Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Балет в эпоху Просвещения. Жан Жорж Новер. Значение новер жан жорж в большой советской энциклопедии, бсэ Подробная биография жан жорж новера

С 1982 года регулярно отмечается всемирный день танца. Этот праздник ежегодно отмечается 29 апреля, в день рождения известного французского балетмейстера — Жана Жоржа Новера. Его достижения для балета, как самостоятельного вида искусства трудно переоценить. Жана Жоржа Новера по праву называют «отцом современного балета». Именно он наделил танцевальные движения смысловой нагрузкой и дополнил их пантомимой, для более полной передачи задумки постановщика.

Первые шаги Новера в балетном искусстве

Будущий балетмейстер родился 29 апреля 1727 году в небольшом поселении неподалеку Парижа. Танцы интересовали его уже с ранних лет. Родители не стали препятствовать его увлечению и отдали Жана Жоржа обучаться основам балета к известному учителю — Дюпре. Успехам молодого человека мог позавидовать любой. Его ожидало большое будущее и участие в лучших постановках. Казалось, что двери в Парижскую оперу открыты для талантливого танцовщика. Но на самом деле его не спешили брать в состав танцоров оперы. Две попытки танцевать на сцене Парижской оперы оказались для Новера неудачными. Но подобные неудачи не сломили танцора. Он танцевал в Берлине и Страсбурге, Лионе и Лондоне. И именно в Лондоне Новер познакомился со знаменитым английским актером Дэвидом Гариком, который на то время возглавлял театр «Друри-Лейн».

Знаковая встреча для Жана Жоржа Новера

Деятельность Новера во Франции

После своего возвращения во Франции в 1757 году Новер стал руководителем балетной труппы в лионском театре. В эти годы Лион по праву считался центром хореографии и танца во Франции. Именно тут ставились смелые эксперименты в танцах и рушились все стереотипы. Парижская опера была еще не готова к изменениям в постановках балета. А вот в провинции это можно было сделать легко. Именно в Лионе и появились «действенные балеты», в которых Новер отказался от масок и пышных, но неудобных, костюмов, а также симметричности линий танцоров. В 1760 году в свет вышла книга Жана Жоржа Новера, в которой рассказывалось о балете, как о новом виде искусства, в котором не будет клоунады и ярмочных танцев, а будет возвышенность чувств и благородство. Эта книга завоевала популярность у единомышленников Новера, которые давно устали от действующих норм и стандартов в классическом балете. Для того чтобы доказать Европе, что балет это не просто передвигание ногами, Новер переехал в Штутгарт, где проработал около семи лет. Там он обрел большое количество последователей, которые разделяли его точку зрения и хотели учится. После ученики Новера разъезжались по разным городам Европы и там доносили зрителям основы «нового» балета. На протяжении 18 лет Новер с успехом ставил танцевальные постановки на всех больших сценах Европы: Вене, Милане, Неаполе и Лиссабоне. Учиться у него хотели тысячи балетмейстеров и танцоров. Но слава Новера не давала покоя многим людям, которые не хотели смериться с новым направлением в балете. Против балетмейстера плелись интриги и через какое-то время он сдался. Он согласился уйти на обещание его пожизненного содержания. Наследием Жана Жоржа Новера стал не один десяток постановок, в которых участвовали только лучшие актеры, книга, которая считается основой современного классического балета, а также сотни учеников по всему миру, которые передают свои знания следующим поколениям танцоров.

II .ТЕМА: «ЖАН ЖОРЖ НОВЕР И ЕГО РЕФОРМА».

Хореограф" href="/text/category/horeograf/" rel="bookmark">хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

Жан Жорж Новер стремился воскресить искусство пантомимы, наполнить балетный спектакль глубоким содержанием.

«Балет представляет собою картину или, вернее, последовательный ряд картин, связанных в одно целое определенным действием», писал он в своей книге «Письма о танце и балетах». Он считал, что сцена для балетмейстера является тем же, чем холст для живописца, поскольку балет - «сама природа, облагороженная всей прелестью искусства».

«Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и еще более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были», - писал.

До Новера во Франции танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как изысканная, нарядная, но малосодержательная интермедия, как дивертисмент. Новер же утверждал, что танец должен стать действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. Балетмейстер-новатор снимает маски, требует серьезных драматических сюжетов, сценической правды. Развлекательным постановкам он противопоставляет балет с острым драматическим сюжетом, с непрерывно развивающимся действием.

