скульптора в 1836). В 1831 создал эскизы скульптур для церкви Святой Екатерины при ИАХ. Создал ряд скульптурных портретов.

В 1935 в Государственном Русском музее состоялась ретроспективная выставка произведений мастера.

Иван Петрович Мартос - выдающийся русский скульптор последней трети XVIII - первой трети XIX столетия, в произведениях которого нашли свое выражение классицистические идеалы. Источником его вдохновения было прежде всего искусство античной Греции: даже Минин и Пожарский были уподоблены скульптором античным героям. Характерными чертами его произведений являются ясность композиционного построения, спокойный, размеренный ритм, гармоничность образов. Излюбленным материалом скульптора был мрамор, который позволял добиваться мягких свето-теневых переходов, передавать мягкость, текучесть тканей и драпировок, теплоту человеческого тела.

Произведения Мартоса находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.