Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектурные памятники востока. Рельеф и геологическое строение восточно-европейской равнины Новейшая архитектура Поднебесной

Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну? Разумеется, это роскошные мечети, медресе, дворцы, замки, сады, парки и т.д. Знаменитая притягивает к себе внимание миллионов людей со всего мира: фотографы буквально наперегонки пытаются запечатлеть изображение ценных объектов; туристы заранее составляют график посещения достопримечательностей, чтобы успеть увидеть все воочию; историки мечтают постичь новые открытия и разгадать загадки прошлого; а опытные специалисты из области архитектуры пытаются добиться подобного уровня мастерства, изучая строение конструкций, материал отделки, узоры и прочее.

Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Население восхищалось их талантами: чего только стоят египетские пирамиды – до сих пор доподлинно неизвестно о деталях процесса строительства. Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Подобный уровень труднодостижим даже в наши дни – многотонные блоки невозможно передвигать на расстояние без специальной техники, о которой во 2-3 тысячелетиях до нашей эры даже не могли мечтать. Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации.

Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет, и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.

Элементы арабской архитектуры можно встретить и за пределами Востока – в Северной Африке или бывшей мусульманской Испании, к примеру. Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы; светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи; прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города.

Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент. Политическая обстановка на Арабском Востоке вплоть до последних революционных событий знаменита послушным подчинением народа монархии, когда никто и не мог подумать о сопротивлении халифу, падишаху или султану. В связи с этим резиденции и места отдыха должны соответствовать титулу – шикарные жилища украшаются самыми дорогими металлами и камнями. Стоимость дворцов подчас просто неизмерима – раньше она могла превышать все доходы и имущество подданных, ремесленников и купцов.

К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки. Их непростая структура включает в себя компактные лавочки с навесами, которые располагаются в строю длинной улицы.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

1. доисламский период (до 7 в. н.э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;

2. исламский – особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;

3. османский – действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;

4. современный (начало 20 века – нынешнее время) – отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

Кроме того, архитектура сегодняшнего дня приобрела новое консервативное направление – возвращение к истокам, к классическому арабскому стилю, который пережил период расцвета после ниспослания откровений Корана. Это связано и с освободительным движением арабов, желающих создать самостоятельное крепкое государство. С развитием отрасли туризма началась широкомасштабная постройка гостиниц и развлекательных комплексов, к которым привыкло современное европейское население.

Одними из самых известных примеров архитектуры Арабского Востока являются «Масджид аль-Харам» (главная святыня мусульман), «Бурдж-Халифа» (самое высокое здание в мире), мечеть «аль-Азхар», ворота Дамаска, Каирский музей, дворец «Монтаза», мавзолей Зубайды, касба «Айт-Бенхадду» и многие другие. Зачастую архитектурные объекты окружены пышной экзотической растительностью и фонтанами, куда приходят отдохнуть и ощутить присутствие частички природы.

Министерство образования и науки Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории


Архитектура арабского Востока


Студент группы 2-СУЗС-I

Юрченко Артём

Руководитель

канд. ист. наук, доцент

Е.П. Гурьев


Санкт-Петербург 2014

ВВЕДЕНИЕ


Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрал данную тему для детального изучения. Сегодня Восток активно развивается, и я, как будущий строитель, считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.

К VII веку н.э. возникает культура Арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока.

Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения - крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д.

Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц, я и попытаюсь раскрыть в данном реферате.

МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ


Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда(570-632 гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная.

Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. Богато украшенная ниша - михраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар - возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас-Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмета (см. прил. I). Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Или мечеть Омейядов созданная в 705-715 годах в Дамаске, столице Сирии.

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком (см. прил. I). В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.

Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.


ДВОРЦЫ. ДВОРЕЦ АЛЬГАМБРА


Одним из высших художественных воплощений мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль сер. XIII - кон. XIV вв. в эмирате Гранада - Альгамбра (от араб. «аль-Хамра» - Красная). (см. прил. I) Сами дворцовые постройки составляли небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбище и сады. На западном склоне холма расположена его самая старая часть - Алькасаба (от араб. «касба» - крепость). Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров.

В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая по древним подземным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, она пробегает ручейками в специальных желобах, устроенных в мраморных плитах пола и, выходя в сад и в город, наполняет его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений: сталактиты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются исполненные арабески; игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве колонн, полуколонн, арок и карнизов придает интерьеру дворца фантастический облик.