Новер хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи и взаимодействии всех слагаемых балетного спектакля.

Темы для своих балетов Новер брал из античной литературы, истории и мифологии. В центре его спектаклей были подчиняющие личные стремления и чувства интересам общества. Репертуар Новера состоял из одноактных и многоактных балетов, пасторалей, дивертисментов. Это были постановки трагедийные, героические, комедийные, героико-трагические, лирические, лирико-драматические. Желая все происходящее на сцене передать как можно правдивее, балетмейстер главным. Средством актерской игры избрал пантомиму. Танец у него в балетах продолжал действие, развивал сюжет, был действенным.

Новеровские преобразования коснулись и декораций, и костюмов, и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

В книге «Письма о танце и балетах» хореограф утверждал свою эстетику балетного искусства. Впервые книга вышла в 1760 году в Штутгарте. В нашей стране она не раз переводилась на русский язык и издавалась. Первое же издание е России вышло в 1804 году, последнее - в 1965.

«Я совершил в искусстве танца переворот столь же значительный и прочный, как и Глюк в искусстве музыки». Так Новер сам характеризовал свой творческий путь.

Реформы Новера были в духе идей философов-просветителей, идеологов грядущей французской революции - Дидро, Вольтера, Руссо. Его деятельность в балетном театре вызывала одобрение этих людей и лучших художников, композиторов, хореографов того времени.

Однако знатных любителей балета пугал демократический характер его преобразований, поэтому Новеру долгие годы пришлось ставить свои спектакли не во Франции, а за границей - в Штутгарте, Лондоне, Вене, Милане, Турине, Неаполе, Лиссабоне.

Значение

Большинство его постановок разрабатывали сюжеты о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу; его эстетические воззрения тяготели к провозглашаемым Ж.-Ж. Руссо естественным чувствам и близости природе (например, балет «Белтон и Элиза», композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов). Реформы Новерра оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета и стали основными постулатами, это в первую очередь: взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image003_17.jpg" align="left" width="308" height="383">

Танцовщица XVIII века в панье.

Паньé – огромная, растянутая в боках, сплюснутая спереди и сзади женская юбка.

Тоннелé – широкая юбка на китовом усе.

Пастораль – театральное представление на идиллический сюжет, в котором действуют пáстушки и пастушкù.

Дивертисмент – театральное зрелище, состоящее из ряда номеров различных жанров. В балете – особая форма балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров.

Жан Жорж Новер (1727-1810) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Он был учеником балетмейстера Луи Дюпре и дебютировал в качестве танцовщика в 1743 году. До Новера во Франции танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как изысканная, нарядная, но малосодержательная интермедия, как дивертисмент. Балетмейстер стремился создать независимый танцевальный спектакль с серьезной тематикой, развивающимся действием и действенными характеристиками. Он утверждал, что танец должен стать действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. Желая все происходящее на сцене передать как можно правдивее, балетмейстер главным средством актерской игры избрал пантомиму. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете "Медея и Язон". Танец у него в балетах развивал сюжет, был действенным (pas d’action). Придавая большое значение пантомиме, Новер обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его заслугой стало развитие форм сольного и ансамблевого танца, введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, дифференциация балета на жанры высокие и низкие, комические и трагедийные. Балетмейстер-новатор снимает маски, требует серьезных драматических сюжетов, сценической правды. Новер хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и еще более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были», - писал Ж.Ж.Новер. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи и взаимодействии всех слагаемых балетного спектакля.

Темы для своих балетов Новер брал из античной литературы, истории и мифологии. Репертуар Новера состоял из одноактных и многоактных балетов, пасторалей, дивертисментов. Это были постановки трагедийные, героические, комедийные, героико-трагические, лирические, лирико-драматические. Наиболее значительные постановки Новерра – «Медея и Язон» (музыка Родольфа, 1763), «Адель де Понтье» (музыка Старцера, 1773), «Апеллес и Кампаспа» (музыка Аспельмайера, 1774), «Горации и Куриации» (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), «Ифигения в Авлиде» (музыка Э.Миллера, 1793). Основываясь на эстетике французских просветителей – Вольтера, Дидро, Руссо - он создал спектакли, содержание которых раскрывается в драматически выразительных пластических образах. Наследие Новерра составляет 80 балетов, 24 балета в операх, 11 дивертисментов. При нем завершилось формирование балета как самостоятельного жанра театрального искусства.



