Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Биография николай андреевич римский. Николай римский-корсаков краткая биография. Успех и признание

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при . Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.


В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями , Джакомо Мейербера, и .

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Музыка

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и , основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился . Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.


Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.

Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.


Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.

Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.

Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.

В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Николай Мясковский, .


Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).

В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.

В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».

В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.


Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).

В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.

С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.


Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.

Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.


Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.

Смерть

Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.


Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Произведения

  • 1865 – Первая симфония
  • 1872 – «Псковитянка»
  • 1878 – «Майская ночь»
  • 1881 – «Снегурочка»
  • 1883 – Концерт для фортепиано с оркестром
  • 1887 – «Испанское каприччио»
  • 1888 – сюита «Шехеразада»
  • 1895 – «Ночь перед Рождеством»
  • 1896 – «Садко»
  • 1897 – «Моцарт и Сальери»
  • 1898 – «Царская невеста»
  • 1900 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1907 – «Золотой петушок»
Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков , которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32).

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте
В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время революционых событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

  • Жена (с 30 июня 1872, Санкт-Петербург) - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.
  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Женат дважды:
  • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953).
  • Наталья Михайловна (1900-1901).
  • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор, акустик.
  • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф.
  • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
  • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929).
  • Игорь Михайлович (1911-1927).
  • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна (1875-1943) - певица. Замужем за Владимиром Петровичем Троицким (1876-около 1926).
  • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые».
  • Людмила Владимировна (?-1942).
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии. Был женат на ученице отца, композиторе, критике и публицисте Юлии Лазаревне Вейсберг (1879-1942), погибшей вместе с сыном Всеволодом во время блокады.
  • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра. Женат на Ольге Артемьевне Гиляновой (1887-1956).
  • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук.
  • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде - Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971). Замужем за композитором, дирижёром и педагогом Максимилианом Осеевичем Штейнбергом (1883-1946).
  • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893).
  • Святослав Николаевич (1889-1890).

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония №2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио (англ. Capriccio Espagnol)
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Романсы

:
1. Звонче жаворонка пенье (Слова А. К. Толстого)
2. Не ветер, вея с высоты (Слова А. К. Толстого)
3. Свеж и душист твой роскошный венок (Слова А. Фета)
4. То было раннею весной (Слова А. К. Толстого)

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (40 и 100 песен)

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

О творчестве композитора

Музыковед Абрам Гозенпуд в 2002 году в интервью «Петербургскому театральному журналу» процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова , который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас - это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, - политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков . Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, - это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал».

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой - Миллионная улица, 6;
  • 1867 - 09.1871 года - доходный дом Аренс - 7-я линия Васильевского Острова, 4;
  • 09.1871 - 1872 - доходный дом Зарембы - Пантелеймоновская улица (ныне - улица Пестеля), 11, кв. 9;
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых - Шпалерная улица, 4;
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова - Фурштатская улица, 33, кв. 9;
  • 1883-1889 - Владимирский проспект, 18, кв. 5;
  • 1889 - 19.09.1893 года - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20;
  • 19.09.1893 - 21.06.1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой - Загородный проспект, 28, кв. 39.

Память

Памятник Н.А.Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

Памятники. Музеи. Учреждения

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области.
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Министерство культуры РФ. № 7810110000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Министерство культуры РФ. № 7810522000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Министерство культуры РФ. № 4710152000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Римского-Корсакова в посёлке Фрунзевец (Апрелевка, Наро-Фоминский район, Московская область).
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.

Украина

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова - улица в Сумах.

Казахстан

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Алматы.

Другое

В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя - Римский-Корсаков .
Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик

Николай Римский-Корсаков

Краткая биография

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (18 марта 1844, Тихвин - 21 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным, с кумиром кружка А. С. Даргомыжским, с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.

В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера », операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Во время революционных событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с пианисткой Надеждой Пургольд (1848-1919). У них родились сыновья Михаил (1873-1951), Андрей (1878-1940), Владимир (1882-1970), Святослав (1889-1890), дочери Софья (1875-1943), Надежда (1884-1971), Мария (1888-1893).

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых.
Автор надгробия Н. К. Рерих. Тихвинское кладбище (Александро-Невская лавра)

Жена - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.

  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Был женат дважды:
    • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953);
      • дети:
      • Наталья Михайловна (1900-1901),
      • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор и акустик,
      • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф,
      • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
    • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929);
      • дети:
      • Игорь Михайлович (1911-1927),
      • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875-1943) - певица, умерла от голода в блокаду.
    • муж Владимир Петрович Троицкий (1876-ок. 1926),
      • дети:
      • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые»;
      • Людмила Владимировна (?-1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии.
    • жена Юлия Лазаревна Вейсберг (1879-1942), композитор, критик и публицист, ученица отца. Погибла во время блокады.
      • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик, погиб во время блокады.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра.
    • жена Ольга Артемьевна Гилянова (1887-1956).
      • дети:
      • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук;
      • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971),
    • муж Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946), композитор, дирижёр и педагог.
      • дочь:
      • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893), умерла в детстве;
  • Святослав Николаевич (1889-1890), умер во младенчестве.

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония № 2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада (симфоническая сюита)
  • Испанское каприччио
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники: «100 русских народных песен», «40 народных песен».

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
  • 1867 - сентябрь 1871 года - доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
  • сентябрь 1871-1872 - доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
  • 1883-1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
  • 1889 - 19 сентября 1893 года - дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
  • 19 сентября 1893 - 21 июня 1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39).

Память

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov )
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.