Альгамбра, при всех ее невосполнимых потерях и перестройках, вызывает глубокое изумление. Альгамбра - высшее воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.


МАВЗОЛЕИ


Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них - мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см. прил. I). В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Архитектура мавзолеев отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкций.


ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ


Арабские города, в зависимости от своего расположения, различались как внешним видом, так и внутренним.

Характерной особенностью Южно-арабского города является компактность застройки и высокие дома. В Фустате были пяти-, семи, и даже восьмиэтажные дома, причем первый этаж был, обычно, нежилым. В таких домах жили около двухсот человек.

Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары.

Раскопки в Самаре показали постройки месопотамского дома III/IX в. Дома построены по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или из переулка в просторный двор, спланированный в пропорции 2:3. По короткой стороне двора лежит Т-образный главный зал с небольшими комнатами по углам. В остальной своей части двор окружен рядами прямоугольных жилых и хозяйственных построек. В большинстве домов бывает еще несколько больших смежных дворов с хозяйственными помещениями.

Во всех домах есть канализация, колодцы и бани. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м. В центре высился купол на парусах. Отделка отличалась богатством; в декоре соединились мраморная облицовка и мозаика. Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная рельеф, искуснейшим образом использовался под террасы. Количество помещений доходит в одном доме до пятидесяти. Окна встречаются, они были застеклены большими цветными круглыми стеклами от 20 до 50 см. в диаметре…

В общем, в гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. А в городах улицы прокладывались узкие, делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам больше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

дворец мечеть мавзолей арка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями и обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран. Арабское влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

  • 1. доисламский период (до 7 в. н. э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;
  • 2. исламский - особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;
  • 3. османский - действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;
  • 4. современный (начало 20 века - нынешнее время) - отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек - мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику - фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Замки возводились из камня чаще всего по следующей системе: квадрат мощных стен с башнями, в середине - двор, обстроенный помещениями. Одним из самых значительных был замок Хирбат ал-Марфджар (8 век), включающий помимо жилья мечеть, монументальную баню и другие постройки.

Помещения окружали двор в два этажа и были перекрыты кирпичными сводоми. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м, напоминающий ахеменидскуюападана, но но перекрытый сводами. В центре высился купол на парусах. Отделка отличаласьбогатством; в декоре соединились античные и восточные традиции (коринфские капители, мраморная облицовка, мозайка и т. п.)

Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети. Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа. Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

В последующих столетиях в арабских странах ведущими типами минаретов становятся тонкая, столпообразная, кверху скругляющаяся и суживающаяся вертикаль.

В арабских странах широкий размах приобрело строительство инженерных сооружений, особенно гидротехнических. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр - 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.

Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). От Сасанидов арабы восприняли композицию центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Подобный прием использовался ими для культовых построек - мечетей и мавзолеев. Купол своим основанием опирался на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях последнего.

Заметим сразу, что формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применявшихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась здесь и многолопастная зубчатая.

Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).

Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) ; мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба - ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.

Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.

В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.


Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города. В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но - с закромами. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Архитектура Древней Персии (VI - IV вв. до н. э.)

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья. В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю. Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи. Укрепленная резиденция, которую начал строить в 520 г. до н. э. Дарий I, получила название Персеполь. Здесь был политический центр империи. Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей. Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня. Империя держалась на силе, процветала благодаря планомерному грабежу покоренных народов, не затрагивая их обычаев, культов, социального устройства. В 331 г. до н. э молодой македонский царь Александр двинул свои армии в Переднюю Азию, Персидская армия, не получившая поддержки внутри империи, откатывалась назад и вскоре была разбита. Обширное персидское царство становится частью империи Александра Македонского.

Архитектура Древнего Египта

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки. Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса. Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы. Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити. Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы. Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Древняя Индия

Архитектура народов, населявших в древние времена земли Индии, Восточного и Западного Пакистана и Непала, имеет общие черты. Индийское искусство развивалось в соответствии с законами, зафиксированными в древнем писании - Ведах. Уже в конце первой половины второго тысячелетия до н. э. начинается проникновение в Индию с Иранского плоскогорья племен ариев, которые приносят с собой новый язык, новые культурные формы. Именно в этот период зарождаются ключевые элементы индийской культуры. Искусство Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза - архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место. Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Архитектура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость: дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII-XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости. Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени.

Архитектура Древней Японии

Япония - это древнее государство, история которого начинается с неолита, существовавшего здесь, видимо, уже в V-IV тысячелетии до нашей эры. Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа – синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте. Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII-XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.