Свои новаторские идеи балетмейстер изложил в Письмах о танце и балетах. Впервые книга вышла в 1760 году в Штутгарте. Реформы создателя действенного балета оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц – не потеряли значения и в наши дни.

Реформы Новера были в духе идей философов-просветителей, идеологов грядущей французской революции - Дидро, Вольтера, Руссо. Его деятельность в балетном театре вызывала одобрение этих людей и лучших художников, композиторов, хореографов того времени. Однако знатных любителей балета пугал демократический характер его преобразований, поэтому Новеру долгие годы пришлось ставить свои спектакли не во Франции, а за границей - в Штутгарте, Лондоне, Вене, Милане, Турине, Неаполе, Лиссабоне.

День его рождения по решению ЮНЕСКО с 1982 года объявлен Международным днем танца.

Новер (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, ‒ 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755‒57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» Родольфа, «Отмщённый Агамемнон» и «Апеллес и Кампаспа» Аспельмайра, «Горации и Куриации» Старцера и др. (на сценах театров Штутгарта и Вены) Н. разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1776‒1780 балетмейстер в «Гранд-Опера» в Париже. В 1781‒94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил свыше 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Н. обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Ученики Н.: Ж. Доберваль, Ш. Дидло, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкрепленная практикой, принесла Н. славу «отца современного балета».

Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1‒4, St-Petersbourg, 1803‒1804; Lettres sur les arts imitateurs en général et sur la dans en particulier, v. 1‒2, P., 1807; в рус. пер.‒ Письма о танце и балетах. [Ред.

и вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. ‒ М., 1965.

Лит.: Соллертинский И. И., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л. ‒ М., 1937; Lynham D., The Chevalier Noverre: father of Modern ballet, a biography, L., 1972.

  • - Я слушаю вас с нежностью и грустью, Как древняя Сивилла – и Жорж Занд. Цв919...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - , французский живописец и график. Один из основателей фовизма, был близок к экспрессионизму...

    Художественная энциклопедия

  • - 1593, Вик-сюр-Сей - 1652, Люневиль...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Жан Жорж - франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743...

    Музыкальная энциклопедия

  • - французский живописец и график, постимпрессионист. Родился в Париже 27 мая 1871. В юности учился у мастера витражной живописи; тогда впервые проявились его необычные художественные способности...

    Энциклопедия Кольера

  • - знаменитая актриса, жила в СПб. при Александре I ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - литературный псевдоним знаменитой французской романистки Авроры Дюдеван. По отцу своему, Морису Дюпену, она принадлежала к знатному роду, ведущему происхождение от герц. Морица Саксонского...
  • - немецкий филолог. Главные его труды: "Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen" ; "Nordgermanische Gö tter- und Heldensagen" ; "Bilder von Niederrhein" ; "V ater Rhein in Sage und Dichtung" ; "Götterdämmerung" ; "Richard Wagner und die deutsche Sage" ; "Bühneniestspiele in Bayreuth" ; "Deutsche Volkssagen" ; "Die Tiersage" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - нем. филолог. Главные его труды: "Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen" ; "Nordgermanische Götter- und Heldensagen" ; "Bilder von Niederrhein" ; "Vater Rhein in Sage und Dichtung" ; "Götterdämmerung" ; "Richard Wagner und die deutsche Sage" ; "Bühneniestspiele in Bayreuth" ; "Deutsche Volkssagen" ; "Die Tiersage" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Маргерит Жозефин, французская актриса. С 5-летнего возраста выступала на сцене в детских ролях. В 1801 училась у известной драматической артистки Рокур. В 1802-08, 1813-1818 выступала в театре «Комеди Франсез»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жан Жорж, французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755-57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ЖОРЖ Georges. 1. Галлицизированное мужское русское имя Егор, Георгий. В последнюю субботу Жорж приехал один, и я тогда заметила, что он был очень нежен и часто absent. 1829. Оленина 155...
  • - НЮИ СЕН-ЖОРЖ Возле моего письменного стола, как воспоминание о недавних празднествах всегда аккуратно выстраивались по рангу винные бутылки: нюи-сен-жорж, жевре-шамбертен, кло-вежо <так>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ЖОРЖ, -а, ЖОРЖИК, -а, м. Пижон, франт, модник; сын богатых родителей, неженка, капризный человек. Фр. собств. Georges; ср. уг. «» - мошенник, «ик» - швейцар...

    Словарь русского арго

"Новер Жан Жорж" в книгах

КЮВЬЕ, ЖОРЖ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

КЮВЬЕ, ЖОРЖ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

КЮВЬЕ, ЖОРЖ Жорж Кювье (1769–1832) - выдающаяся фигура в зоологии начала XIX века; будучи реформатором сравнительной анатомии и палеонтологии, он внес неоценимый вклад в развитие теории эволюции. Будущий самый яркий и влиятельный ученый Франции родился в Монбельяре (Эльзас).

Жорж Экоут

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Жорж Экоут Среди молодых писателей очень мало драматургов – я хочу сказать: мало ревностных наблюдателей драмы человеческой жизни, одаренных широкой симпатией, с любовью относящихся ко всем ее проявлениям и формам. Одним волнения простых смертных кажутся

Жорж Сименон

Из книги Тени зазеркалья автора Демидова Алла Сергеевна

Жорж Сименон Жизнь меня сталкивала со многими очень интересными людьми… Но раньше я относилась к ним потребительски, что ли. Я их впитывала, как губка, для себя. И мало задумывалась над их жизнью, трудностями, отношениями…Больше всего в людях меня интересовал талант. И

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК (род. в 1759 г. – ум. в 1794 г.) Один из лидеров Великой французской революции, сторонник якобинцев, занимавший примиренческую позицию по отношению к жирондистам. «Робеспьер? – сказал Дантон. – Да я надену его себе на кончик большого пальца и заставлю

Жорж Сименон

Из книги Заполняя паузу автора Демидова Алла Сергеевна

Жорж Сименон …Я в Швейцарии с группой фильма «Ты и я» режиссера Ларисы Шепитько. В Швейцарии властвует хоккей. Мировой чемпионат. Все говорят только об этом. Но нам и нужен хоккей: эпизод, который мы снимаем, происходит на мировом хоккейном чемпионате.Швейцария. Женевское

I УЛИЦА СЕН-ЖОРЖ

Из книги Жизнь Ренуара автора Перрюшо Анри

I УЛИЦА СЕН-ЖОРЖ Быть художником – это значит не заниматься расчетами, а расти, подобно дереву, которое не подгоняет движение своих соков, но доверчиво противостоит буйным весенним ветрам, не боясь, что лето не наступит. Райнер Мария Рильке У Ренуара сохранились добрые

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК (род в 1759 г. – ум в 1794 г.) Один из лидеров Великой Французской революции, сторонник якобинцев, занимавший примиренческую позицию по отношению к жирондистам.«Робеспьер? – сказал Дантон. – Да я надену его себе на кончик большого пальца и заставлю вертеться

Жорж Санд

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Жорж Санд Настоящее имя - Аманда Аврора Лион Дюпен, в замужестве Дюдеван (род. в 1804 г. - ум. в 1876 г.)Известная французская писательница, автор романов «Индиана» (1832), «Орас» (1842), «Консуэло» (1843) и многих других, в которых создала образы свободных, эмансипированных женщин.

САНД ЖОРЖ

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

САНД ЖОРЖ Настоящее имя - Амандина Люси Аврора Дюпен (род. в 1804 г. - ум. в 1876 г.) Репутация Жорж Санд была скандальной. Она носила мужскую одежду, курила сигары, говорила низким мужским голосом. Сам ее псевдоним был мужским. Считается, что так она боролась за свободу женщин.

Жорж Санд

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Жорж Санд Они усы и бороды носили, - Гремящий трагик, романист, поэт… Но в общем парни - женщинами были; Ведь женственней души французской - нет! Весь мир беспечностью они пленили, Изяществом очаровали свет И с томной красотой соединили Девичьей грусти ливневый

«ЖОРЖ ДАНДЕН»

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

«ЖОРЖ ДАНДЕН» Сезон 1667/68 года (с 15 мая 1667 года до 18 марта 1668-го) не был удачным. Лагранж записывает только, что его пай составил 2608 ливров 13 су, и воздерживается от всяких комментариев. Но можно представить себе, как разочарованы актеры, как они опасаются за будущее. Чтобы их

Бер Жан Жорж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Руо Жорж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Письма, навеянные любовью, письма, навеянные скукой – Жорж Санд и Альфред де Мюссе (предисловие к переписке Жорж Санд и Альфреда де Мюссе, изд. Эрманн, 1985)

Из книги От всей души автора Саган Франсуаза

Письма, навеянные любовью, письма, навеянные скукой – Жорж Санд и Альфред де Мюссе (предисловие к переписке Жорж Санд и Альфреда де Мюссе, изд. Эрманн, 1985) Когда-то славу можно было завоевать в одночасье, будь то на поле брани или на подмостках сцены, сегодня же слава – всего

Для того чтобы прослыть гениальным танцором в первой половине 18 века, требовалось лишь минимальное знание танцевальной техники плюс два-три трюка в придачу. Как такового балета в те времена не существовало, во всяком случае, в качестве самостоятельного вида искусства: поначалу танец служил развлечением высокопоставленных господ при дворе, подаваясь между блюдами, а позднее исполнялся в качестве приложения к оперным перипетиям. Кроме того, элементы балета присутствовали в спектаклях для усиления драматического эффекта. Ситуацию в корне изменил Жан Жорж Новерр, вся творческая жизнь которого представляла собой борьбу с пережитками прошлого: танцовщик, а позднее хореограф, он старался изгнать из балета всё лишнее и постепенно добился своего.

Будущий реформатор родился близ Парижа в 1727 году, и день его рождения, 29 апреля, в наше время ежегодно отмечается как Международный (Всемирный) день танца. Ему прочили карьеру в Парижской опере, но попасть туда молодому танцовщику не удалось, и по протекции учителя Луи Дюпре он дебютировал в другом парижском театре - Комической оперы. Однако и здесь 16-летний Новерр получил отказ, после чего достаточно долго скитался, побывав в Берлине, Страсбурге, Лионе, покуда не вернулся в родной город. И вновь последовала неудача в Парижской опере, зато поступило предложение из Комической оперы, где он, в конце концов, занял место балетмейстера. Работы Новерра не остались незамеченными: оригинальные «Китайские празднества» и подобные произведения были отмечены и публикой, и критиками. И вскоре труппа отправилась на гастроли в Лондон.

Поездка в Англию оказала решающее влияние на формирование творческого мнения хореографа, и особая заслуга в том принадлежала уже пожилому Джону Уиверу, который был переполнен оригинальными идеями, но не находил им применения в местном театре. Молодой француз с жадностью впитывал новые знания, которые так соответствовали его мировоззрению. Несмотря на то, что общение двух балетмейстеров было недолгим, – назревала англо-французская война – его итогом стало рождение нового балета, в котором слова, пение были заменены «говорящими» движениями, призванными передать всю суть и душу постановки.

Дальше были эксперименты. Так как Париж не принял бы нововведений, воплощать творческие замыслы в реальность Новерр стал в провинции, гораздо более терпимой к подобным новшествам. Отказавшись от масок и костюмов, присущих балету тех времён, хореограф сотворил несколько самобытных произведений, где события логически развивались, где все элементы находились во взаимосвязи, а спустя пару лет написал книгу «Письма о танце и балетах», сыгравшую немалую роль в судьбе хореографии, да и в жизни автора. Штутгарт, в котором обосновался Новерр, стал истинной Меккой для балетмейстеров всей Европы, и новое искусство получило право на существование.

Он работал с Глюком, давал уроки танцев Марии-Антуанетте, стал руководителем балета Парижской оперы – те несколько лет его жизни стали триумфальными, однако долго почивать на лаврах не пришлось, ибо публика, воспитанная на водевилях, не желала сложных и непонятных постановок, и Новерр уехал в Англию. Болезни, материальные трудности, произошедший в театре пожар не могли не отразиться на хореографе: он отошёл от дел, вернулся во Францию, и здесь уже лишь наблюдал за тем, как молодые балетмейстеры воплощают в жизнь его идеи, часто превосходя его самые смелые устремления. О том, с чьей подачи началась революция в балетном искусстве, вспоминали нечасто.

Жан Жорж Новерр, которого справедливо называют «отцом современного балета», умер в 1810 году в возрасте 81 года, оставив после себя великое творческое наследие - дав балету путёвку в самостоятельную жизнь.